«Роль среды в протекании окислительно-восстановительных реакций» урок химии в 11 классе
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме
Материал этого урока рассчитан на учащихся профильных классов биолого-химического направления. Также он может быть полезен тем учащимся, которые выбрали экзамен по химии. Многие окислительно – восстановительные реакции рассматриваются в школьном курсе химии, но недостаточно полно. Данная тема вызывает определённые трудности у учащихся, но она очень важна при подготовке к ЕГЭ, так как несколько лет подряд окислительно-восстановительные реакции включаются в задания части С.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Роль среды в протекании О.В.Р.» 11 класс
Цель урока: закрепить метод полуреакций.
Оборудование: на каждом ученическом столе карточки-задания и карточки-ответы, алгоритм составления баланса, схема восстановления перманганата калия в разных средах, баланс кислорода, растворы КМnО4, Nа2SО3, Н2SО4, КОН, штатив с пробирками.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний:
Учитель: При составлении ОВР вы знаете два метода. Какие?
Ученики: Метод электронного баланса и электронно-ионный метод или метод полуреакций.
Учитель: Дайте краткую характеристику каждого метода.
Ученики: В методе электронного баланса используются степени окисления элементов окислителя и восстановителя. Метод ионно-электронного баланса основан на составлении ионных уравнений для процессов окисления и восстановления частиц, реально существующих в растворе.
2. Объяснение нового материала:
Учитель: На характер протекания ОВР, а если точнее, на изменение степени окисления, влияет характер среды. Чтобы «почувствовать» это влияние, рассмотрим поведение одного и того же окислителя в разных средах.
В качестве окислителя выбираем КМnО4, в качестве восстановителя - Nа2SО3.
Учитель: Какие вещества называют окислителями и как меняется их степень окисления в реакции?
Ученики: Окислители – частицы, которые принимают электроны, что сопровождается понижением их степени окисления.
Учитель: Какие вещества называют восстановителями и как меняется их степень окисления?
Ученики: Восстановители – это частицы, которые отдают электроны, что сопровождается повышением их степени окисления.
Учитель: Теперь попробуем определить как будут изменяться степени окисления у элементов окислителя и восстановителя в нашем примере.
+4
Nа2SО3
Учитель: Определяем, за счет какого элемента вещество проявляет восстановительные свойства?
Ученики: За счет атома S+4, а если точнее, то за счет SО32-.
S+4 окисляется, степень окисления повышается до S+6, SО32- → SО42-
+7
КМnО4
Учитель: Определяем, за счет какого элемента вещество проявляет восстановительные свойства? +7
Ученики: Проявляет окислительную способность за счет Мn, а точнее МnО4-. В реакции происходит понижение степени окисления.
Учитель: Марганец в соединениях проявляет степени окисления: +2, +4, +6, +7.
Наибольшую химическую активность МnО4- проявляет в кислой среде, восстанавливается до Мn2+. Меньшую активность – в нейтральной среде, восстанавливается до Мn+4, который всходит в состав нерастворимого оксида бурого цвета; и минимальную активность - в сильнощелочной среде, в которой восстанавливается до Мn+7 в составе манганат-иона МnО42-. (схемы на столах у каждого ученика)
Кислая среда Мn2+ (бесцветный раствор)
МnО4- Нейтральная среда МnО2 (бурый осадок)
Щелочная среда МnО42- (зеленый раствор)
Проведем эксперимент.
Демонстрационный опыт:
В трех стаканах раствор КМnО4, добавляем равные количества: в 1-ый – раствора серной кислоты, во 2-ой – воды, в 3-ий – концентрированного раствора щелочи. Затем во все стаканы прилили раствор сульфита натрия до изменения цвета раствора.
КМnО4 КМnО4 КМnО4
+ + +
Н2SО4 Н2О КОН
среда среда среда
кислая нейтральная щелочная
↓ ↓ ↓
раствор бурый раствор
бесцветный осадок зеленый
Составим уравнения соответствующих реакций, расставив коэффициенты методом полуреакций.
№ 1
КМnО4 + Nа2SО3 + Н2SО4 → Мn2+ + (SО42-)
знаем лишь продукты окисления
восстановителя
и восстановления окислителя
Составим уравнения полуреакций окисления и восстановления и с их помощью определим продукты.
МnО4- + 8Н+ + 5ē → Мn2+ + 4Н2О 2
SО32- + Н2О -2ē → SО42- + 2Н+ 5
2МnО4- + 16Н+ + 5 SО32- + 5Н2О → 2Мn2+ + 8Н2О + 5 SО42- + 10Н+
производим сокращения:
2МnО4- + 6Н+ +5 SО32- + 5Н2О → 2Мn2+ + 3Н2О + 5 SО42-
к суммарному краткому ионному уравнению
дописываем недостающие ионы:
(2К+) (3SО42-) (5Nа+) (2SО42-) (5Nа+) (2К+ + SО42-)
записываем молекулярное уравнение вместе с коэффициентами:
2КМnО4 +5Nа2SО3 +3Н2SО4 = 2МnSО4 +5Nа2SО4 + К2SО4 +3Н2О
№ 2
КМnО4 + Nа2SО3 + Н2О → МnО2 + (SО42-)
МnО4- + 2Н2О + 3ē → МnО2 + 4ОН- 2
SО32- + Н2О -2ē → SО42- + 2Н+ 3
2МnО4- + 4Н2О + 3SО32- + 3Н2О → 2МnО2↓ + 8ОН- + 3SО42- + 6Н+
производим сокращения:
2МnО4- + Н2О + 3SО32- → 2МnО2 + 3SО42- + 2ОН-
дописываем недостающие ионы:
(2К+) (3Nа+) (3Nа+) (2К+)
записываем молекулярное уравнение вместе с коэффициентами:
2КМnО4 + 3Nа2SО3 +Н2О = 2МnО2 + 3Nа2SО4 + 2КОН
№ 3
КМnО4 + Nа2SО3 + Н2О → (МnО42-) + (SО42-)
МnО4- + 1ē → МnО42- 2
SО32- + 2ОН- - 2ē → SО42- + Н2О 1
2МnО4- + SО32- + 2ОН- → 2МnО42- + SО42- + Н2О
дописываем недостающие ионы:
(2К+) (2Nа+) (2К+) (4К+) (2Nа+)
записываем молекулярное уравнение вместе с коэффициентами:
2КМnО4 + Nа2SО3 +2КОН = 2К2МnО4 + Nа2SО4 + Н2О
Учитель: Итак, мы познакомились с двумя методами баланса электронов. Какие достоинства у метода полуреакций?
Ученики: Рассматриваются реально существующие частицы, не нужно знать все получающиеся вещества, они появляются в уравнении при его выводе из суммарного уравнения.
3. Закрепление:
Применение знаний в аналогичных примерах. (Карточки-задания и карточки-ответы на столах, по вариантам). Ребята выполняют задания (парная работа) и определяют правильность выполнения задания по карточкам-ответам, которые находятся на столах в конвертах.
4. Сообщение домашнего задания.
Приложения:
1. Домашнее задание
Подберите коэффициенты в схемах окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионного баланса:
- КМnО4 + Nа2S + Н2О → МnО2 + S + NаОН + КОН
- КМnО4 + КВr + Н2SО4 → Мn SО4 + Вr2 + К2 SО4 + Н2О
- КМnО4 + NаI + КОН → К2 МnО4 + I2 + NаОН
2. Карточки-задания для самостоятельной проверочной работы:
Карточка-задание
№ 1
Составьте уравнение реакции электронно-ионным методом:
КМnО4 + NаNО2 + Н2SО4 →
Карточка-задание
№ 2
Составьте уравнение реакции электронно-ионным методом:
КМnО4 + NаNО2 + Н2О →
Карточка-задание
№ 3
Составьте уравнение реакции электронно-ионным методом:
КМnО4 + NаNО2 + КОН →
3. Карточки-ответы для самостоятельной проверки учащимися правильности выполнения заданий:
Карточка-ответ
№1
КМnО4 + NаNО2 + Н2SО4 → Мn2+ + (NО3 -)
МnО4- + 8Н+ + 5ē → Мn2+ + 4Н2О 2
NО2- + Н2О -2ē → NО3- + 2Н+ 5
2МnО4- + 16Н+ + 5NО2- + 5Н2О → 2Мn2+ + 8Н2О + 5NО3- + 10Н+
2МnО4- + 6Н+ + 5NО2- + 5Н2О → 2Мn2+ + 3Н2О + 5NО3-
(2К+) (3SО42-) (5Nа+) (2SО42-) (5Nа+) (2К+ + SО42-)
2КМnО4 +5NаNО2 +3Н2SО4 = 2МnSО4 +5NаNО3 + К2SО4 +3Н2О
Карточка-ответ
№2
КМnО4 + NаNО2 + Н2О → МnО2↓ + (NО3 -)
МnО4- + 2Н2О + 3ē → МnО2 + 4ОН- 2
NО2- + Н2О -2ē → NО3- + 2Н+ 3
2МnО4- + 4Н2О + 3NО2- + 3Н2О → 2МnО2↓ + 8ОН- + 3NО3- + 6Н+
2МnО4- + Н2О + 3NО2- → 2МnО2 + 3NО3- + 2ОН-
(2К+) (3Nа+) (3Nа+) (2К+)
2КМnО4 +3NаNО2 +Н2О = 2МnО2 +3NаNО3 + 2КОН
Карточка-ответ
№3
КМnО4 + NаNО2 + КОН →(МnО42-) + (NО3 -)
МnО4- + 1ē → МnО42- 2
NО2- + 2ОН- - 2ē → NО3- + Н2О 1
2МnО4- + NО2- + 2ОН- → 2МnО42- + NО3- + Н2О
(2К+) (Nа+) (2К+) (4К+) (Nа+)
2КМnО4 +NаNО2 +2КОН = 2К2МnО4 +NаNО3 + Н2О
4. Баланс кислорода:
Баланс кислорода
Среда реакции | Избыток атомов кислорода (n) | Недостаток атомов кислорода (n) |
Кислая | …+2n Н +→ n Н2О +… | …+n Н2О → 2n Н + +… |
Нейтральная | …+n Н2О → 2n ОН - +… | …+n Н2О → 2n Н + +… |
Щелочная | …+n Н2О → 2n ОН - +… | …+2n ОН - → n Н2О +… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии 8 класс Ионные реакции
Разработка урока химии ф рамках вхождения в новые стандарты образования...
Конструкт урока химии 9 класса по теме: "Реакции ионного обмена"
Кострукт содержит цели, задачи урока, планируемые результаты и план урока....
Урок хими 9 класс "Реакции ионного обмена"
Презентация к уроку "Реакции ионного обмена и условия их протекания"...
Конспект урока химии 9 класс "Скорость химических реакций"
Конспект урока создан для учащихся с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий и профориентации....
презентация к уроку химии 9 класс "Окислительно-восстановительные реакции"
Урок-объяснение нового материала...
Окислительно-восстановительные реакции, урок химии в 11 классе
материал поможет при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по химии...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...