Обобщающий урок по органической химии 10 кл " Кислородосодержащие органические соединения"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Камскова Алла Львовна

Запах цветов,вкус пряностей,запах духов,новогодние зеркальные игрушки, феромоны и многое другое о чем можно узнать на уроке связаны с кислородосодержащими веществами.Исследование качественного состава лекарственных препаратов,влияние алкоголя на организм человека,чем опасен метанол - это можно рассмотреть на уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по теме:

 «Кислородсодержащие органические вещества»

10 класс.

по программе О.С.Габриеляна

                         

Цели  урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о кислородсодержащих  веществах;
  • проверить качество усвоения учебного материала;
  • закрепить умения составлять уравнения химических реакций по генетическим цепочкам, решать задачи;

Задачи урока:        

  • стимулировать познавательную активность учащихся, реализуя межпредметные связи курсов химии, истории, информатики, биологии;
  • развивать смекалку, эрудицию, умения работать с дополнительной  литературой, быстро и четко формулировать и высказывать мысли, логически рассуждать и применять знания на практике, воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать в коллективе.
  • создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Форма работы:    фронтальная индивидуальная и групповая

Оборудование:  

  • набор лабораторной посуды, пробирки, пробиркодержатели, спиртовки
  • набор реактивов:
  • щелочь NaOH
  • соль CuSO4
  • глицерин
  • уксусная кислота
  • спирт этанол
  • альдегид

        

Оснащение:  компьютер, мультимедийный проектор, схемы этапов урока, кроссворд увеличенной

формы, переносная доска, раздаточный материал, Power Point – презентация, <Приложение 1> 

<Приложение 2>

Портрет А.М.Бутлерова, под ним его слова:

 «Химическая натура сложной частицы определяется

натурой элементарных составных частей, количеством их и химическим строением»

                 

ХОД  УРОКА:

I.Организационный момент – установка на урок.

Тема сегодняшнего урока  «Кислородсодержащие органические вещества». Наша с вами задача вспомнить все изученные классы органических веществ относящихся к разделу кислородсодержащие вещества, характерные для них функциональные группы, названия, химические и физические свойства, основные области применения и на практике показать, как можно экспериментально распознать органические вещества. А выполнять нашу задачу мы будем, переходя от одного этапа к другому.

II. Начало урока по этапам: терминологический, номенклатурный, практический,

экспериментальный, информационный, химический кроссворд

(наименование этапов вывешиваются на доску по ходу их выполнения)

1-й этап Терминологический (учитель указкой показывает на термин, заранее написанный или напечатанный крупным шрифтом на листе формата А4 и прикрепленный магнитиками к доске) по

ходу ответа термины вытираются или открепляются , термины которые остались задаются на повторение как домашнее задание)  

  • спирты
  • функциональная группа
  • многоатомные спирты
  • фенолы
  • альдегиды
  • карбоновые кислоты
  • сложные эфиры
  • жиры

 2-й этап  Номенклатурный

Назовите по систематической номенклатуре следующие вещества:

а) С3Н7ОН  б) СН3-СООН;  в) СН3-О-С2Н5; г) СН3-СО-СН3;

д) С6Н5ОН; е) СН3-СН2-СН2-СООН; ё) СН3-СОО-С2Н5

3- этап  Практический   учащиеся выполняют три дифференцированных задания: 1) составление

уравнений реакций по генетическим цепочкам; 2) решение задач; 3) написание структурных

формул веществ по их названиям.

1 Задание: составьте схему взаимных переходов между классами углеводородов (выполняются индивидуально  и у доски)

*I. CnH2n+2CnH2n-2CnH2n+1COHCnH2n+1COOH          

                                                                         

  CnH2n                              CnH2n+1OH             R1-COOR2

II. CH4HCOHCH3OHCH3ClC2H6C2H5OHCH3COOHCH3COOCH3

III. ЭтанЭтенЭтинБензол Фенол Пикриновая кислота

                   

                 Этанол

IV. СН4С2Н6С2Н5ОНСН3СОНСН3СООНСН3СООNa

V. СaCO3CaC2C2H2C2H5OHCH3-COHCH3-COOHCH3-COO-CH3

2 Задание: решите задачу  (задачи различной сложности: треугольником обозначены задачи, рассчитанные на слабоуспевающих ребят, четырёхугольником – обучающихся на «4» и звёздочкой – для учащихся, обучающихся на «5»)

 1. При нагревании метанола массой 2,4 г и уксусной кислоты массой 3,6 г получили метилацетат

 массой 3,7 г. Определите выход эфира.

*2. При сгорании неизвестного вещества массой 2,3 г получено 4,4.г оксида углерода (IV) и

2,7 г воды. Относительная плотность паров вещества по воздуху 1,59. Определите формулу

вещества.

3. Определите молекулярную формулу вещества по данным количественного анализа.

Массовая доля элементов в нем соответственно составляет: водорода 0,090; углерода 0,550;

кислорода 0,360.Относительная плотность вещества по водороду 22.

 3.Какова масса безводной уксусной кислоты, полученной из 100 г. технического

карбида кальция, массовая доля примесей в котором составляет 4%.

*5. Вычислите массы продуктов реакции, которые образуются при нагревании 100 г этанола

со 160 г бромида натрия в присутствии серной кислоты. Назовите продукты реакции.

3 Задание: напишите структурные формулы веществ по их названиям

а) пропанол-2;        б) 2-метилбутаналь;                в) пропанон-2 (ацетон);        г) пентановая кислота;

е) этиловый эфир метановой кислоты;        ё) 1,2,3-пропантриол (глицерин);        ж) фенол.

3-й этап Экспериментальный    учащиеся по группам решают две экспериментальные задачи на распознавание органических веществ  

Задача 1. В двух пронумерованных пробирках находятся растворы глицерина и альдегида

При помощи одного реактива распознайте их, запишите уравнения реакций и сделайте вывод.

                       ( сульфат меди, гидроксид натрия, спиртовка, пробиркодержатели)                        представители от группы у доски записывают уравнения химических реакций и сообщают вывод.

4-й этап  Информационный  -   защита проектов рубрика «Знаете ли вы что?»  

                                                         ( опережающее домашнее задание)

Power Point – презентация, <Приложение 1> «Вклад ученых в синтез органических веществ»

                                               <Приложение 2> «Применение кислородсодержащих веществ».

5-й этап Химический кроссворд 

Группы получают листы с заранее нарисованным кроссвордом и одновременно приступают к работе. Время на разгадывание не более 3-х минут.

Ключевое слово – название одного из кислородсодержащих органических веществ. (Глицерин)

                                       

1. Углевод, содержащийся в виноградном соке.                                                      (Глюкоза)

2. Класс органических веществ, получаемый окислением спиртов.                      (Альдегиды)

3.Двухатомный спирт.                                                                     ( Этиленгликоль)

4. Соль уксусной кислоты.                                                                     ( Ацетат)

5. Ученый, открывший реакцию получения уксусного альдегида из ацетона.     (Кучеров)

6. Углевод, изомер глюкозы.                                                             ( Фруктоза)

7. Класс органических веществ, молекулы которых содержат гидроксогруппу.  (Спирты)

8. Сильный антисептик, который называют карболовой кислотой.                      (Фенол)

Как только кроссворд разгадан в группах учащиеся поочерёдно от каждой группы заполняют

кроссворд увеличенной формы, вывешенный на переносной доске.

III. Заключение.

Стихотворение «Органическая химия» (учащиеся читают четверостишия и показывают заранее написанные функциональные группы органических веществ, о которых идёт речь)

1-й ученик:                Запомним, друг, и я, и ты,                      

                        Чем отличаются спирты –

                        В них углерод и гидроксид,                          

                        И каждый спирт легко горит                                    

.

2-й ученик:                R – это значит радикал,                              

                        Он может быть велик и мал,

                        Предельный или непредельный.

                        Но это разговор отдельный

3-й ученик:                Приятно пахнут альдегиды                        

                                    Но группа С (Н) О их выдаст.                    

4-й ученик:                Среди карбоновых кислот

                        Известных «лиц» невпроворот.

                        В кислотах -  группы карбоксильные,

                        Но все кислоты здесь – несильные.

5-й ученик:                В кетонах группа есть СО,

                        Но это тоже ничего…

                        Горит прекрасно ацетон,

                        И растворитель – тоже он.

6-й ученик:                Мы говорим спокойно: жир.

                        А, между прочим, он – эфир,

                        Он из кислот и глицерина.

                        Такая вот у нас картина.

IV. Подведение итогов урока: на вопрос учителя на доску при помощи магнитов вновь

вывешиваются этапы уроков, для того чтобы учащиеся пришли к выводу – достигнуты задачи

урока или нет. Комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок с презентацией химия 9класс "Предмет органической химии"

Первый урок темы "Органические соединения" химия 9класс, праграмма О.С.Габриеляна.Представлена разработка урока, презентация,самоанализурока....

Химия 10 класс. Органическая химия. Природные источники углеводородов. Природный газ.

Презентация к уроку органической химии по теме "Природный газ". Природные источники углеводородов. В презентации представлена таблица химического состава некоторых газовых месторождений, кратко указан...

Контроль знаний по темам органической химии " Углеводороды. Кислородосодержащие вещества".

Данный материал содержит зачет по теме "Алканы" и контрольные работы по темам" Углеводороды" и "Кислородосодержащие соединения"....

Тест по теме: «Предмет органической химии. Теория строения органических соединений».

Тест №1 по проверке знаний в профильных классах по теме: «Предмет органической химии. Теория строения органических соединений»....

Конспект обобщающего урока по биологии «Химический состав клетки. Органические вещества»

Цель урока: повторение и закрепление знаний об особенностях строения органических веществ, их свойствах, классификации и выполняемых функциях.Задачи урока:закрепить знания об органических веществах кл...

Предмет Органической химии. Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова.

В презентации рассмотрена история развития органической химии....