План урока по химии «Практическое значение функциональных свойств белков»
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Башарина Любовь Ивановна

Совершенствование знаний о строении белков и их функциональных свойствах, которые обусловливают качество продукции общественного питания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План урока по химии 109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы                           Государственное бюджетное образовательное учреждение             среднего профессионального образования города Москвы            Колледж сферы услуг №3

Методическая разработка урока химии по теме:

«Практическое значение функциональных свойств белков»

Башарина Л.И., преподаватель химии

10.02.2014

 Цель урока:  Совершенствование знаний о строении белков и их     функциональных  свойствах, которые обусловливают качество продукции общественного питания.


Тема урока: «Практическое значение функциональных свойств белков»

Цель урока: Совершенствование знаний о строении белков и их функциональных  свойствах, которые обусловливают качество продукции общественного питания. 

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширить и обобщить   знания о природных высокомолекулярных веществах – белках;
  • Сформулировать понятия: функциональные свойства и качество продукции общественного питания;
  • Проследить изменения белков в процессе кулинарной обработки;      
  • Реализовать экспериментальным путем  связь теории с практикой;
  • Показать необходимость химических знаний о пище для организации правильного  питания.
  • Формирование навыков исследовательской работы на основе профессиональной ориентации и изучения химии.

   Развивающие:

  • Создать условия для развития мышления через формирование причинно - следственных  связей  между строением, функциональнными свойствами и практическим применением белков.  
  • Способствовать развитию  умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные:

  • Обеспечить условия для формирования научного мировоззрения  на основе метапредметных связей.
  • Способствовать развитию интереса к выбранной профессии.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Вид урока: комбинированный

Основные методы обучения, используемые на уроке:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ)
  • наглядный (демонстрация  видеофильма, презентации)
  • проблемный (какое свойство белков лежит в основе уменьшения процента выхода мясного полуфабриката после варки)
  • исследовательский метод (проведение эксперимента)

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока: 

компьютер; мультимедиа проектор; проекционный экран, презентация по теме урока, учебник «Химия» 10 класс,  Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман; М.2014 г.    

Ожидаемый результат:

Личностными результатами изучения темы  являются следующие умения у обучающихся:

  • Усвоить изложенный на уроке материал и научиться применять полученные знания на практике.
  • Развитие мотивации к изучению  химии, к самостоятельному продолжению изучения данной темы.

Метапредметными  результатами изучения темы  являются следующие умения: (по четырём блокам):

Информационный блок: 

  • Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий.
  • Готовность и способность  самостоятельно находить информацию по изученному материалу.

Коммуникативный блок: 

  • Умение общаться в группе и взаимодействовать в процессе урока, учитывать мнение одногруппников.
  • Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, развивать грамотную  химическую, биологическую и профессиональную речь.

      Самоорганизация: 

  • Умение самостоятельно определять цели и планы своей работы, самостоятельно осуществлять их.
  • Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, способность к самостоятельному поиску методов решения химических и профессиональных  задач.

Самообразование:

  • Стремление к самостоятельному получению информации и расширению кругозора, готовность самосовершенствоваться.

Предметными результатами изучения темы  являются следующие умения:

  • Усвоение изложенного на уроке материала и применение знаний по теме «Практическое значение функциональных свойств белков» на практике, с целью дальнейшего успешного профессионального обучения.

Межпредметные связи:

Биология:

 Тема  «Химический состав клетки»

Тема «Неорганические вещества клетки»

Тема  «Органические вещества клетки. Углеводы. Белки»

Тема  «Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен»

Тема  «Пластический обмен. Биосинтез белка»

Тема «Развитие жизни на Земле»

Математика: Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики  

Физика: Молекулярно - кинетическая теория теплоты

ОП.02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места

МДК.02.01. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста

МДК.03.01. Технология приготовления супов и соусов

МДК. 04.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы

МДК.05.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса и домашней птицы

МДК.08.01. Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий

Внутридисциплинарные связи:

Темы: «Амины», «Аминокислоты», «Нуклеиновые кислоты», «Биологически активные вещества»,

 «Строение  вещества»,  «Полимеры - высокомолекулярные соединения»


Этапы урока

Планируемая деятельность

Материально-техническое обеспечение этапа

Время

преподавателя

обучающихся

1. Организацион-ный момент

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность к уроку:

- контроль посещаемости,

- заполнение журнала.

Создает рабочий настрой.

Приветствуют преподавателя.

Готовятся к уроку.

Учебный журнал.

2 мин.

2. Сообщение темы, задач и целей урока.

Сообщает тему, ставит задачи и определяет цели урока.

Слушают поставленные цели и задачи урока. Записывают тему урока.

Учебная доска, рабочие тетради. Мультимедийный проектор, экран.

3 мин.

3. Проверка изученного  материала. Актуализация опорных знаний

Проводит фронтальный опрос для оценки качества усвоения материала по теме «Белки», активизации внимания у обучающихся и проверки их готовности к дальнейшему изучению нового материала. Вопросы для фронтального опроса:    

1.Сформулировать определение белков.  Химический состав белковой молекулы.                                                          

2. Почему белки называют протеинами?                                                                                                                                                                                                

3. Сколько аминокислот входит в состав белков? На какие группы они делятся?

3. Какие аминокислоты называются незаменимыми?

4. Почему белковую пищу нельзя заменять пищей, содержащей только жиры и углеводы на продолжительное время?

5.  Какая связь возникает при соединении молекул аминокислот друг с другом.                                    

7. Почему белки называют полипептидами?

8. Охарактеризуйте строение белков:

-первичная структура

-вторичная структура

-третичная структура

-четвертичная структура

9. Какую роль играют белки в жизни организма?

10. Многообразие живых          организмов, населяющих  нашу планету, обусловливается многообразием белков, из которых они построены. Каждый организм имеет  собственный набор белков.

11. Перечислить физические свойства белков?

11. Какие цветные реакции белков вы изучили ранее? Какие растворы белка вы исследовали на лабораторных работах?

12. Что такое денатурация? Под воздействием каких факторов она происходит?

Ожидаемые ответы на вопросы:

-это природные полимеры, состоящие из остатков

à- аминокислот, связанных между собой пептидными связями.

-атомы: C, H, O, N.

-от греческого «протос»- первый, важный; основной материал, из которого построен живой организм.

-белки состоят из 20 аминокислот;

- заменимые и незаменимые.

 - не синтезируются организмом, поступают в организм вместе с пищей.

-организмы строят свои белки из аминокислот тех белков, которые они получают с пищей, белки могут превращаться в жиры и углеводы, но те в белки превращаться не могут (можно рассказать о превращении белков в организме)

-пептидная связь

-пептидная связь повторяется в полимере много раз

-Первичная структура белка образована пептидными связями, которые возникли при взаимодействии аминокислот друг с другом.

-Вторичная структура белка (спиралевидная) образована многочисленными водородными связями между Н и О.

-Третичная структура (спирально закрученная в пространстве) образована солевыми мостиками.

-Четвертичная структура образована соединением макромолекул друг с другом.

-рассказ о строительной, каталитической, защитной, транспортной, энергетической, двигательной функциях белков в организме.

- 20 аминокислот соединяясь друг с другом дают свыше 2,4 *1018 различных комбинаций.

-растворимые (альбумины);

-нерастворимые в чистой воде, но растворимые в слабых растворах нейтральных солей, кислот и щелочей (глобулины);

-нерастворимые (кератин -волос, коллаген -мышцы)

Биуретовая реакция (р-р белка + NaOH+ CuSO4= фиолетовое окрашивание) на пептидную связь

Ксанто-протеиновая реакция (р-р белка + HNO3 =желтое окрашивание) на наличие ароматических радикалов

-денатурация - это необратимое свёртывание белка, с разрушением вторичной, третичной и четвертичной структуры. Первичная сохраняется.

- t0, С2Н5ОН, радиация, тяжелые металлы, кислоты, механические факторы.

Проектор, экран, слайды.

10 мин.

4.Мотивация к изучению новой темы

Необходимо, не только понять свойства белков, но и суметь практически использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности, а также суметь обосновать изменения, происходящие в продуктах при тепловой обработке.

ходе кулинарной обработки в продуктах?

Слушают.

2 мин.

5.Формирование новых знаний по теме: «Практическое значение функциональных свойств белков»

План объяснения нового материала:

Белки являются важнейшим компонентом пищевых продуктов, определяя их биологическую ценность.                                                                                                    

Все белки пищевых продуктов условно делят: полноценные и неполноценные.

Белки являются наименее устойчивой составной частью пищевых продуктов. Белковая молекула при нагреве подвергается сложным физико-химическим изменениям, от глубины которых зависит структура и качество готового продукта.

Какой продукт является качественным?

Функциональные свойства белков.

К наиболее важным функциональным свойствам белков относятся:

1.        растворимость

2.        гидратация  

3.         дегидратация

4.        денатурация белков

5.        деструкция белков

Обсуждение итогов исследовательской работы.

6.        пенообразование

7.        реакции  меланоидинообразования (реакция Майяра)

Вывод: В ходе урока мы совершенствовали знания о строении белков и их функциональных  свойствах, которые обусловливают качество продукции общественного питания.

Слушают. Записывают в тетрадь функциональные свойства белков.

Делают краткие записи в тетради.

 Ведут словарную работу.

устно обосновывают результат

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.,Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 15.

Слайд 16.,Слайд 17.

Слайд 18. Видеоролик

Слайд 19.

Слайд 20.

Слайд  21.,

Слайд 22.

Слайд 23.

23 мин.

(5 мин)

Резервные вопросы

1. Какие функциональные реакции протекают при термической обработке белков?

2.  За счет чего происходит потеря массы мяса при тепловой обработке?

4. Сколько процентов теряется от массы?  

Вот теперь вы можете доказать, что при тепловой обработке мясо теряет большое количество веществ, вас никто не может заподозрить в хищении.

                   

дегидратация, денатурация.

теряет массу,  за счет свертывания белков, выпрессовывания влаги, вытапливания жира

-до 40% при варке

3 мин

6. Домашнее задание.

Выдает домашнее задание.

Поясняет его выполнение.

Записывают домашнее задание в тетрадь.

Слайд  23. Рабочие тетради.

Учебная доска. Экран проектора

7. Подведение итогов урока. Заключительный момент.

Подводит итоги урока.

Выставляет оценки за работу на уроке.

Благодарит студентов за внимание на уроке. Завершает урок.

Слушают. Делают самостоятельные выводы о результатах урока.

Учебный журнал.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по химии "Физические и химические свойства алкенов" (11 класс)

Конспект урока "Физические и химические свойства алкенов" разработан к учебнику Гузея Л.С. для 11 класса. Изучение физических и химических свойств алкенов базируется на современных представлениях о св...

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Конспект урока "Предмет химии. Вещества и их свойства".

Конспект урока "Предмет химии. Вещества и их свойства"....

Конспект урока по химии по теме "Химические свойства солей"

Цель данного урока: познакомить учащихся с основными химическими свойствами солей. Задачи: расширить и углубить знания об основных химических свойствах солей в свете теории электролитической...

Технологическая карта к интегрированному уроку по химии и биологии на тему "Белки"

Данная технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС...

Презентация к уроку 5 класса Практическая работа:«Описание свойств горных пород»

В презантации даны проверочные задания для юных геологов, проверка заданий, оценочный лист, задания для юных геологов, рефлексия и задания на дом...