РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 9 КЛАСС
план-конспект занятия по химии (9 класс) по теме

Сафонова Наталья Викторовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 9 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_9.doc290 КБ

Предварительный просмотр:

НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

 9 КЛАСС

ПО УЧЕБНИКУ О.С.ГАБРИЕЛЯНА

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

САРАНСК  2013

УТВЕРЖДЕНО:                                                        СОГЛАСОВАНО:

Директор школы:                                                        Зам.директора по УВР:

__________________                                                ____________________

Рабочая программа по химии.

9 класс.

Учитель химии: Сафонова Н.В.

Николаевская средняя школа

20013-2014 учебный год

Учебник: Габриелян О.С. Химия  9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений

Дидактический материал:

1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 классе

Пояснительная записка

   Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

   Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).

   В авторскую программу внесены следующие изменения:

   1.Увеличено число часов на изучение тем:

- Повторение основных вопросов курса химии VIII класса и введение в курс IX класса – 10 часов вместо 6 часов за счет включения практической работы № 1;

- тема 1 «Металлы» - 16 часов вместо 15 часов, за счет введения практических работ №2 и №3, решения задач на «выход продукта», также уменьшено количество часов на изучение металлов IА, IIА групп, алюминия;

- тема 2 «Неметаллы» - 32 часа, за счет введения практических работ №№ 4,5,6, решения задач на «избыток», темы «Минеральные удобрения». Также уменьшено количество часов на изучение серы и ее соединений, серной кислоты.

- тема 5 «Органические соединения» вместо 7 часов – 8 часов.

 2. Отсутствует практикум по неорганической химии после темы «Неметаллы», так как практические работы распределены по всему курсу химии IX класса.

   Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

Рабочая программа по химии. 9 класс.

(2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа  - резервное время)

УМК О.С.Габриеляна.

п/п

Наименование

темы

Всего часов

из них

Дата

Практические работы

Контрольные

работы

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса.

10

1

(Пр/р №1)

1

2.

Тема 1.

Металлы

16

2

(Пр/р №2,3)

1

3.

Тема 2.

Неметаллы

32

3

(Пр/р №4,5,6)

2

4.

Тема 3.

Органические соединения

8

-

-

5.

Итого

66

6

4

Рабочая программа по химии. 9 класс (2ч. в неделю, всего 68 часов)

Повторение основных вопросов курса

химии VIII класса и введение в курс IX класса (10ч.)

п/п

Тема урока

Вводимые

химические

понятия

Оборудование,

химический

эксперимент

Задание по учебнику

Требования  к уровню подготовки выпускников

Дата прове-

дения.

План/факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Повторение свойств классов соединений в свете ТЭД и ОВР

Характеристика свойств основных классов неорганических соединений в свете ТЭД и ОВР.

Получение и свойства NaOH, HCl

 

. Знать/понимать:

-химические понятия: ЭД, реакция окисления и восстановления, электролиты и неэлектролиты, вещества восстановители и окислители.

-основные законы химии: Теория электролитической диссоциации.

Уметь: - называть:

соединения изученных классов

2-3

Характеристика химического элемента на основании его положения в  ПСХЭ

Строение атома. Характер простого вещества, высшие оксиды и гидроксиды, летучие водородные соединения, их характер.

Работа с ПСХЭ.

§ 1.

 Упр.1, 5,6,10

Знать/понимать:

-химические понятия: вещество, классификация веществ.

Уметь: называть:

соединения изученных классов;

-характеризовать:

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

- определять:

принадлежность веществ к определённому классу соединений;- составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева

1

2

3

4

5

6

7

8

4

Урок-упражнение по описанию свойств элементов на основании их положения в ПС. Самостоятельная работа (20мин.)

5

Амфотерные            оксиды и                    гидроксиды.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд амфотерного металла. Зависимость свойств от величины ст.ок.

Зеркальные антиподы.

Al(OH)3+3H+      H3AlO3+3OH- 

Вместо соли алюминия можно взять алюмокалиевые квасцы (хорошо растворяются в щелочи)

§ 2.

 Упр.2,3 Подготовиться к практ. работе №2  

Знать/понимать:

-химические понятия: амфотерность, амфотерные (переходные)  металлы, амфотерные  гидроксиды (двойственность свойств)            

6

Осуществление цепочки химических превращений

Практическая работа №1.

Получение Zn(OH)2                       и изучение его свойств

С.84

Уметь: составлять уравнения реакций по цепочке превращений (ряд последовательных превращений)

7

Периодический закон и ПСХЭ в свете учения о строении атома

Открытие периодического закона, его значение.

Работа с ПСХЭ

§ 3. Упр.2,5    

Знать/понимать:

-химические понятия: химический элемент, атом;

-основные законы химии: Периодический закон.

Уметь: - называть:

химические элементы по их символам;

- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

8

Решение задач «на примеси»

Вычисление объёма (или массы) продукта реакции по известной массе (или объёму) исходного вещества, содержащего примеси.

§ 1,

 Задача 7

Уметь: 

- решать расчетные задачи: вычисления по уравнениям химических реакций когда одно из веществ содержит примеси

 9

Закрепление изученного, подготовка к контрольной работе № 1

§1-3, повт. задачи «на примеси»

10

Контрольная   работа № 1

Тема 2. Металлы (16 ч)

п/п

Тема урока

Вводимые

химические

понятия

Оборудование,

химический

эксперимент

Задание по учебнику

Требования  к уровню подготовки выпускников

Дата прове-

дения.

План/факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1-2 (11-12)

Положение металлов в ПСХЭ. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Сплавы.

Металлическая кристаллическая решётка, металлическая химическая связь. Сплавы черные и цветные.

Коллекция металлов и сплавов

§ 4-7

Задача на сплавы

Уметь:

-характеризовать: положение металлов в периодической системе химических элементов  и особенности строения их атомов; общие физические свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка).

3-4 (13-14)

Общие химические свойства металлов.

 Восстановительные свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений                     металлов

Реакции между металлами и неметаллами  (Mg, Zn,Fe, О2, S) , растворами  кислот и солей, щелочными металлами с водой

§8. Упр.

5,7. Задачи 2,3    

Уметь:

характеризовать:

химические свойства металлов;

- составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями).    

                                     

1

2

3

4

5

6

7

8

5 (15)

Металлы в природе. Общие способы получения                       металлов

Пиро-, гидро-, электрометаллургия. Самородные металлы, важнейшие руды. Особенности окисления натрия, железа.

Коллекция руд. Восстановление металлов водородом, углём

§9. Упр.3,4. Задача 6                

Знать/понимать:

-химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь: - составлять:

уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием.

6 (16)

Коррозия                         металлов.

Способы борьбы с коррозией (20% получаемых металлов гибнет от коррозии). Гальванический элемент.

Батарейки                     (коррозия-благо) Составление гальванической пары

§10.                 Упр.1, 2, 6

Знать/понимать:

- сущность явления коррозии, способы борьбы с ней.

7 (17)

Общая характеристика щелочных металлов

Нахождение в природе, способы получения (электролиз), строение атомов, физические и химические свойства, важнейшие соединения. Калийные удобрения.

Взаимодействие щелочных металлов с водой, коллекция соединений: гидроксиды, карбонаты и др.

§11.                 Упр.1, 5

Уметь:  - называть:

соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

- объяснять: закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;

- характеризовать:

щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов;

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов;

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни:

NaCI – консервант пищевых продуктов.

1

2

3

4

5

6

7

8

8 (18)

Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы.

Щелочноземельные металлы. Жёсткость воды. СМС содержат PO43-(связывают ионы кальция) Известь гашёная, негашёная, известняк.

Изучение свойств известковой воды. Жёсткая вода     (мыло не мылится, волосы секутся, крупы не развариваются).  

§ 12 .              Упр.5,8

Уметь:

- называть: соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

- объяснять: закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов;

- характеризовать:

щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов; связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов;

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.

9 (19)

Алюминий

Нахождение в природе, способы получения (электролиз), строение атомов, физические и химические свойства, важнейшие соединения, применение. Амфотерность.

Бокситы, глина.

Коллекция изделий из алюминия, серебрянка, взаимодействие алюминия с кислотами, растворами солей, щелочей. Получение гидроксида алюминия, доказательство его амфотерности.

§ 13.                Упр.5,6 .

Задача 7

Уметь:

- называть: соединения алюминия по их химическим формулам;

- характеризовать:

алюминий по его положению в периодической системе химических элементов;

физические и химические свойства алюминия;

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.

10-11 (20-21)

Железо

Строение атома, железная руда, свойства, биологическое значение железа, применение, важнейшие соли, амфотерность, генетические ряды железа (II, III), качественные реакции  на ионы железа.

Взаимодействие железа с кислородом, серой, растворами кислот, солей. Качественные реакции на ионы железа, получение гидроксидов железа, изучение их свойств.

§ 14.                Упр. 2,4,5            

Уметь:

- называть: соединения железа по их химическим формулам;

- характеризовать:

особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов;

физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); области применения железа;

1

2

3

4

5

6

7

8

12 (22)

Получение и свойства соединений металлов.

Практическая  работа № 2

Качественные реакции на ионы Ca2+, AI3+, Fe2+, Fe3+ и др.

С. 84

Уметь:

- характеризовать:

химические свойства металлов и их соединений;

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;

- обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

13 (23)

Экспериментальные задачи на   распознавание и получение веществ

Практическая работа № 3

С. 86

14 (24)

Решение

задач на

 «выход продукта»

Задачи на массовую и объёмную долю выхода

Задача «на

 выход продукта»

Уметь: решать расчетные задачи: вычисления по уравнениям химических реакций когда известна массовая или объемная доля примесей

15 (25)

Подготовка к контрольной работе

§ 4-14

16 (26)

Контрольная работа № 2 по теме:

 «Металлы»

Тема 3. Неметаллы. (32 ч.)

п/п

Тема урока

Вводимые

химические

понятия

Оборудование,

химический эксперимент

Задание по учебнику

Требования  к уровню подготовки выпускников

Дата прове-

дения.

План/факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1-2 (27-28)

Общая характеристика неметаллов.

Положение в ПС, особенности строения атомов, ЭО, аллотропия (O, S, P, C).Ряд активности неметаллов, получение неметаллов (электролиз воды, фракционная перегонка воздуха, магнийтермия оксида кремния).

Взаимодействие неметаллов с металлами, окислителями (азотная кислота, бертолетова соль)

§15-16.   Упр. 2-4

Знать/понимать:

-химическую символику:

знаки химических элементов-неметаллов.

Уметь: - называть:

химические элементы-неметаллы по их символам;

-объяснять: закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- характеризовать:

неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ;

- определять: тип химической связи в соединениях неметаллов

3 (29)

Водород

Положение в ПС, строение атома и молекулы, свойства, получение, применение.

Получение водорода, качественное обнаружение. Показ к/ф «Водород»

§ 17

Знать/понимать:

- химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь: - объяснять: двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

- характеризовать: физические свойства водорода; химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;

-распознавать опытным путём: водород среди других газов;

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с водородом.

1

2

3

4

5

6

7

8

4-5 (30-31)

Общая характеристика галогенов.

Строение атомов и  молекул галогенов.

Качественные реакции на галогенид - ионы. Биологическое значение и применение.

Коллекция простых веществ-галогенов. Получение и свойства хлороводорода. Качественные реакции на галогенид-ионы.

§18-20. Упр.3,4.

 

Знать/понимать:  - химическую символику: знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов.

Уметь:  - объяснять: закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;

- характеризовать: особенности строения атомов галогенов;

физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов;

- определять: степень окисления галогенов в соединениях;

тип химической связи в соединениях галогенов;

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с хлором.

6 (32)

Кислород.

Нахождение в природе, аллотропия, свойства, применение, получение. Катализаторы.

Получение, собирание и распознавание кислорода. Горение веществ в кислороде.

§21.               Упр.1, 2            

Знать/понимать:  - химические понятия:  химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь: - объяснять:

строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов;

- характеризовать: физические свойства кислорода; химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами;

- определять: тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах; степень окисления атома кислорода в соединениях;

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;

- распознавать опытным путём: кислород среди других газов;

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с кислородом  (условия горения и способы его прекращения).

1

2

3

4

5

6

7

8

7-8 (33-34)

Сера и её соединения.

Строение атома серы, аллотропия. Получение оксидов серы их свойства и применение. Сероводород, сульфиды, сернистая кислота, сульфиты.

Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. Получение сероводорода и сернистого газа. Показ к/ф «Сера»

§22, 23 (до серной кислоты).

Уметь:  - объяснять: строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов; закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы;

- характеризовать: физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

- определять: тип химической связи в соединениях серы;

степень окисления атома серы в соединениях;

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути).

9 (35)

Серная кислота и её соли.

Свойства серной кислоты в свете ТЭД и ОВР. Сравнение свойств разб. и конц. серной кислоты. Получение и применение.

Свойства серной кислоты разб. и конц. (взаимодействие с медью, обугливание органических веществ). Качественная реакция на сульфат- ион.

§23. Упр.2,4,6.

Уметь: - называть: серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;

- характеризовать: физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;

- определять валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах;

- составлять: химические формулы сульфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);

- распознавать опытным путём: серную кислоту среди растворов веществ других классов;

сульфат-ион среди других ионов;

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение).

1

2

3

4

5

6

7

8

10 (36)

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Практическая                    работа № 4.

11 (37)

Решение задач         «на избыток»

Расчеты по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взяты в избытке

Задача «На избыток»

Уметь: решать расчетные задачи: вычисления по уравнениям химических реакций, когда одно из веществ взято в избытке

12-13 (38-39)

Подготовка и выполнение контрольной работы №3 по теме «Галогены. Подгруппа кислорода».

§ 15-23    (повт).

14 (40)

Азот.

Строение атома и молекулы азота, свойства, биологическое                 значение.

Показ к/ф «Азот».Образцы природных соединений азота.

§ 24.                   Упр. 1,4

Уметь объяснять:

строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

- характеризовать: физические свойства азота; химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

- определять: тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях; степень окисления атома азота в соединениях;

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота.

15-16 (41-42)

Аммиак. Соли аммония.

Строение молекулы аммиака, свойства, получение, распознавание. Нашатырный спирт. Образование иона  аммония.

Получение и распознавание аммиака, качественная реакция на ион аммония.

§ 25-26,

Знать/понимать:

- химическую символику: формулу аммиака.

Уметь называть: аммиак, соли аммония по их химическим формулам;

- характеризовать: физические и химические свойства аммиака и солей аммония;

- определять: тип химической связи в молекуле аммиака; валентность и степень окисления атома азота в аммиаке; принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип химической связи в солях аммония;

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом) и солей аммония;

- распознавать опытным путём:

аммиак среди других газов;

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт).

17-18 (43-44)

Азотная кислота. Оксиды азота.

Свойства азотной кислоты с позиций ТЭД и ОВР. Строение молекулы азотной кислоты.

Показ к/ф «Азот». Проведение реакций с разб. и конц. азотной кислотой.

§ 27 (до нитратов), Упр.1-5

Знать/понимать:

-  химическую символику: формулу азотной кислоты, формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV).

Уметь:  - характеризовать:

физические свойства азотной кислоты; химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; физические свойства оксидов азота;

химические свойства оксида азота (IV) (как типичного кислотного оксида);народнохозяйственное значение азотной кислоты;

- определять: принадлежность азотной кислоты и оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений; валентность и степень окисления азота в азотной кислоте, степень окисления атомов азота и тип химической  связи в оксидах азота.

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты, оксида азота (IV); уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);

- распознавать опытным путём:

азотную кислоту среди растворов веществ других классов;

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой; экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

19

(45)

Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения.

Свойства нитратов и нитритов, применение.

Образцы нитратов, разложение при нагревании. Качественная реакция на нитрат-ион

§ 27.              Упр.6-7

Уметь:  - называть: соли азотной кислоты по их химическим формулам;

- характеризовать: химические свойства солей азотной кислоты;

- составлять: химические формулы нитратов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов;

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о нитратах (проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции).

20

(46)

Фосфор.

Строение атома. Нахождение в природе, аллотропия, применение

Показ к/ф «Фосфор».

Горение красного фосфора, переход в белый фосфор.

§ 28 (до соединений фосфора) Упр.1-3

Уметь:    - объяснять: строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;

- характеризовать: химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

- определять: тип химической связи в соединениях фосфора; степень окисления атома фосфора в соединениях;

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора.

21

(47)

Соединения                   фосфора.

Фосфорный ангидрид. Фосфорные кислоты, соли, удобрения: суперфосфат, костная мука.

Свойства фосфорной кислоты с позиций ТЭД. Качественная реакция на фосфат-ион.

§ 28.              Упр. 4,7

Уметьназывать: оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам;

- характеризовать: химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации;

народнохозяйственное значение фосфатов;

- определять: принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах;

- составлять: химические формулы фосфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида; уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты.

22

(48)

Минеральные удобрения.

Классификация, применение.

Коллекция минеральных удобрений. Качественные реакции на ионы калия, аммония, нитрат, PO43--анионы.

§ 1-3.  (прил.).               Табл. 15

Знать/понимать:

классификацию удобрений, их применение в народном хозяйстве.

Уметь:

- распознавать опытным путём:

группы удобрений.

23 (49)

Углерод

Строение атома, аллотропия, сорта аморфных углеродов: кокс, сажа, активир. уголь. Адсорбция.

Адсорбция чернил активир. углем, модели кристаллических решёток алмаза и графита, горение угля, восстановление CuO

§29.

 Упр. 5,8

Уметь:

- объяснять: строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

- характеризовать: химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;

- определять: тип химической связи в соединениях углерода; степень окисления атома углерода в соединениях;

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода.

24 (50)

Оксиды углерода

Строение молекул, свойства, получение и применение

Получение, собирание и распознавание CO2

§30. (до угольной кислоты)             Упр. 1,4            

Знать/понимать: - химическую символику: формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).

Уметь:   - называть: оксиды углерода по их химическим формулам;

- характеризовать: физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида);

- определять: принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений; степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах;

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV);

- распознавать опытным путём:

углекислый газ среди других газов;

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с оксидом углерода (II).

25 (51)

Угольная кислота и её соли

Строение, свойства, получение угольной кислоты. Карбонаты: кальцит, сода, поташ.

Показ к\ф «Углерод». Качественная реакция на карбонаты, переход карбонат → гидрокарбонат

§30

Знать/понимать:   - химическую символику: формулу угольной кислоты.

Уметь:  - называть: соли угольной кислоты по их химическим формулам;

- характеризовать: химические свойства угольной кислоты;

народнохозяйственное значение карбонатов;

- определять: принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте;

-  составлять: химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов;

уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот;

- распознавать опытным путём:

карбонат-ион среди других ионов.

26-27 (52-53)

Кремний и его соединения.

Строение атома, аллотропия кремния, кремниевая кислота, силикаты

Показ к\ф «Кремний в природе», получение H2SiO3, силикатов

§ 31. Упр.1,4

Знать/понимать:

- химическую символику: формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.

Уметь:   - называть: оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам;

- характеризовать: химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации;

народнохозяйственное значение силикатов;

- определять: принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах;

- составлять: химические формулы силикатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.

28. (54)

Силикатная промышленность.

Производство стекла, фарфора, цемента,                  бетона

Показ к\ф «Силикатная промышленность». Коллекция изделий силикатной промышленности

§ 31.

Упр.6

29 (55)

Подгруппа азота и углерода

Практическая работа

№ 5

Уметь:   - характеризовать: химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;

- обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

30 (56)

Получение, собирание и  распознавание газов.

Практическая работа   № 6

Уметь:

- характеризовать: способы получение, собирания и распознавания важнейших газов;

- составлять: уравнения химических реакций получения газов;

- обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием

31 (57)

Обобщение по теме: «Неметаллы».

Подготовка к контрольной работе № 4

§ 15-31

32 (58)

Контрольная работа № 4 по теме: «Неметаллы».

Тема 4. Органические вещества. (8 ч.)

п/п

Тема урока

Вводимые

химические

понятия

Оборудование,

химический эксперимент

Задание по учебнику

Требования  к уровню подготовки выпускников

Дата прове-

дения.

План/факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1 (59)

Предмет органической химии

Витализм. Валентность. Органические вещества. Основные положения теории А. М. Бутлерова. Структурные формулы               углеводородов.

Образцы природных и синтетических органических веществ.

§ 31. Упр.1-6

Знать/понимать:

-  химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

- характеризовать: строение атома углерода; связь между составом и строением органических веществ;

- определять: валентность и степень окисления углерода в органических соединениях.

2 (60)

Углеводороды

Углеводороды: насыщенные и ненасыщенные, применение, получение, горение

Получение этилена. Шаростержневые модели молекул углеводородов

§ 32-35

Знать/понимать:

-  химическую символику:

формулы метана и этана.

Уметь: - называть: метан и этан по их химическим формулам;

- характеризовать: связь между составом, строением и свойствами метана и этана;

химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование);

- определять: принадлежность метана и этана к предельным углеводородам;

- составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование);

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с метаном (природным газом).

3 (61)

Спирты

Радикал, функциональная группа. Алкоголь. Спирт пищевой и технический. Метанол - яд, глицерин - пищевая

добавка

Горение метанола, этанола, растворимость спиртов в воде.

§ 36

Знать/понимать:

- химическую символику:

формулы метанола, этанола и глицерина.

Уметь:  - называть: спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам;

- характеризовать: связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола (горение);

- определять: принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;

- составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение);

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о метаноле и этаноле.

4 (62)

Карбоновые кислоты. Жиры.

Уксусная, муравьиная,

жирные кислоты. Жиры.

Образцы карбоновых кислот, твёрдых и жидких жиров

§ 38-39

Знать/понимать:

- химическую символику:

формулы уксусной и стеариновой кислот.

Уметь:  - называть: уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам;

- характеризовать: связь между составом, строением и свойствами кислот; химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами); нахождение в природе и применение жиров.

- определять: принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;

- составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);

- использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с уксусной кислотой.

5 (63)

Аминокислоты. Белки.

Аминогруппа. Белки,                   ά-минокислоты. Функции белков. Денатурация.

Цветные реакции на белки, денатурация белков, сжигание пера или шерсти

§ 40. Упр.2-5

Уметь:

- характеризовать: химические и

физические свойства белков и их роль в организме.

6 (64)

Углеводы

Общая формула углеводов, моно-, ди-, полисахариды. Биологическая роль

углеводов.

Образцы важнейших углеводов, качественная реакция на крахмал. Показ к\ф «Углеводы»

§ 41

Упр.1, 2, 4

Уметь:

- характеризовать:

состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы.

7 (65)

Полимеры

Волокна, пластмассы,

каучуки

Коллекции волокон, пластмасс, каучуков

§ 42. Упр.1-5

8 (66)

Обобщение знаний по органической химии

§ 31-42 (повт.)

9-10 (67-68)

Обобщение знаний за курс основной школы.

ПСХЭ, виды химической связи, типы кристаллических решеток, классификация химических реакций, классификация и номенклатура простых и сложных веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...