Элективный курс для 10-х классов "Химия металлов"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Горячевская Татьяна Витальевна

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов занятий с учащимися 10-го класса, проявляющих интерес к изучению металлов, основ электрохимии, роли металлов в природной среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_10_klass_khimiya_metallov.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по теме «Химия металлов»

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 17 часов занятий с учащимися 10-го класса, проявляющих интерес к изучению металлов, основ электрохимии, роли металлов в природной среде. Несмотря на некоторое повышение теоретического уровня базового курса химии в последние годы, в нем не нашли достаточного отражения некоторые фундаментальные разделы науки. Так, например, тема «Металлы» изучается в минимальном объеме и поэтому часто школьный курс представляется ученикам случайным набором фактов с некоторой попыткой их обобщения. В курсе неорганической химии практически отсутствует информация о роли металлов в окружающей среде, их негативном воздействии на организм человека, а также об экологических проблемах, обусловленных промышленным получением металлов и их коррозией. Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении химии 9-го класса, а содержание его включает дополнительную информацию, которая позволяет сделать курс школьной химии системным и научным, в большей степени ориентированным на постоянное развитие учеников. Выполнение программы позволит учащимся более точно оценить свои возможности и потребности в изучении химии как той области научного знания ,которая определяет круг их будущих профессиональных интересов.

Цель: создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.

В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:

Образовательные

  • Формировать умения и навыки комплексного осмысления знаний в химии;
  • Углубить знания учащихся об электрохимических процессах, о специфических свойствах металлов и их двойственной роли в природной среде, о последствиях техногенного воздействия металлов или их соединений на биологические системы;
  • Обеспечить практическую направленность курса.

Развивающие

  • Сформировать умение сравнивать, выявлять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать знания;
  • Развить познавательный интерес учащихся к химии;
  • Развить индивидуальные наклонности и возможности учащихся;
  • Развить самостоятельную поисковую деятельность школьников;
  • Совершенствовать умения работать с литературой и средствами мультимедиа.

Воспитательные

  • Сформировать у учащихся диалектическое понимание научной картины мира;
  • Способствовать их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду;
  • Подготовить учащихся к сдаче экзамена, поступлению в ВУЗ;
  • Подготовить учащихся к сознательному и ответственному выбору жизненного пути;
  • Развивать учебно-коммуникативные умения.

Требования ууровню усвоению материала

В результате изучения программы элективного курса «Химия металлов» учащиеся получают возможность

Знать:

  • Специфические свойства металлов и их двойственную роль в природной среде;
  • Типы окислительно-восстановительных реакций;
  • Законы электролиза;
  • Последствия техногенного воздействия металлов и их соединений на биологические системы.

Уметь:

  • Составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • Писать схемы электролиза растворов и расплавов солей;
  • Проводить химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности при работе с веществами;
  • Объяснять состав и химические свойства веществ, используя химическую символику – разного вида формулы и химические уравнения.

Программа элективного курса предусматривает следующие формы организации деятельности учащихся: лекции, семинар, подготовка сообщений, докладов, рефератов, практические занятия, презентаций по темам.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Элементы  обязательного содержания

Организация учебной деятельности

Образовательный продукт

1.

Положения металлов в ПСХЭ, особенности строения атомов металлов, химические  свойства              металлов

Характеристика положения элементов – металлов в периодической системе. Строение атомов металлов. Металлические кристаллические  решетки. Металлическая связь. Характеристика общих свойств металлов.

Вводная лекция.

Демонстрация.

Конспект

2.

Металлы главных подгрупп

Строения атомов металлов главных подгрупп, изменение металлических свойств в главных подгруппах, химические свойства  

Работа со справочной литературой, анализ полученных данных

Отчет о самостоятельной работе

3.

Металлы побочных подгрупп

Строение атомов металлов побочных подгрупп, изменение металлических свойств в побочных подгруппах, химические свойства

Работа со справочной литературой, анализ полученных данных

Отчет о самостоятельной работе

4.

Электрохимический ряд напряжений металлов

Электродный потенциал: возникновение, величина, водородный электрод

Беседа с постановкой проблемных вопросов, эксперимент

Отчет о самостоятельной работе

5.

Электролиз растворов и расплавов

Электролиз как электрохимический процесс. Практическое применение электролиза.

Работа с литературой, концентрированными и опорными конспектами

Отчет в виде написания и объяснения уравнений реакций  электролиза

6.

Коррозия металлов

Коррозия как ОРВ, виды коррозии, меры борьбы с коррозией.

Работа с литературой, концентрированными и опорными конспектами

Отчет о самостоятельной работе

7.

Сплавы

Сплавы, получение, типы и виды, практическое значение.

Работа со справочной литературой, анализ полученных данных

Отчет о самостоятельной работе

8.

Получение металлов

Природные соединения металлов, самородные металлы, минералы, руды. Металлургия и ее виды: пиро-,гидро-, электрометаллургия.

Работа с литературой, концентрированными и опорными конспектами, демонстрация коллекций

Отчет о самостоятельной работе

9.

Щелочные и щелочно-земельные металлы

Электронное строение, физические и химические свойства, гидриды и пероксиды, распространенность в природе.

Лекция с проблемными заданиями. Демонстрационный эксперимент, работа со справочной литературой.  

Отчет о самостоятельной работе

10.

Окислительно-восстановительные реакции

ОРВ. Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

Работа с постановкой проблемных вопросов.

Отчет в виде написания и объяснения уравнений реакций.

11.

Алюминий

Амфотерность, гидратация ионов. Стадии производства, особенности технологического процесса.

Лабораторная работа. Изучение амфотерности алюминия.

Отчет в виде написания и объяснения уравнений реакций.

12.

Железо

Гидроксиды железа (II) и (III), получение и изучение свойств, качественная реакция на ионы железа.

Лабораторная работа, сообщения учащихся.

Отчет в виде написания и объяснения уравнений реакций.

13.

Хром и марганец

Оксиды и гидроксиды хрома и марганца. Кислоты.

Лабораторная работа, сообщения учащихся.

Отчет в виде написания и объяснения уравнений реакций.

14.

Решение теоретических задач по теме «Металлы»

Решение задач различных типов.

Работа с различными источниками.

Алгоритмы решения задач на различные типы. Отчет о самостоятельном решении задач.

15.

Практикум

Практическая работа.

Проблемный эксперимент, обсуждение полученных данных. Формулировка выводов по работе.

Отчет о самостоятельной работе.

16.

Защита проектов

Обобщение полученных  знаний.

Актуализация знаний.

Проект или презентация.

17.

Защита проектов

Обобщение полученных знаний.

Актуализация знаний.

Проект или презентация.

Темы проектов или презентаций

  1. Металлы как микроэлементы. Многофункциональные ионы (Со²+,  Са²+, Mg²+, Zn²+, Na+, K+), их роль в организме.
  2. Заболевание человека,  вызванные воздействием металлов на организм.
  3. Металлы в живых организмах.
  4. Металлы – строители.
  5. Металлы и искусство.
  6. Царь металлов.
  7. Истории открытий отдельных металлов.
  8. Его величество железо.
  9. О металлах и ферментах.
  10. Свинец и окружающая среда.
  11. Лечение металлами – металлотерапия и ее история. Использование меди и серебра в медицине.
  12. Сплавы в современной технике.
  13. « Металлические» болезни.
  14. Металлы на войне.
  15. Металлы особой ценности.
  16. Жесткость воды и способы ее устранения.
  17. Друг или враг?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Элективный курс по химии для учащихся 11-го класса "Металлы и их соединения" (34ч)

В программу курса заложен большой демонстрационный эксперимент а также самостоятельная исследовательская деятельность учащихся лабораторные опыты и практические работы. Поэтому учащиеся смогут примени...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Элективный курс "Металлы побочных подгрупп".

Элективный курс "Металлы побочных подгрупп" предназначен для учащихся 9-го класса. Курс  является предметно-ориентированным. Содержание курса направлено,  в первую очередь, на углубление зна...

Элективный курс «Человек и металлы побочных подгрупп»

Тема «Металлы побочных подгрупп» в курсе основной и средней школы рассматривается в недостаточном объёме. В 9 классе при изучении данной темы больший упор делается на характеристику химических элемент...

рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"

рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...