урок химии на тему: Сложные эфиры.
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме

Зюба Оксана Юрьевна

При закреплении знаний о составе и строении органических соединений различных классов (например, сложных эфиров) можно составлять модели молекул. На моделях видно многое: расположение связей, пространственное строение, различие между гомологами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Харьковская СШ»

Урок на тему: Сложные эфиры.

11 класс.

Разработала: учитель химии

 Зюба Оксана Юрьевна.

с. Харьковка, 2014 г.

Тема урока: Сложные эфиры.

 Девиз: Далеко лежит за пределами нашего чувства вся природа начал.

                                                                                        ( Тит Лукреций Кар)

Тип урока: Усвоение нового знания.

Форма урока: исследовательская лаборатория.

Цели урока: 1) Изучить сложные эфиры как класс органических соединений и как одну из основ природных запахов;

                    2) Развивать умения составлять опорный конспект и применять метод моделирования;

                    3) Воспитывать чувство уверенности при получении нового знания, добываемого самостоятельно в условиях ситуации успеха.

Задачи урока: 1. Настрой на урок: нацеливание, актуализация темы урока, мотивация на работу.

                         2. Проведение исследования.

                         3. Оценивание и рефлексия.

Оборудование: магнитная доска большая и малая, карточки с формулами, магниты, спички, круговая диаграмма «Сложные эфиры», пробирки, держатель, лоток, стакан с водой, реактивы: уксусная кислота 1 мл, изоамиловый спирт 1 мл, серная кислота 1 мл.

                                             Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель распыляет в кабинете цветочный запах и задает вопрос: Как вы думаете: какую природу имеют приятные запахи?

 Ученики предполагают, что речь идет о сложных эфирах.

 Учитель объявляет тему урока и нацеливает учащихся на работу, объясняя, что предстоит делать на уроке и как будет оцениваться их работа.

 Учащиеся поделены на 5 групп. В ходе исследования каждый ученик может использовать возможность ответить и заработать по 1 баллу за каждый ответ. Заработанные баллы прибавляются к окончательной отметке за тестирование в конце урока.

  1. Основная часть урока.

У учащихся на столах находятся пакеты с заданиями и листы с заготовками для опорного конспекта. По ходу урока учащиеся должны составить опорные конспекты по сложным эфирам.

  1. Сначала дается определение: сложные эфиры –это производные карбоновых кислот и спиртов.
  2. На доске находится карточная модель реакции получения сложных эфиров в виде общих формул. Учитель предлагает составить общую формулу сложных эфиров, используя карточки. Далее записывается, что это реакция этерификации ( от лат. аеther –эфир ).
  3. Используя круговую диаграмму, учащиеся каждой группы выполняют 1-е задание: составляют шаростержневую модель молекулы сложного эфира и называют его.
  4. Исследование физических свойств сложных эфиров на примере «грушевой эссенции». Физические свойства: летучие жидкости, легче воды, приятный запах.
  5. Выполнение задания 2. Выделение на готовой формуле сложного эфира его составных частей: остатка карбоновой кислоты и спирта.
  6. Основное химическое свойство –гидролиз или омыление –рассматривается на примере той же карточной модели реакции получения сложных эфиров, т.к. гидролиз –это реакция, обратная реакции этерификации. Вопрос: зачем для смещения равновесия в сторону прямой реакции добавляют серную кислоту, а для обратной –щелочь?
  7. Выполнение задания 3. На доске составлена модель пентилформиата. Каждая группа должна составить изомер этому сложному эфиру и назвать его.
  8. Выполнение задания 4. Каждая группа читает вопрос на листочке и отвечает на него.
  9. Тестирование (на три достаточно выполнить любые три задания, на четыре — пять любых заданий, на пять — все семь).
  1. Рефлексия. Учащиеся выполняют рефлексивный тест: листочки не подписывают, в случае согласия с утверждением ставят «+».
  2. Домашнее задание: подготовить сообщения о применении сложных эфиров.

                                          определение:

общая формула:                                                                    получение:

номенклатура:            СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ                      изомерия:

( названия)

физические свойства:                                                      химические свойства:

распространение в природе:                                             применение:

                    Тестирование на тему: Сложные эфиры.

  1. Общая формула сложных эфиров: а) R –C =O ; б) R –C =O

                                                                            \H                  \OR/

  1. Молекулы построены из частиц: а) R- u –C =O; б) R-C =O u –OR/

                                                                              \H               \

  1. Число изомеров для общей формулы С6Н12О2 равно: а) 4; б) 6.
  2. Изомерами являются: а)СН3 –С =О и Н –С =О ;б)Н –С =О и СН3 –С=О

                                                                      \                        \                      \                     \

                                                                       ОС2Н5             ОС2Н5               ОС3Н7          ОС2Н5 

     5.Бутилформиат — это: а) бутиловый эфир масляной кислоты; б) бутиловый эфир муравьиной кислоты.

    6. Сложный эфир СН3 –СН2 -СН2 –С=О   называется: а) бутилформиат;

                                                                 \ОС4Н9                  б) бутилбутаноат.

  1. При гидролизе бутилового эфира масляной кислоты можно получить:

а) этанол и масляную кислоту; б) бутанол и бутановую кислоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар по теме "Сложные эфиры"

Данная разработка урока предназначается для 10 химико-биологического класса. Презентация составлена с использованием мини-презентаций ребят, участвующих в подготовке к семинару. Они за два дня до урок...

Разработка урока химии 10 класс "Сложные эфиры"

План-конспект урока химии "Сложные эфиры" в теме "Кислородсодержащие органические соединения" по программе Габриэляна О.С....

Технологическая карта урока химии по теме_Сложные эфиры

Технологическая карта разработана к уроку химии по теме "Сложные эфиры", 10 класс, учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. Органическая химия, учебник для 10 класса общеобразовательных учрежде...

презентация по химии на тему "Сложные эфиры"

В материале представлена информация о том, что представляютиз себя сложные эфиры, где они находятся в природе, каковы их физические и химические свойства, как их получают и где используют, а также зан...

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.07 Химия на тему: Сложные эфиры и жиры

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.07  Химия, на тему:  «Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в п...

Урок химии 10 класс: Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства.

Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства....