Элективный курс для 10-х классов "Химия металлов"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов занятий с учащимися 10-го класса, проявляющих интерес к изучению металлов, основ электрохимии, роли металлов в природной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_10_klass_khimiya_metallov.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по теме «Химия металлов»
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов занятий с учащимися 10-го класса, проявляющих интерес к изучению металлов, основ электрохимии, роли металлов в природной среде. Несмотря на некоторое повышение теоретического уровня базового курса химии в последние годы, в нем не нашли достаточного отражения некоторые фундаментальные разделы науки. Так, например, тема «Металлы» изучается в минимальном объеме и поэтому часто школьный курс представляется ученикам случайным набором фактов с некоторой попыткой их обобщения. В курсе неорганической химии практически отсутствует информация о роли металлов в окружающей среде, их негативном воздействии на организм человека, а также об экологических проблемах, обусловленных промышленным получением металлов и их коррозией. Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении химии 9-го класса, а содержание его включает дополнительную информацию, которая позволяет сделать курс школьной химии системным и научным, в большей степени ориентированным на постоянное развитие учеников. Выполнение программы позволит учащимся более точно оценить свои возможности и потребности в изучении химии как той области научного знания ,которая определяет круг их будущих профессиональных интересов.
Цель: создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:
Образовательные
- Формировать умения и навыки комплексного осмысления знаний в химии;
- Углубить знания учащихся об электрохимических процессах, о специфических свойствах металлов и их двойственной роли в природной среде, о последствиях техногенного воздействия металлов или их соединений на биологические системы;
- Обеспечить практическую направленность курса.
Развивающие
- Сформировать умение сравнивать, выявлять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать знания;
- Развить познавательный интерес учащихся к химии;
- Развить индивидуальные наклонности и возможности учащихся;
- Развить самостоятельную поисковую деятельность школьников;
- Совершенствовать умения работать с литературой и средствами мультимедиа.
Воспитательные
- Сформировать у учащихся диалектическое понимание научной картины мира;
- Способствовать их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду;
- Подготовить учащихся к сдаче экзамена, поступлению в ВУЗ;
- Подготовить учащихся к сознательному и ответственному выбору жизненного пути;
- Развивать учебно-коммуникативные умения.
Требования ууровню усвоению материала
В результате изучения программы элективного курса «Химия металлов» учащиеся получают возможность
Знать:
- Специфические свойства металлов и их двойственную роль в природной среде;
- Типы окислительно-восстановительных реакций;
- Законы электролиза;
- Последствия техногенного воздействия металлов и их соединений на биологические системы.
Уметь:
- Составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- Писать схемы электролиза растворов и расплавов солей;
- Проводить химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности при работе с веществами;
- Объяснять состав и химические свойства веществ, используя химическую символику – разного вида формулы и химические уравнения.
Программа элективного курса предусматривает следующие формы организации деятельности учащихся: лекции, семинар, подготовка сообщений, докладов, рефератов, практические занятия, презентаций по темам.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Элементы обязательного содержания | Организация учебной деятельности | Образовательный продукт |
1. | Положения металлов в ПСХЭ, особенности строения атомов металлов, химические свойства металлов | Характеристика положения элементов – металлов в периодической системе. Строение атомов металлов. Металлические кристаллические решетки. Металлическая связь. Характеристика общих свойств металлов. | Вводная лекция. Демонстрация. | Конспект |
2. | Металлы главных подгрупп | Строения атомов металлов главных подгрупп, изменение металлических свойств в главных подгруппах, химические свойства | Работа со справочной литературой, анализ полученных данных | Отчет о самостоятельной работе |
3. | Металлы побочных подгрупп | Строение атомов металлов побочных подгрупп, изменение металлических свойств в побочных подгруппах, химические свойства | Работа со справочной литературой, анализ полученных данных | Отчет о самостоятельной работе |
4. | Электрохимический ряд напряжений металлов | Электродный потенциал: возникновение, величина, водородный электрод | Беседа с постановкой проблемных вопросов, эксперимент | Отчет о самостоятельной работе |
5. | Электролиз растворов и расплавов | Электролиз как электрохимический процесс. Практическое применение электролиза. | Работа с литературой, концентрированными и опорными конспектами | Отчет в виде написания и объяснения уравнений реакций электролиза |
6. | Коррозия металлов | Коррозия как ОРВ, виды коррозии, меры борьбы с коррозией. | Работа с литературой, концентрированными и опорными конспектами | Отчет о самостоятельной работе |
7. | Сплавы | Сплавы, получение, типы и виды, практическое значение. | Работа со справочной литературой, анализ полученных данных | Отчет о самостоятельной работе |
8. | Получение металлов | Природные соединения металлов, самородные металлы, минералы, руды. Металлургия и ее виды: пиро-,гидро-, электрометаллургия. | Работа с литературой, концентрированными и опорными конспектами, демонстрация коллекций | Отчет о самостоятельной работе |
9. | Щелочные и щелочно-земельные металлы | Электронное строение, физические и химические свойства, гидриды и пероксиды, распространенность в природе. | Лекция с проблемными заданиями. Демонстрационный эксперимент, работа со справочной литературой. | Отчет о самостоятельной работе |
10. | Окислительно-восстановительные реакции | ОРВ. Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. | Работа с постановкой проблемных вопросов. | Отчет в виде написания и объяснения уравнений реакций. |
11. | Алюминий | Амфотерность, гидратация ионов. Стадии производства, особенности технологического процесса. | Лабораторная работа. Изучение амфотерности алюминия. | Отчет в виде написания и объяснения уравнений реакций. |
12. | Железо | Гидроксиды железа (II) и (III), получение и изучение свойств, качественная реакция на ионы железа. | Лабораторная работа, сообщения учащихся. | Отчет в виде написания и объяснения уравнений реакций. |
13. | Хром и марганец | Оксиды и гидроксиды хрома и марганца. Кислоты. | Лабораторная работа, сообщения учащихся. | Отчет в виде написания и объяснения уравнений реакций. |
14. | Решение теоретических задач по теме «Металлы» | Решение задач различных типов. | Работа с различными источниками. | Алгоритмы решения задач на различные типы. Отчет о самостоятельном решении задач. |
15. | Практикум | Практическая работа. | Проблемный эксперимент, обсуждение полученных данных. Формулировка выводов по работе. | Отчет о самостоятельной работе. |
16. | Защита проектов | Обобщение полученных знаний. | Актуализация знаний. | Проект или презентация. |
17. | Защита проектов | Обобщение полученных знаний. | Актуализация знаний. | Проект или презентация. |
Темы проектов или презентаций
- Металлы как микроэлементы. Многофункциональные ионы (Со²+, Са²+, Mg²+, Zn²+, Na+, K+), их роль в организме.
- Заболевание человека, вызванные воздействием металлов на организм.
- Металлы в живых организмах.
- Металлы – строители.
- Металлы и искусство.
- Царь металлов.
- Истории открытий отдельных металлов.
- Его величество железо.
- О металлах и ферментах.
- Свинец и окружающая среда.
- Лечение металлами – металлотерапия и ее история. Использование меди и серебра в медицине.
- Сплавы в современной технике.
- « Металлические» болезни.
- Металлы на войне.
- Металлы особой ценности.
- Жесткость воды и способы ее устранения.
- Друг или враг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Элективный курс по химии для учащихся 11-го класса "Металлы и их соединения" (34ч)
В программу курса заложен большой демонстрационный эксперимент а также самостоятельная исследовательская деятельность учащихся лабораторные опыты и практические работы. Поэтому учащиеся смогут примени...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Элективный курс "Металлы побочных подгрупп".
Элективный курс "Металлы побочных подгрупп" предназначен для учащихся 9-го класса. Курс является предметно-ориентированным. Содержание курса направлено, в первую очередь, на углубление зна...
Элективный курс «Человек и металлы побочных подгрупп»
Тема «Металлы побочных подгрупп» в курсе основной и средней школы рассматривается в недостаточном объёме. В 9 классе при изучении данной темы больший упор делается на характеристику химических элемент...
рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"
рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...