Здоровьесберегающие технологии при обучении химии
статья по химии на тему
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Современный учител должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения.Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий. В данной статье представлена моя работа по здоровьесбережению на уроках химии в 8-9 классах, составленная с учетом имеющегося опыта по этой проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii_pri_obuchenii_khimii.docx | 79.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии при обучении химии
в 8-9 классах.
Учитель химии ГОШИ «ОШИООО №1»
Чернышева С.В.
Обучение химии -процесс длительный и достаточно сложный. За первые 2 года обучения учащийся должен усвоить десятки новых терминов, понятий, законов и научиться свободно ими оперировать. Возможно ли это? Да, но, как правило, ценой огромных перегрузок. По данным психологов, только 30% школьников способны освоить программу химии в полном объеме. Согласно медицинской статистике, у многих школьников наблюдаются неврозы, у 60% учащихся повышенное чувство тревожности, почти 1/3 страдает сердечно- сосудистыми, желудочно-кишечными заболеваниями, у половины плохое зрение. Как предотвратить ухудшение состояния здоровья школьников?
Выход из сложившейся ситуации нужно искать с учетом возрастных особенностей учащихся. Химию изучают школьники 13-15 лет. Это переходный возраст, когда происходят изменения всех процессов психического развития. Вслед за кризисом 13 лет наступает посткризисный период, характеризирующийся наличием у подростков множества личных проблем. Для построения конструктивных отношений с учащимися важно учитывать их потребность в личностном общении со взрослыми, динамику саморегуляции поведения.
Так, у восьмиклассников наблюдается высокий уровень проявления саморегуляции, но недостаточная ее устойчивость- планируя что-либо, они часто не доводят начатое дело до конца. Большинству учеников 9 класса уже свойственна способность к содержательному и глубокому самоанализу, у них возникает стремление разобраться в себе ,оценить собственные возможности.
Общение- ведущий вид деятельности подростков. Именно поэтому обучение химии следует строить как процесс общения. При правильной организации общения между участниками учебно- воспитательного процесса исчезает психологический дискомфорт, учащиеся чувствуют себя более уверенно, свободно, охотно включаются в учебные диалоги. Таким образом, первый принцип здоровьесберегающей технологии обучения – обучение в ходе лисностного общения. Методика организации адаптивно- развивающего общения в процессе обучения химии разработана И.М. Титовой. Ее смысл сводится к совмещению делового и личностного планов общения учителя и учеников на уроке.
Следующий принцип здоровьесберегающей технологии обучения заключается в том, что обучение каждого ученика должно осуществляться на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а также организацией различных форм деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная).Это два принципа обеспечивают психологическую комфортность обучения.
Еще один принцип- перенос большей части учебной нагрузки на урок при сокращении до минимума домашних заданий. Важным является и принцип чередования разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомления и поддержания у школьников интереса к изучаемому материалу и процессу обучения.
Проведение уроков в форме диалогов с учащимися привлекает их внимание к новой теме , актуализирует знания. Такая форма обучения эффективна при проблемном изложении нового материала. Однако, для того, чтобы ученики участвовали в диалоге, нужно создать на уроке атмосферу взаимопонимания.
Алгоритмы особенно эффективны для выработки для прочных умений решения задач, составления химических формул или уравнений реакций , они приучают школьников к построению логичных ответов, способствующих развитию навыков самостоятельной работы с оборудованием и веществами..План ( алгоритм) устного ответа записываем на карточке, плакате или слайде презентации. Приведу, например, план ответа характеристики элемента , который начинают давать на первых уроках химии в 8 классе.
План характеристики химического элемента на основе его положения в ПСХЭ Менделеева:
- Номер периода, большой или малый период; номер группы, главная или побочная подгруппа.
- Порядковый номер химического элемента.
- Заряд ядра атома химического элемента.
- Число протонов и нейтронов в ядре атома.
- Число электронов в атоме химического элемента.
Использование алгоритма устного ответа развивает речь учащихся и, что особенно важно, обеспечивает самоконтроль и коррекцию знаний, снижает тревожность отвечающего .
Алгоритм используется и как руководство для самостоятельного решения задач. Приведу пример.
Тема урока: Решение задач на определение выхода продукта реакции.
Алгоритм решения задач.
- Составьте краткое условие задачи.
- Составьте уравнение реакции, расставьте коэффициенты.
- Подпишите над формулами веществ известные величины( массу или объем), неизвестную обозначьте как х.
- Найдите неизвестную величину(массу или объем), используя метод пропорции- это будет теоретическая m или v.
- Определите практический выход продукта реакции по формуле
η = mпракт. / m теор. или |
- Запишите ответ.
Расчёт выхода продукта реакции по отношению к теоретически возможному.
Помните: первым действием в решении задачи является определение массы (объема, количества вещества) продукта реакции по уравнению и исходным данным.
Порядок действий (пошаговый): | Пример: Определите выход продукта реакции синтеза аммиака, если при взаимодействии 6,72 л азота с избытком водорода получено 6,72 л аммиака. |
I. Запишите краткое условие задачи и уравнение химической реакции, подчеркните вещества, о которых идет речь в задаче. Переведите массу (объем) известного исходного вещества (реагента) в количество (моли): n = m : M (n = V : Vm) | Д а н о : Решение: V(N2) = 6.72 л N2 + 3 H2 = 2 NH3 Vпракт.(NH3)=6.72 л 1 моль 2 моль φ (NH3) = ? n (N2) = 6.72 л : 22.4 л/моль = 0,3 моль |
II.Определите количество продукта по уравнению реакции.
Т.е. теоретически возможное (если бы выход реакции составлял бы 100%) . |
По уравнению: 1 моль (N2) → 2 моль (NH3) Следовательно: 0,3 моль (N2) → 0,6 моль (NH3) nтеорет. (NH3) = 0.6 моль (или 13,44 л)
|
III. Определите, какую часть от теоретически возможного составляет практически полученная по условию масса (объем, количество) продукта. Воспользуйтесь формулой: η = mпракт. / m теор. или φ = Vпракт./ Vтеор. Запишите ответ. | Обратите внимание: Vпракт./ Vтеор = nпракт. / nтеорет. = φ nпракт. (NH3) = 6.72 л : 22.4 л/моль = 0,3 моль φ (NH3) = 0,3моль (6,72 л) : 0,6моль (13,44л) = 0,5 (50%) Ответ: φ (NH3) = 50%. |
Решите задачи:
- При взаимодействии 15 г. алюминия с серой образовалось 35 г. сульфида алюминия AL2 S 3 .Сколько это составляет процентов от теоретически возможного?
- Сколько л водорода выделится при действии избытка соляной кислоты HCL на 2,7 г. алюминия, если выход водорода составляет 90% от теоретического?
- При взаимодействии 60 г. железа с хлором образовалось 75 г. хлорида железа ( III ) . Сколько это составляет % от теоретически возможного?
- Определит V водорода,который может быть получен при взаимодействии с водой 5 г. кальция ,если выход водорода составляет 90 % от теоретически возможного .
- При взаимодействии 5,4 г. алюминия с соляной кислотой было получено 6,384 л водорода. Сколько это составляет % теоретически возможного ?
- Выход водорода в реакции взаимодействия натрия с водой составляет 95 %. Сколько л водорода получается при растворении в воде 2.3 г. Na ?
7. При обработке 35,1 г. хлорида натрия Na CL избытком концентрированной серной кислоты выделилось 10,08 л хлороводорода HCL. Найдите выход HCL в данной реакции. (ответ- 75 %).
Изучение нового материала можно сопровождать составлением опорных схем-конспектов, работу над которыми ведем в ходе диалога с классом. Например, при изучении достаточно трудной темы в 8 классе « Строение атома» можно составить следующую схему:
АТОМ
ЯДРО ЭЛЕКТРОНЫ
ПРОТОНЫ11 p НЕЙТРОНЫ 10 n e= № (х.э)
Число протонов=№(х.э.) Число10 n=Ar-№(х.э).
Опорные схемы выступают в качестве материализованных результатов совместной учебной деятельности, позволяют воспринимать материал целостно и наглядно.
Созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на уроках химии способствует проведение занимательных демонстрационных опытов.
Например , опыты « Вулкан», «Кровавая рана» , «Золотой нож», примерзание стакана, «Змея» и многие другие.
Для улучшения восприятия материала и предупреждения утомления учащихся эффективны разнообразные дидактические игры. Они формируют умение применять предметные знания в новых условиях. Содействуют активизации мыслительной деятельности и эмоциональной разрядке учащихся. Вовлекают их в работу, избавляя от ощущения тревожности.
Я использую на уроках такие игры: «Руки вверх», «Найди ошибку», «Отгадываю задуманный элемент»:
Цель. Развить интерес и обратить еще раз внимание на периодическую систему Д.И.Менделеева.
Атрибуты. Периодическая система Д.И.Менделеева и калькуляторы.
Описание игры. Ведущий просит одного из учеников задумать любой химический элемент периодической системы. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления (без сообщения промежуточных результатов):
1) номер элемента удвоить;
2) к произведению прибавить 5;
3) сумму умножить на 5.
Последний результат сообщается ведущему, который тотчас объявляет элемент, задуманный играющим.
Объяснение игры. Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие математические действия:
25 o 2 = 50; 50 + 5 = 55; 55 o 5 = 275.
Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 (получается 25). Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент - марганец.
- «Двойняшки». Очень интересно школьникам, когда мы разбираем химический характер житейских ситуаций: -например, почему при открывании бутылки с лимонадом происходит бурное выделение газа?
- почему встречаются огурцы- уроды?
- Почему при выпечке печенья используют пищевую соду?
- Почему лук доводит до слез?
- Почему в хлебе много дырочек? И т. д.)
ПРИЗНАКИ УРОКА, ПОСТРОЕННОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– количество видов учебной деятельности должно быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
– на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки.
Что касается наглядности, например, то скука от изучения химических свойств веществ моментально проходит, когда обучающимся демонстрируется химический эксперимент, да ещё и с их обязательным привлечением в качестве добровольных помощников. Занимательные упражнения хороши потому, что с их помощью можно привлечь ребят к нелюбимому занятию – решать задачи или записывать уравнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по здоровьесберегающим технологиям на уроках химии
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :Создание оптимальных благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы ; формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному и...
Методика применения здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным , создает у детей бодрое , рабочее настроение , облегчает преодолени...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.
Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем вра...
Здоровьесберегающие технологиии на уроках химии
Материал является выступлением на психолого-педагогическом семинаре в училище...
Здоровьесберегающие технологии в обучении химии как фактор повышения мотивации учащихся
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся
Доклад на городскую конференцию по здоровьесберегающим технологиям. Доклад сопровождается презентацией. Здоровье ребёнка, его социально - психологическая адаптация, нормальный ...