Внеклассное мероприятие: «Естественно-научный микс «Науки чудес и превращений»
план-конспект занятия (11 класс)
Внеклассное метапредметное мероприятие для старшеклассников: «Естественно-научный микс «Науки чудес и превращений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvenno-nauchnyy_miks_nauki_chudes_i_prevrashch.docx | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Естественно-научный микс
«Науки чудес и превращений»
Курочка Юлия Васильевна, учитель химии
Карпунина Ирина Владимировна, учитель физики
Цель: создать условия для расширения у обучающихся метапредметных знаний; развивать информационную культуру и потребность приобретать новые знания.
Задачи:
1. Способствовать дальнейшему:
- развитию умений обучающихся устанавливать причинно-следственные связи;
- развитию мировоззренческих взглядов, логического мышления, выявлять общее и единичное.
2.Содействовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся, расширению кругозора.
3. Продолжать воспитывать культуру коммуникативных способов действий на основании применения информационных технологий.
Подготовка к мероприятию:
1. Формируются 2 команды по 8 человек из учащихся 11-х классов. Команда придумывает название, девиз, выбирает капитана.
2. Жюри формируется из учителей и администрации школы.
Ход мероприятия:
– Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы встречаемся со знатоками в области химии, биологии, географии, физики в рамках недели естественно-научного цикла. У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что естественные науки – это не только скучные формулы и задания. В этих науках есть место творчеству, поэзии, искусству. Я приглашаю команды занять свои места за игровыми столами!
Представление команд и жюри.
– Эпиграфом сегодняшней встречи будут слова Николая Чернышевского: «Знание порождает любовь: чем больше знакомишься с наукою, тем больше любишь ее».
I. Поединок пытливых умов:
А. В качестве разминки соперникам предстоит состязание в умении составлять четверостишья по четырем опорным словам. Команды получают две пары опорных слов:
- бром - гром и экватор – радиатор
- серебро – ребро и красота – высота.
На составление двустишья у вас 3 минуты. Максимальная оценка в этом конкурсе – 3 балла.
Б. Блиц – турнир
За правильный ответ – 1 балл.
Вопросы из различных областей естественных наук:
- Назовите химический элемент, именуемый «элементом жизни и мысли». (Ответ: Фосфор)
- Зачем в 1960-е годы судьи по бегу на короткие дистанции стали оснащать стартовые пистолеты лампой-вспышкой. (Ответ: Звук проходит 100 м за 0,2 сек. Иначе спортсмены, услышав выстрел, устремятся вперёд, а хронометристы, стоящие на финише, опоздают включить секундомер).
- Это небольшая горная страна. Она имеет береговую линию, равную половине длины экватора. В холодных прибрежных водах ведется добыча морепродуктов, поставляемых в около 150 стран мира. Немаловажное значение для экономики страны имеет добыча нефти и природного газа. (Ответ: Норвегия)
- У каких животных встречаются части тела, похожие или одноимённые с перечисленными на рисунке частями одежды? (Ответ: У кольчатых червей есть поясок, капюшон - у некоторых вид кобр, подошва есть у гидры и актиний, карман - у сумчатых, туника - у асцидий, мантия - у моллюсков)
В. Отгадайте шараду: За правильный ответ – 4 балла.
Задание для первой команды: первые две буквы обозначает уменьшенную модель земного шара; затем следуют две буквы, которые являются последними в названии самого твёрдого аллотропного соединения углерода; следующие две буквы являются первыми в названии радиоактивного элемента группы актиноида, изотопы которого используется как источник энергии в ядерном оружие; последняя буква является также последней в названии блестящего жидкого металла; в целом – это стекловидный слой на керамических изделиях
Ответ: глобус, алмаз, уран, ртуть - глазурь
Задание для второй команды: первые четыре буквы обозначают официальную эмблему государства; затем следует первая буква химического элемента, расположенного в периодической системе под номером 70; следующие две буквы – первые в названии двухвалентного металла, соединения которого обладают амфотерными свойствами; последняя буква является первой в названии десятого представителя алканов; в целом - это препарат для борьбы с сорной растительностью
Ответ: герб, иттербий, цинк, декан - гербицид.
II.Пестрый клубок науки и искусства:
А. Галерея великих ученых
- Может показаться странным, что на естественно-научном миксе мы вдруг решили вспомнить о литературе и искусстве. Но, с другой стороны, наши старшеклассники стремятся стать не просто образованными, но и всесторонне развитыми, культурными людьми. Не зря известный академик Арбузов говорил: «Не могу представить себе ученого, не знакомого с вопросами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области».
Имена этих ученых вам хорошо известны, но знаете ли вы их в лицо. Вам предстоит посетить картинную галерею и назвать фамилии знаменитых людей.
За правильный ответ – 3 балла.
1. Два известнейших химика являлись членами Российской академии художеств,
один в XVIII веке, другой – в XIX. Назовите их имена. (М.В. Ломоносов и Д.И. Менделеев)
2. Шведский физик, химик-экспериментатор и бизнесмен, изобретатель динамита и других взрывчатых веществ, основатель благотворительного фонда, принесшего ему посмертную известность. (Альфред Нобель)
3. Русский биолог - микробиолог, цитолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог. Открыл процесс фагоцитоза. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины. (Илья Ильич Мечников)
4. Исследователь, мореплаватель, первооткрыватель, совершивший три кругосветных путешествия, картограф (Джеймс Кук)
Б. Темная лошадка... ( Кто он?)
В этом конкурсе речь пойдет об ученых. Для того чтобы отгадать, о каком ученом идет речь, вам будут предложены подсказки. Если вы отгадаете с первой – 10 баллов, со второй – 9 баллов и т.д.
Задание № 1:
1 - ая подсказка – 10 баллов: родился 11 ноября 1833 года в Петербурге.
2 - ая подсказка – 9 баллов: из всех изучаемых предметов ему больше всего нравилась химия. В 12 лет он превращает свою квартиру в своеобразную химическую лабораторию.
3 - ая подсказка – 8 баллов: осенью 1850 года он поступает в медико – хирургическую академию.
4 - ая подсказка – 7 баллов: он написал балладу:
Море бурно шумит,
Волны седые катит.
По морю едет пловец,
Молодой и отважный,
Везет он с собой товар,
Дорогой, не продажный.
А ветер и волны навстречу бегут
И пеной холодной пловца обдают.
5 - ая подсказка – 6 баллов: получил особым способом бутан, проделал две оригинальные работы с бензилом и хлоридоформом.
6 - ая подсказка – 5 баллов: написал оперу «Князь Игорь»
Ответ: Александр Порфирьевич Бородин
Задание № 2:
1 - ая подсказка – 10 баллов: являлся почетным членом Петербургской Академии наук с 1830г.
2 - ая подсказка – 9 баллов: родился 22 апреля 1771 года в семье кузнеца.
3- ая подсказка – 8 баллов: Уже в 1824 году его избирают членом Научного Королевского общества, а через год после избрания в Королевское общество, он возглавляет лабораторию Королевского института, а в 1827 году становится профессором.
4 - ая подсказка – 7 баллов: ему удалось опубликовать 40 научных работ по химии, но потом его внимание приковал электромагнетизм.
5 - ая подсказка – 6 баллов: В 1831 году он открывает явление электромагнитной индукции, которое он описал, как явление зарождающееся взаимодействием электрического поля и магнитного. Данное открытие заложило фундаментальную основу современной электротехники.
6 - ая подсказка – 5 баллов: в его честь названа единица измерения электрической ёмкости в системе СИ
Ответ: Майкл Фарадей
Задание № 3:
1 подсказка(10 баллов) Родился в 1872 году в семье мореплавателей и судостроителей.
2 подсказка(9 баллов) Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США – Золотую медаль Конгресса.
3 подсказка(8 баллов) По просьбе матери поступил учиться на медицинский факультет, но не закончил его. Всегда мечтал о путешествиях. Любимыми книгами были про исследования в Арктике.
4 подсказка(7 баллов) Норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый исследователь, совершивший морской переход и северо-восточным (вдоль берегов Сибири) и северо-западным морским путем (по проливам Канадского архипелага)
5 подсказка(6 баллов) Первый пролетел на дирижабле над Северным Ледовитым океаном.
6 подсказка(5 баллов) 14 декабря 1911 года открыл Южный полюс.
Ответ: Руаль Амундсен
Задание № 4:
1 - ая подсказка – 10 баллов: 26 сентября 1849 г. в г. Рязань, Российской Империи
2 - ая подсказка – 9 баллов: - Получив начальное образование в церковном заведении, продолжил обучение на физико-математическом факультете Петербургского университета.
3 - ая подсказка – 8 баллов: - увлекался собирательством книг, много читал
4 - ая подсказка – 7 баллов: с детства воодушевленно коллекционировал насекомых и растения. Имел огромную коллекцию бабочек, любил играть в городки
5 - ая подсказка – 6 баллов: ему принадлежит остроумное решение исследований под названием «мнимое кормление». Этот метод позволял получать желудочный сок, исключая попадания пищи в желудок.
6 - ая подсказка – 5 баллов: Создатель учения о высшей нервной деятельности. Нобелевский лауреат
Ответ: И. П. Павлов
В. Фольклорная мозаика.
Перед вами естественно- научные перевертыши известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как они звучат в оригинале. За правильный ответ – 2 балла.
Перевертыши:
Гладь кислород, покуда холодно.
(Куй железо, пока горячо)
Простоял холод, сушь и деревянные барабаны.
(Прошел огонь, воду и медные трубы)
Большой рубль и дёшев.
(Мал золотник, да дорог.)
Над стоячей водой камень летит.
(Под лежачий камень вода не течет)
Много корней плохо, да и один не лучше.
(Одна голова хорошо, а две лучше).
Над одним медведем будешь сидеть, много решений найдешь.
(За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.)
Есть одна монета, но нет, ни одного врага.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
Много в лесу солдат.
(Один в поле не воин.)
III. Через призму шутки - к озарению!
- Вам всем знакомо математическое понятие «среднее арифметическое». Включив свои знания, смекалку, чувство юмора попытайтесь отыскать среднее арифметическое, но не чисел, а тех предметов и существ, которые нас окружают. За правильный ответ – 1 балл.
Итак, назовите среднее арифметическое:
- Портфель и рюкзак (ранец).
- Женщина и рыба (русалка).
- Мужчина и конь (кентавр).
- Еж и змея (колючая проволока).
- Яблоко и персик (нектарин).
- Трамвай и поезд (электричка).
- Апельсин и гранат (грейпфрут).
- Женщина и птица (сирена – в греческой мифологии).
- Человек и обезьяна (питекантроп – древнейший человек).
- Холодильника и вентилятора (кондиционер).
С песней по жизни!
Командам даются подсказки, с помощью которых они должны угадать песню. За правильный ответ – 3 балла.
- Песня про страшное скопление водяных паров в атмосфере. («Тучи»)
- Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке МЕГА. («Миллион алых роз»)
- Песня об агрегатных состояниях воды, одно из которых привело к гибели Титаника. («Айсберг»)
- Песня о звуковых колебаниях с частотой 1000 Гц по вечерам («Вечерний звон»)
- Песня о желании уехать в природную зону с суровыми климатическими условиями («Увезу тебя я в тундру»)
- Песня о дереве, которое является символом России («Березы»)
- Песня о то ли дыме, то ли облаке, которое волшебным образом окутывает землю рано утром («Синий туман»)
- Песня о незатейливых лазурных цветочках («Незабудка»)
IV. Подведение итогов, награждение команд.
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия вам будет вместо рук,
Пусть станет география очами!
Пусть биология послужит верно мозгом
А физика энергии подарит супердозу!
Не разлучайте этих всех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.
ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ СЕКТОРА “БИОЛОГИЯ”
- Какое из этих животных самое быстрое? (Гепард)
- Картофель, виноград, арбуз. Что объединяет эти растения? (У всех растений многосемянной сочный плод – ягода)
- Этот прыгучий звёрек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги - птицы, а хвост - льва. (Тушканчик)
- Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью. (Крокодил)
- Клюв этой птицы действует, как совочек. Птица загребает им со дна жидкий ил. Затем, слегка приоткрыв клюв, процеживает ил через язык, задерживая во рту мелких рачков, червей и моллюсков. А сам клюв по форме напоминает бумеранг. (Фламинго)
- Римская богиня утренней зари, легендарный крейсер совпадают с названием дневной бабочки. Назовите ее. (Аврора)
- Эта крупная хищная рыба может атаковать промысловые лодки и даже большие суда, развивая скорость более 100 км/ч. Столкновение с ней четырехмачтовой американской шхуны «Элизабет» в 1948 г. чуть было не закончилось трагически для людей. Кто она? (Рыба – меч)
- Какое морское животное самое умное? (Дельфин)
- На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
- Какое растение называют символом мира? (Олива)
- Из зёрен какого растения изготовляют “Геркулес”? (Овёс)
- Какое культурное растение получило название “цветок солнца”? (Подсолнечник)
- Почему беле медведи не охотятся на пингвинов? (Белые медведи живут в Арктике на Северном полюсе, а пингвины живут в Антарктиде на Южном полюсе)
- К какому царству относится человек? (Животные)
- Назовите самую высокую траву? (Бамбук.)
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ СЕКТОРА “ХИМИЯ”
- Я иду за первым вслед.
Я – из космоса привет,
Ведь меня нашли на Солнце,
Хоть я есть и за оконцем. ( Гелий)
- В таблице Д.И.Менделеева находится химический элемент, «имя» которого совпадает с названием страны, занимающей одно из первых мест в мире по численности населения. Назовите этот элемент. (Индий)
- Содержание этого химического элемента в живых организмах крайне мало. В земной коре по массе его содержится около 27 %. После кислорода он является самым распространённым химическим элементом. Кто же этот загадочный незнакомец? (Кремний)
- Основа моя – сухая трава,
С обоих концов – согласные.
В целом, я – газ, дорогие друзья,
И кто я, думаю, ясно вам. (Ксенон)
- Это сложное вещество, без цвета, вкуса и запаха, оно в огне не горит, одно из агрегатных состояний этого вещества в воде не тонет. Лао-цзы утверждал, что оно… «самое мягкое и слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо и нет ему на свете равного в этом». О каком веществе идет речь? (Вода)
- В названии, какого химического элемента три буквы «Й»? (Эйнштейний)
- Буквы лежат на столе перед нами.
Расставим их так, чтоб стали словами.
Вот первое слово – фигура одна.
Всего в ней, заметим, четыре угла.
И слово второе сумейте собрать,
Его в галогенах вам надо искать. (Ромб – бром)
- Учитель гимназии - автор сказки “Конёк-горбунок”, ученик - великий русский химик. Назовите их имена. (П.П.Ершов – учитель, Д.И.Менделеев - его ученик)
- Названия каких элементов схоже с названием планет? (Уран, плутоний, нептуний)
- Какая кислота содержится в желудочном соке животных? Какова её роль? (Соляная кислота, которая расщепляет белки на более простые соединения).
- Какой газ в избытке находится на Венере, а на Земле он применяется для получения фруктовых вод? (Углекислый газ)
- Галоген, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему (Бром)
- Какую планету называют “красной” и почему? (Марс, потому что его поверхность покрыта частицами, содержащие оксид железа)
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ СЕКТОРА “ГЕОГРАФИЯ”
- Какую страну называют «страной тысячи озёр»? (Финляндия)
- Назовите самый большой остров Земли? (Гренландия)
- Назовите столицу Румынии. (Бухарест)
- 18 февраля 1979 года в какой пустыне шел снег? (Сахара)
- Какой полуостров на севере нашей страны сам говорит о своей величине? (Ямал)
- Какие два моря в России противоположны по географическому положению, температуре воды и названию? (Чёрное и Белое)
- В какое озеро нашей страны впадает 336 рек, а вытекает только одна? (Байкал)
- На каком из материков нет ни одной реки? (Антарктида)
- Какой пролив разделяет два моря, два океана, два материка, два полуострова и две страны? (Берингов)
- Река, к которой всё время стремился доктор Айболит? (Лимпопо)
- Почему пресная вода в природе не иссякает? (Круговорот воды)
- Назовите самые длинные в мире коралловые острова. (Большой Барьерный риф у берегов Австралии)
- Какое море на западе нашей страны в древности называлось "Янтарным" за обилие в нём янтаря? (Балтийское)
- На льду какого озера в апреле 1242 года состоялось Ледовое побоище? (Чудского)
- В каком море нельзя утонуть? Почему? (В мертвом море-озере, вода в нем очень соленая, поэтому плотность воды больше, чем плотность человеческого тела, из-за этого человек не тонет)
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ СЕКТОРА “ФИЗИКИ”
- Что опаснее: обжечься 100 - градусным паром или 100 – градусной водой? (Внутренняя энергия пара больше, чем внутренняя энергия жидкости, следовательно, ожог паром опаснее)
- Как измерить температуру стола? (Стол имеет температуру окружающего воздуха)
- Куда упадет человек (вперед или назад), когда спотыкается о камень? А когда поскользнется на льду? (В первом случае человек по инерции упадет вперед, а во втором назад)
- Можно ли передать телу некоторое количество теплоты, не вызывая при этом повышение его температуры? (Можно при плавлении и кипении)
- Почему, когда мы выходим из речки в жаркую погоду, нам холодно? (Испарение воды с поверхности тела происходит с поглощением тепла. Тепло забирается от нашего тела)
- Температура воды 300 кельвинов. Какая это вода – горячая или холодная? (Это вода теплая – 27 градусов по Цельсию)
- В горах вода может закипеть при 90 градусах. Почему? (Температура кипения зависит от атмосферного давления, если давление уменьшается, то температура кипения понижается)
- На надувной матрац надавили ногой в одном месте.
Где вероятнее всего он порвется? (По закону Паскаля давление газа передается во все стороны. Матрац может разорваться в любом месте, но сбоку) - Почему подъёмная сила воздушного шара зависит от времени суток и днём является наибольшей? (Солнечные лучи нагревают газ в стратостате, поэтому увеличивается его объем и подъемная сила)
- Ограниченная область пространства, в которой потенциальная энергия частицы меньше, чем вне нее? (яма)
- В 1600 г. В Англии вышла книга У.Гильберта «О магните, магнитных телах и о большом магните». Что Гильберт назвал большим магнитом? (Нашу планету Земля)
- Я с полки книгу взял, прибавил “А” -
И превращенье вдруг свершилось сразу:
От книги не осталось и следа
И даже в микроскоп не видно глазу. (а-том)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике игра "Поле чудес"
Внеклассное мероприятие по математике - игра "Поле чудес" на тему: " Великие математики"...
внеклассное мероприятие в форме игры "Поле чудес"
Материал посвящен 200- летию Отечественной войны 1812 года. Использовала в рамках Недели истории....
Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес"
Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес!" призвана как можно раньше вызвать у обучающихся интерес к изучению химии. Мероприятие можно проводить в начальной школе, а также в 5-7 классах во время п...
Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес!" для 4-6 классов
Представляет собой первоначальное знакомство с кабинетом химии школы, с химическим оборудованием, химическими веществами. Такая форма проведения способствует пробуждению познавательного интереса к нау...
КВН по химии "Химия- наука чудес и превращений" для 11 класса
Цель: подготовка учащихся к ЕГЭ по химии посредством игровой деятельности (КВН).Задачи:Повторение и обобщение знаний по пройденному материалу;Формирование личностных качеств: мышлени...
статья из опыта работы школы по интеграции предметов естественно - научного цикла "союз наук"
Материал может быт полезен учителям физики, химии, географии, биологии при желании создать в своей школе проектную работу в старших классах....
Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса: «Химия- наука чудес и превращений» посвящение в химики
Цели урока : Пробудить у ребят познавательный интерес к химии, вовлечь в исследовательскую работу их. Показать необходимость изучения химии для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни; выявить зн...