РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 9 КЛАСС
план-конспект занятия по химии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 9 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ О.С.ГАБРИЕЛЯНА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД САРАНСК 2013 |
УТВЕРЖДЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Директор школы: Зам.директора по УВР:
__________________ ____________________
Рабочая программа по химии.
9 класс.
Учитель химии: Сафонова Н.В.
Николаевская средняя школа
20013-2014 учебный год
Учебник: Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
Дидактический материал:
1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 классе
Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- Повторение основных вопросов курса химии VIII класса и введение в курс IX класса – 10 часов вместо 6 часов за счет включения практической работы № 1;
- тема 1 «Металлы» - 16 часов вместо 15 часов, за счет введения практических работ №2 и №3, решения задач на «выход продукта», также уменьшено количество часов на изучение металлов IА, IIА групп, алюминия;
- тема 2 «Неметаллы» - 32 часа, за счет введения практических работ №№ 4,5,6, решения задач на «избыток», темы «Минеральные удобрения». Также уменьшено количество часов на изучение серы и ее соединений, серной кислоты.
- тема 5 «Органические соединения» вместо 7 часов – 8 часов.
2. Отсутствует практикум по неорганической химии после темы «Неметаллы», так как практические работы распределены по всему курсу химии IX класса.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
Рабочая программа по химии. 9 класс.
(2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа - резервное время)
УМК О.С.Габриеляна.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | из них | Дата | |
Практические работы | Контрольные работы | ||||
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса. | 10 | 1 (Пр/р №1) | 1 | |
2. | Тема 1. Металлы | 16 | 2 (Пр/р №2,3) | 1 | |
3. | Тема 2. Неметаллы | 32 | 3 (Пр/р №4,5,6) | 2 | |
4. | Тема 3. Органические соединения | 8 | - | - | |
5. | Итого | 66 | 6 | 4 |
Рабочая программа по химии. 9 класс (2ч. в неделю, всего 68 часов)
Повторение основных вопросов курса
химии VIII класса и введение в курс IX класса (10ч.)
№ п/п | Тема урока | Вводимые химические понятия | Оборудование, химический эксперимент | Задание по учебнику | Требования к уровню подготовки выпускников | Дата прове- дения. План/факт. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Повторение свойств классов соединений в свете ТЭД и ОВР | Характеристика свойств основных классов неорганических соединений в свете ТЭД и ОВР. | Получение и свойства NaOH, HCl |
| . Знать/понимать: -химические понятия: ЭД, реакция окисления и восстановления, электролиты и неэлектролиты, вещества восстановители и окислители. -основные законы химии: Теория электролитической диссоциации. Уметь: - называть: соединения изученных классов | ||
2-3 | Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ | Строение атома. Характер простого вещества, высшие оксиды и гидроксиды, летучие водородные соединения, их характер. | Работа с ПСХЭ. | § 1. Упр.1, 5,6,10 | Знать/понимать: -химические понятия: вещество, классификация веществ. Уметь: называть: соединения изученных классов; -характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; - определять: принадлежность веществ к определённому классу соединений;- составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4 | Урок-упражнение по описанию свойств элементов на основании их положения в ПС. Самостоятельная работа (20мин.) | ||||||
5 | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд амфотерного металла. Зависимость свойств от величины ст.ок. Зеркальные антиподы. Al(OH)3+3H+ H3AlO3+3OH- | Вместо соли алюминия можно взять алюмокалиевые квасцы (хорошо растворяются в щелочи) | § 2. Упр.2,3 Подготовиться к практ. работе №2 | Знать/понимать: -химические понятия: амфотерность, амфотерные (переходные) металлы, амфотерные гидроксиды (двойственность свойств) | ||
6 | Осуществление цепочки химических превращений | Практическая работа №1. | Получение Zn(OH)2 и изучение его свойств | С.84 | Уметь: составлять уравнения реакций по цепочке превращений (ряд последовательных превращений) | ||
7 | Периодический закон и ПСХЭ в свете учения о строении атома | Открытие периодического закона, его значение. | Работа с ПСХЭ | § 3. Упр.2,5 | Знать/понимать: -химические понятия: химический элемент, атом; -основные законы химии: Периодический закон. Уметь: - называть: химические элементы по их символам; - объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. | ||
8 | Решение задач «на примеси» | Вычисление объёма (или массы) продукта реакции по известной массе (или объёму) исходного вещества, содержащего примеси. | § 1, Задача 7 | Уметь: - решать расчетные задачи: вычисления по уравнениям химических реакций когда одно из веществ содержит примеси | |||
9 | Закрепление изученного, подготовка к контрольной работе № 1 | §1-3, повт. задачи «на примеси» | |||||
10 | Контрольная работа № 1 |
Тема 2. Металлы (16 ч)
№ п/п | Тема урока | Вводимые химические понятия | Оборудование, химический эксперимент | Задание по учебнику | Требования к уровню подготовки выпускников | Дата прове- дения. План/факт | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1-2 (11-12) | Положение металлов в ПСХЭ. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Сплавы. | Металлическая кристаллическая решётка, металлическая химическая связь. Сплавы черные и цветные. | Коллекция металлов и сплавов | § 4-7 Задача на сплавы | Уметь: -характеризовать: положение металлов в периодической системе химических элементов и особенности строения их атомов; общие физические свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка). | ||
3-4 (13-14) | Общие химические свойства металлов. | Восстановительные свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов | Реакции между металлами и неметаллами (Mg, Zn,Fe, О2, S) , растворами кислот и солей, щелочными металлами с водой | §8. Упр. 5,7. Задачи 2,3 | Уметь: характеризовать: химические свойства металлов; - составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями).
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5 (15) | Металлы в природе. Общие способы получения металлов | Пиро-, гидро-, электрометаллургия. Самородные металлы, важнейшие руды. Особенности окисления натрия, железа. | Коллекция руд. Восстановление металлов водородом, углём | §9. Упр.3,4. Задача 6 | Знать/понимать: -химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: - составлять: уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием. | ||
6 (16) | Коррозия металлов. | Способы борьбы с коррозией (20% получаемых металлов гибнет от коррозии). Гальванический элемент. | Батарейки (коррозия-благо) Составление гальванической пары | §10. Упр.1, 2, 6 | Знать/понимать: - сущность явления коррозии, способы борьбы с ней. | ||
7 (17) | Общая характеристика щелочных металлов | Нахождение в природе, способы получения (электролиз), строение атомов, физические и химические свойства, важнейшие соединения. Калийные удобрения. | Взаимодействие щелочных металлов с водой, коллекция соединений: гидроксиды, карбонаты и др. | §11. Упр.1, 5 | Уметь: - называть: соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); - объяснять: закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов; - характеризовать: щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни: NaCI – консервант пищевых продуктов. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
8 (18) | Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы. | Щелочноземельные металлы. Жёсткость воды. СМС содержат PO43-(связывают ионы кальция) Известь гашёная, негашёная, известняк. | Изучение свойств известковой воды. Жёсткая вода (мыло не мылится, волосы секутся, крупы не развариваются). | § 12 . Упр.5,8 | Уметь: - называть: соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); - объяснять: закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов; - характеризовать: щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов; связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов. | ||
9 (19) | Алюминий | Нахождение в природе, способы получения (электролиз), строение атомов, физические и химические свойства, важнейшие соединения, применение. Амфотерность. Бокситы, глина. | Коллекция изделий из алюминия, серебрянка, взаимодействие алюминия с кислотами, растворами солей, щелочей. Получение гидроксида алюминия, доказательство его амфотерности. | § 13. Упр.5,6 . Задача 7 | Уметь: - называть: соединения алюминия по их химическим формулам; - характеризовать: алюминий по его положению в периодической системе химических элементов; физические и химические свойства алюминия; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия. | ||
10-11 (20-21) | Железо | Строение атома, железная руда, свойства, биологическое значение железа, применение, важнейшие соли, амфотерность, генетические ряды железа (II, III), качественные реакции на ионы железа. | Взаимодействие железа с кислородом, серой, растворами кислот, солей. Качественные реакции на ионы железа, получение гидроксидов железа, изучение их свойств. | § 14. Упр. 2,4,5 | Уметь: - называть: соединения железа по их химическим формулам; - характеризовать: особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); области применения железа; | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
12 (22) | Получение и свойства соединений металлов. | Практическая работа № 2 | Качественные реакции на ионы Ca2+, AI3+, Fe2+, Fe3+ и др. | С. 84 | Уметь: - характеризовать: химические свойства металлов и их соединений; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений; - обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. | ||
13 (23) | Экспериментальные задачи на распознавание и получение веществ | Практическая работа № 3 | С. 86 | ||||
14 (24) | Решение задач на «выход продукта» | Задачи на массовую и объёмную долю выхода | Задача «на выход продукта» | Уметь: решать расчетные задачи: вычисления по уравнениям химических реакций когда известна массовая или объемная доля примесей | |||
15 (25) | Подготовка к контрольной работе | § 4-14 | |||||
16 (26) | Контрольная работа № 2 по теме: «Металлы» |
Тема 3. Неметаллы. (32 ч.)
№ п/п | Тема урока | Вводимые химические понятия | Оборудование, химический эксперимент | Задание по учебнику | Требования к уровню подготовки выпускников | Дата прове- дения. План/факт | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1-2 (27-28) | Общая характеристика неметаллов. | Положение в ПС, особенности строения атомов, ЭО, аллотропия (O, S, P, C).Ряд активности неметаллов, получение неметаллов (электролиз воды, фракционная перегонка воздуха, магнийтермия оксида кремния). | Взаимодействие неметаллов с металлами, окислителями (азотная кислота, бертолетова соль) | §15-16. Упр. 2-4 | Знать/понимать: -химическую символику: знаки химических элементов-неметаллов. Уметь: - называть: химические элементы-неметаллы по их символам; -объяснять: закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп; - характеризовать: неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ; - определять: тип химической связи в соединениях неметаллов | ||
3 (29) | Водород | Положение в ПС, строение атома и молекулы, свойства, получение, применение. | Получение водорода, качественное обнаружение. Показ к/ф «Водород» | § 17 | Знать/понимать: - химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: - объяснять: двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; - характеризовать: физические свойства водорода; химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода; -распознавать опытным путём: водород среди других газов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с водородом. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4-5 (30-31) | Общая характеристика галогенов. | Строение атомов и молекул галогенов. Качественные реакции на галогенид - ионы. Биологическое значение и применение. | Коллекция простых веществ-галогенов. Получение и свойства хлороводорода. Качественные реакции на галогенид-ионы. | §18-20. Упр.3,4.
| Знать/понимать: - химическую символику: знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов. Уметь: - объяснять: закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы; - характеризовать: особенности строения атомов галогенов; физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов; - определять: степень окисления галогенов в соединениях; тип химической связи в соединениях галогенов; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с хлором. | ||
6 (32) | Кислород. | Нахождение в природе, аллотропия, свойства, применение, получение. Катализаторы. | Получение, собирание и распознавание кислорода. Горение веществ в кислороде. | §21. Упр.1, 2 | Знать/понимать: - химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: - объяснять: строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов; - характеризовать: физические свойства кислорода; химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами; - определять: тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах; степень окисления атома кислорода в соединениях; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода; - распознавать опытным путём: кислород среди других газов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения). | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
7-8 (33-34) | Сера и её соединения. | Строение атома серы, аллотропия. Получение оксидов серы их свойства и применение. Сероводород, сульфиды, сернистая кислота, сульфиты. | Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. Получение сероводорода и сернистого газа. Показ к/ф «Сера» | §22, 23 (до серной кислоты). | Уметь: - объяснять: строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов; закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы; - характеризовать: физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; - определять: тип химической связи в соединениях серы; степень окисления атома серы в соединениях; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути). | ||
9 (35) | Серная кислота и её соли. | Свойства серной кислоты в свете ТЭД и ОВР. Сравнение свойств разб. и конц. серной кислоты. Получение и применение. | Свойства серной кислоты разб. и конц. (взаимодействие с медью, обугливание органических веществ). Качественная реакция на сульфат- ион. | §23. Упр.2,4,6. | Уметь: - называть: серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам; - характеризовать: физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей; - определять валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах; - составлять: химические формулы сульфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью); - распознавать опытным путём: серную кислоту среди растворов веществ других классов; сульфат-ион среди других ионов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение). | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
10 (36) | Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода» | Практическая работа № 4. | |||||
11 (37) | Решение задач «на избыток» | Расчеты по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взяты в избытке | Задача «На избыток» | Уметь: решать расчетные задачи: вычисления по уравнениям химических реакций, когда одно из веществ взято в избытке | |||
12-13 (38-39) | Подготовка и выполнение контрольной работы №3 по теме «Галогены. Подгруппа кислорода». | § 15-23 (повт). | |||||
14 (40) | Азот. | Строение атома и молекулы азота, свойства, биологическое значение. | Показ к/ф «Азот».Образцы природных соединений азота. | § 24. Упр. 1,4 | Уметь объяснять: строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; - характеризовать: физические свойства азота; химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; - определять: тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях; степень окисления атома азота в соединениях; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота. | ||
15-16 (41-42) | Аммиак. Соли аммония. | Строение молекулы аммиака, свойства, получение, распознавание. Нашатырный спирт. Образование иона аммония. | Получение и распознавание аммиака, качественная реакция на ион аммония. | § 25-26, | Знать/понимать: - химическую символику: формулу аммиака. Уметь называть: аммиак, соли аммония по их химическим формулам; - характеризовать: физические и химические свойства аммиака и солей аммония; - определять: тип химической связи в молекуле аммиака; валентность и степень окисления атома азота в аммиаке; принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип химической связи в солях аммония; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом) и солей аммония; - распознавать опытным путём: аммиак среди других газов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт). | ||
17-18 (43-44) | Азотная кислота. Оксиды азота. | Свойства азотной кислоты с позиций ТЭД и ОВР. Строение молекулы азотной кислоты. | Показ к/ф «Азот». Проведение реакций с разб. и конц. азотной кислотой. | § 27 (до нитратов), Упр.1-5 | Знать/понимать: - химическую символику: формулу азотной кислоты, формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV). Уметь: - характеризовать: физические свойства азотной кислоты; химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; физические свойства оксидов азота; химические свойства оксида азота (IV) (как типичного кислотного оксида);народнохозяйственное значение азотной кислоты; - определять: принадлежность азотной кислоты и оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений; валентность и степень окисления азота в азотной кислоте, степень окисления атомов азота и тип химической связи в оксидах азота. - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты, оксида азота (IV); уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью); - распознавать опытным путём: азотную кислоту среди растворов веществ других классов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой; экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). | ||
19 (45) | Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения. | Свойства нитратов и нитритов, применение. | Образцы нитратов, разложение при нагревании. Качественная реакция на нитрат-ион | § 27. Упр.6-7 | Уметь: - называть: соли азотной кислоты по их химическим формулам; - характеризовать: химические свойства солей азотной кислоты; - составлять: химические формулы нитратов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о нитратах (проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции). | ||
20 (46) | Фосфор. | Строение атома. Нахождение в природе, аллотропия, применение | Показ к/ф «Фосфор». Горение красного фосфора, переход в белый фосфор. | § 28 (до соединений фосфора) Упр.1-3 | Уметь: - объяснять: строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы; - характеризовать: химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; - определять: тип химической связи в соединениях фосфора; степень окисления атома фосфора в соединениях; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора. | ||
21 (47) | Соединения фосфора. | Фосфорный ангидрид. Фосфорные кислоты, соли, удобрения: суперфосфат, костная мука. | Свойства фосфорной кислоты с позиций ТЭД. Качественная реакция на фосфат-ион. | § 28. Упр. 4,7 | Уметьназывать: оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам; - характеризовать: химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение фосфатов; - определять: принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах; - составлять: химические формулы фосфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида; уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты. | ||
22 (48) | Минеральные удобрения. | Классификация, применение. | Коллекция минеральных удобрений. Качественные реакции на ионы калия, аммония, нитрат, PO43--анионы. | § 1-3. (прил.). Табл. 15 | Знать/понимать: классификацию удобрений, их применение в народном хозяйстве. Уметь: - распознавать опытным путём: группы удобрений. | ||
23 (49) | Углерод | Строение атома, аллотропия, сорта аморфных углеродов: кокс, сажа, активир. уголь. Адсорбция. | Адсорбция чернил активир. углем, модели кристаллических решёток алмаза и графита, горение угля, восстановление CuO | §29. Упр. 5,8 | Уметь: - объяснять: строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; - характеризовать: химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; - определять: тип химической связи в соединениях углерода; степень окисления атома углерода в соединениях; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода. | ||
24 (50) | Оксиды углерода | Строение молекул, свойства, получение и применение | Получение, собирание и распознавание CO2 | §30. (до угольной кислоты) Упр. 1,4 | Знать/понимать: - химическую символику: формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). Уметь: - называть: оксиды углерода по их химическим формулам; - характеризовать: физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида); - определять: принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений; степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV); - распознавать опытным путём: углекислый газ среди других газов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с оксидом углерода (II). | ||
25 (51) | Угольная кислота и её соли | Строение, свойства, получение угольной кислоты. Карбонаты: кальцит, сода, поташ. | Показ к\ф «Углерод». Качественная реакция на карбонаты, переход карбонат → гидрокарбонат | §30 | Знать/понимать: - химическую символику: формулу угольной кислоты. Уметь: - называть: соли угольной кислоты по их химическим формулам; - характеризовать: химические свойства угольной кислоты; народнохозяйственное значение карбонатов; - определять: принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте; - составлять: химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов; уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот; - распознавать опытным путём: карбонат-ион среди других ионов. | ||
26-27 (52-53) | Кремний и его соединения. | Строение атома, аллотропия кремния, кремниевая кислота, силикаты | Показ к\ф «Кремний в природе», получение H2SiO3, силикатов | § 31. Упр.1,4 | Знать/понимать: - химическую символику: формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. Уметь: - называть: оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам; - характеризовать: химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение силикатов; - определять: принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах; - составлять: химические формулы силикатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. | ||
28. (54) | Силикатная промышленность. | Производство стекла, фарфора, цемента, бетона | Показ к\ф «Силикатная промышленность». Коллекция изделий силикатной промышленности | § 31. Упр.6 | |||
29 (55) | Подгруппа азота и углерода | Практическая работа № 5 | Уметь: - характеризовать: химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода; - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода; - обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. | ||||
30 (56) | Получение, собирание и распознавание газов. | Практическая работа № 6 | Уметь: - характеризовать: способы получение, собирания и распознавания важнейших газов; - составлять: уравнения химических реакций получения газов; - обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием | ||||
31 (57) | Обобщение по теме: «Неметаллы». | Подготовка к контрольной работе № 4 | § 15-31 | ||||
32 (58) | Контрольная работа № 4 по теме: «Неметаллы». |
Тема 4. Органические вещества. (8 ч.)
№ п/п | Тема урока | Вводимые химические понятия | Оборудование, химический эксперимент | Задание по учебнику | Требования к уровню подготовки выпускников | Дата прове- дения. План/факт | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 (59) | Предмет органической химии | Витализм. Валентность. Органические вещества. Основные положения теории А. М. Бутлерова. Структурные формулы углеводородов. | Образцы природных и синтетических органических веществ. | § 31. Упр.1-6 | Знать/понимать: - химические понятия: вещество, классификация веществ. Уметь: - характеризовать: строение атома углерода; связь между составом и строением органических веществ; - определять: валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. | ||
2 (60) | Углеводороды | Углеводороды: насыщенные и ненасыщенные, применение, получение, горение | Получение этилена. Шаростержневые модели молекул углеводородов | § 32-35 | Знать/понимать: - химическую символику: формулы метана и этана. Уметь: - называть: метан и этан по их химическим формулам; - характеризовать: связь между составом, строением и свойствами метана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование); - определять: принадлежность метана и этана к предельным углеводородам; - составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование); - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с метаном (природным газом). | ||
3 (61) | Спирты | Радикал, функциональная группа. Алкоголь. Спирт пищевой и технический. Метанол - яд, глицерин - пищевая добавка | Горение метанола, этанола, растворимость спиртов в воде. | § 36 | Знать/понимать: - химическую символику: формулы метанола, этанола и глицерина. Уметь: - называть: спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам; - характеризовать: связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола (горение); - определять: принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов; - составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение); - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о метаноле и этаноле. | ||
4 (62) | Карбоновые кислоты. Жиры. | Уксусная, муравьиная, жирные кислоты. Жиры. | Образцы карбоновых кислот, твёрдых и жидких жиров | § 38-39 | Знать/понимать: - химическую символику: формулы уксусной и стеариновой кислот. Уметь: - называть: уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам; - характеризовать: связь между составом, строением и свойствами кислот; химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами); нахождение в природе и применение жиров. - определять: принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений; - составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами); - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с уксусной кислотой. | ||
5 (63) | Аминокислоты. Белки. | Аминогруппа. Белки, ά-минокислоты. Функции белков. Денатурация. | Цветные реакции на белки, денатурация белков, сжигание пера или шерсти | § 40. Упр.2-5 | Уметь: - характеризовать: химические и физические свойства белков и их роль в организме. | ||
6 (64) | Углеводы | Общая формула углеводов, моно-, ди-, полисахариды. Биологическая роль углеводов. | Образцы важнейших углеводов, качественная реакция на крахмал. Показ к\ф «Углеводы» | § 41 Упр.1, 2, 4 | Уметь: - характеризовать: состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы. | ||
7 (65) | Полимеры | Волокна, пластмассы, каучуки | Коллекции волокон, пластмасс, каучуков | § 42. Упр.1-5 | |||
8 (66) | Обобщение знаний по органической химии | § 31-42 (повт.) | |||||
9-10 (67-68) | Обобщение знаний за курс основной школы. | ПСХЭ, виды химической связи, типы кристаллических решеток, классификация химических реакций, классификация и номенклатура простых и сложных веществ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...