Здоровьесберегающие технологии в обучении химии как фактор повышения мотивации учащихся
статья по химии (9 класс) по теме
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.
Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_i_zdorovesbtehn..doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ средняя общеобразовательная школа № 6 г. Озеры Московской области
Тема:
«Здоровьесберегающие технологии в обучении химии как фактор повышения мотивации учащихся»
Автор:
Гвоздева Татьяна Львовна,
Учитель химии МБОУ СОШ №6
г.Озеры
2012
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.
Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Их применение даёт возможность:
осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;
осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.
Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,
Что? – отбор и структура содержания,
Как? – оптимальная организация учебного процесса,
С помощь чего? – методы, приемы и средства обучения,
Кто? – реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения, - а также принципам здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов Н.К.:
“Не навреди!” - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;
Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
Субъект -субъективные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном;
Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;
Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей;
Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;
Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления;
Ответственность за свое здоровье – у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Общепринятой классификации образовательных технологий и, в частности, здоровьесберегающих в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по своему. Проводя анализ научно-методической литературы, обобщая собственный практический опыт и опыт педагогов-новаторов можно выделить виды педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов и соответствуют принципам здоровьесбережения это:
развивающие технологии;
технологии адаптивной системы обучения;
технологии, построенные на интегративной основе.
Развивающие технологии
Основными признаками развивающихся педагогических технологий являются:
обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования;
формирование гуманистической направленности личности, ее потребностно-мотивационной сферы;
овладение средствами и способами мышления, развитие воображения, внимания, памяти, воли.
Названные признаки показывают, что развивающиеся технологии культивируют творческое отношение к деятельности и способствуют здоровьесбережению.
Технологии адаптивного обучения
Основной признак данных педагогических технологий – мера адаптивности (приспособления) всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, способов, средств обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся, диагностики результатов обучения, что и способствует здоровьесбережению.
Центральное место в данных технологиях занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Учение школьника рассматривается не только как результат, а прежде всего как процесс: результат появится со временем, если будут соблюдены условия процесса. Особое внимание уделяется формированию учебных умений.
Учитель, работающий по этой технологии, работает в двух режимах:
а) обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует и т.д.);
б) работает индивидуально с отдельными учащимися (управляет самостоятельной работой; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу; работает по очереди с учениками).
Учащиеся организуют свою деятельность совместно с учителем, индивидуально с учителем, самостоятельно под руководством учителя.
Весь процесс обучения представлен тремя этапами:
учитель обучает всех учащихся;
учитель работает индивидуально на фоне самостоятельно занимающегося класса;
учащиеся работают самостоятельно.
Учение в таких технологиях становится активной самостоятельной деятельностью, предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов работ. Предлагается многоканальная обратная связь: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся.
Технологии, построенные на интегративной основе
Использование технологий, построенных на интегративной основе, ведет к повышению целостности педагогического процесса, уменьшению учебной нагрузки на учащихся и как следствие способствует здоровьесбережению.
Наиболее эффективным и целесообразным принципом таких технологий является принцип, учитывающий различную роль учебных дисциплин во всей интегрируемой системе.
Такие технологии ориентированы на личность, и ценность ученика. На мой взгляд они состоят в том, что в них запланированы и задача, и игра, и диалог, и другие методы, способствующие сохранению здоровья учащихся.
Снижение уровня мотивации обучения школьников не является исключением и к изучению химии.
Традиционная система уроков химии сложилась давно. Я попыталась дополнить её здоровьесберегающими технологиями обучения, направленными прежде всего на активизацию мотивационной сферы учащихся.
Процесс обучения будет эффективным тогда, когда ученик полно, быстро и в оптимальной последовательности будет осуществлять определённые умственные и практические действия и их операции во взаимосвязи.
В качестве примера рассмотрим возможности использования технологии адаптивной системы обучения при изучении химии ( из опыта моей работы ) .
Чтобы проявить у учащихся интерес и желание учиться, при этом не “спугнув” ученика сложностью материала, я вот уже несколько лет (с 2008 г.) использую в своей работе проектный метод обучения.
Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Химия - наука многогранная, и многие аспекты ее применимы в быту. Поэтому интересными и полезными становятся проекты, выполненные группами учащихся. Здесь творчество учеников особенно интересно. Создаются проекты самой разнообразной тематики и жанров. Есть учебные проекты «Ток в электролитах», «Единство и борьба противоположностей в развитии теории растворов», «Пища и здоровье человека», «Мыльная опера», «Какие хитрые секреты таят обычные предметы: спички», «Кристаллы», «М.В. Ломоносов», «Химия, красота и здоровье», «За дымовой завесой », «Алкоголь. Влияние на организм», «Мир запахов», «Шоколад», «Сила и красота волос», «Химия в криминалистике». Но самое главное - это обсуждение выполненного проекта: что удалось, что оказалось сложным, чему научились, и к чему следует стремиться. Рефлексия проводится для каждой группы отдельно. Выдаются вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? В каких областях? Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения? В каких областях? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Почему? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Каковы ваши ощущения от выполненной работы? Какие вы можете сделать замечания и предложения на будущее?
Да, конечно, это занимает гораздо больше времени, чем традиционный урок. Но при выполнении проекта реализуются принципы «Развивающей помощи», что: дает ученику осознать себя; позволяет «разбудить ученика» — его активность и внутренние силы; ученик сам делает выбор, принимает решение и отвечает за него. В проектной работе ученика гораздо легче отработать ключевые интеллектуальные навыки, начиная с постановки проблемы, поиска, сбора, обработки информации, планирования работы, анализа результатов. Такая организация обучения позволяет привить навыки сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной деятельности; происходит стимулирование у учащихся интереса к предмету; развиваются их способности; формируются правильные представления о месте химии в жизни современного человека, развивается творческое мышление.
На подготовительном этапе я презентую учащимся проекты прошлых лет и предлагаю примерные темы для проектов по химии. При составлении списка примерных тем проектов учитываю основные аспекты гуманитаризации школьного курса химии: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, здоровьесберегающий, прикладной и региональный.
Например, здоровьесберегающий аспект. Курс химии дает возможность в проектах здоровьесберегающего содержания:
- раскрыть особую роль химической науки в борьбе с такими вредными привычками как курение, алкоголь, наркомания, токсикомания;
- ответить на многие вопросы, интересующие учащихся (например, каков химический состав пищи? Что такое «химические добавки»? Диеты – это вредно или полезно? Как правильно подбирать косметику и как правильно ею пользоваться ? ) ;
- привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния здоровья современных подростков и, в частности, учащихся своей школы, своих одноклассников;
- воспитать у учащихся чувство личной ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих их людей.
Работая над такими проектами, школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в гармонии с окружающим миром, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по сбережению здоровья школьников, своего собственного здоровья
В 2010-2011 учебном году такими проектами стали интегрированные проекты по химии и биологии «За дымовой завесой» ( авторы проекта учащиеся 9 класса Малышева Елена и Сагирова Виктория), «Алкоголь.Влияние на организм» ( авторы проекта учащиеся 9 класса Миронов Николай и Юдаев Иван), «Шоколад» ( автор ученица 9 класса Бобычева Ирина), «Мир запахов» (автор ученица 9 класса Волостнова Анна)
Подробно хочется остановиться на том, как создавался проект «За дымовой завесой».Желая всесторонне изучить проблему курения среди современной молодежи, в содержании проекта его авторы – Малышева Елена и Сагирова Виктория - отразили следующее:
1.Введение
2. Реферативная часть
а) Из истории табака
б) Почему подростки курят?
в) Что должен знать каждый о курении.
г) Химия табачного дыма
д) Воздействие табака на организм подростка и женщин
е) Статистика о курении
ж) Психологи о курении
з) Законодательство о курении
3.Исследовательская часть
а) Анкетирование
б) Изготовление буклетов «Здоровый образ жизни»
в) Проведение экспериментов
4.Заключение
5.Список использованной литературы
6.Приложения
Актуальность выбранной темы девушки объяснили так :
Тема вреда курения, влияния его на растущий организм очень актуальна. По данным многочисленных социологических опросов, с каждым годом все больше становится курящих школьников. Вот почему необходимо знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношение к курению как общественному явлению. Поскольку привычки человека формируются с детства, именно в подростковом возрасте необходимо выработать установку на отрицательное отношение к этой вредной привычке, полное неприятие ее в дальнейшей жизни. Поэтому мы и решили разобраться в химическом составе табака и выяснить вредные последствия курения табака.
Исходя из этого, ими были сформулированы и цели проекта:
1.Изучить химический состав табачного дыма и его воздействие на организм человека; выяснить, какие заболевания возникают в результате курения.
2.Провести анкетирование учащихся нашей школы с 5 по 11 класс.
3.Выполнить эксперименты, доказывающие вредное воздействие курения на организм подростка, и позволяющие определить какие химические вещества входят в состав табачного дыма.
4. Пропагандировать здоровый образ жизни ,изготовить буклеты «Здоровый образ жизни» и распространить их среди учащихся нашей школы.
5. Найти и представить информацию так, чтоб учащиеся еще раз задумались
над вопросом: «Курить или не курить?»
С каким интересом, с каким “огоньком” в глазах девушки предлагали все новые и новые идеи! Однако они не забывали о требованиях, предъявляемых к выполнению проекта. Для успешной работы учащиеся распределили обязанности в группе и на этапе рефлексии оценили вклад каждого участника группы.
Работа над проектом была организована поэтапно. В паспорте проекта учащиеся объяснили, как они структурировали свою деятельность, какие этапы выделили. Львиная часть работы отводилась эксперименту. В ходе работы над проектом учащиеся провели большое количество химических опытов, в частности такие как:
Опыт 1. Исследование табачного дыма.
Опыт проводят под тягой. Сигарету, закрепленную в штативе, через мундштук или остатки от капельницы соединяем резиновым шлангом с одной из двух стеклянных трубок, вставленных в коническую колбу, наполненную ватой. Вторая трубка таким же образом соединена с резиновой грушей (250мл). Груша с колбой имитируют работу легких: воздух, содержащий табачный дым от зажженной сигареты, проходит через вату. Через две минуты сигарета «выкурена», комочек ваты приобретает желто-коричневое окрашивание и крайне неприятный запах.
Опыт 2. Реакция с КМnО4.
Пожелтевшую вату опустим в раствор марганцовки, она обесцвечивается.
MnO4- + 2H2O + 3e → MnO2↓ + 4OH- . Это означает, что в табаке содержится множество органических веществ, которые отравляют организм: одиннадцать алкалоидов, схожих по строению с никотином, раздражающие вещества, ядовитые газы, канцерогенные вещества (более 400 наименований). При выкуривании 20 папирос сразу человек смертельную дозу никотина. После одной затяжки никотин через 7 с попадает в мозг, через 15 - 20с – в пальцы ног.
Опыт 3. Обнаружение фенолов.
Реакция с FeCl3. В две пробирки наливают по 1 мл растворов, приготовленных в опыте 1, и добавляют 2 – 3 капли 5%-ного раствора FeCl3. Жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения.
Все эксперименты снимались на видеокамеру.
Из экспериментальной части проекта:
Объект исследования: ученики нашей школы
Выборка: Всего было опрошено 240 подростков с 10 до 17 лет
- В нашей школе в 5-11 классах обучается 240 учащихся: 102 мальчика и 138 девочек.
- Систематически курят 17% мальчиков (17 чел.) и 14% (19 чел.) девочек.
- 30% (72 чел.) учащихся нашей школы в возрасте от 10 до 17 лет хотя бы раз в жизни пробовали сигарету.
Выводы, к которым пришли учащиеся, работая над проектом:
1.По литературным сведениям можно заключить, что Россия - самая курящая страна в мире! В России каждые 9 секунд умирает человек из-за болезней, вызванных курением.
2.Болезни, возникающей только от курения не существует. НО… продукты курения и в первую очередь никотин, ведут к развитию серьезных и разнообразных заболеваний. Организм курильщика изнашивается и стареет значительно раньше, чем организм некурящего.
3.Исходя из данных опроса, считаем, что процент курящих в школе небольшой.
Многие подростки курят, не понимая, как легко перейти границу и стать зависимым. Они не могут преодолеть желание попробовать «запретный плод». Помогите своим друзьям! Убедите их, что курить – не модно!
Участники проекта организовали мини-опрос и анкетирование среди учащихся школы и преподавателей по теме проекта. После выполнения проекта, на этапе рефлексии, ребята проанализировали свою работу, вклад каждого в общее дело, указали достигнутые результаты, отметили успехи и неудачи, их причины. В листах “Оценивание проекта” дали самооценку своему проекту. Окончательно оформили материалы, сделали паспорт проекта, набрали текст на компьютере, подготовили доклад и мультимедиа презентацию «За дымовой завесой» к защите проекта на школьной Научно-практической конференции, где заняли первое место, а затем приняли участие в районной научно-практической конференции «Шаг в науку» и стали призерами, заняв второе место.
Подводя итог сказанному, важно отметить, что большинство современных здоровьесберегающих технологий легко дополняют и сочетают друг друга. Однако каждая конкретная образовательная ситуация требует принципиально отличающихся педагогических средств. Например, адаптивную технологию целесообразно применять при работе с учениками, утратившими интерес к обучению и имеющими серьёзные проблемы в знаниях.
Технологию “педагогика сотрудничества” можно использовать для совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, а личностно-ориентированную технологию для формирования и развития не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, повышающие мотивацию обучения.
На мой взгляд, внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе – оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении как фактор повышения мотивации к учению через развитие познавательной активности учащихся
выступление на методическом обединении...
Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках географии
По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная сист...
Использование информационно-коммуникационных технологий как фактор повышение мотивации учащихся к обучению
За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований. Признавая су...
Использование компьютерных технологий как один из факторов повышения мотивации к изучению иностранного языка
Использование компьютерных технологий влияет на мотивацию учащихся...
"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...
Использование компьютерных технологий на уроке, как важный фактор повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет-ресурсов помогают реали...
«Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».
Надо отметить, что компьютеризация школьного обучения идет нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процес...