Праздник-игра для учащихся 8-11 классов "Химия - наука чудес превращений"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Ершова Татьяна Анатольевна

ЦЕЛИ:

  1. Приобщить учащихся к чтению учебной, научной, научно-популярной литературы.
  2. Развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, логическое мышление, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания в практике.
  3. Воспитывать умение работать коллективно, оценивать свои возможности и знания товарищей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik-igra_khimiya_nauka_chudes_prevrashcheniy.doc125.5 КБ
Office presentation icon igra_na_sayt.ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

Криушинская средняя общеобразовательная школа

ДЕВИЗ:

« Химия требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственно искусством в ней прилежно упражнялся.»

(М.В.Ломоносов)

Праздник-игра для учащихся 8-11 классов


ЦЕЛИ:

  1. Приобщить учащихся к чтению учебной, научной, научно-популярной литературы.
  2. Развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, логическое мышление, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания в практике.
  3. Воспитывать умение работать коллективно, оценивать свои возможности и знания товарищей

ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. В игре участвуют 2 команды по 8 человек из учащихся 8-11 классов.
  2. Игра состоит из 12 туров
  3. Между турами демонстрируется опыт, учащиеся читают стихи, представляются музыкальные номера.
  4. Право представляется команде, которая первая ответит на вопрос ведущего.
  5. Команда, завоевавшая право 1-го тура выбирает «ОБЛАКО» с заданием, на которое отвечают обе команды. (Время в каждом туре будет указано)
  6. Право выбрать следующие «ОБЛАКО»  представляется команде справившейся с заданием. Если обе команды справились с заданием, то право второго хода представляется команде, которая не выбирала «ОБЛАКО».
  7. Если команда затрудняется с ответом или дает не полный ответ, право ответа переходит другой команде.
  8. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

УДАЧИ ВАМ, РЕБЯТА!


НАЗВАНИЯ ТУРОВ – «ОБЛАКА»


ОПЫТЫ

ОПЫТ №1. «ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМПОТА, СИНИХ ЧЕРНИЛ, МОЛОКА, ВОДЫ»

-Мой верный Теодор, слуга незаменимый

Подай-ка к ужину компот мне и чернила

Любимому письмо хочу я написать.

-Чего ж я буду подавать?

Компот: уж фруктов 2 недели нет,

Да и чернила, высохнув, шлют вам,

Сударыня, большой привет!

-Я слышать не хочу, что я разорена,

И заикнись еще о том, что стала

Барыня твоя бедна!

-Что ж, моя пра-пра-пра-

Алхимик был, друзья,

И кое-что умею, уверяю в этом я.

Компот? Что ж: получайте же, мадам

Чернила? Их я тоже вам подам.

На всякий случай принесу вам молоко.

-Я ненавижу молоко!

-Тогда пусть это будет лишь вода.

Ну, разве не волшебно это, господа!

ОПЫТ №2. «ТАЙНОПИСЬ»

-Мой замок неспокоен,

О сердце, чувствует беду оно

Графине передам я тайное письмо,

Пусть будет осторожна и не доверяет никому,

Я за конвертом побегу.

-Что за бумага, по-моему, письмо

Влюбленный братец написал его

Невидимых чернил сумею тайну разгадать

Заставлю брат мой сумасшедший

Все наследство мне отдать.

Прочесть письмо поможет мне волшебный огонек

Бросать не будешь письма ты дружок

Вот так над пламенем я проведу

Слова понятны: брат попал в беду.

ОПЫТ №3. «ФАРАОНОВЫ ЗМЕИ»

-Великих тайн, загадок и явлений

Не может часто разгадать сознанье человека

Секретов искушенных, мыслей

Хранит история загадочного века.

Опасны, таинственное царство змей,

Шипящих, настоящих и неоновых

Сей взор не отводите вы сейчас

От змей в пещере фараоновых.

ОПЫТ№4. «СИНИЕ РОЗЫ», НЕСГОРАЕМЫЙ ПЛАТОК»

- Как то милой я принес

Целый ворох красных роз

Не взяла она: и в слезы:

-Синие найди мне розы...

-зря изъездил я весь свет-

Синих роз под солнцем нет...

-Помогу твоей проблеме

Лишь бы не было здесь лени

Положу цветок в сосуд

И поставлю его тут

Тканью я его накрою

Вам тайну эту не открою

Повожу руками плавно

Вышло все у нас забавно.

И не лей ты больше слез

Что нет на свете синих роз.

-Платок от слез совсем промок

Как высушить его в том мастер я, знаток

Я пламенем волшебным овладел

Сгорели слезы, а платок остался цел.

ОПЫТ №5. «КАРТИНА»

-Весь день тружусь я над картиной

Сегодня кисть не хочет рисовать

Какую - бы я краску не взяла сегодня

В картине однозначно отказались помогать

А я, я так люблю цветы-

Они – поэзия моя, душа и солнце

Они - глоток воды и ветер свежий из оконца

Но красок нет, а есть волшебная водица

Я знала, что когда – то она мне пригодится

Я окроплю, сей смесью полотно

Смотрите, засияло как оно

На нем букет необычайной красоты

Лучистый, нежный и веселый

Не веришь в чудеса дружище ты?

А зря, поверь, чтоб мир открылся новый.

 

ПРИВЕТСТВИЕ королевы ХИМИИ участникам игры

Стихотворение

Взор химика пытлив, ему порядок мил,

Среди своих реторт, мензурок и приборов,

Таких загадочных для любопытных взоров,

Стремится он постичь капризы тайных сил.

Он многое из них уже установил,

Следя за их игрой, участник их раздоров.

И скоро он велит, властитель этих споров,

Признать и чтить закон, который он открыл.

Завидую тебе, взыскательный ученый,

Чьи зоркие глаза мир видят обнаженный,

Как в день творения, исток всех прочих дней

Веди же и меня в загадочное царство!

Я верю: только в нем отыщется лекарство

От всех бесчисленных печалей и скорбей.

ВЕДУЩАЯ: ВОПРОС №1
-Команда ответившая первой, начинает 1 ТУР.


1 ТУР. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК».

Выносят 3 «черных ящика».

Команде – Электрон
Ведущий описывает предмет, лежащий в черном ящике. Он сообщает все более подробные сведения, пока кто-либо из участников игры не отгадает , что находится в «черном ящике».
1)Светло-желтый порошок.

2)Порошок не смачивается водой.

3)Вещество, которое в расплавленном виде растягивается как резинка.

4)Проявляет восстановительные и окислительные свойства.

5)Легко плавится.

6)Проявляется степень окисления -2,+4,+6.

(сера)

Команде – Протон

Ведущий зачитывает характеристику химического элемента. Команда должна угадать , о каком элементе идет речь.

1.Этот элемент – аналог азота , электронные конфигурации их атомов сходны.

2.Залежи минерала , в состав которого входит этот элемент , находится на Кольском полуострове.

3.Он образует несколько аллотропных модификаций.

4.Одну из аллотропных модификаций применяют при изготовление спичек.

5.Он образует кислоты.

6.Этот элемент проявляет наивысшую валентность.

(фосфор)

Болельщикам

«Однажды Роберт Гук пригласил Роберта Бойля на одну из публичных демонстраций своих опытов. Гук поставил на стол горящую свечу и прикрыл ее стеклянным колпаком. Прошло немного времени , и свеча погасла.

 Это обстоятельство не смутило ученых : кто не знает , что без притока свежего воздуха свечи горят плохо? Гук снова зажег свечу , положил рядом какой-то камень ,прикрыл свечу колпаком . Свеча не погасла, она горела и горела , нарушая законы здравого смысла. Джентльмены стали заключать пари, сколько времени продержится пламя. Свеча горела!..»

ВОПРОС: Что за волшебное вещество положил Гук под колпак?

Эти вещества еще древние времена называли –

«поддерживающие огонь»

(Гук положил под колпак соль азотной кислоты – нитрат калия KNO3, которые при нагревании легко разлагается с образованием кислорода.)

Максимальное количество баллов «6» , которое дается команде за ответ после первой подсказки, после второй «5» баллов и т.д.

Ответ болельщиков оценивается в «1» балл.

2 ТУР. «ХИМИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА»

Команде-«ЭЛЕКТРОН»

1.Давно известно человеку:

Она тягуча и красна,

Ещё по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она. (Медь)

2. Я светоносный элемент,

Я спичку вам зажгу  в момент.

Сожгут меня – и под водой

Оксид мой станет кислотой.  (Фосфор)

3. Большую роль играю в жизни,

В атмосфере содержусь.

В воде почти не растворяюсь.

Своей инертностью горжусь .  (Азот)

Команде –«ПРОТОН»

1. Из названий двух животных

Моё имя состоит,

На таре , где меня хранят,

Знак токсичности стоит.   (Мышьяк)

2.Я газ легчайший и бесцветный ,

Неядовитый и безвредный,

Соединяюсь с кислородом,

Я для питья даю вам воду!  (Водород)

3. Я иду за первым  вслед.

Я –из космоса привет

Ведь меня нашли на Солнце,

Хоть я есть и за оконцем .   (Гелий)

Для болельщиков ( на всякий случай)

Он всюду и везде :

В камне , в воздухе , в воде ;

Он и в утренней росе ,

И в небес голубизне .        (Кислород)

Максимальное число баллов «3» -  каждую правильную отгадку.

Для болельщиков «1» балл .

3 ТУР. «ЛИТЕРАТУРА + ХИМИЯ»

Ведущий зачитывает фрагмент литературного произведения и предлагает участникам игры назвать его автора и ответить на вопрос.

Вначале каждой команде зачитывается по одному произведение, за правильный ответ по «1» баллу, а потом еще два произведения для той команды, которая ответит быстрее. Каждый правильный ответ оценивается в «1» балл.

Команде – «ЭЛЕКТРОН»

Вы знаете, что у нас в кают - компании на стене висит ружьё. Так вот, это самое ружьё непременно раз в год стреляет. И в этом году тоже - как бабахнет! Мы как раз стояли у острова Борнео. Я сбегаю с мостика, взрываюсь в кают – компании – и что же я вижу? Ружьё раскачивается на стене, как маятник в шторм, а пуля, пробила насквозь аквариум с моими любимыми золотыми рыбками… Вода выливается через дыру, как  сквозь кингстоны, а бедные рыбки подпрыгивают, бьются о дно… Пришлось мне заткнуть пробоину своим телом и вызвать своих помощников…»

ВОПРОС. Назвать автора и произведение.

Какую необычную деталь вы обнаружили в рассказе?

(Есть ли ошибка в рассказе, которая не согласуется с законом?)

(Ответ. А.С.Некрасов, «Приключения капитана Врунгеля» Пуля, попадающая в сосуд с водой, разбивает его вдребезги, т.к давление передается с водой одинаково по всем направлениям «закон Паскаля». Если бы пуля  попала в пустой аквариум, то она бы не разбила его вдребезги»

Команде –«ПРОТОН»

Прослушайте монолог Соломона: «Это кольцо со смарагдом ты носи постоянно, возлюбленная, он зелен, весел и нежен, как трава весенняя, и когда смотришь на него долго, то светлеет на сердце; если подглядеть на него с утра, то весь день будет для тебя легким. У тебя над ночным ложем я повешу смарагд, прекрасная моя: пусть он отгоняет от тебя дурные сны, утешает биение сердца и отводит черные мысли.

Кто носит смарагд, к тому не приближаются змей и скорпионы»

ВОПРОС. Назвать автора прочитанного монолога.

О каком камне идет речь в монологе?

(Ответ. А.И.Куприн. Зеленый смарагд – это изумруд (разновидность минерала корунда Al2O3 с примесью Cr2O3)

КТО БЫСТРЕЕ.

ВОПРОС 1. О каких соединениях серы упоминал А.С.Пушкин в стихотворении, написанном в 1832г?  

«Тогда услышал я (о, диво) запах скверный,

Как будто тухлое разбилося яйцо,

Иль карантинный страж курил жаровней серой.

Я, нос себе зажал, отворотил лицо…» (H2S4SO2)

4 ТУР «МАСКА ОТКРОЙСЯ»

Входят ученики в масках и рассказывает о себе, надо угадать вещество.

Каждой команде задается по 2 вопроса. Максимальное количество баллов «2».

За каждый правильный ответ «1» балл.

Команде – «Электрон»

МАСКА 1. Я дружу с человеком очень давно. Я красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня легко повредить, так как характер у меня очень мягкий, но многие ругают меня, называют кровожадным. Никто не может обойтись без меня, когда совершает покупки, строит храмы, запускает искусственные спутники Земли.

Мой небесный покровитель- Солнце. Меня называют царем металлов и металлом царей. Кто я?  (ЗОЛОТО)

МАСКА 2. Моя структура аналогична структуре алмаза. Меня используют в качестве полупроводника. При высокой температуре восстанавливаю многие металлы из оксидов. Я второй по распространенности элементов на Земле. Вхожу в состав речного песка. Кто я?   (КРЕМНИЙ)

Команде – «ПРОТОН»

МАСКА 1. В древности некоторые народы ценили меня больше, чем золото. Считается, что я пришелец из космоса. Я воин, и труженик. У меня настоящая мужская работа. Без меня человек слаб и немощен. Мой покровитель-бог войны.
Кто я? (Железо)

МАСКА 2. В газообразном виде я оказываю сильное раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Вхожу в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и других пестицидов. Главным образом я появляюсь на свет в результате электролиза солей. Меня используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. Кто я? (Хлор)

5 ТУР «ХИМИЧЕСКАЯ ПЕРЕСТРЕЛКА»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Команды задают друг другу по 10 вопросов.
Каждый правильный ответ оценивается в «1» балл.

6 ТУР «ХИМИЧЕСКИЙ КУБИК»

Берется куб, на каждой стороне которого указаны цифры. Команда три раза бросает куб. Сумма выпавших цифр – количество вопросов, на которые необходимо ответить. Времени на размышление НЕ ДАЕТСЯ.

Команды набирают баллы по количеству правильных ответов.

  1. Какой неметалл является лесом? (Бор)
  2. Положительно заряженная частица в атоме? (Протон)
  3. Название этого активного металла содержит удовлетворительную отметку? (Натрий)
  4. Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его свойствами, это… (Молекула)
  5. Отрицательно заряженная частица в атоме называется…(Электрон)
  6. Можете ли вы назвать металлы, которые плавятся на ладони, или таких металлов не существует? (Галлий и Цезий)
  7. В какой капусте много йода? (Ламинария – морская капуста)
  8. Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет? (Окисление соединений железа)
  9. Какое молоко нельзя пить? (Известковое)
  10. Почему крапива жжется? (Содержит муравьиную кислоту)
  11. Какое вещество используют для приготовления типографской краски? (Сажа)
  12. Общее название мела, мрамора, известняка. (Карбонат кальция)
  13. Превращение солнечной энергии в химическую в зеленых растениях называют…(Фотосинтез)
  14. Экологическо-чистое топливо. (Водород)
  15. Газ, используемый при резке и сварке металлов. (Кислород)
  16. Вещество, которое в расплавленном виде растягивается как резина. (Сера)
  17. Какой элемент назван именем героя древнегреческого мифа – сына Земли? (Титан)
  18. Аллотропная модификация кислорода. (Озон)
  19. Вещества, изменяющие окраску в присутствии других веществ. (Индикаторы)
  20. Превращение одних веществ в другие. (Химическая реакция)
  21. Самые распространенные искусственные материалы. (Пластмассы)
  22. Химическая реакция, сопровождающаяся выделением тепла. (Горение)
  23. Вещество, противоположное кислоте. (Щелочь)
  24. Топливо для заправки самолетов.  (Керосин)
  25. Вещество, создающее парниковый эффект.  (Углекислый газ)
  26. Наполнитель для воздушных шаров  дирижаблей.  (Гелий)
  27. Как называется широко известный лечебный и высокопитательный напиток, получаемый в результате молочно – кислого и спиртового брожения молока кобылицы?   (Кумыс)
  28. «Это ярче глаз Багиры», - сказал Маугли... «Многие люди убивали бы трижды в ночь ради одного этого красного камня, - заметил Каа»
  29. О каком камне упоминает Р.Киплинг?
  30. (Драгоценный камень рубин Al2O3 с примесью Cl2O3)
  31. Какую кислоту называют «матерью всех кислот»  (Серную)
  32. Какой остров в переводе с латинского означает «медь»  (Кипр)
  33. Тривиальное (историческое) название хлорида аммония.   (Нашатырь)
  34. Название процесса, вследствие которого раствор лакмуса обесцвечивается порошком угля?    (Адсорбция)
  35. Какое простое вещество имеет самую высокую температуру плавления?   (Графит tпл = 38000C  )
  36. Бесцветный газ с резким удушливым запахом, водный раствор которого называется нашатырным спиртом.  (Аммиак)
  37. Благородный газ, название которого в переводе с греческого «новый»  (Неон)
  38. Картины, выложенные из цветных камешков и стекла?  ( Мозаика)
  39. Лженаука о соединении различных веществ с целью получения золота?  (Алхимия)
  40. Запаянный сосуд.  (Ампула)
  41. Соединение, применяемое для получения анилина. (Нитробензол)
  42. Условная запись в химии? (Формула)
  43. Лабораторный сосуд с длинным изогнутым концом. (Реторта)
  44. Газ, использующийся в смеси с кислородом для сварки черных металлов. (Ацетилен)
  45. Газ, образующийся в верхних слоях атмосферы Земли и защищающий живые организмы от губительного воздействия жесткого ультрафиолетового излучения Солнца. (Озон)
  46. Газ, образующийся в процессе фотосинтеза и обеспечивающий процессы дыхания, горения, гниения. (Кислород)
  47. Газ без цвета и запаха, предельный углерод, использующийся в качестве бездымного моторного топлива для автомобилей. (Пропан)

7 ТУР «ХИМИЧИСКИЙ ФУТБОЛ»

Из «6» вопросов выбрать правильный ответ.

Максимальное число баллов «6»

Команде-«ЭЛЕКТРОН»

  1. Какой из металлов в глубокой древности называли «небесная медь»

а)Железо б)золото в)цинк

  1. Как называется химически неделимая частица?

А) молекула б) электрон в) атом

3. Кто автор строк: « Твоих оград узор чугунный…»?

А)М.В. Ломоносов б) А.С. Пушкин в) М.Ю. Лермонтов

4. Какой элемент носит имя древнегреческого легендарного героя – сына Зевса?

А) тантал б) лютеций в) рений

5. Д.И. Менделееву подарили весы, одна чашечка которых была из алюминия, а из какого металла была другая чашечка?

А) золото б) серебро в) платина

6. Белью высыхает на морозе потому, что лед способен к :

А) дистилляции б) возгонке в) диффузий

Команде – «ПРОТОН»

  1. Назовите самый легкий газ.

А) гелий б) аргон в) водород

2. Какой газ называют «безжизненным»?

А) водород б) азот в) углекислый газ

3.Кто из русских химиков занимался энтомологией и пчеловодством?

А)Д.И. Менделеев б) А.М. Бутлеров в) М.В.Ломоносов

4. Какой из перечисленных газов при одинаковых массах и условиях занимает наименьший объем?

А) кислород б)озон в) азот


5. Кто из ученых получил в свободном виде фтор?

А)К.В. Шееле б) Б.Куртуа в) А.Муассан

6.Какое свойство алюминия позволяет использовать его как покрытие стальных изделий?

А)коррозионная стойкость б) ковкость в)твердость

8 ТУР «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ».

От участников команд требуется смекалка, знание истории химии , быстрота реакции и ответы «ДА» или «НЕТ» , если знаете можно к ответу «ДА» или «НЕТ» добавить подтверждение.

Максимальное количество баллов «8» . За каждый правильны ответ «1» балл.

Команде - «ЭЛЕКТРОН».

1. Д.И.Менделеевым отверг теорию электролитической диссоциации? (ДА)

2. В 9 веке в Петербургской Академии наук обсуждалась возможность назвать соляную кислоту водородом хлоровичем , воду- водородом кислородовичем ? (ДА)

3. Больному для успокоения нервной системы врач выписал бром? (ДА)

4. Щелочные металлы являются сильными восстановителями? (ДА)

5. Соли алюминия гидролизу не подвергаются. (НЕТ)

6. Соли железа (111) получают при сжигании железа в хлоре и при взаимодействии железа с разбавленными соляной и серной кислотами. (НЕТ)

7.  Перманганат калия является сильным окислителем. (ДА)

8. При сплавлении алюминия со щелочами образуется метаалюминаты. (ДА)

Команде – «ПРОТОН».

1. Азотную кислоту называют «царской водкой»? (НЕТ)

2. Кальцинированная сода – это соль кальция? (Нет, это безводный карбонат натрия)

3. Больному с пониженной кислотностью желудочного сока выписывают раствор соляной кислоты? (ДА)

4. Натрий и Калий получают путем электролиза растворов хлоридов и гидроксидов. (НЕТ)

5.На поверхности алюминия имеется тонкая оксидная пленка, предохраняющая его от дальнейшего окисления. (ДА)

6. При сгорании железа в кислороде и на воздухе в основном образуется смешанный оксид Fe3О4. (ДА)

7.При долгом нахождении на воздухе гидроксид железа (111) превращается в гидроксид железа (11). (НЕТ)

8.Оксид и гидроксид алюминия обладают амфотерными свойствами. (ДА)

9 ТУР. «ВЕСЕЛЫЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ»

Командам предлагается раздать Анаграммы, расшифровать фразу или слово.

Максимальное число баллов «7» , так как 7 заданий, то

за каждый правильный ответ «1» балл.

Команде – «ЭЛЕКТРОН».

Анаграммы:

1.Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.

 (Недосол на столе, пересол на голове)

2. Уходит как «аш-два-о» в оксид кремния. (Уходит как вода в песок)

Расшифровать фразы:

3. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо)

4. Не та грязь, что тусклая. (Не все золото, что блестит)

Расшифровать слово:

5.СЛИКОДОР – без  этого элемента не проживете и десяти минут. (КИСЛОРОД)

6.МНИКРЕЙ - этот элемент ищите среди камней. (КРЕМНИЙ)

7.ОРРЕБЕС- блестит ,а не золото. (СЕРЕБРО)

Команде – «ПРОТОН».

Анаграммы:

1. Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о. (Алмаз чистой воды)

2. Прозрачен, как сплав оксида свинца и кремния с карбонатом натрия. (Прозрачен, как хрусталь)

Расшифровать фразы:

3. Звери живут за металл. (Люди гибнут за золото)

4. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы)

Расшифровать слово:

5.ЦИНВЕС- у этого элемента действительно большой удельный вес.. (СВИНЕЦ)

6.ЛЕОДРУГ- без этого элемента в печке не будет огня. (УГЛЕРОД)

7.ДОВОРДО – этого элемента много на солнце. (ВОДОРОД)

10 ТУР. «ХИМИЧЕСКАЯ СКАЗКА»

В сказке зашифровано химическое превращение

Командам написать схемы превращений и уравнения соответствующих реакций.

Максимальный балл – «4» балла.

СКАЗКА

Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает:

«Папа, что ты делаешь?»-«Хочу драгоценность получить, дочка».-

«Из этой свечи?»-«Нет, из подсвечника»,- отвечает отец.

Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появилась,

Соскреб ее и в кислоту бросил-стал синим раствор; бросил

Щепоть соды- выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь-

и совсем синим стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, и вышла

краска дивной красоты. Чем не драгоценность?

(Подсказка.- ответ:Cu→Cu2O→CuO→CuSO4→CuCO3→CuSO4→Cu(OH)2)

11 ТУР. «ЗАШИФРОВАННАЯ ФРАЗА»

Данный тур оценивается в «1» балл.

Команде – «ЭЛЕКТРОН»  

В этом тексте «спряталось» изречение древнегреческого философа и ученого

Аристотеля, жившего в 384-322 гг. до н.э. Необходимо найти способ чтения фразы

ПQRONI3WVHLDAFSHQYИRVE

HNIAWRЧXYИТJHDSARIESVT-

QNCIVЯCXDУVSДJRИRIB-

RЕЛDCEWFHXТИЯ.

Команде – «ПРОТОН».

Какое изречение зашифровано:

Au, NH4Cl, NH3, C6H5NO2, CaCO3, Eu, Na2CO3, In, AgNO3, C2H2?

(Знание – сила. Расшифровка названий веществ, обозначенных химическими символами и формулами: золото, нашатырь, аммиак, нитробензол, известняк, европий, сода, индий, ляпис, ацетилен.))

12 ТУР. «БЛИЦ-ТУРНИР КАПИТАНОВ

Капитанам команд задаются по 7 вопросов.

За каждый правильный ответ капитаны получают по баллу.

Максимальное число баллов «7».

Капитану команды «Электрон»

1.Металл, из которого изготавливают нити в лампах накаливания. (Вольфрам)

2.Газ, поддерживающий горение. (Кислород)

3.Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету. (Фотосинтез)

4.Вещества, понижающие скорость химической реакции. (Ингибиторы)

5.Как называется вода, в которой протий заменен дейтерием? (Тяжелой)

6.Самый металлический металл. (Франций)

7.Вещества, ускоряющие химическую реакцию. (Катализаторы)

Капитану команды «Протон»

1.Переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое. (Возгонка)

2.Оруженный металл. (Свинец)

3.Индикатор,который показывает  только щелочность среды. (Фенолфталеин)

4.Этот  элемент содержится в спичках. (Сера)

5.Элемент, обнаруженный впервые на солнце. (Гелий)

6.Наличие.каких веществ придает растениям запахи? (Эфиров)

7.Цвет лакмуса в кислой среде. (Красный)

«ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ»

  1. Какой великий русский химик был также поэтом, историком, физиком, географом,

геологом? (M.В.Ломоносов)

2. Какой металл самый легкий? (Литий)

3. Какой металл самый тяжелый? (Осмий)

4. О каком элементе идет речь: протон 18,нейтронов 22? (Аргон)

5. Назовите самый распространенный в космосе химический элемент. (Водород)

6. Содержание этого химического элемента в живых  организмах крайне мало. В земной коре по массе его содержится около 30%.После кислорода он является самым распространенным химическим элементом. Кто же этот загадочный незнакомец? (Кремний)

7. Существует химический элемент, называемый «элементом жизни и мысли». Назовите его. (Фосфор)

8. Какой элемент проявляет более сильные металлические свойства- калий или магний? (Калий)

9. Элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное количество нейтронов называется. (Изотопы)

10. Глядя на периодическую систему, невольно замечаешь, что в ней металлы стоят под металлами, едкие – под едкими, ковкие – под ковкими и у всех постоянная «прописка».А кто из вас может назвать элемент, который не имеет постоянной «прописки» в периодической системе? (Водород)

11. Что вы предпримете, если в глаз попал концентрированный уксус? (Глаз промыть струей холодной воды)

12. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке - ее употребляют как лекарство? (HC  - соляная кислота)

13. Какую роль выполняет пищевая сода, когда ее употребляют от изжоги? (Пищевая сода нейтрализует соляную кислоту)

14. Что вы предпримете, если на кожу попала кислота из автомобильной батареи? (Пораженное место вытереть сухой тряпкой ,промыть проточной водой и нейтрализовать 1-3%-ным раствором оды)

15.Какой газ используют в медицине при снятии болевого шока при операциях? (Веселящий газ- N2O)

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Ведущая читает стихотворение

«Другого нечего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все - от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой.

Строй менделеевский системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой

Входи в него, вдыхай, руками трогай» (Степан Щипачев, «Читая Менделеева»)

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес"

Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес!" призвана как можно раньше вызвать у обучающихся интерес к изучению химии. Мероприятие можно проводить в начальной школе, а также в 5-7 классах во время п...

Внеклассное мероприятие «Химия – наука чудес»

Химия – наука, умеющая творить чудеса. Она не только интересна, но имеет практическое значение для каждого из нас. Поэтому цель внеклассного мероприятия: пробудить у школьников интерес к предмету, рас...

Детский праздник – игра «Алиса в стране чудес»

Внеклассное мероприятие Праздник -игра "Алиса в стране чудес" для учащихся 2 классов....

КВН по химии "Химия- наука чудес и превращений" для 11 класса

Цель:  подготовка учащихся к ЕГЭ по химии посредством игровой  деятельности (КВН).Задачи:Повторение и обобщение знаний по пройденному материалу;Формирование  личностных качеств: мышлени...

Внеклассное мероприятие: «Естественно-научный микс «Науки чудес и превращений»

Внеклассное метапредметное мероприятие для старшеклассников: «Естественно-научный микс «Науки чудес и превращений»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии для учащихся 7-9 классов по теме "Химия - наука чудес"

Мероприятие способствует пробуждению  у обучающихся познавательного  интереса к химии, развивает творческие способности учащихся, стимулирует самостоятельное изучение нового предмета....

Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса: «Химия- наука чудес и превращений» посвящение в химики

Цели урока : Пробудить у ребят познавательный интерес к химии, вовлечь в исследовательскую работу их. Показать необходимость изучения химии для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни; выявить зн...