Здоровьесберегающие технологии в обучении химии как фактор повышения мотивации учащихся
статья по химии (9 класс) по теме

 

  Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

   Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_i_zdorovesbtehn..doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ средняя общеобразовательная школа № 6 г. Озеры  Московской области

Тема:

«Здоровьесберегающие технологии в обучении химии  как фактор повышения мотивации учащихся»

Автор:

 Гвоздева Татьяна Львовна,

Учитель химии МБОУ СОШ №6

 

   

г.Озеры

2012

  Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

   Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

   Их применение даёт возможность:

осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;

достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;

осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;

организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.

Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? – отбор и структура содержания,

Как? – оптимальная организация учебного процесса,

С помощь чего? – методы, приемы и средства обучения,

Кто? – реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения, - а также принципам здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов Н.К.:

“Не навреди!” - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;

Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;

Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;

Субъект -субъективные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном;

Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;

Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей;

Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;

Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления;

Ответственность за свое здоровье – у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Общепринятой классификации образовательных технологий и, в частности, здоровьесберегающих в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по своему. Проводя анализ научно-методической литературы, обобщая собственный практический опыт и опыт педагогов-новаторов можно выделить виды педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов и соответствуют принципам здоровьесбережения это:

развивающие технологии;

технологии адаптивной системы обучения;

технологии, построенные на интегративной основе.

Развивающие технологии

Основными признаками развивающихся педагогических технологий являются:

обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования;

формирование гуманистической направленности личности, ее потребностно-мотивационной сферы;

овладение средствами и способами мышления, развитие воображения, внимания, памяти, воли.

Названные признаки показывают, что развивающиеся технологии культивируют творческое отношение к деятельности и способствуют здоровьесбережению.

Технологии адаптивного обучения

Основной признак данных педагогических технологий – мера адаптивности (приспособления) всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, способов, средств обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся, диагностики результатов обучения, что и способствует здоровьесбережению.

Центральное место в данных технологиях занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Учение школьника рассматривается не только как результат, а прежде всего как процесс: результат появится со временем, если будут соблюдены условия процесса. Особое внимание уделяется формированию учебных умений.

Учитель, работающий по этой технологии, работает в двух режимах:

а) обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует и т.д.);

б) работает индивидуально с отдельными учащимися (управляет самостоятельной работой; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу; работает по очереди с учениками).

Учащиеся организуют свою деятельность совместно с учителем, индивидуально с учителем, самостоятельно под руководством учителя.

Весь процесс обучения представлен тремя этапами:

учитель обучает всех учащихся;

учитель работает индивидуально на фоне самостоятельно занимающегося класса;

учащиеся работают самостоятельно.

Учение в таких технологиях становится активной самостоятельной деятельностью, предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов работ. Предлагается многоканальная обратная связь: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся.

Технологии, построенные на интегративной основе

Использование технологий, построенных на интегративной основе, ведет к повышению целостности педагогического процесса, уменьшению учебной нагрузки на учащихся и как следствие способствует здоровьесбережению.

Наиболее эффективным и целесообразным принципом таких технологий является принцип, учитывающий различную роль учебных дисциплин во всей интегрируемой системе.

Такие технологии ориентированы на личность, и ценность ученика. На мой взгляд они состоят в том, что в них запланированы и задача, и игра, и диалог, и другие методы, способствующие сохранению здоровья учащихся.

Снижение уровня мотивации обучения школьников не является исключением и к изучению химии.

Традиционная система уроков химии сложилась давно. Я попыталась дополнить её здоровьесберегающими технологиями обучения, направленными прежде всего на активизацию мотивационной сферы учащихся.

Процесс обучения будет эффективным тогда, когда ученик полно, быстро и в оптимальной последовательности будет осуществлять определённые умственные и практические действия и их операции во взаимосвязи.

В качестве примера рассмотрим возможности использования  технологии адаптивной системы обучения при изучении химии ( из опыта моей работы ) .

Чтобы проявить у учащихся интерес и желание учиться, при этом не “спугнув” ученика сложностью материала, я вот уже несколько лет (с 2008 г.) использую в своей работе проектный метод обучения.

Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Химия - наука многогранная, и многие аспекты ее применимы в быту. Поэтому интересными и полезными становятся проекты, выполненные группами учащихся. Здесь творчество учеников особенно интересно. Создаются проекты самой разнообразной тематики и жанров. Есть учебные проекты «Ток в электролитах», «Единство и борьба противоположностей в развитии теории растворов», «Пища и здоровье человека», «Мыльная опера», «Какие хитрые секреты таят обычные предметы: спички», «Кристаллы», «М.В. Ломоносов», «Химия, красота и здоровье», «За дымовой завесой », «Алкоголь. Влияние на организм», «Мир запахов», «Шоколад», «Сила и красота волос», «Химия в криминалистике». Но самое главное - это обсуждение выполненного проекта: что удалось, что оказалось сложным, чему научились, и к чему следует стремиться. Рефлексия проводится для каждой группы отдельно. Выдаются  вопросы  для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? В каких областях? Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения? В каких областях? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Почему? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Каковы ваши ощущения от выполненной работы? Какие вы можете сделать замечания и предложения на будущее?

Да, конечно, это занимает гораздо больше времени, чем традиционный урок. Но при выполнении проекта реализуются принципы «Развивающей помощи», что: дает ученику осознать себя;  позволяет «разбудить ученика» — его активность и внутренние силы; ученик сам делает выбор, принимает решение и отвечает за него. В проектной работе ученика гораздо легче отработать ключевые интеллектуальные навыки, начиная с постановки проблемы, поиска, сбора, обработки информации, планирования работы, анализа результатов.  Такая организация обучения позволяет привить навыки сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной деятельности; происходит стимулирование у учащихся интереса к предмету; развиваются их способности; формируются правильные представления о месте химии в жизни современного человека, развивается творческое мышление.

На подготовительном этапе я презентую учащимся проекты прошлых лет и предлагаю примерные темы для проектов по химии. При составлении списка примерных тем проектов учитываю основные аспекты гуманитаризации школьного курса химии: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, здоровьесберегающий, прикладной и региональный.

Например, здоровьесберегающий аспект. Курс химии дает возможность в проектах здоровьесберегающего содержания:

  1. раскрыть особую роль химической науки в борьбе с такими вредными привычками как курение, алкоголь, наркомания, токсикомания;
  2. ответить на многие вопросы, интересующие учащихся (например, каков химический состав пищи? Что такое «химические добавки»? Диеты – это вредно или полезно? Как правильно подбирать косметику и как правильно ею пользоваться ? ) ;
  3. привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния  здоровья современных подростков и, в частности, учащихся своей школы, своих одноклассников;
  4. воспитать у учащихся чувство личной ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих их людей.

Работая над такими проектами, школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в гармонии с  окружающим миром, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по сбережению здоровья  школьников, своего собственного здоровья

В 2010-2011 учебном году такими проектами стали интегрированные проекты по химии и биологии  «За дымовой завесой» ( авторы проекта учащиеся 9 класса Малышева Елена и Сагирова Виктория), «Алкоголь.Влияние на организм» ( авторы проекта учащиеся 9 класса Миронов Николай и Юдаев Иван), «Шоколад» ( автор ученица 9 класса  Бобычева Ирина), «Мир запахов» (автор ученица 9 класса Волостнова Анна)

Подробно хочется остановиться на том, как создавался проект «За дымовой завесой».Желая всесторонне изучить проблему курения  среди современной молодежи, в содержании проекта его авторы – Малышева Елена и Сагирова Виктория - отразили следующее:

1.Введение

 2. Реферативная часть 

          а) Из истории табака

          б) Почему подростки курят?

          в) Что должен знать каждый о курении.

          г) Химия табачного дыма

          д) Воздействие табака на организм подростка  и женщин

          е) Статистика о курении

          ж) Психологи о курении

          з) Законодательство о курении

 3.Исследовательская часть 

         а) Анкетирование

         б) Изготовление буклетов «Здоровый образ жизни»

         в) Проведение экспериментов

 4.Заключение 

 5.Список использованной литературы 

  6.Приложения 

Актуальность выбранной темы девушки объяснили так : 

        Тема вреда курения, влияния его на растущий организм очень актуальна. По данным многочисленных социологических опросов, с каждым годом все больше становится курящих школьников. Вот почему необходимо знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношение к курению как общественному явлению. Поскольку привычки человека формируются с детства, именно в подростковом возрасте необходимо выработать установку на отрицательное отношение к этой вредной привычке, полное неприятие ее в дальнейшей жизни. Поэтому мы и решили разобраться в химическом составе табака и выяснить вредные последствия курения табака.

Исходя  из этого, ими  были сформулированы и цели проекта:

1.Изучить химический состав табачного дыма и его воздействие  на организм человека; выяснить, какие заболевания возникают в результате  курения.

2.Провести анкетирование учащихся нашей школы с 5 по 11 класс.

3.Выполнить эксперименты, доказывающие вредное воздействие курения на организм подростка, и позволяющие определить какие химические вещества входят в состав табачного дыма.

 4. Пропагандировать здоровый образ жизни ,изготовить буклеты «Здоровый образ жизни» и распространить их среди учащихся нашей школы.

5.  Найти и представить информацию так, чтоб учащиеся еще раз задумались                

 над вопросом: «Курить или не курить?»

 С каким интересом, с каким “огоньком” в глазах девушки предлагали все новые и новые идеи! Однако они не забывали о требованиях, предъявляемых к выполнению проекта. Для успешной работы учащиеся распределили обязанности в группе и на этапе рефлексии оценили вклад каждого участника группы.

Работа над проектом была организована поэтапно. В паспорте проекта учащиеся объяснили, как они структурировали свою деятельность, какие этапы выделили. Львиная часть работы отводилась эксперименту. В ходе работы над проектом учащиеся провели большое количество химических опытов, в частности такие как:

 Опыт 1. Исследование табачного дыма. 

Опыт проводят под тягой. Сигарету, закрепленную в штативе, через мундштук или остатки от капельницы соединяем резиновым шлангом с одной из двух стеклянных трубок, вставленных в коническую колбу, наполненную ватой. Вторая трубка таким же образом соединена с резиновой грушей (250мл). Груша с колбой имитируют работу легких: воздух, содержащий табачный дым от зажженной сигареты, проходит через вату. Через две минуты сигарета «выкурена», комочек ваты приобретает желто-коричневое окрашивание и крайне неприятный запах.

Опыт 2. Реакция с КМnО4. 

Пожелтевшую вату опустим в раствор марганцовки, она обесцвечивается.  

MnO4- + 2H2O + 3e → MnO2↓ + 4OH- . Это означает, что в табаке содержится множество органических веществ, которые отравляют организм: одиннадцать алкалоидов, схожих по строению с никотином, раздражающие вещества, ядовитые газы, канцерогенные вещества (более 400 наименований). При выкуривании 20 папирос сразу человек смертельную дозу никотина. После одной затяжки никотин через 7 с попадает в мозг, через 15 - 20с – в пальцы ног.

Опыт 3. Обнаружение фенолов. 

Реакция с FeCl3. В две пробирки наливают по 1 мл растворов, приготовленных в опыте 1, и добавляют 2 – 3 капли 5%-ного раствора FeCl3. Жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения.

Все эксперименты снимались на видеокамеру.

Из экспериментальной части проекта:

Объект исследования:  ученики нашей школы

Выборка:  Всего было опрошено  240  подростков с 10 до 17 лет

  1.     В  нашей школе в 5-11 классах обучается 240 учащихся: 102 мальчика и 138 девочек.
  2. Систематически курят  17% мальчиков (17 чел.) и 14% (19 чел.) девочек.
  3. 30%  (72 чел.)  учащихся нашей школы в возрасте от 10 до 17 лет хотя бы раз в жизни пробовали сигарету.

Выводы, к которым пришли учащиеся, работая над проектом:

1.По литературным сведениям можно заключить, что Россия - самая курящая страна в мире!  В России каждые 9 секунд умирает человек из-за болезней, вызванных  курением.

2.Болезни, возникающей только  от  курения не существует. НО…  продукты курения и в первую очередь никотин, ведут к развитию серьезных и разнообразных заболеваний.  Организм курильщика изнашивается и стареет значительно раньше, чем организм некурящего.

3.Исходя из данных опроса, считаем,  что процент курящих в школе небольшой.

Многие подростки курят, не понимая, как легко перейти границу и стать зависимым. Они не могут преодолеть желание попробовать «запретный плод». Помогите своим друзьям! Убедите их, что курить – не модно!

 Участники проекта организовали мини-опрос и анкетирование среди учащихся школы и преподавателей по теме проекта. После выполнения проекта, на этапе рефлексии, ребята проанализировали свою работу, вклад каждого в общее дело, указали достигнутые результаты, отметили успехи и неудачи, их причины. В листах “Оценивание проекта” дали самооценку своему проекту. Окончательно оформили материалы, сделали паспорт проекта, набрали текст на компьютере, подготовили доклад и мультимедиа презентацию «За дымовой завесой» к защите проекта на школьной Научно-практической конференции, где заняли первое место, а затем приняли участие в районной научно-практической конференции «Шаг в науку» и стали призерами, заняв второе место.

Подводя итог сказанному, важно отметить, что большинство современных здоровьесберегающих технологий легко дополняют и сочетают друг друга. Однако каждая конкретная образовательная ситуация требует принципиально отличающихся педагогических средств. Например, адаптивную технологию целесообразно применять при работе с учениками, утратившими интерес к обучению и имеющими серьёзные проблемы в знаниях.

Технологию “педагогика сотрудничества” можно использовать для совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, а личностно-ориентированную технологию для формирования и развития не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, повышающие мотивацию обучения.

На мой взгляд, внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе – оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках географии

По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная сист...

Использование информационно-коммуникационных технологий как фактор повышение мотивации учащихся к обучению

За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований. Признавая су...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Использование компьютерных технологий на уроке, как важный фактор повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет-ресурсов помогают реали...

«Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».

Надо отметить, что компьютеризация школьного обучения идет нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процес...