урок химии на тему: Сложные эфиры.
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме
При закреплении знаний о составе и строении органических соединений различных классов (например, сложных эфиров) можно составлять модели молекул. На моделях видно многое: расположение связей, пространственное строение, различие между гомологами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок химии в 11 классе на тему "Сложные эфиры". | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Харьковская СШ»
Урок на тему: Сложные эфиры.
11 класс.
Разработала: учитель химии
Зюба Оксана Юрьевна.
с. Харьковка, 2014 г.
Тема урока: Сложные эфиры.
Девиз: Далеко лежит за пределами нашего чувства вся природа начал.
( Тит Лукреций Кар)
Тип урока: Усвоение нового знания.
Форма урока: исследовательская лаборатория.
Цели урока: 1) Изучить сложные эфиры как класс органических соединений и как одну из основ природных запахов;
2) Развивать умения составлять опорный конспект и применять метод моделирования;
3) Воспитывать чувство уверенности при получении нового знания, добываемого самостоятельно в условиях ситуации успеха.
Задачи урока: 1. Настрой на урок: нацеливание, актуализация темы урока, мотивация на работу.
2. Проведение исследования.
3. Оценивание и рефлексия.
Оборудование: магнитная доска большая и малая, карточки с формулами, магниты, спички, круговая диаграмма «Сложные эфиры», пробирки, держатель, лоток, стакан с водой, реактивы: уксусная кислота 1 мл, изоамиловый спирт 1 мл, серная кислота 1 мл.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель распыляет в кабинете цветочный запах и задает вопрос: Как вы думаете: какую природу имеют приятные запахи?
Ученики предполагают, что речь идет о сложных эфирах.
Учитель объявляет тему урока и нацеливает учащихся на работу, объясняя, что предстоит делать на уроке и как будет оцениваться их работа.
Учащиеся поделены на 5 групп. В ходе исследования каждый ученик может использовать возможность ответить и заработать по 1 баллу за каждый ответ. Заработанные баллы прибавляются к окончательной отметке за тестирование в конце урока.
- Основная часть урока.
У учащихся на столах находятся пакеты с заданиями и листы с заготовками для опорного конспекта. По ходу урока учащиеся должны составить опорные конспекты по сложным эфирам.
- Сначала дается определение: сложные эфиры –это производные карбоновых кислот и спиртов.
- На доске находится карточная модель реакции получения сложных эфиров в виде общих формул. Учитель предлагает составить общую формулу сложных эфиров, используя карточки. Далее записывается, что это реакция этерификации ( от лат. аеther –эфир ).
- Используя круговую диаграмму, учащиеся каждой группы выполняют 1-е задание: составляют шаростержневую модель молекулы сложного эфира и называют его.
- Исследование физических свойств сложных эфиров на примере «грушевой эссенции». Физические свойства: летучие жидкости, легче воды, приятный запах.
- Выполнение задания 2. Выделение на готовой формуле сложного эфира его составных частей: остатка карбоновой кислоты и спирта.
- Основное химическое свойство –гидролиз или омыление –рассматривается на примере той же карточной модели реакции получения сложных эфиров, т.к. гидролиз –это реакция, обратная реакции этерификации. Вопрос: зачем для смещения равновесия в сторону прямой реакции добавляют серную кислоту, а для обратной –щелочь?
- Выполнение задания 3. На доске составлена модель пентилформиата. Каждая группа должна составить изомер этому сложному эфиру и назвать его.
- Выполнение задания 4. Каждая группа читает вопрос на листочке и отвечает на него.
- Тестирование (на три достаточно выполнить любые три задания, на четыре — пять любых заданий, на пять — все семь).
- Рефлексия. Учащиеся выполняют рефлексивный тест: листочки не подписывают, в случае согласия с утверждением ставят «+».
- Домашнее задание: подготовить сообщения о применении сложных эфиров.
определение:
общая формула: получение:
номенклатура: СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ изомерия:
( названия)
физические свойства: химические свойства:
распространение в природе: применение:
Тестирование на тему: Сложные эфиры.
- Общая формула сложных эфиров: а) R –C =O ; б) R –C =O
\H \OR/
- Молекулы построены из частиц: а) R- u –C =O; б) R-C =O u –OR/
\H \
- Число изомеров для общей формулы С6Н12О2 равно: а) 4; б) 6.
- Изомерами являются: а)СН3 –С =О и Н –С =О ;б)Н –С =О и СН3 –С=О
\ \ \ \
ОС2Н5 ОС2Н5 ОС3Н7 ОС2Н5
5.Бутилформиат — это: а) бутиловый эфир масляной кислоты; б) бутиловый эфир муравьиной кислоты.
6. Сложный эфир СН3 –СН2 -СН2 –С=О называется: а) бутилформиат;
\ОС4Н9 б) бутилбутаноат.
- При гидролизе бутилового эфира масляной кислоты можно получить:
а) этанол и масляную кислоту; б) бутанол и бутановую кислоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-семинар по теме "Сложные эфиры"
Данная разработка урока предназначается для 10 химико-биологического класса. Презентация составлена с использованием мини-презентаций ребят, участвующих в подготовке к семинару. Они за два дня до урок...
Разработка урока химии 10 класс "Сложные эфиры"
План-конспект урока химии "Сложные эфиры" в теме "Кислородсодержащие органические соединения" по программе Габриэляна О.С....
Урок химии по теме: "Сложные эфиры"
10класс...
Технологическая карта урока химии по теме_Сложные эфиры
Технологическая карта разработана к уроку химии по теме "Сложные эфиры", 10 класс, учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия. Органическая химия, учебник для 10 класса общеобразовательных учрежде...
презентация по химии на тему "Сложные эфиры"
В материале представлена информация о том, что представляютиз себя сложные эфиры, где они находятся в природе, каковы их физические и химические свойства, как их получают и где используют, а также зан...
Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.07 Химия на тему: Сложные эфиры и жиры
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.07 Химия, на тему: «Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в п...
Урок химии 10 класс: Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства.
Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства....