Методическая разработка "Когнитивные модели агрессивного поведения" (раздел "Социальная психология")
методическая разработка по психологии (8, 9, 10, 11 класс)
Рост агрессивности среди детей и подростков, на который указывают многие специалисты, требует акцентировать внимание на этом феномене.
Когнитивные модели агрессивного поведения - это модели мышления, пытающиеся изучить и понять действие многих аспектов нашего агрессивного поведения. Как воспринимаем и осмысливаем ситуацию, так и поступаем. Если поступки человека не управляются разумными заключениями, то они управляются неразумными импульсами или условиями момента.
Психолог может помочь осознать причины собственного агрессивного поведения, а затем показать, как изменить его более конструктивными схемами мышления и поведения. Коррекции уже сложившихся форм общения должно предшествовать определение способов реагирования на различные ситуации в области социальных контактов.
Цель создания методической разработки: систематизация представлений о закономерностях развития агрессивного поведения человека. В предлагаемом практическом задании каждый может определить свой показатель агрессии и враждебности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fyodorova_m.n._metodicheskaya_razrabotka.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Раздел: социальная психология
КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Составитель: Фёдорова Маргарита Николаевна
педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП
Санкт-Петербург
2018 год
Пояснительная записка
Рост агрессивности среди детей и подростков, на который указывают многие специалисты, требует акцентировать внимание на этом феномене.
Известно, что каждая личность обладает определённой степенью враждебности-агрессивности. Многие обладают высоким уровнем скрытой агрессии. Чрезмерное развитие отдельных форм враждебности и агрессивности затрудняет сотрудничество, сознательную кооперацию, провоцирует конфликтность.
Когнитивные модели агрессивного поведения ⎯ это модели мышления, пытающиеся изучить и понять действие многих аспектов нашего агрессивного поведения. Как воспринимаем и осмысливаем ситуацию, так и поступаем. Если поступки человека не управляются разумными заключениями, то они управляются неразумными импульсами или условиями момента.
Психолог может помочь осознать причины собственного агрессивного поведения, а затем показать, как заменить его более конструктивными схемами мышления и поведения. Когда человек осознаёт ошибочность своего образа мыслей, он может изменить его и, таким образом, устранить проблему. Коррекции уже сложившихся форм общения должно предшествовать определение способов реагирования на различные ситуации в области социальных контактов. Сбалансированность межличностных отношений поможет достичь эмоционального благополучия.
В предлагаемом практическом задании каждый обучающийся может определить свой показатель агрессии и враждебности. Для этого предлагается применить опросник Басса-Дарки. На основе полученных ответов на тест выявляются различные виды реакций.
Определение степени агрессивности вполне оправданно, так как защитные реакции связаны именно с проявлением агрессивности и уходом от трудных ситуаций.
Цель создания методической разработки: систематизация представлений обучающихся о закономерностях развития агрессивного поведения человека.
Задачи
Дидактическая:
формирование понимания агрессивности, её составляющих, поведенческих проявлений и условий формирования.
Развивающие:
- развитие способности к более глубокому пониманию себя и других людей;
- развитие способности к построению конструктивного взаимодействия.
Воспитательная:
профилактика социально нежелательных форм поведения.
Тип занятия: комбинированное с самостоятельной работой обучающихся.
Оптимизация занятия
Методы обучения | Средства обучения |
|
(по выявлению различных видов агрессивных проявлений) |
Межпредметные связи
ИСТОКИ ВЫХОД
Внутрипредметные связи
ИСТОКИ ВЫХОД
Граф логической структуры темы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Практическое занятие состоит из 3-х частей
I часть – усвоение психологической теории
- Организационный момент…………………………………………….5 мин.
- Формулировка темы и её обоснование……………………………….5 мин.
- Определение целей и задач……………………………………………5 мин.
- Изучение нового материала…………………………………
- Поэтапный контроль знаний предыдущих занятий….......... 30 мин.
II часть – выявление собственных агрессивных проявлений
- Самостоятельная работа обучающихся:
вводный инструктаж.....................................................…………….…..5 мин.
предъявление тестового материала
для диагностики агрессивности по Басса-Дарки.................................15 мин.
- Анализ и интерпретация результатов тестирования………………...15 мин.
III часть – организация окончания занятия
- Рефлексия.............................…………………………………………....5 мин.
- Задание на дом…………………………………………………
- Подведение итогов занятия........……………………………... 5 мин.
Этапы занятия
№ п/п | Этапы занятия | Деятельность педагога-психолога | Деятельность обучающихся | Цель деятельности | Методическое обеспечение |
I | Вводная часть |
| Приветствие | Создать благоприятный фон для совместной деятельности | Технологическая карта |
Сообщение темы, её обоснование |
| Раскрытие теоретической и практической значимости темы | |||
Определение целей и задач | Формирование познавательного интереса | ||||
II 1 | Основная часть: ➢ усвоение психологической теории |
активизирующие память и мышление. |
| Систематизация представлений обучающихся о закономерностях развития агрессивного поведения человека |
материала.
|
2 | ➢ самодиагностика |
инструкцией по выполнению теста (устно).
предъявляется всей группе одновременно.
последовательности диагностики.
тестирования. |
оценивает утверждения тест-опросника (письменно).
они возникают.
| Выявление собственных агрессивных проявлений | Опросник Басса-Дарки (по выявлению различных видов агрессивных проявлений) |
III | Заключительная часть |
положительные и отрицательные моменты.
достижения целей, задач.
комментирует оценки.
|
фактами, делают выводы, обобщения.
самосовершенствованию | Создание условий для развития самосознания |
Конспект теоретического материала
Вводная часть
Тема: Агрессия. Становление агрессивного поведения. Превентивные
меры управления агрессией.
Цель: установить последовательность развития агрессивного поведения
человека.
Задачи:
- узнать, что такое агрессивное поведение;
- виды агрессивного поведения;
- условия формирования агрессивного поведения;
- в чём проявляется агрессивное поведение;
- какими чертами личности обладают «агрессоры»;
- выявить собственные агрессивные проявления.
Основная часть
I - психологическая теория
Агрессия ⎯ любое действие или ряд действий, целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба.
Существуют три основные точки зрения на проблему источников агрессивности.
- Агрессия ⎯ враждебность, присущая природе человека, врождённое
свойство и, следовательно, передаётся по наследству. Существует в форме влечения, инстинкта (неосознаваемое).
☝ Вопрос для контроля исходных знаний: что такое неосознаваемое?
Анализ – бессознательное.
Агрессия – не что иное, как атавизм, унаследованный от животных инстинкт.
☝ Вопрос для контроля исходных знаний: что такое атавизм?
На всём протяжении развития нашего вида агрессивность играла важную роль в выживании. Первым охотникам приходилось иногда проявлять жестокость, убивая животных или других людей, которые вступали с ними в конкуренцию за пищу, брачного партнёра или территорию.
Биологические аспекты (точка зрения, взгляд).
Имеются биологические данные о существовании нервных механизмов, участвующих в агрессивном поведении. По результатам исследований известно, что существуют центры на уровне лимбической системы, возбуждение которых автоматически вызывает агрессивную реакцию у обезьян. Оказалось, что после удаления определённых отделов лимбической системы, животные становятся смирными как овечки и сохраняют невозмутимое спокойствие даже в случаях нападения на них.
☝ Вопрос для контроля исходных знаний: где находится лимбическая система?
В других экспериментах было установлено, что кошка, у которой удалена кора большого мозга и в результате лимбическая система «оголена», может внезапно впадать в ярость при малейшем противодействии её желаниям или даже незначительной боли.
Таким образом, результаты этих исследований указывают на важнейшую роль лимбической системы и коры головного мозга в контроле проявлений агрессивности.
Чрезмерная вспыльчивость, проявляемая некоторыми людьми, может быть обусловлена повреждениями в височных долях головного мозга.
Однако, как выяснили учёные, наследуется не свойство, а предрасположенность реагировать определённым образом.
- Агрессия связана с реакцией на ситуацию. Это поведенческая реакция на
разочарование, неудачу.
К числу ситуативно-агрессивных реакций относятся такие реакции, суть которых состоит в ответной враждебности по отношению к другому лицу, действия которого рассматриваются как преднамеренно враждебные. В подобном случае это явное осуждение, оскорбление или угроза в адрес другого лица.
Например, теория подавленной агрессии. Человек, которому помешали действовать, испытывает тем большую досаду, чем больше он стремился к достижению какой-то цели. Его реакция на помеху выражается в агрессивных действиях по отношению к тому объекту или человеку, который ему препятствует. Т.е. разочарование может приводить к агрессивности.
Скрытое напряжение и подавленная агрессия изливаются или физически (бьёт, ломает, швыряет), или вербально (кричит, дерзит, дразнит, обзывает, сплетничает).
Типичным примером служит водитель, попавший в транспортную пробку и вымещающий свою злость на других водителях или пешеходах.
Агрессивное поведение заразительно. Нередко, если в толпе появляется раздражённый, взвинченный, громко негодующий человек, у остальных людей также повышается тон, в голосе появляются угрожающие нотки.
Известно, что оказавшись в группе, подростки иногда совершают более жестокие действия по отношению к своим сверстникам, чем, если бы они действовали в одиночку.
Вспомните прекрасный фильм Р. Быкова «Чучело».
Если человек находится в ситуации разочарования, то попытки провокации агрессии приводят к уменьшению агрессии, а жалость и симпатия –
к увеличению агрессивности.
Представьте, что вы, опаздывая, подбегаете к отходящему автобусу. Водитель видел вас, но отъехал. Один человек на остановке ругает водителя, другой вас жалеет и утешает.
В каком случае вы будете больше злиться (пусть молча)?
Агрессия может быть следствием перенаселённости и потребности отстоять свою территорию.
☝ Контроль исходных знаний: «зоны общения».
Что же касается связи между болью и агрессивностью, то она была выявлена в эксперименте с крысами.
Крыса, помещённая в клетку с другой крысой, атаковала её каждый раз, когда через пол клетки пропускали ток. Ничего подобного не происходило, если крыса находилась в клетке совсем одна. Исследователи отметили также, что чем сильнее был ток и чем чаще его пропускали, тем сильнее была и агрессивная реакция. Агрессивность у такой крысы снижалась, если изменяли окружающие условия.
Ещё один пример. Если крысята росли вместе с мышами, то во взрослом состоянии агрессивность по отношению к мышам у них почти отсутствует. Напротив, если крысята жили в условиях, где им приходилось конкурировать между собой за пищу, то из них вырастало значительно больше крыс-убийц, хотя они не съедали убитых мышей.
3. Агрессия ⎯ результат социального научения, воспитания. Единственный её источник ⎯ внешние условия.
Проведя обследование, выявили черты детей, пользующихся репутацией жестоких, и вместе с тем, особенности их родителей и условия, в которых им приходилось жить.
Жестокие дети ⎯ это, как правило, дети, которых не любят. Они мало интересуются школьными делами. Их легко увлекают агрессивные фантазии, заимствованные, в частности, из фильмов со сценами насилия, которые они смотрят по телевидению и героям которых подражают.
Что касается родителей таких детей, то это большей частью люди, весьма склонные к агрессивности, применяющие к детям телесные наказания (в 96 % случаев) и постоянно выражающие неудовольствие по поводу их поведения. Они любят насилие, которое выискивают в телефильмах и осмеивают любое сострадание своих детей. Если ребёнка сурово наказывать, это приведёт к формированию у него агрессивности.
Кроме того, выявили, чем моложе и малограмотнее отец, тем больше у его сына шансы стать агрессивным. Агрессивность девочек связывается с заработком отца: чем меньше отец получает, тем чаще проявляется агрессивность в характере дочери.
Дети учатся агрессивному поведению, наблюдая за агрессией взрослых людей, чьё поведение вознаграждается тем или иным образом (т. е. они получают то, что хотят). Но если они наблюдают, что агрессора наказывают, это не усиливает агрессивного поведения ребёнка.
Агрессивность неосознанная (предубеждения, предрассудки) и осознанная (цинизм, вызывающее поведение) формируется у ребёнка в условиях жёстко авторитарного воспитания, не признающего поощрения, и использования чрезмерных наказаний. Вообще, авторитарный человек не умеет поощрять других, не умеет и не желает использовать формы конструктивного убеждающего, а не диктующего общения.
Большинство особенностей нашего поведения развивается, в основном, путём подражания моделям.
Если воспитатели ребёнка проявляют агрессивность, то и ребёнок, подражая им, станет агрессивным. Если же модель будет наказана за свою агрессивность, это уменьшит проявления агрессивности у ребёнка.
Агрессивность ⎯ продукт самого обыкновенного обучения.
Она развивается, поддерживается или уменьшается просто в результате наблюдения сцен агрессии и учёта её видимых последствий для агрессивного человека. Согласно этому жестокие герои фильмов (в том числе мультипликационных) служат моделями для реальной жизни. Жестокие сцены служат стимулом для появления импульсов агрессивности у определённого рода лиц, у которых эти сцены как бы отключают тормоза (по принципу катализатора, присутствие которого способно ускорять химическую реакцию).
Для уменьшения жестокости важно сократить число сцен насилия и заменить их сценами, демонстрирующими сотрудничество между людьми.
Многие страны отказались от военных игрушек и ввели цензуру на сцены с насилием (Ямайка - в 1974 г., Швеция - в 1980 г.).
Однако имеется ряд исследований, когда демонстрация ребёнку сцен насилия вызывает у него уменьшение агрессивности. При виде таких сцен, происходит ослабление агрессивной напряжённости. Если вначале они усиливают степень активации организма (вызывают учащение ритма сердца и дыхания), в конце ⎯ чувствительность к сценам жестокости уменьшается, что сопровождается понижением физиологических реакций, а также безразличием к актам жестокости, на которые было бы естественно реагировать.
Возможно, именно этим объясняется безразличие, проявляемое свидетелями сцен насилия.
Результаты исследований, проведённых в последнее десятилетие, говорят о первостепенной роли социальных факторов в развитии агрессивности.
Полученные до сих пор данные следует рассматривать пока лишь как свидетельство наличия связи, а не причины. В конце концов, насилие, представленное в вымышленных ситуациях, ⎯ это всего только отражение жизненных представлений современного общества, а не причина этих представлений. Ведь не все особи реагируют агрессией на разочарование или боль, хотя часто бывает и так. Этнологи обнаруживают общества, которым агрессивность неведома.
Таким образом, любое агрессивное поведение подвержено влиянию внешней обстановки, зависит как от состояния в данный момент, так и от прошлого опыта.
Агрессивное поведение определяется как поведение, нацеленное на то, чтобы причинить боль или вред другому человеку. Это нападение по собственной инициативе с целью причинить физический, материальный или моральный ущерб (посредством грубых, насмешливых, язвительных слов и поступков).
Агрессивное поведение сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, такими как гнев, злорадство, досада и т. п. Они могут быть разнообразными по насыщенности и интенсивности: от лёгкого раздражения до ярости; от взрыва до затаённой злобы.
В поведении агрессивных людей - жесты угрозы, презрения, враждебности и вызывающего упрямства.
Для описания этого явления выбираются разные синонимы: садизм, атака, нападение, разрушительность, злоба, оскорбление, жестокость, угроза и др.
Причиняя боль, неприятность другому человеку, «агрессор» стремится поддержать свою самооценку, чувство достоинства. Даже если вред не был причинён, одно намерение делает действия агрессивными.
Агрессия имеет разные проявления: хамство, садомазохизм (х/ф «Код да Винчи»), зависть, мстительность, враждебность, попрёки и угрозы, обиды и самонаказание, крики и ссоры, тихое ворчание, критика и т. д.
Многие формы спортивных состязаний предполагают и провоцируют агрессивность. В них наблюдаются агрессивные действия (бокс, борьба, футбол, хоккей и др.).
В простых житейских ситуациях возможны воображаемая агрессия и аутоагрессия (самонаказание, обида, депрессия).
Обида соединяет подчёркнутую жалость к себе с мстительными побуждениями, не всегда осознаваемыми. Очень часто такой неадекватный способ реагирования является выражением сильной эгоцентрической и инфантильной (детско-недоразвитой) природы.
Агрессивность как черта личности затрудняет сотрудничество, сознательную кооперацию (объединение), а также провоцирует конфликтность (разногласия, споры).
Агрессивно-конфликтное взаимодействие держит партнёра в напряжении.
Личностей, склонных к агрессивно-конфликному взаимодействию, отличает склонность к риску, напряжённость, независимость, напористость, низкий самоконтроль, замкнутость, недобросовестность и неуверенность в себе, уровень интеллекта ниже среднего. Доминантность (возвышение над окружающими, желание быть основным) предполагает склонность к самоутверждению; она рассматривается как один из видов агрессивности.
Состояние агрессивности характеризуется как стеничное: драчливость, грубость, задиристость, озлобленность; аффективное переживание гнева с потерей самоконтроля.
Могут ли воображаемые агрессивные действия выполнить функцию облегчения?
В жизни мы очень часто видим, как мать срывает своё недовольство на ребёнке, хозяин на собаке, начальник на подчинённом и т. п. А если человек получает возможность отреагировать мысленно, фантазируя или используя безобидный объект (куклу, игрушку), приобретает ли его общение более цивилизованные черты?
На этот вопрос отвечает эксперимент. В рамках эксперимента преподаватель высмеивал группу студентов. В результате группа оказывалась «заражённой» агрессией. После этого половине студентов предоставлялась возможность отреагировать письменно, а у второй половины группы не было такой возможности. Те, кто смог высказаться на бумаге, становились менее агрессивными.
Вербальная агрессия выступает как облегчающее средство, но возникает привычка реагировать агрессивно. Продолжающаяся вербальная агрессия (оскорбления, прозвища) не уменьшает, а увеличивает враждебность.
Агрессивное самораскрытие – желание говорить о себе, не считаясь с желанием другого.
Обучение и жизненный опыт человека в значительной степени влияют на контроль над агрессивным поведением.
Агрессивные формы поведения можно преодолеть только путём всемерного развития общения между отдельными людьми, социальными группами и различными культурами. Население земли в настоящее время достигло 5 млрд. Перед лицом всё более смертоносных войн, всплеска расизма и слепого терроризма настало время использовать наши способности рассуждать и общаться, с тем, чтобы объяснять другим людям, что при разрешении конфликтов всегда следует отдавать предпочтение ненасильственным методам.
Объяснение причин поступков снижает агрессию. Но очень часто выяснение причин поведения заменяется оцениванием поведения, т. е. своего отношения к ситуации.
Значительно сдерживает агрессию присутствие неагрессивных людей.
В сопротивлении формирующейся агрессии велика роль эмпатии: чем эмпатия выше, тем реже человек будет проявлять агрессию.
☝ Вопрос для контроля исходных знаний: что такое эмпатия?
II – самодиагностика (выявление собственных агрессивных проявлений)
По опроснику Басса-Дарки, на основе полученных ответов, выявляются проявления агрессии и враждебности.
«Попробуйте быть честным с самим собой» З. Фрейд
☝ Вопросы для контроля исходных знаний:
– что такое конформность?
– что значит слово «вербальная» (агрессия)?
Заключительная часть
Подведение итогов занятия
Теперь говорите вы. Подведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о нашем занятии. Хорошо, если вы что-то посоветуете, выскажите пожелания.
Выводы:
- Любая форма деструктивного общения затрагивает обе стороны, нередко вовлекая в это деструктивное взаимодействие и других людей, заражая их негативными эмоциями, выбивая из привычного жизненного ритма и оказывая на них негативное влияние.
К деструктивному общению относят те формы и особенности контактов, которые пагубно сказываются на личности партнёра и осложняют взаимоотношения. Примерами такого рода контактов служат авторитарный стиль (основан на слепом,
беспрекословном подчинении), патологическая ревность, зависть, нарциссизм. Деструктивным характером может обладать даже молчание, если оно принимает форму наказания партнёра, а также умолчание.
- Агрессивно-конфликтное общение ⎯ достаточно распространённая форма деструктивного общения.
- Основными чертами агрессивной личности являются напористость и деструктивность.
В основе деструктивного общения может лежать немало личностных черт: лицемерие, хитрость, склонность к клевете, мстительность, язвительность, цинизм и т. д.
- Агрессивное поведение сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, такими как гнев, злорадство, досада.
Деструктивное общение может руководствоваться неосознанными мотивами самоутверждения, мести, соперничества и т. д.
- Агрессивность может принимать самые разнообразные формы: мстительность, враждебность, попрёки и угрозы, обиды, ссоры, критика, зависть, хамство, садомазохизм.
- Жёстко авторитарное воспитание формирует у ребёнка агрессивность, как неосознанную (в виде предубеждений, предрассудков), так и осознанную (в форме цинизма и открыто деструктивного поведения). Развитие эмпатии ослабляет действие агрессивных импульсов.
Контроль и закрепление полученных знаний:
- Может ли личность быть неагрессивной?
- Назовите черты агрессивной личности, присущие людям, которых вы хорошо знаете (герои фильмов, художественной литературы, просто знакомые).
- Какими чертами личности обладают «агрессоры»?
- Назовите виды агрессивных проявлений.
- Назовите правильные ответы.
➢ Наблюдение агрессии и насилия по телевидению (варианты ответов):
- усиливает агрессию;
- вызывает осознание ранее подавленных чувств;
- учит агрессии;
- искажает представление о реальности;
- увеличивает восприимчивость к агрессии;
- учит сопротивлению и борьбе;
- снимает напряжение.
➢ Агрессивное воздействие проявляется в (варианты ответов):
- разрушительном влиянии только на личность «жертвы»;
- разрушительном влиянии на личность «агрессора»;
- оба страдают от такого общения.
Диагностика агрессивности по тесту Басса-Дарки
определяются показатели агрессии и враждебности
Инструкция по выполнению теста
Я зачитаю вам 75 утверждений.
Вам следует ответить на них «Да» или «Нет». Среднего значения не предусмотрено. Если вы сомневаетесь, какой дать ответ, выберете всё же тот вариант, который вам больше всего подходит.
Ответ «Да» можно обозначить знаком «+», ответ «нет» - знаком «-».
ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ
- Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
- Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
- Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
- Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
- Я не всегда получаю то, что мне положено.
- Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
- Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
- Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные
угрызения совести.
- Мне кажется, что я не способен ударить человека.
- Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
- Я всегда снисходителен (не строг) к чужим недостаткам.
- Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
- Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными
обстоятельствами.
- Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько
более дружелюбно, чем я ожидал.
- Я часто бываю не согласен с людьми.
- Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
- Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
- Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
- Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
- Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему
наперекор.
- Меня немного огорчает моя судьба.
- Я думаю, что многие люди не любят меня.
- Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
- Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
- Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
- Я не способен на грубые шутки.
- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
- Когда люди строят из себя начальников, я делаю всё, чтобы они не
зазнавались.
- Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
- Довольно многие люди завидуют мне.
- Я требую, чтобы люди уважали меня.
- Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
- Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их
«щёлкнули по носу».
- Я никогда не бываю мрачен от злости.
- Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
- Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.
- Хотя я и не показываю это, меня иногда гложет зависть.
- Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
- Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
- Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
- Я редко даю сдачи, если кто-нибудь ударит меня.
- Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
- Иногда люди раздражают меня одним свои присутствием.
- Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
- Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
- Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать всё, что о нём думаю.
- Я делаю много такого, о чём впоследствии сожалею.
- Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
- С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
- Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
- Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с
которым нелегко работать.
- Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать
что-нибудь приятное для меня.
- Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
- Неудачи огорчают меня.
- Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
- Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал
попавшуюся мне под руку вещь и ломал её.
- Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
- Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
- Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в
это не верю.
- Я ругаюсь только со злости.
- Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
- Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я
применяю её.
- Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
- Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
- У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
- Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
- Я часто думаю, что жил неправильно.
- Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
- Я не огорчаюсь из-за мелочей.
- Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или
оскорбить меня.
- Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в
исполнение.
- В последнее время я стал занудой.
- В споре я часто повышаю голос.
- Я стараюсь обычно скрывать своё плохое отношение к людям.
- Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Анализ и интерпретация результатов тестирования
Известно, что каждая личность должна обладать определённой степенью враждебности-агрессивности.
Норма такой оценки по каждому из видов реакций испытуемого зафиксирована в колонке «Номинальная сумма баллов по видам реакций».
В случае если сумма баллов по отдельным видам реакций испытуемого
не достигает номинала, это говорит о значительном снижении или о полном отсутствии соответствующего психологического свойства личности. Следует предполагать наличие у испытуемого определённой степени пассивности и конформности.
Если сумма баллов по отдельным видам реакций испытуемого превышает номинал, это говорит о чрезмерном развитии форм агрессивности, затрудняющем сотрудничество, сознательную кооперацию, а также провоцирующем конфликтность.
Есть показатели, которые ничего определённого об агрессивности не раскрывают, т. е. нет возможности уверенно сказать, что студент агрессивен или, напротив, неагрессивен. Следует предполагать у таких студентов наличие определённой степени пассивности и конформности.
КОД ОТВЕТОВ
№ п/п | Вид реакции | «Да» - 1 балл «Нет» - 0 баллов | «Нет» - 1 балл «Да» - 0 баллов | Номинальная сумма баллов |
1 | Физическая агрессия | 1, 25, 33, 41, 48, 55, 62, 68 | 9, 17 | 4 – 6 |
2 | Косвенная агрессия | 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 | 26, 49 | 4 – 5 |
3 | Вербальная агрессия | 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 | 39, 66, 74, 75 | 4 – 6 |
4 | Обида | 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58 | 4 – 5 | |
5 | Подозрительность | 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 | 65, 70 | 4 – 6 |
6 | Раздражение | 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 | 11, 35, 69 | 4 – 6 |
7 | Негативизм | 4, 12, 20, 28 | 36 | 2 – 3 |
8 | Чувство вины | 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67 | 4 – 5 |
Виды реакций
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого
лица.
- Косвенная агрессия – агрессия, направляемая окольным путём (не прямо,
путём уловок, с чьей-нибудь помощью).
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму
(крик, визг – маленькие дети), так и через содержание словесных ответов
(проклятия, угрозы).
- Обида (враждебность) – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность (враждебность) – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная (быть несогласным с чьими-н. взглядами и действиями, противодействовать им; сопротивление) манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что совершает злые поступки, а также ощущаемые им угрызения совести.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Цель: обучение тому, как справляться с обидой.
Установочные инструкции
«Детские обиды»
- Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду.
- Вспомните свои переживания и нарисуйте или опишите их.
Обсуждение
Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, показывают рисунки или зачитывают описания.
- Как вы сейчас относитесь к этой обиде?
- Что вы почувствовали, когда делали это задание (удовлетворение, гордость, облегчение)?
- Закончите предложение «Я обижаюсь, когда...» (метод «Незаконченные предложения» является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки).
- Что такое обида?
- Как вы реагируете на обиду?
- Как долго сохраняются обиды?
- Как вы относитесь в дальнейшем к обидчику?
- Что вы делаете с текущими обидами?
Психолог говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек.
Подчёркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Месть не решает проблему. Описать различные способы изменения поведения.
Например, если подросток должен научиться контролировать свою агрессивность, могут быть перечислены следующие варианты действий:
- игнорировать ситуацию;
- сосчитать до 10, прежде чем сказать что-нибудь;
- подумать о последствиях своего поведения;
- записать обиду, а потом разорвать записку;
- мысленно отправить обиду в небо (или пустить по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится всё меньше и меньше.
Поддерживаются различные предложения.
«Мусорное ведро»
Психолог просит обучающихся объяснить, что, по их мнению, символизирует мусорное ведро.
Каждому участнику предоставляется возможность выбросить «заготовленную обиду».
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Атавизм | появление у потомка признаков, свойственных его отдалённым предкам. |
Вербализация | сообщение в форме словесных посланий. |
Интерпретировать | истолковать, раскрыть. |
Конформность | добровольная реакция человека в группе, которая идентична реакциям всех в этой группе, но отличается от реакций этого человека, когда тот находится в одиночестве – соглашательство. |
Кооперация | объединение. |
Кора головного мозга | слой серого вещества, покрывающий мозговые полушария большого мозга. Соответствующие участки коры головного мозга связаны с различными функциями. |
Лимбическая система (ЦНС) | имеет широкие связи со всеми областями головного мозга. Она обеспечивает высший контроль всех вегетативных функций (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, обмена веществ, энергии), а также формирует эмоции и мотивацию. |
Лицемерие | поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. |
Мазохизм | причинение физической боли себе. |
Пассивный | не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный; зависимый, лишённый самостоятельности. |
Превентивный | предупреждающий что-н., предохранительный. |
Предубеждения | предвзятое отрицательное мнение, отношение к кому-чему-н. |
Предрассудки | ставший привычным, ложный взгляд на что-н. |
Садизм | извращённая и изощрённая жестокость (причинение физической боли другому лицу). |
Стереотипы | жёсткое, часто упрощённое представление о чём-то или о ком-то, сложившееся в сознании людей (должен быть). Часто имеют негативную природу. Могут содержать некое зерно истины, но в основном, являются ложными. Их разделяет значительное количество людей, что способствует их укоренению. Могут меняться со временем, но их носителям часто бывает трудно избавиться от усвоенных представлений. |
Цинизм | наглое, бесстыдное поведение и отношение к чему-н., проникнутое пренебрежением к нормам общественной морали, нравственности. |
Эмпатия | сопереживание другому человеку, т. е. умение поставить себя на место другого, способность к эмоциональной отзывчивости. |
Язвительный | злобно-насмешливый, стремящийся досадить, причинить боль, неприятность. |
Намерение | сознательное желание, готовность что-либо сделать. |
Литература для педагога-психолога
Основная:
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.
- Батаршев А.В. Тестирование//Основной инструментарий практического
психолога. М., 2003.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод.
пособие к курсу «Психология человека». М., 1999.
4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное
общение. СПб., 2002.
Дополнительная:
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2004.
- Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М., 2001.
- Годфруа Ж. Что такое психология (в 2-х томах). М., 1999.
- Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003.
- Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник. М., 2000.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М., 2003.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1973.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 2000.
Литература для обучающихся
Основная:
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод.
пособие к курсу «Психология человека». М., 1999.
Дополнительная:
1. Амосов Н. Мысли и сердце. М., 1976.
2. Годфруа Ж. Что такое психология (в 2-х томах). М., 1999.
3. Лихачёв Д.С. Письма о добром. СПб., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система "Модель химического образования на основе технологического подхода"
Настоящий этап развития образования связан с существенным обновлением содержания и существующих методик, разработкой новых стандартов. В огромном потоке новой информации я пришла к необходимости...
Методическая разработка "Модель работы по профилактике синдрома профессионального выгорания педагогов"
Вопросы профессионального выгорания педагогов актуальны в современном образовании. Это обусловлено введением нового ФГОС, увеличением количества требований предъявляемых к педагогу, бесконечными отчет...
Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"
Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...
Методическая разработка" "МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.".
Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...
Методическая разработка "Модель проблемного урока"
Разработка модели проблемного урока....
Методическое сообщение Модель занятий педагога дополнительного образования по вокалу на основе современных образовательных технологий
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетическо...
Методическая разработка Модель «ТЕНДЕР ДОРОГИ ЖИЗНИ»
Модель «ТЕНДЕР ДОРОГИ ЖИЗНИ»...