Современный урок химии в 10 классе
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
Пояснительная записка
Одной из центральных задач реформы школы является коренное улучшения качества образования и воспитания подрастающего поколения. Выполнение этой задачи требует осуществления целого комплекса мер по совершенствованию урока. Эффективность урока всегда стояла в центре внимания теории и практики управления учебно-воспитательным процессом. Наибольшей эффективности урока можно добиться лишь при условии оптимального соответствия его содержания, организационных форм, типов и методов обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика. Предлагаю вашему вниманию некоторые инновационные технологии, которые использую в своей практике на уроках химии.
1. Интегральная образовательная технология.
Принципы: многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности. Изучение крупными блоками, применение опор, ориентировочных основ деятельности. Эта технология используется при изучении химии в старших классах.
Это активные формы обучения: уроки - лекции, семинары, практикумы, консультации.
Теоретический материал излагается “блоком”. Используется двукратное объяснение: сначала в форме лекции с демонстрацией опытов и применением средств наглядности, затем кратко, с выделением опорных знаний и вычленением наиболее существенного в изложенном. Новый материал, изучаемый на лекции, неоднократно повторяется учащимися и рассматривается в разных связях на семинарских занятиях. Основные направления работы на семинаре определяются девизом. Например: “Опыт – основа познания”, “От данных анализа- к структуре, а от неё к свойствам”, “Все познается в сравнении”, “Практика - есть критерии истины” и т.д. Лекции проводятся вводные, текущие, заключительные. Преподавание материала “блоком” дает экономию учебного времени, позволяет больше его затрачивать на формирование умений, обсуждение изученного, обучение учащихся высказывать своё мнение, оценивать содержание материала. В зависимости от подготовленности класса лекции проводятся дедуктивно или индуктивно. На индуктивной лекции развиваются мыслительные способности учащихся, их умения строить гипотезы, делать обобщения. На лекции учащиеся привлекаются к самостоятельному разъяснению вопросов, имеется возможность вести проблемное изложение, активизировать мыслительную деятельность, их способность к построению рассуждений в процессе решения поставленных перед ними задач. На лекции учащиеся ведут поиск скрытых от них существующих связей, закономерностей, получают удовлетворение и проявляют большой интерес к предмету, когда найденный ими вариант решения признается истинным, правильным. Для осмысления содержания лекции включаются вопросы. Например – Как вы думаете? – В чем ошибочность такого высказывания? – Как подтвердить правильность высказанного положения? – Каковы области применения данных знаний? Каждую лекцию стараюсь делать проблемной. Вначале ставится проблема, а учащиеся подводятся к решению этой проблемы. Например: лекция по теме: “Ароматические углеводороды”.
- Исходя из структурной циклической формулы бензола, которую предложил Кекуле, назовите реакции, которые будут характерны для данного вещества (демонстрация опытов взаимодействия бензола с бромной водой и перманганатом калия). Бензол с ними не реагирует. Перед учащимися создана проблемная ситуация. Показано противоречие между строением молекулы (формулой Кекуле) и свойствами.
- В чем причина данного противоречия?
Т.О. учебная лекция – очень важная, активная форма работы по развитию мышления учащихся. Учащимся рекомендуется составлять конспекты, схемы, опорные системы по теме, блоку. По всем темам курса органической химии составлены конспекты. Теоретический материал, изученный на лекции, закрепляется на уроках семинарах.
2. Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Все лекции по органической химии являются проблемными. Кроме того, изучение неорганической и общей химии сопровождается созданием на уроках проблемных ситуаций и постановкой проблемных вопросов. Например: общая химия, тема “Теория электролитической диссоциации”. Практически изучение всей темы построено на выдвижении гипотез, создании проблемных ситуаций, постановке проблемных вопросов и поисков ответов на эти вопросы, Например, на уроке по теме “Электролиты и неэлектролиты” после демонстрации опыта по электропроводности растворов формулируется проблема:
- исходя из строения соединений солей и оснований, определить, что у них общего и сделать вывод об электропроводности их растворов
На этом же уроке проблемный вопрос: будет ли электропроводной система, образованная путем смешивания с водой сульфата бария , гидроксида железа (III)?
При работе над формированием у учащихся понятие “неэлектролиты” им предлагается проблемный вопрос:- можно ли дать следующее обобщенное определение электролитам: все растворяющиеся в воде вещества являются электролитами?
Новое противоречие, создается еще одна проблемная ситуация:
- можно ли на основании строения молекул сахара С12 Н22 О11 и спирта С2 Н5 ОН, установить, почему их растворы не проводят ток. При изучении понятия “электролитическая диссоциация” проблемная ситуация создается следующим образом:- … одни ученые утверждали, что ионы в растворе образуются при растворении веществ в воде, другие считали, что они образуются под действием электрического тока.- кто же из ученых был прав и как это можно доказать? - как объяснить, исходя их особенностей процесса растворения, сущности химической реакции, происходящей между растворами веществ, имеются ли ионы в растворе до опускания в него электронов, или они появляются под действием электрического тока?
На уроке в 10 классе «Получение этилена и изучение свойств» выдвигается гипотеза: - если мы получим этилен тремя способами, то сможем выбрать наиболее эффективный и предложить другим учащимся именно этот способ, научимся обнаруживать этилен, познакомимся с его свойствами и сможем свои знания передать пятикласснику. На протяжении урока учащиеся , а также и на других уроках, по другим темам аналогичным образом, создаются проблемные ситуации, ставятся проблемные вопросы, и идет поиск путей разрешения проблем.
Значительное место в содержании курса химии отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы сгруппированы в блоки - химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности. Как активный субъект образовательного процесса, учитель ставит цель: активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, снятие усталости и трудностей, качественное усвоение предмета, развитие научного интереса, повышение уровня практической направленности химии. Достижению цели способствует решение следующих задач:
- привлечение учащихся к решению самими поставленных целей урока, развитие способности учащихся к соуправлению и самоуправлению в группах;
- повышение мотивации и интереса к содержанию изучаемого материала на уроке;
- включение учащихся в разнообразные, интересные формы работы.
На комбинированном уроке в 10 классе проводится практическая работа с элементами исследования.
3. Технологии метода проектов
Среди инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Проект предполагает разработку замысла, предварительного, предположительного поиска ответа на вопрос, решения проблемы разным способом. Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.
На уроке в 10 классе проектная деятельность реализуется через: 1. практическое занятие, 2. презентация. Метод проектов ориентирован на достижение целей учащихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Информационные технологии делают урок ярким и содержательным, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы. Решение поставленных задач достигается при проведении серии мультимедийных уроков. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усваиваемым. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию.
5. Технология разноуровневого обучения.
Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. Проблему прочности знаний по химии можно решить технологией уровневой дифференциации. На уроке по предложенной теме активность проявили все участники учебного процесса , но все-таки выделилось несколько учащихся, отличающихся от сверстников четким логическим изложением материала, убедительностью рассуждений, оригинальностью мышления, достоверностью результатов. Это-Халанская Валерия , Денисова Оля , Науменко Анастасия и Блошенко Владимир. Эти ученики участвовали в районных и областных исследовательских конференциях. Приобщаясь к научно- исследовательской работе, проявляют интерес к предмету химии. При изучении химической науки очень часто прослеживаются межпредметные связи химии с математикой, биологией, физикой и географией, с предметами естественно – математического цикла и ОБЖ. На нашем уроке нельзя не сказать о правилах по технике безопасности. Повторив все правила и просмотр в виртуальной лаборатории опыта «Получение этилена» опасным способом , из спирта с участием концентрированной серной кислоты , все получилось на отлично.
Результаты:
Обучающиеся на уроке «Получение этилена и изучение его свойств» в 10 классе включены в активную деятельность и общение, что достигается в ходе решения конкретных задач, способствующих формированию компетенций:
Задачи | Умения, навыки | Формируемые компетенции |
Приобретение учащимися общеучебных умений | Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д. | Общение, саморазвитие, информационные компетенции |
Приобретение учащимися специальных умений | Усвоение фактического материала по предмету | Предметные компетенции |
Приобретение учащимися интеллектуальных умений | Анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д. | Решение проблем, саморазвитие |
Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений | Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы | Решение проблем, саморазвитие, сотрудничество |
Итак, можно сделать вывод, что урок – практикум по теме: «Получение этилена и изучение его свойств» отвечает требованиям современного урока. Актуальность таких уроков несомненна, потому что он позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
- пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- пробудить ученика к активной деятельности на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии (10 класс) разработала и провела Казакова Н.В., учитель химии МКОУ «СОШ №1 г. Называевска Омской области».
Тема урока: Получение этилена и изучение его свойств.
Цели урока: 1. Образовательные:
изучить лабораторные и промышленные способы получения этилена, физические свойства.
2. Развивающие:
продолжить развивать у учащихся мыслительные операции: умение связывать уже имеющиеся знания с вновь приобретенными, умение анализировать и выделять главное, обобщать и делать выводы, продолжить формирование умения проводить химический эксперимент, развитие умения использовать ИКТ как источника информации.
3. Воспитательные:
создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, прививать интерес к химии, содействовать воспитанию деловых качеств, культуры общения, воспитание стремления к познавательной творческой деятельности.
Тип урока: Комбинированный (Изучение нового материала.)
Вид урока: Практическая работа с элементами исследования.
Метод обучения: Информационно-репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: УМК, мультимедиа проектор, экран, мультимедиа презентации «Получение этилена и изучение его свойств», «История открытия этилена», видеоролик «Виртуальная лаборатория», дидактический материал.
Формы организации работы на уроке:
индивидуальная; групповая; парная; фронтальная;
ОУУН: привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения, уметь получать этилен в лаборатории разными способами, доказывать его наличие, составлять уравнения реакций получения, горение, окисление, бромирование этилена, уметь анализировать , сравнивать , делать выводы, наблюдать, соблюдать технику безопасности при работе с веществами и приборами.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Примечание:
учитель работает по программе: разработанной на основе
1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г.№1089.
2. Примерной программы среднего (полного) образования по химии (профильный уровень). О.С. Габриелян. Москва. Дрофа-2010г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013г.
Программа 102 часа в год (3 часа в неделю).
Ход урока:
Время, мин | Этапы урока. | Наглядный дидактический материал | Содержание этапов занятия | Планирование действия педагогической оценки | ||
Слайды № | Описание слайда | Действия учителя | Действия учащихся | |||
2 | 1.Этап Организационный. | -Добрый день, дорогие ребята. Я рада вас приветствовать. Начнем наш урок , который для вас я надеюсь будет продуктивным, а главное полезным. Проверка подготовки учащихся к уроку. Организация 3 групп учащихся для дальнейшей работы. | Рассаживаются по группам. | |||
10 | 2. Этап. Вызов.Определение цели и задачи урока. Актуализация знаний. Мотивация. | Прилож ение №1 Слайд №1 Презентация Слайд №2 Слайд№3 Слайд №4 Приложение №2 | Цель урока: Получить этилен и изучить его свойства: горение, бромирование, окисление, физические свойства. Эпиграф к уроку: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...» А.С. Пушкин История открытия этилена Лабораторные способы получения этилена: 1.Реакция дегидратации 2.Реакция деполимеризации 3.Реакция дегалогенирования. Гипотеза Критерии оценивания способов: 1. Доступность и дешевизна сырья. 2. Эффектность реакций горения, бромирования, окисление перманганатом калия 3.Безопасность. 4.Временные затраты. | Учитель рассказывает, что мировая добыча этилена около 60 млн т. в год. Для каких целей? Зачем нужен этилен? Учитель рассказывает, что к нему обратился ученик 5 класса с просьбой рассказать о газе , который способствует созреванию плодов. Учитель посоветовал ему обратиться к ребятам 10 класс. Обращается к классу: Смогли, ли вы помочь ученику? Ответы не удовлетворяют учителя и он предлагает учащимся заполнить журнал знаний 1-ю и 2-ю колонки. Идет беседа по вопросу: Что хочу узнать? Учащимся предлагается сформулировать основные задачи урока. (Получить этилен и изучить его свойства: горение, бромирование, окисление, физические свойства.) Учитель: познакомимся с историей получения этилена. Учитель просит учащихся предложить способы получения этилена в лаборатории. Называют способы получения этилена из полиэтилена, этанола, дибромэтана. И с использованием Виртуальной лаборатории. Какой способ эффективнее? Сможем ли мы разрешить этот вопрос сегодня на уроке? Какова гипотеза? Учитель помогает сформулировать правильно гипотезу . Если мы получим этилен 3 способами, то сможем выбрать наиболее эффективный и предложить другим учащимся именно этот способ, научимся обнаруживать этилен, познакомимся с его свойствами и сможем свои знания передать пятикласснику.
По каким критериям мы будем оценивать эффективность способа? (Беседа) Разработаны критерии: 1. Доступность и дешевизна сырья. 2. Эффектность реакций горения, бромирования, окисление перманганатом калия 3.Безопасность. 4.Временные затраты. Учитель знакомит учащихся с критериями самооценки выполнения практической работы. | Учащиеся называют области применения этилена. (Инд. задание) Указывают также на то, что этилен используется в теплицах для ускорения созревания плодов и овощей. Демонстрируются красные плоды томатов, перца, желтые листья. Заполняют 1-ю и 2-ю колонку журнала знаний Учащиеся формулируют цель и задачи урока. Один ученик выступает с презентацией . Было задано на дом. Работа с учебником, справочниками, инструкциями. Выдвигается гипотеза учащимися. Участвуют в беседе. Учащиеся предлагают критерии. | Что знаю? Ответили только первую графу колонки -1. Что хочу знать? Называют почти все. Сформулировать цель урока учащимися удалось. Задание выполнено успешно. Затрудняются сформулировать сами |
20 | 3. Этап. Осмысление содержания. Воспроизведение знаний и способов деятельности в новых ситуациях. | Приложение№3 Приложение№4 Приложение№5 Видеоролик Приложение №6 | Получение этилена из полиэтилена. Получение этилена из дибромэтана. Получение этилена из этанола. Получение и опыты с ним. Лабораторный журнал , можно тетрадь для практических работ с заранее приготовленной таблицей. | Учитель : Какие проблемы могут возникнуть по соблюдению техники безопасности ? Ведет опрос всех ребят на знание правил по технике безопасности. Учитель наблюдает за выполнением работы. Помогает, если затрудняются сделать выводы. От каждой группы выступает ученик. | Учащиеся знакомятся с инструкциями по получению этилена и изучению его свойств. Учащиеся просматривают видеоролик « Получение этилена из этанола и изучение его свойств: горение, окисление с бромной водой и раствором перманганата калия» Наблюдают обесцвечивание растворов. Учащиеся обращают внимание на работу с серной кислотой, бромом, на процесс горения этилена (возможен взрыв) Проводят реакции. Заполняют лабораторный журнал. Делают вывод . | Есть возможность работать группами по ноутбукам , если нет ,то выводим на общий экран. Правила отвечают хорошо. Результат - отлично Все опыты получились. |
5 | 4 Этап. Обобщение и систематизация знаний. | Слайд №5 Слайд№6 | Вопросы к тесту Правильные ответы | После выполнения опыта идет обсуждение результатов работы по вышесказанным критериям. Выбирается наиболее эффективный способ получения этилена в лаборатории Вывод( подтверждение гипотезы.) и выполнение цели урока Делается акцент на уравнение реакции окисление этилена перманганатом калия. Заполнение тематического дневника учебных достижений на основании самооценки. | Учащиеся заполняют журнал в колонке «Что узнал» Выполнение теста. Обмениваются тетрадями. Самопроверка. | Тест состоит из 5 вопросов. Качество знаний -100 процентов. Результаты такие и планировала. |
5 | 5.Этап. Рефлексия. Подведение итогов. | Слайд №7 | МОЛОДЦЫ! | Беседа о выполнении цели и задач учебного занятия, о записях в тетради. Оценка деятельности учащихся самими учащимися. Выбираются наиболее отличившиеся ребята, которые и расскажут все об этилене пятикласснику Осветить значимость урока для себя и свое комфортное или некомфортное состояние на уроке. | Высказывают мнение об уроке, понравился. Цели достигнуты, задачи решены. Удалась дискуссия. Чувствовали себя комфортно. | На уроке активно все были включены в деятельность. Свободно высказывали свое мнение. Педагогические цели достигнуты. |
2-3 | 6. Этап. Оценка знаний учащихся. | Слайд№8 | Домашнее задание:§12, стр.88-89, упр. 7 письм. | Учитель комментирует домашнее задание. Что еще надо узнать об этилене? | Записать домашнее задание: §12 , стр.88-89, упр. 7 письменно заполнить лабораторный журнал до конца. |
ИСТОЧНИКИ:
1. Учебник: Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013г.
2. Рабочая тетрадь химия 10 О.С. Габриелян , А.В. Якушева – М.: Дрофа, 2010г..
3. Тестовые задания по органической химии 10-11 классы. З.В. Малыхина.- М; Творческий центр 2010г.
4. [Электронный ресурс]: URL - http://www.niikm.ru/articles/element_articles/ethylene/
5. [Электронный ресурс]: URL - http://chemweek.ru/spravka/catalog/el_1822.htm
6. [Электронный ресурс]: URL - http://www.youtube.com/watch?v=n7VMP9bh0g4
7. [Электронный ресурс]: URL - http://video.yandex.ru/users/auelhan20/view/91/#
Журнал знаний
свойства | Что знаю | Что хочу знать | Что узнал |
Молекулярная структурная и электронная формулы | |||
Кратность связи | |||
Тип гибридизации | |||
класс | |||
температура плавления | |||
Температура кипения | |||
запах | |||
цвет | |||
Получение в промышленности | |||
Получение в лаборатории из полиэтилена | |||
Получение в лаборатории из спирта | |||
Получение в лаборатории из дибромэтана | |||
Растворимость в воде | |||
Растворимость в бензине | |||
Горение этилена | |||
Окисление перманганатом калия | |||
Бромирование этилена | |||
История открытия этилена |
критерии самооценки выполнения практической работы
1.Правила по технике безопасности при проведении работы.
-верно зажигает и тушит спиртовку -1 балл.
-верно нагревает и укрепляет в штативе пробирку с газоотводной трубкой -1 балл
- верно проверяет герметичность прибора для получения газов -1 балл.
- знает правила обращения с серной кислотой и бромом -1 балл.
-соблюдает порядок сливания жидкостей. -1 балл.
2.Определение цели работы.
- верно определяет главную и второстепенные цели работы -1 балл
- верно определяет этапы деятельности -1 балл
- верно формулирует гипотезу работы -1 балл
- верно предсказывает результаты практической работы -1 балл
3 . Выполнение работы.
- верно сливает вещества -1 балл
- получен этилен -2 балл
- определен этилен через:
а) обесцвечивание перманганата калия -1 балл
б) обесцвечивание бромной воды -1 балл
- проведена реакция горения этилена -1 балл
- убрано рабочее место чисто и аккуратно -1 балл
- вылиты использованные вещества в специальный сосуд -1 балл.
- вымыты пробирки -1 балл
4. Формулировка вывода по пр. работе.
- верно сформулирован вывод как доказательство гипотезы -2 балл
5. Оформление отчета о практической работе.
- Работа выполнена аккуратно и чисто -1 балл
- отсутствуют орфографические ошибки -1 балл
-прописаны действия всех этапов работы -1 балл
- указаны наблюдаемые признаки реакций -1 балл
- правильно написаны и уравнены уравнения реакций:
а) получения этилена -1 балл
б) горения этилена -1 балл
в) окисления этилена перманганатом калия -1 балл
г)обесцвечивания этиленом бромной воды -1 балл
-написаны выводы всех этапов работы -1 балл
- написан общий вывод -2 балл
Оценка «5»- 28- 31б. Оценка «4» - 25- 28б Оценка «3» - 15- 25б
Получение этилена из полиэтилена.
Реактивы и оборудование:
Кусочки полиэтилена (гранулы или кусочки полиэтиленовой крышки.), оксид железа(II и III) (железной окалины) –Fe3O4- порошок, лабораторный штатив, пробирка с газоотводной трубкой ( на конце стеклянная трубка), спиртовка, спички, бромная вода, раствор перманганата калия,ст. палочка, салфетка, пипетка, спиртовка, спички, пробирки-4
Методика выполнения.
- Мелкие куски полиэтилена массой 3 г поместите в пробирку, добавьте порошок железной окалины. Массой 1 г.
- Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в лапке штатива над спиртовкой.
- Осторожно прогрейте всю пробирку, затем сильно нагрейте ее нижнюю часть со смесью. Заметьте время.
- Через три минуты опустите конец газоотводной трубки в раствор брома.
- После того как бромная вода обесцветилась , выньте конец газоотводной трубки и опустите в пробирку с раствором перманганата калия.
- После того, как раствор перманганат калия обесцветился, выньте конец газоотводной трубки из пробирки, поднимите ее вверх и подожгите выделяющийся этилен.
- Заполните лабораторный журнал.
- Оцените работу по следующим критериям:
а Доступность и дешевизна сырья.
б Эффектность: достаточно ли произошло обесцвечивание перманганата калия и бромной воды, прошла реакция горения этилена
в. Безопасность.
г. Временные затраты.
Получение этилена из дибромэтана .
Реактивы и оборудование:
Лабораторный штатив, пробирка с газоотводной трубкой ( на конце стеклянная трубка), спиртовка, спички, бромная вода, раствор перманганата калия, ст. палочка, дибромэтан, салфетка, пипетка, спиртовка, спички, пробирки-4, спирт.
- В пробирку с газоотводной трубкой налейте 4 мл дибромэтана, добавьте столько же спирта и несколько кусочков цинка (3).
- Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в лапке штатива над спиртовкой.
- Нагрейте смесь до начала реакции. Далее нагревание происходит за счет теплоты, выделяющейся при реакции. Заметьте время.
- Через три минуты опустите конец газоотводной трубки в раствор брома.
- После того как бромная вода обесцветилась , выньте конец газоотводной трубки и и опустите в пробирку с раствором перманганата калия.
- После того, как раствор перманганат калия обесцветился, выньте конец газоотводной трубки из пробирки,поднимите ее вверх и подожгите выделяющийся этилен.
- Заполните лабораторный журнал.
- Оцените работу по следующим критериям:
а. Доступность и дешевизна сырья.
б. Эффектность: достаточно ли произошло обесцвечивание перманганата калия и бромной воды, прошла реакция горения этилена
в. Безопасность.
г. Временные затраты
Получение этилена из этанола
Реактивы и оборудование:
Лабораторный штатив, пробирка с газоотводной трубкой ( на конце стеклянная трубка), спиртовка, спички, раствор перманганата калия, бромная вода, концентрированная серная кислота, песок, ст. палочка, пипетка, салфетка, пробирки 4
1.В пробирку с газоотводной трубкой налейте 2 мл этанола, добавьте 4 мл концентрированной серной кислоты и несколько крупинок песка.
2.Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в лапке штатива над спиртовкой.
3.Нагрейте смесь до начала реакции. Засеките время.
4.Через три минуты опустите конец газоотводной трубки в раствор брома.
5.После того как бромная вода обесцветилась , выньте конец газоотводной трубки и опустите в пробирку с раствором перманганата калия.
6.После того, как раствор перманганат калия обесцветился, выньте конец газоотводной трубки из пробирки,поднимите ее вверх и подожгите выделяющийся этилен.
7.Заполните лабораторный журнал.
- Оцените работу по следующим критериям:
а. Доступность и дешевизна сырья.
б. Эффектность: достаточно ли произошло обесцвечивание перманганата калия и бромной воды, прошла реакция горения этилена
в.Безопасность.
г. За какое время провели реакцию получения этилена?
Лабораторный журнал.
Ф.И. _________________________
Действие | наблюдение | Уравнение реакции | вывод |
1.Получение этилена | |||
2.Обесцвечивание бромной воды. | |||
3.Окисление перманганатом калия. | Электронный баланс | ||
4.Горение этилена |
Вывод: ______________________________________
________________________________________________________
______________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок химии в рамках ФГОС
Выступление на педсовете...
Современный урок химии в рамках ФГОС
Выступление на педсовете...
Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов....
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Роль учебных личностно-смысловых ситуаций на современном уроке химии
Выступление на I межмуниципальной научно-практической конференции "ФГОС - инновационный ресурс развития образования" по теме "Роль учебных личностно-смысловых ситуаций на современном у...
Мастер – класс по химии «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»
ознакомить (обзорно) коллег с основными принципами системы развивающего обучения продемонстрировать эффективность технологии развивающего обучения на примере урока в 10 классе «Общая характери...
Мастер-класс Современный урок химии-это...
Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный означает важный, существенный для нас...