Методические материалы по дисциплине "Химия" по теме "Белки"
презентация к уроку по химии
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Раздел 2. Органическая химия.
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.
Тема урока: «Белки»
Цель: углубить знания о важнейших классах биологически значимых органических соединений – белках.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о белках как непериодических линейных биополимерах, состоящих из различных аминокислотных остатков;
- охарактеризовать состав и химическое строение полипептидных молекул, а также первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуру белка;
- ознакомить учащихся с важнейшими функциями белков;
- сформировать знания о качественных реакциях на молекулы белка.
Развивающие:
- способствовать развитию умения анализировать и обобщать ранее изученные факты.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: комбинированный
Методы и методические приемы:
- Информационно-развивающие (беседа с элементами рассказа);
- Творчески - воспроизводящие (саморегуляция), создание опорных конспектов, выводных понятий.
Материально – техническое оснащеие урока:
- Ноутбук
- Мультимедийная техника.
Раздаточный материл:
- карточки с текстовым материалом (составление сводной таблицы)
Текст лекционной части урока.
I.Организационный момент.
Приветствие. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего сяния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания); обращение внимания учащихся на высказывание, относящееся к теме урока.
II. Актуализация знаний.
Эпиграфом урока будут слова Фридриха Энгельса «Жизнь – это способ существования белковых тел».
Органические соединения составляют в среднем 20-30% массы клетки живого организма. К ним относятся биологические полимеры – углеводы, нуклеиновые кислоты, белки, а также жиры и ряд небольших молекул – гормоны, пигменты, аминокислоты, простые сахара и т.д.
Часть из этих веществ вы уже изучили, с другими еще предстоит познакомиться. На этом уроке мы повторим и систематизируем материал о строении и функциях молекул белка, познакомимся с качественными реакциями на белки. Но для начала мы повторим пройденный материал.
Фронтальная беседа по вопросам:
- Какие две функциональные группы входят в состав аминокислот?
- Чем являются аминокислоты с точки зрения кислотно – основных свойств? За счет каких функциональных групп?
- Дать понятие пептидной связи.
- Могут ли аминокислоты образовывать водородные связи? За счет, каких атомов?
- Какие вещества называют полимерами? Приведите приметы известных вам полимров.
А сейчас запишите в тетрадь число и тему урока – «Белки».
III. Изложение нового материала
Среди органических веществ клетки белки занимают первое место как по количеству, так и по значению.
Белки – это непериодические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты.
В организме человека встречается 5 млн типов белковых молекул, отличающихся не только друг от друга, но и от белков других организмов. Такое разнообразие обеспечивается сочетанием всего лишь 20 разных аминокислот, составляющих несколько сотен, а иногда и тысяч комбинаций.
Белки делятся на протеины, содержащие только остатки аминокислот, и протеоды, содержащие еще и небелковую часть ( липо-, хромо-, глико-, фосфопротеиды)
Белки (по составу)
Протеины Протеиды
(простые) (сложные)
макромолекулы состоят только кроме остатков ά- аминокислот макромолекулы
из остатков ά- аминокислот. содержат другие группы атомов.
СТРОЕНИЕ БЕЛКОВЫХ МОЛЕКУЛ
- Что вы можете сказать о структуре белка, исходя из знаний биологии?
Молекула белка напоминает нитку, унизанную разноцветными бусинами и скрученную в виде спирали. «Бусины» - это аминокислоты.
Последовательность соединения аминокислотных остатков в полипептидной цепи получила название первичной структурой белка.
Первичная структура белковой молекулы играет чрезвычайно важную роль. Изменение только одной аминокислоты на другую может привести либо к гибели всего организма, либо к появлению совершенно нового вида. Замена одного остатка аминокислоты глутамина на валин в молекуле гемоглобина вызывает тяжелейшее заболевание — анемию, приводящую к смертельному исходу.
- Какую еще структуру, кроме первичной вы знаете? (Вторичная структура белка)
- Что она представляет? (спираль)
- Как крепятся витки в молекуле? (за счет водородных связей между группами СО и NH)
Вторичная структура - это спираль, которая образуется в результате скручивания полипептидной цепи за счет водородных связей между группами СО и NH.
Третичная структура - пространственная конфигурация спирали в пространстве. Эта структура поддерживается за счет гидрофобных взаимодействий, водородных, дисульфидных, ионных связей.
Четвертичная структура - способ совместной укладки нескольких глобул. Есть не у всех белков. Биологическая активность белков определяется третичной и четвертичной структурами.
Белки (по форме молекул) бывают
Глобулярные Фибриллярные
(шаровидные) (нитевидные)
Макромолекула имеет сферическую форму. Они растворяются в воде и солевых растворах с образованием коллоидных систем.
Для фибриллярных белков более характерна нитевидная структура. Они, как правило, не растворяются в воде. Фибриллярные белки обычно выполняют структурообразующие функции. Примером фибриллярных белков служат белки мускульной ткани (миозин), кератин (роговая ткань).
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Физические свойства белков определяются тем, к какому классу они относятся. Молекулы фибриллярных белков вытянуты в длину, нитеобразны и склонны группироваться одна возле другой с образованием волокон. Это основной строительный материал тканей: сухожилий, мускульных и покровных тканей. Такие белки в воде нерастворимы. Прочность белковых молекул просто поразительна! Человеческий волос прочнее меди и может соперничать со специальными видами стали. Пучок волос площадью 1 см2 выдерживает вес в 5 тонн, а на женской косе в 200 тыс. волосинок можно поднять груженый КамАЗ весом 20 т.
Глобулярные белки свернуты в клубочки. В организме они выполняют ряд биологических функций, требующих их подвижности и, следовательно, растворимости. Поэтому глобулярные белки растворимы в воде либо растворах солей, кислот или оснований. Из-за большого размера молекул образующиеся растворы являются коллоидными
ФУНКЦИИ БЕЛКОВ
- Какие функции белков вы проходили на уроках биологии?
Функции белков в клетке чрезвычайно многообразны.
Одна из важнейших — строительная (структурная) функция: белки участвуют в образовании всех клеточных мембран и органоидов клетки, а также внеклеточных структур. Белки, выполняющие структурные функции, занимают по количеству первое место среди других белков тела человека. Среди них важнейшую роль играет коллаген в соединительной ткани, кератин в волосах, ногтях, коже, эластин в сосудистой стенке и др.
Исключительно важное значение имеет каталитическая (ферментативная) роль белков. Все ферменты — вещества белковой природы, они ускоряют химические реакции, протекающие в клетке, в десятки и сотни тысяч раз.
Двигательная функция живых организмов обеспечивается специальными сократительными белками. Эти белки участвуют во всех видах движения, к которым способны клетки и организмы.
Транспортная функция белков заключается в присоединении химических элементов (например, кислорода) или биологически активных веществ (гормонов) и переносе их к различным тканям и органам тела.
Дыхательная функция крови, в частности перенос кислорода, осуществляется молекулами гемоглобина - белка эритроцитов. В транспорте липидов принимают участие альбумины сыворотки крови.
Защитная функция. При поступлении в организм чужеродных белков или микроорганизмов в белых кровяных тельцах — лейкоцитах — образуются особые белки — антитела. Они связывают и обезвреживают несвойственные организму вещества (антигены).
Гормональная функция. Ряд гормонов представлен белками или полипептидами, например гормоны гипофиза, поджелудочной железы и др. Инсулин – регулирует содержание сахара в крови.
Белки служат и одним из источников энергии в клетке, т. е. выполняют энергетическую функцию. При полном расщеплении 1 г белка выделяется 17,6 кДж энергии.
Просмотр видео роликов
КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА БЕЛКИ (цветные):
- Биуретовая реакция.
- Ксантопротеиновая реакция.
- Качественное определение серы в белках.
IV. Оценка теоретических знаний студентов
Карточки с текстовым материалом (составление сводной таблицы)
V. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Мы с вами прошли тему белки, посмотрели качественные реакции на белки, я попрошу вас дома написать соответствующие уравнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.
Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...
Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»
Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...
Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ
В помощь руководителю школьного методического объединения...
Форма 4 п.4.1 Публикации педагогических разработок и методических материалов в СМИ, размещение материалов в сети Интернет
свидетельства о публикации в сети Интернет...
Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по об...
Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...