Спирты
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Урок формирует понятие о "спиртах", их физических и химических свойствах, способах получения и применения, закрепление навыков в написании формул изомеров и уравнений химических реакций, применение знаний в жизнь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Спирты", 9 класс | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Спирты»
9 класс
Цели урока:1.образовательная: сформировать понятия о спиртах, их свойствах,
получении, применение и влияние на организм
2. развивающие: развить способность применять знания по теме из
смежных дисциплин
3.воспитательные: вести пропаганду о здоровом образе жизни
Оборудование: мультимедийный проектор, доска
Реактивы: списки, спиртовка, выпарительная чаша, металлический натрий, медная
проволока, раствор этилового спирта.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Химический диктант «Сравнительная характеристика углеводородов»
- Большая часть природного газа, приходится на долю представителя этого класса.
- Общая формула этого класса веществ CnH2n – 2.
- Основной представитель этого класса ацетилен.
- В молекулах этих углеводородов одна двойная связь.
- Общая формула этого класса веществ CnH2n + 2.
- В молекулах этих веществ имеется одна тройная связь.
- Один из важнейших представителей этого класса – этилен.
- Одно из веществ этого класса получают карбидным способом.
- Основное химическое свойство этих веществ, вступать в реакции замещения.
- Общая формула этих веществ CnH2n .
- Основным представителем этого класса является метан.
- Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H6, C3H8, C4H10.
- Одно из веществ этого класса получают карбидным способом.
- Вещество этого класса применяют при сварке и резке металлов.
- При дегидрировании этого класса веществ получают алкины.
- Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H4, C3H6.
- Какому классу не характерна реакция присоединения.
- Объяснение нового материала.
Давайте начнем наш урок словами Льва Николаевича Толстого: «Вино губит
Телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство».
О каком веществе идет речь? Давайте попробуем назвать тему урока. Учащиеся приходят к мысли, что теме урока «Спирты». Что необходимо знать, чтобы доказать свое согласие или несогласие с автором высказывания. Надо составить
план работы на уроке:
- Определение и состав спиртов.
- Физические и химические свойства спиртов.
- Способы получения спиртов.
- Применение и влияние на организм человека.
Приступим к рассмотрению 1-го пункта: «Определение и состав спиртов».
Спирты – это органические вещества, молекулы которых содержат одну или
несколько( групп – ОН), соединенных с углеводородным радикалом.
Поэтому вначале рассмотрим классификацию спиртов по числу гидроксильных
групп.
Спирты делят на:
1. Одноатомные (CH3OH)
2.Двухатомные (HO – CH2 – CH2 – OH)
3. Трехатомные (CH2 – CH – CH2)
| | |
OH OH OH
Сегодня мы остановимся с вами на одноатомных спиртах.
Предельные одноатомные спирты – это производные углеводородов, в которых
один атом водорода замещен на гидроксильную группу.
Общая формула спиртов R –OH, где R – углеводородный радикал. Как же называются спирты? При образовании названий спиртов к названию углеводорода, соответствующего спирту добавляют (родовой) суффикс – ОЛ. Цифрами после суффикса указывают положение гидроксильной группы в главной цепи, а префиксами ди-, три-, тетра- и т. д. – их число.
CH3 – CH2 – CH2 – OH пропанол -1
Запишем несколько первых представителей класса:
CH3 –OH -метиловый спирт или метанол
C2H5 –OH этанол
C3H7 –OH пропанол
C4H9 -OH бутанол
Перейдем ко второму пункту плана – это физические и химические свойства спиртов. Остановимся на физических свойствах спиртов. Физ. свойства: первые представители, содержащие от одного до 11-ти атомов углерода, жидкие. Высшие спирты (начиная с C12H25OH) при комнатной температуре – твердые вещества. Низшие спирты имеют характерный алкогольный запах и жгучий вкус, хорошо растворимы в воде. По мере увеличения углеводородного радикала растворимость в воде уменьшается. Следовательно, возможно образование водородных связей между молекулами спирта и молекулами спирта и воды. Остановимся подробнее на двух представителях спиртов: метаноле и этаноле.
Метанол – бесцветная жидкость с характерным запахом, и температурой кипения
64,7 ºС. Горит голубоватым пламенем и имеет историческое название
«древесный» спирт, очень ядовит.
Этанол – бесцветная жидкость с характерным запахом и температурой кипения
78,3ºС, горюч и в больших количествах ядовит.
Концентрацию спирта выражают в объемных процентах. «Чистым» (медицинским) спиртом является содержащий 96 % - спирта и остальное – вода. Мы рассмотрели физические свойства и перейдем к химическим свойствам.
Химичесике свойства спиртов:
- Взаимодействие со щелочными и щелочноземельными металлами:
2Na + 2C2H5OH → 2C2H5ONa + H2↑
- Окисление спиртов обычно проводят сильными окислителями или в кислой среде. При этом действие окислителя направляется на тот атом углерода, который связан с гидроксо-группой. В зависимости от природы спирта и условий проведения реакции могут образовываться различные продукты: альдегиды или кетоны, а потом карбоновые кислоты.
R –CH2 – OH + [O]→ R –C =O + H2↑
\
H
альдегид
R – CH – R + [O] → R – C –R + H2↑
||
O
Кетон
Демонстрация: медную проволоку прокаляют в пламени спиртовки и после опускают в раствор со спиртом – налет с проволоки исчезает и появляется специфический запах уксусного альдегида.
- Горение.
C2H5OH + 3O2 → 2CO2↑ + 3H2O
Мы рассмотрели с вами х6имические свойства. Какой следующий пункт по плану?
Получение спиртов.
- Промышленный способ – гидратация этилена или реакция Кучерова ( присоединение молекулы воды)
C2H4 + H2O → C2H5OH
Содержит примесь метанола и называют техническим спиртом.
- Спиртовое брожение:
C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2↑
А следующий, какой пункт по плану работы. Применение и влияние на организм человека метанола и этанола.
Рассмотрим актуальную проблему – злоупотребление алкоголем. Мировое потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество и, но в первую очередь ставится под угрозу подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.
Человек быстро чувствует действие спиртного. Через 10-15 минут алкоголь из желудка поступает в кровеносную систему и достигает клеток головного мозга, которые контролируют работу всех органов. В результате возникает состояние опьянения. Сначала возбуждение, а потом торможение нервных процессов и человек теряет над собой контроль и поэтому можно привести слова Абу – аль Фараджа:
«Вино сообщает каждому кто пьет четыре качества: Сначала павлина, потом обезьяны, затем льва и наконец свиньи».
Люди часто употребляют денатурат, то есть смесь этилового и метилового спирта ( жидкости для мытья стекол и т. д.) Работа со слайдом. В результате регулярного и длительного употребления алкоголя развивается тяжелое заболевание – алкоголизм – неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его переносимости, деградации личности.
Фазы алкоголизма:
- начальная – человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпито недостаточно, избегает разговоров о вине;
- критическая – утрата контроля после первого глотка, стремление найти оправдание своему пьянству, начинаются запои, друзья только собутыльники;
- хроническая – ежедневное похмелье, распад личности, человек пьет все подряд, возникает «Белая горячка».
А знаете ли вы, что…
- Что в пиве содержатся психоактивные вещества, подобные тем, что содержатся в конопле. Вот почему опьянение от пива бывает своеобразным, отупляющим.
- Ядовитые вещества (относительно безвредны в малых количествах, но при увеличении объемов становятся агрессивными), в частности кадаверин (продукт гнилостного распада белков), вреден для сосудов мозга.
- Объем выпитого пива резко увеличивает нагрузку на сердце, страдают и почки (лишняя жидкость задерживается в организме).
- По содержанию алкоголя 1 рюмка водки = 1 банке пива – пагубно воздействует на организм человека.
- Алкоголизм приводит к раннему старению: пьющая женщина, как правило выглядит старше, а к 40 годам становится как старуха.
А теперь рассмотрим применение спиртов. Метанол применяют для производства лаков, топлива и синтеза органических веществ. Этанол: производство алкогольной напитков, парфюмерия, лакокрасочные изделия, синтез органических веществ ( уксусная кислота, каучук и т. д.), аптечных препаратов.
- А теперь после рассмотрения всех пунктов плана перейдем к рефлексии
( подведению итогов урока) Контрольный лист:
- О каких органических веществах шла речь на уроке?
- Какова общая формула спиртов?
- Какое агрегатное состояние не характерно для спиртов?
- Какое заболевание вызывает регулярное употребление спиртных напитков?
- На что влияет алкоголь в организме человека?
- Почему говорят, что алкоголь – «социальное зло»?
- Помогут ли знания, полученные на уроке сохранить здоровье?
Д/з §36, упр.2,5٭.
Химический диктант «Сравнительная характеристика углеводородов»
- Большая часть природного газа, приходится на долю представителя этого класса.
- Общая формула этого класса веществ CnH2n – 2.
- Основной представитель этого класса ацетилен.
- В молекулах этих углеводородов одна двойная связь.
- Общая формула этого класса веществ CnH2n + 2.
- В молекулах этих веществ имеется одна тройная связь.
- Один из важнейших представителей этого класса – этилен.
- Одно из веществ этого класса получают карбидным способом.
- Основное химическое свойство этих веществ, вступать в реакции замещения.
- Общая формула этих веществ CnH2n .
- Основным представителем этого класса является метан.
- Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H6, C3H8, C4H10.
- Одно из веществ этого класса получают карбидным способом.
- Вещество этого класса применяют при сварке и резке металлов.
- При дегидрировании этого класса веществ получают алкины.
- Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H4, C3H6.
- Какому классу не характерна реакция присоединения.
Химический диктант «Сравнительная характеристика углеводородов»
- Большая часть природного газа, приходится на долю представителя этого класса.
- Общая формула этого класса веществ CnH2n – 2.
- Основной представитель этого класса ацетилен.
- В молекулах этих углеводородов одна двойная связь.
- Общая формула этого класса веществ CnH2n + 2.
- В молекулах этих веществ имеется одна тройная связь.
- Один из важнейших представителей этого класса – этилен.
- Одно из веществ этого класса получают карбидным способом.
- Основное химическое свойство этих веществ, вступать в реакции замещения.
- Общая формула этих веществ CnH2n .
- Основным представителем этого класса является метан.
- Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H6, C3H8, C4H10.
- Одно из веществ этого класса получают карбидным способом.
- Вещество этого класса применяют при сварке и резке металлов.
- При дегидрировании этого класса веществ получают алкины.
- Представители этого класса веществ имеют формулы: C2H4, C3H6.
- Какому классу не характерна реакция присоединения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Спирты"
Презентация содержит весь программный материал по теие, применяется на уроках в 10 классе...
К уроку по теме: "Спирты" 10 класс
Презентация, иллюстрирующая свойства спиртов...
Урок-обобщение Тема: «Спирты и фенолы»
Урок-обобщение "Спирты и фенолы"...
Открытый урок по теме "Спирты. 9класс"
p { margin-bottom: 0.21cm; } p { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект комбинированного урока с применением технологии проектного обучения по теме "Спирты" в 9 классе. Учебная цель урока:добиться ...
Спирты,классификация,изомерия спиртов..
Разработка является уроком изучения нового материала. Прослеживается генетическая связь с ранее изученными классами органических соединений.Подробно изучается классификация и изомерия спиртов.В ...
Спирты,классификация,изомерия спиртов (презентация к уроку)
Разработка является уроком изучения нового материала. Прослеживается генетическая связь с ранее изученными классами органических соединений.Подробно изучается классификация и изомерия спиртов.В ...
Многоатомные спирты. Особенности строения многоатомных спиртов.
Урок с использованием модульной технологии....