Психология агрессивного поведения
статья по химии (9 класс) по теме
Психология агрессивного поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologiya_agressivnogo_povedeniya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психология агрессивного поведения
Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
Целью агрессивного поведения является:
- достижение значимой цели;
- достижение психологической разрядки, замещение блокированной потребности и переключения деятельности;
- самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на различного рода раздражители.
Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляющиеся в фантазиях.
Интенсивность неадекватность агрессивных реакций зависят от:
- предыдущего опыта;
- культурных норм и стандартов;
- от реактивности нервной системы;
- силы и равновесия нервных процессов.
Поведение современных подростков отличается необдуманной жестокостью, отсутствием корыстных побуждений на почве постоянной ожесточенности и агрессивности.
В последние годы в отечественной психологии был выделен самостоятельный тип акцентуации характера по «криминогенному типу», под которым понимается «определенный тип развития подростка, когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения и трудности социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей».
Для данного типа акцентуации характера в детском возрасте характерны:
- сверхактивность (ребенок беспокоен, непоседлив, очень энергичен, как-будто не устает, постоянно задевает окружающие предметы, детей сверстников, за ним тянется шлейф разрушений и обид);
- импульсивность (бросает начатое, необдуманно поступает, легко лжет, берет чужие вещи, нарушает запреты);
- возбудимость (раздражителен, неуравновешен, часто плачет, быстро обижается, кричит, ломает вещи, дерется).
Традиционно выделяют три формы агрессии: физическую, вербальную, косвенную.
Тяжесть агрессивных проявлений можно определить по параметрам:
- частота и легкость возникновения;
- степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает;
- фиксируемость на агрессии;
- степень напряженности в агрессивных действиях (возможно ли отвлечь);
- форма агрессии;
- степень осознанности агрессивных действий.
Одной из наиболее важных проблем является научение агрессивному поведению. На первом месте здесь стоит влияние взаимоотношений родителей, ссоры и драки между ними, а также агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Развитию агрессивности способствует:
- наличие нарушений в эмоциональных отношениях между родителями и детьми;
- равнодушие родителей к агрессивности своих детей;
- модель агрессивного поведения родителей.
Другой важной проблемой является воздействие средств массовой информации – телевидение, кино, компьютерные игры. Здесь можно выделить четыре круга проблем:
- эффект научения (я тоже так могу);
- эмоциональное следствие (привыкание к насилию);
- проблема катарсиса (получение удовольствия);
- проблема условий (подавление или усиление агрессии).
Коррекция агрессивных проявлений
Агрессивный ребенок
- Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
Конфликтный ребенок
- Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос.
- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.
- После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
- Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
- Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей, так как дети быстрее найдут общий язык и при этом научатся общаться.
Алгоритм корректировки агрессивного поведения:
- Осознание: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения.
- Переоценка собственной личности: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и себе самом;
- Переоценка окружения: оценка того, как агрессивное поведение влияет на окружение;
- Внутригрупповая поддержка: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения;
- Ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивности;
- Укрепление: поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение;
- Поиск альтернативы: обсуждение возможных замен агрессивному поведению;
- Контроль за стимулами: избегание или противостояние стимулам, провоцирующим агрессивное поведение;
- Подкрепление: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за изменением поведения;
- Социализация; расширение возможностей в социальной жизни в связи с отходом от агрессивного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Подростковая агрессивность: девиация или норма? Основные детерминанты агрессивного поведения подростков».
Статья будет интересна и психологам, и социальным педагогам, и учителям, а также родителям подростков....
Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.
Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И СПОСОБЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ Ерошкова Ирина Владимировна педагог-психолог МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном разв...
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...
Методическая разработка "Когнитивные модели агрессивного поведения" (раздел "Социальная психология")
Рост агрессивности среди детей и подростков, на который указывают многие специалисты, требует акцентировать внимание на этом феномене.Когнитивные модели агрессивного поведения - это модели мышления, п...
конспект группового занятия педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения учащихся
Профилактика агрессивного поведения учеников со сверстниками, а также выявление агрессивных действий к ним со стороны взрослых...
Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков
материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...