Психология агрессивного поведения
статья по химии (9 класс) по теме

Психология агрессивного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologiya_agressivnogo_povedeniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психология агрессивного поведения

Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Целью агрессивного поведения является:

  • достижение значимой цели;
  • достижение психологической разрядки, замещение блокированной потребности и переключения деятельности;
  • самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на различного рода раздражители.

Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляющиеся в фантазиях.

Интенсивность  неадекватность агрессивных реакций зависят от:

  • предыдущего опыта;
  • культурных норм и стандартов;
  • от реактивности нервной системы;
  • силы и равновесия нервных процессов.

        Поведение современных подростков отличается необдуманной жестокостью, отсутствием корыстных побуждений на почве постоянной ожесточенности и агрессивности.

В последние годы в отечественной психологии был выделен самостоятельный тип акцентуации характера по «криминогенному типу», под которым понимается «определенный тип развития подростка, когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения и трудности социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей».

Для данного типа акцентуации характера в детском возрасте характерны:

  • сверхактивность (ребенок беспокоен, непоседлив, очень энергичен, как-будто не устает, постоянно задевает окружающие предметы, детей сверстников, за ним тянется шлейф разрушений и обид);
  • импульсивность (бросает начатое, необдуманно поступает, легко лжет, берет чужие вещи, нарушает запреты);
  • возбудимость (раздражителен, неуравновешен, часто плачет, быстро обижается, кричит, ломает вещи, дерется).

Традиционно выделяют три формы агрессии: физическую, вербальную, косвенную.

Тяжесть агрессивных проявлений можно определить по параметрам:

  1. частота и легкость возникновения;
  2. степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает;
  3. фиксируемость на агрессии;
  4. степень напряженности в агрессивных действиях (возможно ли отвлечь);
  5. форма агрессии;
  6. степень осознанности агрессивных действий.

Одной из наиболее важных проблем является научение агрессивному поведению. На первом месте здесь стоит влияние взаимоотношений родителей, ссоры и драки между ними, а также агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Развитию агрессивности способствует:

  • наличие нарушений в эмоциональных отношениях между родителями и детьми;
  • равнодушие родителей к агрессивности своих детей;
  • модель агрессивного поведения родителей.

Другой важной проблемой является воздействие средств массовой информации – телевидение, кино, компьютерные игры. Здесь можно выделить четыре круга проблем:

  • эффект научения (я тоже так могу);
  • эмоциональное следствие (привыкание к насилию);
  • проблема катарсиса (получение удовольствия);
  • проблема условий (подавление или усиление агрессии).

Коррекция агрессивных проявлений

Агрессивный  ребенок

  1. Помните, что  запрет  и  повышение  голоса – самые  неэффективные  способы  преодоления  агрессивности. Лишь  поняв  причины  агрессивного  поведения  и  сняв  их, вы  можете  надеяться, что  агрессивность  вашего  ребенка  будет  снята.
  2. Дайте  ребенку  возможность  выплеснуть  свою  агрессию, сместите  ее  на  другие  объекты. Разрешите  ему  поколотить  подушку  или  разорвать  «портрет»  его  врага  и  вы  увидите, что  в  реальной  жизни  агрессивность  в  данный  момент  снизилась.
  3. Показывайте  ребенку  личный  пример  эффективного  поведения. Не  допускайте  при  нем  вспышек  гнева  или  нелестные  высказывания  о  своих  друзьях  или  коллегах, строя  планы  «мести».
  4. Пусть  ваш  ребенок  в  каждый  момент  времени  чувствует, что  вы  любите, цените  и  принимаете  его. Не  стесняйтесь  лишний  раз  его  приласкать  или  пожалеть. Пусть  он  видит, что  он  нужен  и  важен  для  вас.

Конфликтный  ребенок

  1. Сдерживайте  стремление  ребенка  провоцировать  ссоры  с  другими. Надо  обращать  внимание  на  недружелюбные  взгляды  друг  на  друга  или  бормотания  чего-либо  с  обидой  себе  под  нос.
  2. Не  стремитесь  прекратить  ссору, обвинив  другого  ребенка  в  ее  возникновении  и  защищая  своего. Старайтесь  объективно  разобраться  в  причинах  ее  возникновения.
  3. После  конфликта  обговорите  с  ребенком  причины  его  возникновения, определите  неправильные  действия  вашего  ребенка, которые  привели  к  конфликту. Попытайтесь  найти  иные  возможные  способы  выхода  из  конфликтной  ситуации.
  4. Не  обсуждайте  при  ребенке  проблемы  его  поведения. Он  может  утвердиться  в  мысли  о  том, что  конфликты  неизбежны, и  будет  продолжать  провоцировать  их.
  5. Не  всегда  следует  вмешиваться  в  ссоры  детей, так  как  дети  быстрее  найдут  общий  язык  и  при  этом  научатся  общаться.

Алгоритм корректировки агрессивного поведения:

  1. Осознание: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения.
  2. Переоценка собственной личности: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и себе самом;
  3. Переоценка окружения: оценка того, как агрессивное поведение влияет на окружение;
  4. Внутригрупповая поддержка: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения;
  5. Ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивности;
  6. Укрепление: поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение;
  7. Поиск альтернативы: обсуждение возможных замен агрессивному поведению;
  8. Контроль за стимулами: избегание или противостояние стимулам, провоцирующим агрессивное поведение;
  9. Подкрепление: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за изменением поведения;
  10. Социализация; расширение возможностей в социальной жизни в связи с отходом от агрессивного поведения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».

Статья будет интересна и психологам, и социальным педагогам, и учителям, а также родителям подростков....

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И СПОСОБЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ Ерошкова Ирина Владимировна педагог-психолог МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном разв...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Методическая разработка "Когнитивные модели агрессивного поведения" (раздел "Социальная психология")

Рост агрессивности среди детей и подростков, на который указывают многие специалисты, требует акцентировать внимание на этом феномене.Когнитивные модели агрессивного поведения - это модели мышления, п...

конспект группового занятия педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения учащихся

Профилактика агрессивного поведения  учеников со сверстниками, а также выявление агрессивных действий к ним со стороны взрослых...

Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков

материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...