Методические материалы по дисциплине "Химия" по теме "Кислоты"
презентация к уроку по химии
разработака урока по теме Кислоты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_kisloty.doc | 58 КБ |
kisloty.pdf | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме Кислоты
Цель занятия: познакомить студентов с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Задачи:
Учебная: сформировать знания обучающихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот
Воспитательная: продолжить формирование мировоззрения обучающихся об окружающих их веществах, обратить внимание обучающихся на правила работы с кислотами.
Развивающая: совершенствовать умения наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека
Средства обучения:
Оборудования и материалы: мультимедийная техника, презентация, периодическая таблица, таблица растворимости
Формы и методы контроля (в соответствии с типом занятия):
Форма: групповая. Методы: тестирование
I. Организационный момент
- Здравствуйте. Садитесь.
Вы уже знакомы с некоторыми веществами из окружающего нас мира.
Давайте вспомним их.
II. Актуализация опорных знаний
- Какие вещества (соединения) называются оксидами?
- Какие вещества (соединения) называются основаниями?
- Как называются вещества, с помощью которых производят распознавания ?
- Какие знаете индикаторы?
Сегодня мы продолжим изучение веществ. А вот каких именно?
III. Изучение нового материала
(слайды № 1,2)
Посмотрите на фотографии, представленные на экране.
Как видите, здесь представлены плоды, продукты питания. А что же между ними общего? Как вы думаете?
Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.
(слайд №3)
Итак, сегодня мы будем изучать Кислоты
Запишите тему урока в тетрадях.
На уроке мы должны - Сформировать знания о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот;
(слайд №4 )
Посмотрите на экран - здесь даны формулы кислот. Что между ними общего?
Ответ: Атомы водорода
Первый элемент слева в формуле – водород ( Н), справа- кислотный остаток.
Учитель: Запишем в тетрадь формулы кислот и исходя из состава, дадим определение понятию – кислота.
Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Обратите внимание на формулы кислот.
Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит и различно содержание атомов водорода. Следовательно по числу атомов водорода кислоты классифицируются:
(Слайд 5)
1.одноосновные (HCl, HNO3)
2. двухосновные (H2S, H2SO4, H2CO3)
3.трехосновные (H3PO4)
по наличию кислорода
1. бескислородные (HCl, H2S)
2. Кислородсодержащие (HNO3 ,H2SO4, H2CO3, H3PO4)
(слайд 6) Химические свойства кислот
- Изменяют окраску индикаторов
(Видео "Действие кислот на индикаторы")
Название индикатора | Нейтральная следа | Кислая среда |
Лакмус | Фиолетовый | Красный |
Фенолфталеин | Бесцветный | Бесцветный |
Метилоранж | Оранжевый | Красный |
Универсальная индикаторная бумага | Оранжевый | Красная |
(слайд 7)
- Реагируют с металлами в ряду активности до H2
Видео "Взаимодействие кислот с металлами"
Ме + КИСЛОТА =СОЛЬ + H2↑ (р. замещения)
Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2
3. С основными (амфотерными) оксидами – оксидами металлов
Видео "Взаимодействие оксидов металлов с кислотами"
МехОу + КИСЛОТА= СОЛЬ + Н2О (р. обмена)
CuO + H2SO4 = Cu SO4 + H2O
(слайд 8)
- Реагируют с основаниями – реакция нейтрализации
КИСЛОТА + ОСНОВАНИЕ= СОЛЬ+ H2O ( р. обмена)
H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O
5. Реагируют с солями слабых, летучих кислот - если образуется кислота, выпадающая в осадок или выделяется газ:
2 NaCl (тв.) + H2SO4(конц.) = Na2SO4 + 2HCl↑ ( р. обмена)
Сила кислот убывает в ряду:
HI > HClO4 > HBr > HCl > H2SO4 > HNO3 > HMnO4 > H2SO3 > H3PO4 > HF > HNO2 >H2CO3 > H2S > H2SiO3 .
Каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую
Видео "Взаимодействие кислот с солями"
(Слайд 9-10) Физические свойства кислот
Многие кислоты, например серная, азотная, соляная – это бесцветные жидкости, известны также твёрдые кислоты: ортофосфорная, метафосфорная HPO3, борная H3BO3. Почти все кислоты растворимы в воде. Пример нерастворимой кислоты – кремниевая H2SiO3.
(Слайд 11) Получение.
1. Прямое взаимодействие неметаллов
H2 + Cl2 = 2 HCl
1. Кислотный оксид + вода = кислота
SO3 + H2O = H2SO4
2. Реакция обмена между солью и менее летучей кислотой
2 NaCl (тв.) + H2SO4(конц.) = Na2SO4 + 2HCl
IV.Закрепление Тестирование
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.
Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...
Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»
Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...
Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ
В помощь руководителю школьного методического объединения...
Форма 4 п.4.1 Публикации педагогических разработок и методических материалов в СМИ, размещение материалов в сети Интернет
свидетельства о публикации в сети Интернет...
Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по об...
Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...