Роль учебных личностно-смысловых ситуаций на современном уроке химии
статья по химии на тему

Вольковская Марина Станиславовна

Выступление на  I межмуниципальной научно-практической конференции "ФГОС - инновационный ресурс развития образования" по теме "Роль учебных личностно-смысловых ситуаций на современном уроке химии":

Чтобы у обучающегося появилась личностная мотивация, образовательная среда должна ее актуализировать. А для этого необходимо поставить школьника в условия, когда он вынужден проявлять себя как личность - высказывать свое мнение, делать выбор, принимать решения. И тогда содержание образования  вызовет личностную активность ученика. Под такими условиями понимается учебная ситуация.

Учебная ситуация может планироваться и целенаправленно создаваться учителем, а может возникать и не будучи заранее спланированной. Мастерство учителя здесь состоит в том, чтобы складывающуюся ситуацию взаимодействия представить и использовать как учебную...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedchteniya.docx371.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

Роль учебных личностно-смысловых ситуаций

на современном уроке химии.

Подготовила: Вольковская М.С.

                                                                                                                         учитель химии

г.Братск, 2013г

Современная система образования в связи с переходом на ФГОС нового поколения в настоящее время находится в переходной стадии своего развития от знаниевой к личностной парадигме. Педагогическая деятельность в значительной степени меняет свои функции и приоритеты, изменяются цели, предметная сфера и технологии обучения. Основной и ответственной задачей школы является: раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ему проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно ориентированного обучения в современной школе. Цель такого обучения - создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов (И.С. Якиманская).

Ориентация на эту цель требует пересмотра содержания образования. Содержанием образования должны стать не только предметные знания и умения, не только способы решения типовых предметных задач, но и способы, механизмы самоизменения, саморазвития учащихся, компетентности в различных видах деятельности (универсальные учебные действия).

Чтобы у обучающегося появилась личностная мотивация, образовательная среда должна ее актуализировать. А для этого необходимо поставить школьника в условия, когда он вынужден проявлять себя как личность - высказывать свое мнение, делать выбор, принимать решения. И тогда содержание образования  вызовет личностную активность ученика. Под такими условиями понимается учебная ситуация.

Учебная ситуация может планироваться и целенаправленно создаваться учителем, а может возникать и не будучи заранее спланированной. Мастерство учителя здесь состоит в том, чтобы складывающуюся ситуацию взаимодействия представить и использовать как учебную.

В настоящее время сущность понятия «учебная ситуация»находится в процессе изучения. В современных исследованиях указывается на необходимость создания на уроке личностно-ориентированных ситуаций - таких учебных ситуаций, в которых востребуются проявления личностной позиции (личностных функций) обучаемого. Личностными функциями являются рефлексия, избирательность, смыслоопределение, самореализация, социальная ответственность. Отличительной особенностью личностно ориентированного современного урока, соответствующего требованиям ФГОС является целенаправленное создание на нем учителем учебных ситуаций.

Учебная ситуация для педагога - это дидактическое средство (инструмент), которое обеспечивает личностно ориентированную направленность урока:

а) Свободное выражение творческих сил;

б) Актуализация личностного потенциала ученика, сил его саморазвития (дать возможность проявиться как личности);

в) Стимулирование проявления личности ее функций в учебном процессе (деятельность, рефлексия).

Правильно созданная учебная ситуация оказывает влияние на формирование положительного отношения учащихся к изучению предмета, на осознание школьником личностной значимости этого предмета, что в свою очередь позитивно влияет на формирование познавательного интереса к учению.

Типология учебных ситуаций:

  • Ситуация – проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения).
  • Ситуация – иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа ее решения).
  • Ситуация – оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить свое адекватное решение.
  • Ситуация – тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг можно проводить как по описанию ситуации, так и по ее решению).

От учителя требуется умение конструировать личностно-развивающую ситуацию. Для этого, необходимо учитывать два аспекта учебного взаимодействия:

- содержательный, согласно которому элементы содержания образования представляются в виде разноуровневых личностно ориентированных задач;

- процессуальный, когда усвоение содержания осуществляется в условиях либо диалога, направленного на обеспечение субъектно смыслового общения, либо игры, предусматривающей имитацию социально ролевых и пространственно-временных условий.

Учебный диалог – это пример личностно ориентированного учебного процесса, показатель перехода на личностно-смысловой уровень. Эффективность диалогического общения зависит от:

- включения в содержание урока проблем, непосредственно связанных с жизнью самих учащихся.

- равноправного, партнерского общения субъектов диалога;

- соотношения содержания, способа, ритма, характера общения с различными особенностями восприятия и реагирования участников диалога;

- готовности педагога к диалогу как обмену смыслами;

- выбора учителем оптимального варианта проблемно-поискового стиля педагогического общения;

- готовности учеников к диалогу, умения актуализировать накопленные ими жизненный и познавательный опыт.

Игра как имитация - способ достижения свободного творческого состояния ее участников, когда познавательные действия включаются в смысл личностно-значимой ситуации.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действия.

Игровые моменты на уроках химии:

  • лабиринты
  •  ребусы
  •  кроссворды
  •  загадки (шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы)
  •  «крестики-нолики»
  •  «третий лишний»
  •  «найти родственников»
  •  «лото» и др.

Мы все эти моменты используем, и в рамках ФГОС это также находит свое применение.

Таким образом, основными признаками учебной ситуации являются:

1. Постановка проблемы через развитие познавательной активности, затем вызов интереса к проблеме, при этом поощрение и стимулирование инициативы учащихся.

2. Обращение к мнению детей, к имеющимся у них знаниям и опыту. Поощрение самостоятельности в выводах.

3. Звучание разных точек зрения учеников (варианты ответов не оценивать, в речи будут звучать их ценности).

4. Толерантность (умение принимать различные точки зрения) учителя и учащихся.

5. Обращение учителя и учащихся к своему субъектному опыту.

6. Обеспечение учителем условий для познания учеником самого себя (самопознание), самопринятия.

7. Предоставление учащимся разных возможностей для самоутверждения (Например, выступить с сообщением, выполнить творческую работу и др.).

8. Обеспечение условий каждому ученику, с тем, чтобы он мог почувствовать свою значимость и реализовать свой личностный потенциал.

Предлагаю несколько примеров создания личностно-ориентированных ситуаций на уроках химии.

Урок в 7 классе по теме «ПСХЭ Д.И. Менделеева».

Вариант 1.Ситуация «Экскурсия в страну химических элементов».

Учитель: Скажите, мы с вами в какой стране живем? (Россия).

В нашей стране есть разные города, а в городах улицы и т.д. И у каждого жителя есть свой почтовый адрес. Например, Катя живет на ул. Мира, д. 38, кв. 10, а Маша на ул. Курчатова, д. 56, кв. 60.

Сегодня на уроке я хочу побыть экскурсоводом и познакомить вас с одной большой страной, где жителями являются химические элементы, проживающие по определенным адресам.

Как вы думаете, как называется эта страна? (ПСХЭ Д.И. Менделеева).

Что мы должны узнать об этой стране? (какие там есть города, улицы, дома).

Итак, начнем нашу экскурсию.

Вариант 2 (для детей с более низкой работоспособностью).Ситуация «Письмо химическому элементу».

Учитель: Давайте представим, что нам нужно написать письмо химическому элементу, например алюминию. Что мы для этого должны знать? (его адрес).

Сегодня мы будем знакомиться с адресами химических элементов.

Вариант 3 (или на следующем уроке).Ситуация «Мы сегодня почтальоны».

Учитель: Ребята, сегодня вы пришли не в простой кабинет химии, а на химическую почту, где вам предстоит поработать почтальонами. У нас есть посылка от гражданина магния, который, к сожалению, не указал свой почтовый адрес, гражданину азоту из города ПСХЭ. Больше сведений об этом гражданине азоте у нас нет. Итак, перед нами нелегкая задача: определить адреса этих граждан и доставить посылку.

(Можно внести соревновательный момент)

Урок – обобщение в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений»

Ситуация «Многообразие химических веществ».

Учитель: Посмотрите ребята, у меня на демонстрационном столе стоит много разных склянок. Что находится внутри каждой склянки?

Ученики:  Химическое вещество.

Учитель: Мы с вами знаем, что по правилам техники безопасности каждая склянка должна быть подписана. Обратите внимание на этикетки склянок. Какой вывод мы можем сделать? Можно ли эти вещества каким-то образом рассортировать?

Ученики: Вещества относятся к разным классам неорганических веществ, мы можем, глядя на химическую формулу на этикетках распределить их на классы.

Учитель:  Сколько классов веществ мы должны получить? Какие?

Ученики:  4; оксиды, основания, кислоты, соли.

Учитель:  Следовательно, какая будет тема сегодняшнего урока?

Ученики:  «Основные классы неорганических веществ».

Учитель: Мы уже изучили каждый класс веществ по отдельности. Что мы должны сделать на уроке сегодня?

Ученики: Обобщить знания обо всех четырёх классах неорганических веществ.

Учитель: Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы достичь поставленной цели?

Ученики:

  • Что такое оксиды, основания, кислоты, соли?
  • Какие они бывают?
  • Как правильно давать названия веществам разных классов?
  • Как составлять химические формулы веществ?
  • Как можно распознать вещества разных классов?

Учитель: Работать мы сегодня будем в группах. У каждой группы свои задания.

Урок в 8 классе по теме «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений».

Ситуация «Всеобщий закон природы».

Учитель: Какие вещества нас окружают в повседневной жизни? (простые и сложные).

Какие простые вещества вам известны? (металлы и неметаллы).

Какие сложные вещества вы знаете? (оксиды, основания, кислоты, соли).

Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Я предлагаю вам подтвердить или опровергнуть его.
Вам даны вещества: ВaO, CO
, P , NaCl, H3PO4 ,SO3, Вa(OH)2, NaOH, Ca3(PO4)2,, H2SO4, ВаSO4 , Вa, P2O5.
1. Из веществ, формулы которых предложены, выберите те, которые можно объединить в две группы.
Остановимся на том варианте, где учащиеся увидят формулы веществ, содержащих один и тот же элемент.
2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:
BaBaOBa(OH)
ВаSO4
P P
2OH3POCa3(PO4)2
Учитель: В каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ba и P, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству). 
Учитель: Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т.д ? 
Ученик : Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.
Вопрос: А что является носителем наследственной информации?
Ученик: Ген. 
Учитель: Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи?
Ученик: Ва и Р 
Учитель: Поэтому цепи или ряды называются генетическими.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Тема нашего урока: 
«Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» 

Урок в 9 классе по теме «Коррозия металлов и способы борьбы с ней».

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему новые металлические изделия покрыты смазкой, лаком или обернуты промасленной бумагой? (ответы учащихся).

В домашней мастерской всегда много инструментов, запчастей и материалов, которые изготовлены из металлов и их сплавов. Но вот беда: при хранении металлические изделия подвергаются коррозии. Сегодня я предлагаю вам узнать, какие химические процессы могут происходить с инструментами при неправильном хранении и  указать условия хранения металлических изделий, чтобы срок их службы был как можно дольше.

Урок в 9 классе по теме «Азот».

Учитель. Сегодня мы будем изучать химический элемент, с которым связан не один «парадокс».

Про него говорят «безжизненный», и в то же время без него нет жизни. Его называют «источником танталовых мук человечества», элементом трагедий, войн и катастроф. Как вы думаете, какой это элемент? Этот элемент – азот.

Давайте проведем исследование и вынесем свое заключение, каков этот элемент? Полезен он или вреден? Какова природа противоречий, его окружающих? Ответить на эти вопросы нам поможет план-схема на доске (схема 1).

http://him.1september.ru/2009/14/18-1.jpg

Какова будет цель нашего урока? (ответы учащихся).

Итак, наша цель: дать характеристику азоту, как химическому элементу и как простому веществу. Работать будем в группах, каждая группа получает свое задание.

Г р у п п а I. История открытия элемента азота. Происхождение названия. Применение азота.

Г р у п п а II. Нахождение азота в природе.

Г р у п п а III. Строение атома. Степени окисления.

Г р у п п а IV. Вид химической связи простого вещества азота. Физические свойства.

Г р у п п а V. Химические свойства азота. Получение азота.

Урок в 9 классе по теме «Оксиды азота».
1.Организационный момент.
2. Проверка знаний. Фронтальная беседа по вопросам:
1. С каким химическим элементом и простым веществом вы сейчас знакомитесь?
2. Какие соединения этого элемента вы уже изучили?
3. С каким из этих соединений вы часто сталкиваетесь в жизни?
4. Для каких целей его используем и на каких свойствах этого вещества оно основано?
5. Найдите в лаборатории водный раствор аммиака. Понюхайте, соблюдая правила техники безопасности. Объясните отсутствие запаха.
3.Мотивационный этап.
Демонстрация слайдов о кислотных дождях.
http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_5/4/d-3881/3881_html_75f57a51.png


http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_5/4/d-3881/3881_html_m4335fcd6.png








http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_5/4/d-3881/3881_html_39c24c52.pnghttp://uch.znate.ru/tw_files2/urls_5/4/d-3881/3881_html_3e308bb3.pnghttp://uch.znate.ru/tw_files2/urls_5/4/d-3881/3881_html_m2030173.png

1.Как вы думаете, под какое явление попали Маня и Саня?
2. Давайте создадим модель образования кислотных дождей.
3. Работа с моделью
4.Чтобы помочь ребятам, что необходимо изучить?

Заслушиваются ответы учащихся, определяются цели урока.

Урок в 9 классе по теме «Фосфор».

Учитель: Урок начнем с кадров из фильма «Собака Баскервиллей», по одноименному произведению КонанДойля из серии приключения Шерлока Холмса.
 (кадр из фильма с бегущей собакой) СОБАКА 1.  
  - Почему, светится маска на морде чудовища? (обсуждение)
  (Учащиеся однозначно говорят, что это фосфор)
  (продолжение кадров из фильма) СОБАКА 2.  
- Также думал и Шерлок Холмс, главный герой сериала.

 - Давайте выясним, что нам уже известно о фосфоре?

 « ВЕРНО - НЕВЕРНО»  

( ПО ОДНОМУ УТВЕРЖДЕНИЮ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПРОГОЛОСОВАТЬ КАРТОЧКАМИ:КРАСНЫЕ – неверные утверждения, ЗЕЛЕНЫЕ – с утверждением согласен).

 ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ.

  • Фосфор входит в состав костей человека
  • Фосфор в переводе с греческого, означает «светоносный»
  • 0,1 г фосфора убивает человека
  • Фосфор химически активен, взаимодействует с металлами и неметаллами
  • Чудовище светилось голубоватым пламенем – это фосфор.
  • Фосфор применяется в производстве красок.

(Как правило, на данном этапе возникают разногласия)

- Кто из вас был прав, а кто ошибался, мы выясним к концу урока.

- К этим утверждениям мы вернемся еще раз. А сейчас вспомним, что знаем и постараемся узнать новое.

Урок в 9 классе по теме «Минеральные удобрения».

При изучении данной темы нет смысла просто рассказывать о минеральных удобрениях. Надо сформулировать проблему, обрисовав ситуацию, например:

  1. Женщинам часто дарят цветы.
  2. Вы подарите розу, имеющую маленький, невзрачный бутон и короткий стебель? А что же надо сделать, чтобы и бутон, и стебель имели иной вид?

Или

  1. Мы все засаживаем большие огороды.
  2. А что урожайность, такая же большая? Как сделать, чтобы она повысилась?

А давайте-ка заглянем в учебник химии и прочитаем предложенную автором информацию. Какой же можно сделать вывод?

Следующий урок направлен на поиск ответа для разрешения ситуации: все так просто, добавил удобрения и все? Это все без участия корневой системы? А какой должна быть почва, чтобы хорошо развивалась корневая система растения? А все ли минеральные удобрения можно вносить на любой вид почв? Что будет, если в кислую почву добавить кислые удобрения?

На данном уроке также прослеживаются межпредметные связи с предметом биология.

Надеюсь, что данные примеры окажутся для вас полезными, и свое выступление хочу закончить словами: у каждого учителя химии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир химии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль среды в протекании окислительно-восстановительных реакций» урок химии в 11 классе

Материал этого урока рассчитан на учащихся профильных классов биолого-химического направления. Также он может быть полезен тем учащимся, которые выбрали экзамен по химии. Многие окислительно – восстан...

Современный урок химии в 10 классе

Пояснительная записка Одной  из  центральных  задач  реформы  школы является коренное улучшения качества образования и воспитания подрастающего поколения. Выполнение этой...

Современный урок химии в рамках ФГОС

Выступление на педсовете...

Современный урок химии в рамках ФГОС

Выступление на педсовете...

Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Мастер – класс по химии «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

 ознакомить (обзорно) коллег с основными принципами системы развивающего обучения  продемонстрировать эффективность технологии развивающего обучения на примере урока в 10 классе «Общая характери...