«Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства".
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Разработка урока по технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по химии разработан к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской.

Технология критического мышления.

Тема урока:    «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими-

                         ческие свойства".

Цели:

  • предметные: на основе состава и строения молекулы азотной кислоты охарактеризовать

                                     вещество и  выявить особенности физических и химических свойств этого

                                      соединения;

  • метапредметные:

             - учебно-организационные: нацелить себя на  выполнение поставленной задачи, организо-

                                                            вывать своё рабочее место;

                                         

            - учебно-информационные: работать с устным и письменным текстом.

                                                                                         

           - учебно-логических: пользоваться исследовательскими умениями, умение чисто и скоро пи-  

                                               сать, сравнивать явления, классифицировать материал, выделять глав-

                                               ное и существенное;

                                   

          - учебно-коммуникативных:  умение слушать и слышать, слышать и одновременно записы -

                                                            вать материал, участвовать в дискуссии;

  •    создание благоприятной атмосферы и комфортной обстановки.

 

Оборудование: ванночки для опытов «капельным путём»; растворы: HNO3, NaOH, K2CO3, фе-

                                 нолфталеин, метиловый оранжевый; CuO, сухое горючее, спички.

Ход урока:

I. Организационный момент, актуализация знаний.

   1. Фронтальная беседа:                 - какие соединения азота на сегодняшний день вам известны?

                                                                 (аммиак, соли аммония, оксиды азота)

                                                            - какой характер проявляет аммиак?

                                                                            (основание)

                                                            - какие по характеру азот образует оксиды?

                                                                  (несолеобразующие, солеобразующие – кислотные)

   2.  Подведём итог изученному, выполнив тест «Оксиды азота. Аммиак. Соли аммония».   

II. Изучение нового материала.

     1. Разъяснение целей             Учитель объявляет тему урока, на основе которой учащимся

                и задач урока.              предлагается самостоятельно сформулировать цель урока:             

                                                        на основе состава молекулы азотной кислоты познакомится со

                                                        свойствами соединен6ия.                          

                                                      Учащиеся записываю цель в тетрадь.

 

     2. «СТАДИЯ ВЫЗОВА».          С помощью учителя ученики анализируют свои знания по дан -

                                                    ной теме приёмом «верю – не верю»:

утверждение

верю

не верю

не знаю

1. HNO3 – это соединение кислота.

2. HNO3 – соединение азота с высшей сте - пенью окисления, высшей валентностью.

3. HNO3 – ве-во молекулярного строения, с ковалентной полярной связью. 

4. HNO3 – одноосновная, кислородсодержа- щая, растворимая, сильная, нестабильная.

5. HNO3 – обладает характерными свойства - ми своего класса.

6. HNO3 – характерны специфические свойст- ва.

       

                                                    Учащимся предлагается отметить знаком «+» утверждение в колон-

                                                  ке «верю» или «не верю»,  а  при  случае  затруднений  отметить  что

                                                  именно «не знаю».

3. «СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ».    Учащиеся «отправляются» в поиск за ответами, поставлен -

                                                              ные в первой стадии:

                                                                      а) на доске записывается химическая формула (вопросы

                                                                           1 – 4):

                                                                  1. кислота – «Н»;

                                                                  2. С.О. +5 (вычисляется), ВАЛЕНТНОСТЬ – IV;

                                                                  3. элементы неметаллы; 

                                                                  4. один водород, кислород в кислотном остатке, ТР – «Р»,

                                                                     8 класс – классификация электролитов, нестабильная - ?

                                                                      б) свойства:

  • физические: работа с текстом учебника стр. 131;  
  • химические:

                                                                           - общие с другими кислотами работа с текстом учеб-

                                                                                 ника стр. 131; выполнение эксперимента:

  1. действие индикатора;
  2. взаимодействие с основанием (NaOH);
  3. взаимодействие с солями (Na2CO3);
  4. взаимодействие с оксидами металлов (демонстрационно)

             - специфические: работа с тестом учебника стр. 131 –    

                                           132, (разъяснить свойства «царской

                                            водки»).

* химические свойства HNO3 учащиеся записывают в таблицу.

4. «СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ».   Учащиеся обобщают материал, который узнали на уроке по  

                                                                 данной теме. Им предлагается составить СИНКВЕЙН:

                                                                   

  1. одно существительное:  кислота;
  2. два прилагательных:  одноосновная, кислородсодержащая

  1. три глагола:  окисляет, растворяется, разлагается;

  1. фраза из четырёх слов:  вызывает сильные ожоги кожи

  1. одно слово – синоним или метафора: едкое вещество.

       Затем учитель возвращается к цели урока и традиционно задает вопрос о достижении цели урока, поставленной в начале.

III. Задание на дом.           параграф 30 (стр. 131 – 133, до «…Соли азотной кислоты – нитраты».);

                                            упр. 1, 2 стр. 135.

2012 – 2013 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКААммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.1.      ФИО: Исмаилова Венера Владимировна2....

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства.

Конспект урока по химии на тему "Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства....

План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение".

План конспект урока химии 9 клас "Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение"...

Открытый урок в 8 классе на тему: "Кислоты. Их физические и химические свойства"

Разработка открытого урока в 8 классе на тему: "Физические и химические свойства кислот"....

8 класс Урок изучения темы: « Кислоты: состав, классификация, физические и химические свойства»

Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии....

8 класс Урок изучения темы: « Кислоты: состав, классификация, физические и химические свойства»

Формы и методы обучения на современном учебном занятии по химии....