Интеллектуальная игра по органической химии в 10 классе
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Цели: углубить знания учащихся по органической химии, повысить интерес к предмету; развивать навыки работы с дополнительной литературой.
Примечание: участвуют 5 команд по 5-6 человек.
Ход игры
1 конкурс. Занимательная викторина
Вопросы задает ведущий игры, каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
- Почему мороженый картофель имеет сладкий вкус?
(На морозе крахмал, образовавшийся в картофеле в результате фотосинтеза, превращается в сахар.)
- Какой спирт вызывает гибель зрительного нерва и повреждает сетчатку глаза? (Метанол.)
- Как называется гексоза, содержащаяся в молоке? (Лактоза.)
- Как называется природный полимер, содержащийся в рисе, картофеле, кукурузе? (Крахмал.)
- Почему крапива жжется? (В листьях и стеблях крапивы содержится муравьиная кислота, которая и вызывает ожог.)
- Какой углеводород называется так же, как и одно из государств? (Бутан.)
- Как называется физический процесс разделения нефти на фракции? (Перегонка.)
- Назовите заменитель сахара для диабетиков, полученный из глюкозы. (Сорбит.)
- Какой спирт хорошо смягчает кожу рук? (Глицерин.)
- Назовите фамилию ученого, впервые получившего циклическую формулу бензола. (Кекуле.)
- Назовите фамилию русского химика-органика и по совместительству композитора. (Бородин.)
- Его изобрели как дорогой упаковочный материал, а сегодня он стал чуть ли не главным мусором планеты. (Целлофан.)
2 конкурс. «Головоломка»
Каждой команде предлагается «головоломка». Среди буквенной неразберихи нужно найти (сверху вниз, слева направо и по диагонали) за 5 минут как можно больше слов, относящихся к теме «Предельные углеводороды». За каждое найденное слово выставляется по 0,5 балла.
3 конкурс. Викторина «Закончи фразу»Ответы: алканы, радикал, метил, фреон, разложение, сажа, хлорметан, замещение, метан, одинарная, парафины, горение, бутан, гомология.
Командам дается по 1 баллу за каждую законченную фразу. Задания даются командам поочередно.
- Углерод в органических соединениях имеет валентность, равную ...(4)
- Углеводороды, в молекулах которых две двойные связи, называются ...(алкадиены)
- сигма-связь, по сравнению с л-связью, более ...(прочная)
- Для непредельных углеводородов наиболее характерны реакции ...(Присоединения)
- Многократно повторяющаяся в структуре полимера группировка атомов называется ...(Мономер)
- Число структурных звеньев в молекуле полимера называют ... (Степень полимеризации)
- Реакция, в результате которой происходит отщепление воды, - это ...Дегидратация)
- Реакция отщепления водорода называется ...(Дегидрирование)
- Для большинства органических веществ характерны реакции ...(Горения)
- Для ароматических углеводородов характерны реакции ...(Замещения и присоединения)
4 конкурс. Ваятели
Участвуют 2 человека от каждой команды. Им выдаются пластилин и спички. Задание: слепить модели органических веществ, которые предложены членами соревнующихся команд. Жюри оценивает каждую модель по 3-бальной системе.
5 конкурс. Органические шарады
По 1 баллу за каждую разгаданную шараду.
- Возьми ты греческое «два»
И добавляй к нему слова.
Два газа ты соедини
И растворитель получи. (Дихлорэтан.)
- То, что в облаке сгустится,
Да балканская столица,
Меж собой соединясь,
Образуют целый класс. (Парафины.)
- Слог мой первый метлой выметают,
Слогом вторым информатор считает.
В целом, скажу, дорогие друзья,
Для многих больных вместо сахара я. (Сорбит.)
- Нота плюс женское имя,
В целом напишем ... (Резина.)
- Первый мой слог означает крушение.
Крохотен слог мой второй.
Рождаюсь лишь только в зеленых растеньях.
Подумайте, кто я такой. (Крахмал.)
- Напиши, как зовут великана из сказки,
А рядом - названье реки.
Букву поставь между ними для связки - Диена названье прочти. (Дивинил.)
6 конкурс. «Органический чайнворд»
На выполнение данного задания дается 5 минут. За каждое угаданное слово - 1 балл. Если же чайнворд будет отгадан весь, то 20 баллов.
7 конкурс. «Заморочки из бочки»
Заранее готовим несколько интересных заданий, которые написаны на листах бумаги и заклеены так, чтобы невозможно было прочитать. Весь материал ведущий прячет в «бочку» (какую-нибудь коробку). Поочередно достаем по «заморочке», зачитываем вслух. Отвечает тот, кто первым догадался, о чем идет речь.
Первая заморочка : «Чем обуславливается запах вещества?»
Ответ: Под «душистыми» обычно понимают приятно пахнущие органические вещества. Вещества, которые просто пахнут, называют пахучими. С химической точки зрения, разницы между ними нет. Душистые вещества, как правило, содержат одну из так называемых функциональных групп: карбинольную, карбонильную, сложноэфирную. Сильный запах обусловливают альдегиды и спирты, содержащие 4-8 атомов углерода в молекуле. Согласно химической теории запаха, существует семь первичных основных запахов. Каждый их этих запахов может вызываться химическими веществами, чьи молекулы имеют строго определенную для каждой группы структуру.
Вторая заморочка : «Одна народная легенда рассказывает, как старый больной человек надел волшебную рубашку и стал молодым и здоровым. Эта легенда стала, в какой степени, былью в наши дни. Как называется такая ткань и в чем секрет ее лечебного действия?»
Ответ: Ткань сделана из хлорина. Исходное сырье - ацетилен. Из него получают хлористый винил, затем смолу поливинилхлорид. А уже из смолы формуют нить из ацетонового раствора. От трения трикотажа из хлоринового волокна о кожу возникает статическое электричество. Становясь источником отрицательно заряженных ионов, белье действует на нервные окончания и снимает болевые ощущения.
Третья заморочка : «Какова перспектива использования нефти в качестве основы для получения белка?»
Ответ: Это происходит с помощью микроорганизмов. Так получают кормовые дрожжи, витамины и кормовые белки. Впервые в 1952 г. немецкий биолог Феликс Жуст получил новую культуру дрожжевых грибков, под действием которых углеводы нефти превращались в белки. Это вдохновило ученых на синтез белковых молекул, содержащих незаменимые аминокислоты. Наилучшим питанием для микроорганизмов являются фракции нефти между керосином и смазочным маслом. Белки, полученные таким путем, почти не отличаются от белков, синтезированных животными и растениями.
Четвертая заморочка : «Одним из достижений прошлого века называют кремнийорганические соединения. Как они называются и где применяются?»
Ответ: Это полиорганосилоксаны или силиконы. Их отличительной особенностью является стойкость при высоких и низких температурах, диэлектрические свойства и большая эластичность. Они не подвергаются действию даже самых агрессивных реагентов, микроорганизмов, атмосферным влияниям, плесени грибков. Их используют для приготовления медицинских приборов, трубок, пробок; на их основе делают лаки, краски, смазки, эмали, клей. Применяют в области электроники, радио и приборостроения.
Пока жюри подводит окончательный итог, можно посмотреть опыт.
Опыт «Несгораемый платок». Платок сначала смочить в воде, а потом в спирте. Поджечь. Будет гореть спирт, а не платок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интеллектуальная игра по органической химии в 10 классе | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра по органической химии в 10 классе
Игра с мультимедийным сопровождением
Цели: углубить знания учащихся по органической химии, повысить интерес к предмету; развивать навыки работы с дополнительной литературой.
Примечание: участвуют 5 команд по 5-6 человек.
Ход игры
1 конкурс. Занимательная викторина
Вопросы задает ведущий игры, каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
- Почему мороженый картофель имеет сладкий вкус?
(На морозе крахмал, образовавшийся в картофеле в результате фотосинтеза, превращается в сахар.)
- Какой спирт вызывает гибель зрительного нерва и повреждает сетчатку глаза? (Метанол.)
- Как называется гексоза, содержащаяся в молоке? (Лактоза.)
- Как называется природный полимер, содержащийся в рисе, картофеле, кукурузе? (Крахмал.)
- Почему крапива жжется? (В листьях и стеблях крапивы содержится муравьиная кислота, которая и вызывает ожог.)
- Какой углеводород называется так же, как и одно из государств? (Бутан.)
- Как называется физический процесс разделения нефти на фракции? (Перегонка.)
- Назовите заменитель сахара для диабетиков, полученный из глюкозы. (Сорбит.)
- Какой спирт хорошо смягчает кожу рук? (Глицерин.)
- Назовите фамилию ученого, впервые получившего циклическую формулу бензола. (Кекуле.)
- Назовите фамилию русского химика-органика и по совместительству композитора. (Бородин.)
- Его изобрели как дорогой упаковочный материал, а сегодня он стал чуть ли не главным мусором планеты. (Целлофан.)
2 конкурс. «Головоломка»
Каждой команде предлагается «головоломка». Среди буквенной неразберихи нужно найти (сверху вниз, слева направо и по диагонали) за 5 минут как можно больше слов, относящихся к теме «Предельные углеводороды». За каждое найденное слово выставляется по 0,5 балла.
Ответы: алканы, радикал, метил, фреон, разложение, сажа, хлорметан, замещение, метан, одинарная, парафины, горение, бутан, гомология.
3 конкурс. Викторина «Закончи фразу»
Командам дается по 1 баллу за каждую законченную фразу. Задания даются командам поочередно.
- Углерод в органических соединениях имеет валентность, равную ...(4)
- Углеводороды, в молекулах которых две двойные связи, называются ...(алкадиены)
- сигма-связь, по сравнению с л-связью, более ...(прочная)
- Для непредельных углеводородов наиболее характерны реакции ...(Присоединения)
- Многократно повторяющаяся в структуре полимера группировка атомов называется ...(Мономер)
- Число структурных звеньев в молекуле полимера называют ... (Степень полимеризации)
- Реакция, в результате которой происходит отщепление воды, - это ...Дегидратация)
- Реакция отщепления водорода называется ...(Дегидрирование)
- Для большинства органических веществ характерны реакции ...(Горения)
- Для ароматических углеводородов характерны реакции ...(Замещения и присоединения)
4 конкурс. Ваятели
Участвуют 2 человека от каждой команды. Им выдаются пластилин и спички. Задание: слепить модели органических веществ, которые предложены членами соревнующихся команд. Жюри оценивает каждую модель по 3-бальной системе.
5 конкурс. Органические шарады
По 1 баллу за каждую разгаданную шараду.
- Возьми ты греческое «два»
И добавляй к нему слова.
Два газа ты соедини
И растворитель получи. (Дихлорэтан.)
- То, что в облаке сгустится,
Да балканская столица,
Меж собой соединясь,
Образуют целый класс. (Парафины.)
- Слог мой первый метлой выметают,
Слогом вторым информатор считает.
В целом, скажу, дорогие друзья,
Для многих больных вместо сахара я. (Сорбит.)
- Нота плюс женское имя,
В целом напишем ... (Резина.)
- Первый мой слог означает крушение.
Крохотен слог мой второй.
Рождаюсь лишь только в зеленых растеньях.
Подумайте, кто я такой. (Крахмал.)
- Напиши, как зовут великана из сказки,
А рядом - названье реки.
Букву поставь между ними для связки - Диена названье прочти. (Дивинил.)
6 конкурс. «Органический чайнворд»
На выполнение данного задания дается 5 минут. За каждое угаданное слово - 1 балл. Если же чайнворд будет отгадан весь, то 20 баллов.
1.Одноатомный спирт. 2. Нефтепродукт. 3. Производное бензола. 4. Полиэфирное волокно. 5. Функциональная группу. 6. Соединение, содержащее карбонильную группу. 7. Галогенопроизводное одного из простейших углеводородов. 8. Система названий органических веществ. 9. Ископаемый уголь высшего качества.
10. Геометрический образ метана. 11. Неустойчивая частица вещества с неспаренными электронами. 12. Молочный сахар. 13. Радикал. 14. Диаминомокапроновая кислота. 15. Сок, выделяемый цветками. 16. Ароматизация нефтепродуктов с целью повышения качества их октанового числа. 17. Реакция присоединения водорода.
Ключ: 1. Этанол. 2. Лигроин. 3. Нитробензол. 4. Лавсан. 5. Нитрогруппа. 6. Альдегид. 7. Дихлорэтан. 8. Номенклатура. 9. Антрацит. 10. Тетраэдр. 11. Радикал. 12. Лактоза. 13. Амил. 14. Лизин. 15. Нектар. 16. Риформинг. 17. Гидрирование.
7 конкурс. «Заморочки из бочки»
Заранее готовим несколько интересных заданий, которые написаны на листах бумаги и заклеены так, чтобы невозможно было прочитать. Весь материал ведущий прячет в «бочку» (какую-нибудь коробку). Поочередно достаем по «заморочке», зачитываем вслух. Отвечает тот, кто первым догадался, о чем идет речь.
Первая заморочка : «Чем обуславливается запах вещества?»
Ответ: Под «душистыми» обычно понимают приятно пахнущие органические вещества. Вещества, которые просто пахнут, называют пахучими. С химической точки зрения, разницы между ними нет. Душистые вещества, как правило, содержат одну из так называемых функциональных групп: карбинольную, карбонильную, сложноэфирную. Сильный запах обусловливают альдегиды и спирты, содержащие 4-8 атомов углерода в молекуле. Согласно химической теории запаха, существует семь первичных основных запахов. Каждый их этих запахов может вызываться химическими веществами, чьи молекулы имеют строго определенную для каждой группы структуру.
Вторая заморочка : «Одна народная легенда рассказывает, как старый больной человек надел волшебную рубашку и стал молодым и здоровым. Эта легенда стала, в какой степени, былью в наши дни. Как называется такая ткань и в чем секрет ее лечебного действия?»
Ответ: Ткань сделана из хлорина. Исходное сырье - ацетилен. Из него получают хлористый винил, затем смолу поливинилхлорид. А уже из смолы формуют нить из ацетонового раствора. От трения трикотажа из хлоринового волокна о кожу возникает статическое электричество. Становясь источником отрицательно заряженных ионов, белье действует на нервные окончания и снимает болевые ощущения.
Третья заморочка : «Какова перспектива использования нефти в качестве основы для получения белка?»
Ответ: Это происходит с помощью микроорганизмов. Так получают кормовые дрожжи, витамины и кормовые белки. Впервые в 1952 г. немецкий биолог Феликс Жуст получил новую культуру дрожжевых грибков, под действием которых углеводы нефти превращались в белки. Это вдохновило ученых на синтез белковых молекул, содержащих незаменимые аминокислоты. Наилучшим питанием для микроорганизмов являются фракции нефти между керосином и смазочным маслом. Белки, полученные таким путем, почти не отличаются от белков, синтезированных животными и растениями.
Четвертая заморочка : «Одним из достижений прошлого века называют кремнийорганические соединения. Как они называются и где применяются?»
Ответ: Это полиорганосилоксаны или силиконы. Их отличительной особенностью является стойкость при высоких и низких температурах, диэлектрические свойства и большая эластичность. Они не подвергаются действию даже самых агрессивных реагентов, микроорганизмов, атмосферным влияниям, плесени грибков. Их используют для приготовления медицинских приборов, трубок, пробок; на их основе делают лаки, краски, смазки, эмали, клей. Применяют в области электроники, радио и приборостроения.
Пока жюри подводит окончательный итог, можно посмотреть опыт.
Опыт «Несгораемый платок». Платок сначала смочить в воде, а потом в спирте. Поджечь. Будет гореть спирт, а не платок.
Литература и Интернет-ресурсы
- Байкова В.М. Химия после уроков. - Петрозаводск: Карелия, 2000.
- Бочарова С.В. Занимательные материалы по химии. 10 класс. - Волгоград: Корифей, 2010.
- Гаврусейко Н.П., Дебалтовская Р.И. Химические викторины. - Минск: Народная асвета, 1997.
- Ольгин О. Опыты без взрывов. - М.: Химия, 2000.
- Рогожников С.И. Все о химических элементах. - СПб.: Химия, 1996.
- www.encyclopedia.ru
- www.school-sector.relarm.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной интеллектуальной игры по биологии,химии и географии "Водный мир" 6-10 классы.-
Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" охватывает большой круг химических и географических знаний о воде. Мероприятие носит научно - познавательный характер....
Лекция по органической химии 11 класс : Теория органического строения. Алканы, циклоал-каны.
Лекционный материал по органической химии: Теория органического строения. Алканы, циклоалканы....
Игра-расследование по теме "Обобщение знаний о спиртах, альдегидах и карбоновых кислотах" (Органическая химия, 10 класс)
Игровые цели:1. Учащиеся должны расшифровать схему превращения веществ, используя свои знания о спиртах, альдегидах и кислотах; а также - умения решать задачи на вывод формул органических вещест...
Интеллекутальная игра по органической химии "Загадки химии углерода"
Предметная область: Органическая химияУчастники: студенты 1 курса образовательных учреждений среднего профессионального образования, учащиеся 10 класса.Цель: обобщение знаний обучающихся по орга...
зачет Строение и классификация органических соединений. Химические реакции в органической химии 10 класс
зачет Строение и классификация органических соединений. Химические реакции в органической химии 10 класс...
Презентация по химии на тему: "Предмет органической химии" (9 класс)
Презентация по химии на тему: "Предмет органической химии" (9 класс)...
Внеклассное мероприятие по химии Интеллектуальная – игра «ХимикУм» для учащихся 8 классов
Цель: расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через занимательные опыты, викторину, загадки, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей уча...