Конспект урока по химии 8 класса "Эта волшебная чудо-вода"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Интегрированный урок по химии 8 класса "Вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_khimii_voda.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва

Управление образования и молодежной политики муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                              «Средняя общеобразовательная школа №2» с.Мугур-Аксы

Разработка обобщающего урока 8 класса

по химии:

«Эта волшебная чудо – вода»

Мугур-Аксы 2014

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы еже  поставили, было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.

«Ты – величайшее в мире богатство…»

Эта волшебная чудо-вода

Цели урока:

Обучающие

Обобщить  тему вода.

Научить учащихся применять, полученные знания о воде.

Показать, что вода – уникальное природное соединение.

Развивающие

Развить интерес у школьников к  изучению близлежащих водоемов

Воспитывающая

 Воспитать бережное отношение к минеральным источникам, рекам, озерам.

Тип урока: Интегрированный.

Оборудование и реактивы.

1.Стакан с пресной водой;

2. Стакан с соленой водой;

3. Две картофелины;

4.Фарфоровая чашка с водой;

5.Капелька нефти;

6.Вода с песком;

7. Вода с глиной;

8.Вода с маслом;

9. Шесть карточек с задачами;

10. Аурики и аргентумики.

Система оценивания. Активно работающим ученикам выдаются аурики (от лат. аurum - золото) или аргентумики

(от  лат. аrgentums – серебро). К концу урока у учащихся накапливается определенное количество ауриков и аргентумиков по которым  легко оценивать их работу на уроке: 3 аурика – оценка «5», 2 аурика – «4», 1 аурик – «3», 1 аурик равен 2 аргентумикам.

ХОД УРОКА

Знакомство с классом.  

(ЛИТЕРАТУРА)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде? (продолжение стихотворения читает один из учеников).

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране!

Как сосулька замерзает, в дом туманом заползает.

На плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае, мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить, без воды нам не прожить!

 Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь

 Нас окружает везде и всегда, эта природная чудо – вода!

(ГЕОГРАФИЯ)

Какую часть поверхности Земли занимает вода? (3/4).

Какая бывает вода? (речная, озерная, морская).

Каковы общие запасы воды? (1,4 млрд. км3-морская, 30 млн. км3 - пресная).

По качеству и свойствам мы отдаем предпочтение пресной воде. Почему? (морская вода соленная).

Как отличить морскую воду от пресной воды не пробуя на вкус? Определите опытным путем.

(Нужно в два стакана, с пресной и морской  (соленой) водой опустить по очищенной картофелине, по уровню погружения картофелин в воду, можно  сделать вывод, что морская вода имеет большую плотность, в воде с большей плотностью предмет всплывает). Ребята вы купались в озере Сватиково (Дус-Хол)? Почему человек не тонет в нем?

Много ли соли в морской воде? (да, если высушить моря,  океаны и рассыпать соль по поверхности Земли, то получится слой высотой 45 м, а если только по поверхности суши – 153 м пятидесятиэтажный дом).

Посмотрите за окно. И, что вы там видите? (снег). Правильно! Скажите ребята, что такое снег? (снег – это твердое состояние воды)

(ФИЗИКА)

В каких физических  агрегатных состояниях встречается вода? (жидкое, твердое, газообразное).

Почему это возможно?  (Земля  удалена от Солнца на расстоянии 149,6 млн. км, что позволяет воде быть жидкой, твердой и газообразной. Но если бы Земля находилась на расстоянии 166 млн. км, то вода была бы вечным льдом, а на расстоянии 134 млн. км – просто испарилась бы!)

Что происходит при охлаждении воды? (увеличивается объем на 10 %, плотность льда меньше плотности воды и лед плавает на поверхности воды).

Каковы же физические свойства чистой воды?

(Температура кипения - 100 0С, Температура замерзания – 00С, плотность воды при 4 0С – 1 г/см3, способность растворять вещества – хорошая, без цвета, без запаха, без вкуса).

 (СЛОВАРНАЯ  РАБОТА)

Слово «вода» звучит по разному в разных ситуациях: гидро (гидрокостюм), аква (аквариум). Придумайте еще слова.

(гидромассаж,  акваминерале,  аквафильтр,  бонаква,  акварель, акваланг и др.)

На земле вода встречается в виде…? (снега, инея, ливня, града, пара, тумана).

(ИСТОРИЯ)

Кто разгадал состав воды?

Состав воды изучали многие ученые. Состав воды нашел французский ученый  А.С.Лавуазье в 1783 году.  Он открыл тайну состава при получении воды: взял два объема водорода и один объем кислорода и эту смесь поджег. Капелька воды заявила о своем рождении небывалым «салютом» 2Н2 + О2 = 2Н2О. 

(МАТЕМАТИКА)

Вода – растворитель. Растворы.

Что такое растворы? Какие бывают растворы? Приведите примеры растворов  и определите какие из них суспензии и эмульсии?

(Растворы  -  однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия. Растворы бывают однородные  (гомогенные) раствор сахара или соли в воде и неоднородные (гетерогенные) глина, песок, бензин, масло в воде  (взвеси: суспензии и эмульсии)).

Определите и докажите, какие растворы называются суспензиями, а какие эмульсиями? (Взвеси, в которых мелкие частицы твердого вещества равномерно распределены между молекулами воды, называются суспензиями. Пример суспензий – смесь глины с водой. Взвеси, в которых мелкие капельки какой-либо жидкости равномерно распределены между молекулами другой жидкости, называют эмульсиями. Например, эмульсии образуются при взбалтывании керосина, бензина и растительного масла с водой).

Чем определяется массовая доля растворенного вещества в растворе?  (Отношение массы растворенного вещества к массе раствора называют массовой долей растворенного вещества).

 Задача. «Определите массовую долю карбоната кальция, если масса раствора 600 г, а масса растворенного вещества 30 г».

Что показывает процентная концентрация растворов? (Процентная концентрация растворов, показывает, сколько грамм сухого вещества содержится в 100 граммах раствора).

Приготовить 200 г 3%-ного раствора гидроксида натрия. Сколько нужно взять воды и гидроксида натрия?

(ЛИТЕРАТУРА)

Применение воды.

Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не можем мы ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?

 Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды - жить нельзя нам без воды.

Где применяют воду? (в быту, в промышленности, вода является хорошим растворителем).

(ЭКОЛОГИЯ)

Какие способы очистки воды вам известны? (отстаивание, фильтрование, можно с помощью химических реактивов, например, раствора KMnO4).

Решите задачу опытным путем: Вот и «озеро» в чашке с водой. А на поверхности нефтяное пятно, как его убрать? (утопить: если добавить мел, то на поверхности нет пятна – оно на дне).

Какие реки, озера и минеральные источники вам известны в нашей республике? Как нужно вести себя у минеральных источников, рек, озер и других водоемов?        

(у минеральных источников много чего нельзя делать, не мусорить, стекло не бросать и не разбивать, убрать территорию от мусора, собрать в пакет и забрать с собой, если нет пакета, то вырыть яму и закапать мусор,  нельзя шуметь у рек и озер, чтобы не вспугнуть обитателей водоемов).

Ура! Домашнее задание.

Вариант I. Придумать сказку, стих, рассказ о путешествии

                    капельки воды.

Вариант II. Найти дополнительную полезную информацию    

                     по теме «Вода», полезную и новую для вас.

Вариант III. Взять стакан определенного объема (200, 150

                      или 100 мл), налить воды и выпить ее, считая

                      глоточки. Вычислить, сколько молекул воды вы

                      проглотили за один раз.

Вариант I на оценку ”5”, вариант II на оценку “4”, вариант III на оценку “3”.

Благодарю  всех за понимание и эмоциональное сотрудничество со мной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 1 классе "Волшебная страна звуков. В гостях у сказки" (по программе В.В. Аллева, Т.Н. Кичак)

Урок проведен в рамках РМОТип урока: комбин6ированныйДидактическая задача урока:создание условий для формирования УУД в условиях решения практических задач.Цели урока:- закрепить умение выражать ...

Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»

Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов  солей заданной концентрации»...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...