План-конспект урока ИЗО на тему "Волшебный мир сказок"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Киселева Марина Николаевна

урок-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_IZO_7_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Сказочно былинный жанр.

«Волшебный мир сказки»

(урок-путешествие)

Цели урока:

- обучение умению

простейшими

средствами на

примере творчества

В.Васнецова и

И.Я. Билибина

создавать своих

сказочных героев;

- формирование

представления о

сказочно-былинном

жанре в живописи;

- развитие навыков поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания, а также развитие речи, наблюдательности и внимания;

- воспитание нравственно-эстетическое отношение к миру,  любви детей к творчеству художников детской книги и интереса к искусству.

Оборудование:

Подбор репродукций работ И.Я. Билибина по сказкам: «Царевна-лягушка», «Обложка книги», «Сестрица Алёнушка  и братец Иванушка», «Жил-был царь.», «Жар-птица», «Ясный Скол».

Подбор репродукций картин В.М. Васнецова:

«Ковёр-самолёт», «Алёнушка»,

 «Снегурочка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье»,

«Три царевны подземного царства»,

«Баба Яга».

Презентация PowerPoint

Литература:

1. Юный художник. – 1994г. №11-12;

2. В.С. Кузин,

Э.И. Кубышкина

«Изобразительное искусство» - «Дрофа», 1995г.

ПЛАН УРОКА

  1. Беседа об особенностях сказочно-былинного жанра.
  2. Выступления учащихся с сообщениями о жизни и творчестве И.Я. Билибина.
  3. Выступление учащихся с сообщением о жизни и творчестве В.М. Васнецова.
  4. Получение творческого задания.
  5. Практическое выполнение задания.
  6. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока

I. Организация класса

1. Приветствие учащихся:

Долгожданный дан звонок ,

Начинается урок.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Дети давайте с вами вспомним  , что такое жанр?

(Ответ учащихся.)

Жанр это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других.

- Назовите жанры живописи. (Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр).

- Сегодня на уроке мы поговорим об особом жанре – жанре сказки и былины, ведь в них воспроизводится мир вымысла, мир народной фантазии, а также совершим путешествие в сказочный мир, созданный известными русскими художниками.

III. Актуализация знаний учащихся.

-Вы все любите сказки, а почему?

- Вспомните народные сказки и их героев.

- Вспомните писателей сказочников и героев их книг.

Со сказками мы встречаемся ещё в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев. Это сказки великих сказочников-писателей. Сказки тесно связаны с национальными преданиями, поэтому зачастую творческие люди заимствуют сказочные сюжеты при создании своих произведений. Ещё в раннем детстве мы начинаем знакомство со сказками не только из рассказов бабушки и мамы, но и из книг. А книги эти с картинками, или как правильно сказать, с чем?

(С иллюстрациями.)

 Вы, ребята, помните, как  в детстве, когда вы ещё не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характеры героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации открывали мир фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали дух картинки с превращениями, погонями и долгожданными счастливым концом. Только в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру-самолёту, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке.

  Лучшие мастера умеют воплотить мир сказки в своих рисунках, не лишая его озорной выдумки, нарядной красочности. Конечно иллюстрации могут быть различны. Именно такими, как нарисовал их художник, мы и будем себе представлять героев этих книг. Важно только, чтобы иллюстрации учили нас добру, справедливости, смелости.

IV. Вводная беседа.

- А теперь мы отправимся в Тридевятое царство в Тридесятое государство – туда, где живут герои сказок. А путешествовать мы будем не одни, а с художниками сказочниками.

 Вести нас по сказочным тропинкам будут те, кто готовил сообщения и, конечно же, они расскажут об авторах сказочных картин.

-Ну, а сейчас  пришло время, чтобы  отправится  в путешествие  по книжным иллюстрациям, которые создал великий русский художник  И.Я. Билибин.

(Учащиеся выступают с результатом своей творческой поисковой работы, демонстрируя книжные иллюстрации).

V. Анализ творчества И.Я. Билибина

Вопросы для беседы после прослушивания сообщений.

  1. К какому виду изобразительного искусства мы отнесём работы этого            

     художника? Почему?

(Декоративно-прикладное. Особое внимание И. Билибин  уделял орнаментам, которыми украшал и страницы книг, и сами иллюстрации).

  1. Чем отличаются  иллюстрации И. Билибина от иллюстраций этих же сказок  

      другими художниками ?

(Чёткость контуров фигур персонажей, леса, полей, реки, неба, деревьев.)

По сказочной дорожке мы пришли с вами на древнюю дивную русскую землю.

  А вот и жители этой земли. Кто они? Какие это сказки?

(Выставка картин В. Васнецова).

А теперь давайте узнаем кто увидел их такими.

VI. Анализ творчества В.М. Васнецова.

(Учащиеся выступают с сообщениями о творчестве В.М. Васнецова)

Вопросы для беседы после прослушивания сообщений:

  1. Чем различаются картины И.Я. Билибина и В.М. Васнецова?
  2. Кто основные герои картин В.М. Васнецова (люди или сказочные герои)?
  3. Какая из картин вам больше всего понравилась, почему?

VII. Самостоятельная работа учащихся.

- А дорожка в сказочной стране никогда не  кончается и снова она ведёт нас к новому городу.

  Но в этом сказочном городе живут герои, которых вы сами и нарисуете. Они такие, какими вы их видите.

 В работе вам помогут все представленные и собранные материалы урока. Можете рисовать любимых сказочных героев, героев новых сказок.

VIII. Итог урока.

  1. Выставка работ учащихся «Что за прелесть эти сказки.»

Работы вывешиваются  на доску .

- А теперь давайте угадаем  кто есть кто? Авторы рисунков нам помогут.

2. Обобщение изученного материала.

- С творчеством каких художников вы сегодня познакомились?

- Как называются рисунки в книгах?

- Кто рисует иллюстрации в книгах?

- Для чего нужны книжные иллюстрации?

- Можно ли одного и того же героя изобразить по-разному?

Заключительное слово учителя.

Какого бы успеха ни достиг человек в развитии науки, техники, как бы он не покорял природу, космос и многое другое, он никогда не забудет мир сказки. Ведь только там царит настоящее счастье, красота, доброта и справедливость.

 А этого человеку  всегда не хватает в жизни.

IX. Домашнее задание.

Самостоятельно познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» и  с притчей, по которой она создана.

  Эта притча из Библии. Прочитайте её.

 План-конспект  урока

по изобразительному искусству

класс: 7

Тема: «Волшебный мир сказки»

(урок-путешествие)

(по программе Б.М. Неменского)

учитель: М.Н. Киселёва

 

с. Синдякино - 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План - конспект открытого урока - презентации по теме "В мире сказок" для учащихся 4 класса в формате технологической карты по требованиям ФГОС.

Данный урок представлен в игровой форме. Направлен на коммуникативное обучение иноязычной культуре....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...