РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 8 КЛАСС
план-конспект занятия по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 8 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ О.С. ГАБРИЕЛЯНА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД ВЫПОЛНИЛА: учитель химии Сафонова Н. В. САРАНСК 2013 |
УТВЕРЖДЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Директор школы: Зам. директора по УВР:
___________________ ___________________
Рабочая программа по химии. 8 класс.
Учитель химии: Сафонова Н.В.
Николаевская средняя школа
2013 – 2014 учебный год
Учебник: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа
Дидактический материал:
1. Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс
2. Габриелян О. С. Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс»
Пояснительная записка
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей:
· освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
· овладениями умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
· воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О. С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005.).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1. Увеличено число часов на изучение темы:
- «введение» 10 часов вместо 4 часов за счёт включения практических работ №1, №5. Также в рамках темы «введение» рассматриваются расчётные задачи: «Массовые доли химических элементов в веществе и вещества в растворе», включена тема «Растворы». Изменено содержание практической работы № 1, т.к. эту работу уже выполняли в 7 классе на элективе.
2. Из авторских тем: «Соединения химических элементов» и «Изменения, происходящие с веществами» понятия: степень окисления, составление формул, химические реакции, вычисления по химическим уравнениям, типы химических реакций и практическая работа №4 рассматриваются в теме «Первоначальные химические понятия»
3. Понятия: оксиды, основания, кислоты и соли из авторских тем: «Соединения химических элементов» и « Свойства растворов электролитов» рассматриваются в теме «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» с целью более комплексного изучения.
4. В тему «Строение вещества. Реакции ионного обмена. Окислительно- восстановительные реакции.» включены темы: «Типы химических связей». (§9- 12),
«Теория электролитической диссоциации». (§35- 36), «Ионные уравнения». (§37), «Окислительно- восстановительные реакции». (§43)
Также включены практические работы №6 ,7, 9.
5. Уменьшено число часов на изучение темы: «Атомы химических элементов» 5 часов вместо 10 часов, так как понятия «химический элемент», «изотопы» можно рассмотреть в рамках темы «Строение атома».
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
· проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
· использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Рабочая программа по химии, 8 класс.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | из них | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Введение | 10 | 3 (№1,№2,№5) | |
2. | Тема 1. Атомы химических элементов | 5 | К.р. №1 | |
3. | Тема 2. Простые вещества | 5 | ||
4. | Тема 3. Изменения, происходящие с веществами. | 13 | 1 (№4) | К.р. №2 |
5. | Тема 4. Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений. | 13 | 1 (№8) | К.р. №3 |
6. | Тема 5. Строение вещества. Свойства растворов электролитов. ОВР. | 16 | 3 ( №6, №7, №9) | К.р. №4 |
Обобщение и систематизация изученного. | 6 | |||
7. | Итого | 68 | 8 | 4 |
Рабочая программа по химии в 8 классе
(2 ч. в неделю, всего 68 часов)
Введение (10 ч.)
№ п/п | Тема урока | Вводимые химические понятия | Оборудование, химический эксперимент | Задание по учебнику | Требования к уровню подготовки выпускников | Дата прове-дения | |
план | факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Повторение. Предмет химии. Тела и вещества. Физические и химические явления. Основные классы неоргани-ческих соединений. Изменение окраски индикаторов. Правила ТБ. | Предмет химии. Простые и сложные вещества. Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды. | Физические явления: кипение и плавление. Получение осадка, газа и др. химические превращения. Изменение окраски индикаторов (метилоранж, фенолфталеин, лакмус) в зависимости от среды. | § 1. § 2., § 3 | Знать/понимать: - химические понятия: атом, химический элемент, вещество. Уметь определять: классы веществ. Знать/понимать: химическая реакция, индикатор. Уметь: - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | ||
2 | Решение экспериментальных задач. | Практическая работа №1. | Решение экспериментальных задач (с помощью индикаторов) | Правила ТБ (с. 174-175) Табл.4 «Изменен.окраски индикат. в зависимости от среды.» | Уметь: - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Знать/понимать: химическая реакция, индикатор | ||
3 | Повторение.Чистые вещества и смеси. Массовая и объёмная доля компонентов смеси. Доля примесей. | Чистые вещества и смеси. Разделение смеси как физическое явление, способы разделения. Вычисление доли компонента смеси, расчёт массы или объёма вещества в смеси по его доле. | Примеры смесей, их разделение | §23, § 24. Упр. 1, 3 §25. | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Уметь: - вычислять: массовую долю вещества в растворе | ||
4 | Очистка поваренной соли | Практическая работа №2 | Уметь: - обращаться с химической посудой и лаб. оборудованием, разделять смеси. | ||||
5-6 | Растворы. Раствори-мость. Массовая доля вещества в растворе. | Задачи на процентную концентрацию. | Приготовление раствора с определенной концентрацией. Самостоятельная работа №3 «Массовая доля вещества в растворе.» | § 24. Упр. 5-7, § 34. Подгот. к практич. работе № 5 | Знать/ понимать: химические понятия: раствор, растворимость, молярная доля вещества | ||
7 | Приготовле-ние раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе. | Практическая работа №5. | Уметь: - использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации. | ||||
8 | Повторение. Знаки химических элементов. ПСХЭ. | Химическая символика. Структура ПСХЭ. | Работа с Периодической таблицей, набор карточек с символами химических элементов. | §4. Табл.1 Упр. 1-3 | Уметь: называть химические элементы по их символу, периоды (большие и малые), группы и подгруппы (главные и побочные). | ||
9-10 | Повторение.Химические формулы. Относитель-ные атомная и молекуляр-ная массы. Расчёты по формулам веществ. | Химическая формула, индексы, коэффициенты, Аr, Мr. Массовые доли химических элементов. | Самостоятельная работа №1 | §5. Упр.1-3 | Знать/понимать: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула. Уметь: определять качественный и количественный состав вещества, вычислять относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения. |
Тема 1. Атомы химических элементов (5 ч.)
№ п/п | Тема урока | Вводимые химические понятия | Оборудование, химический эксперимент | Задание по учебнику | Требования к уровню подготовки выпускников | Дата прове-дения | |
план | факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 (11) | Строение атома. | Элементарные частицы: p, n, e. Изотопы. Средняя относительная атомная масса. | Таблица «Строение атома». Работа с ПСХЭ. | § 6-7. Упр. 5, упр. 6 | Знать/понимать: химический элемент. Уметь объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента; - характеризовать: состав атомов | ||
2-3 (12-13) | Строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20. | Электронная оболочка. Энергетические уровни, подуровни. Формы орбиталей, электронные формулы. | Таблица «Электронные орбитали». Работа с ПСХЭ. | § 8. Упр. 1, 3 | Уметь составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в ПС, объяснять физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И.Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | ||
4 (14) | Подготовка к контрольной работе № 1. | Обобщение и систематизация знаний о строении атома. | § 5-12 (повторить) | ||||
5 (15) | Контрольная работа №1 по темам «Расчёты по формулам веществ. Растворы. Атомы химических элементов». |
Тема 2. Простые вещества. (5 ч.)
№ п/п | Тема урока | Вводимые химические понятия | Оборудование, химический эксперимент | Задание по учебнику | Требования к уровню подготовки выпускников | Дата прове-дения | |
план | факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 (16) | Металлы. Металлические свойства с позиции атомного строения. | Положение элементов-металлов в ПС, строение атомов, восстановительные свойства, физические свойства, химическая связь, аллотропия. | Коллекция металлов. Работа с ПСХЭ. | § 9, 13. Упр 1-3 | Уметь: - характеризовать: связь между строением и свойствами металлов, - использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту. | ||
2 (17) | Неметаллы. Неметаллические свойства с позиции атомного строения. | Положение элементов-неметаллов в ПС, строение атомов, окислительные свойства, физические свойства, химическая связь, аллотропия в сравнении с металлами. | Образцы простых веществ-неметаллов. Работа с ПСХЭ. | § 9, 14. Упр. 3 | Уметь: - характеризовать: положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов. | ||
3 (18) | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | Количество вещества: единицы измерения. Постоянная Авогадро. | § 15. Упр. 1-4 | Знать/ понимать: -химические понятия: моль, молярная масса. Уметь: - вычислять: молярную массу, количество вещества.
| |||
4 (19) | Молярный объём газов. | Молярный объём газов. Нормальные условия. | § 16. Упр. 1,2 | Знать/ понимать: - молярный объем . Уметь: - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). | |||
5 (20) | Решение задач на тему «Количество вещества». | Основные и производные единицы измерения: m, V, ν (г, кг, мг, л, м3, мл). | Самостоятель -ная работа №2 | § 13-16. | Уметь: решать задачи на определение количества вещества. |
Тема 3. Изменения, происходящие с веществами. (13 ч.)
№ п/п | Тема урока | Вводимые химические понятия | Оборудование, химический эксперимент | Задание по учебнику | Требования к уровню подготовки выпускников | Дата прове-дения | |
план | факт | ||||||
1-5 (21-25) | Степень окисления. Бинарные соединения. Трхэлементные соединения, составление формул веществ | Степень окисления: постоянная и переменная. Бинарные соединения, сложные ионы, номенклатура, ЭО. Оксиды, летучие водородные соединения Состав оснований, кислот и солей. Важнейшие соединения: H2O, CO2, NaOH, KOH,Ca(OH)2, H2SO4, NaCL, CaCO3 | Образцы соединений: H2O, CO2, NaOH, KOH,Ca(OH)2, H2SO4, NaCL, CaCO3 | §17-21. | Уметь: - называть: соединения по их химическим формулам, -определять: степень окисления элементов в соединениях. Знать/ понимать: оксиды, летучие водородные соединения, основания, кислоты и соли | ||
6 (26) | Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | Признаки и условия протекания ХР. Реакции горения, экзо- и эндотермические реакции. Химические уравнения, коэффициенты. | Горение спирта, серы, взаимодей-ствие мрамора с соляной кислотой, получение и растворение гидроксида меди(II). | § 26. Упр.1-3 § 27. Упр. 2,3 | Знать/понимать: -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции). Знать/ понимать: -закон сохранения массы веществ. Уметь: - составлять: уравнения химических реакций. | ||
7-8 (27-28) | Типы химических реакций. | Реакции разложения, соединения, замещения и обмена. | Примеры реакций разложения, соединения, замещения и обмена. Самостоятельная работа №4 | § 29-33. | Знать/ понимать: химические понятия: Реакции разложения, соединения, замещения и обмена. | ||
9-10 (29-30) | Расчёты по химическим уравнениям. Подготовка к контрольной работе. | Решение задач на нахождение ν, m, V продукта реакции по ν, m, V исходного вещества. Задачи с примесями и массовой долей. | § 28. Упр. 1,2,4 | Уметь: вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. | |||
11-12 (31-32) | Признаки химических реакций. | Подготовка и проведение практической работы №4. | Практическая работа №4 | Уметь: определять тип реакции и её признаки. | |||
13 (33) | Подготовка и выполнение контрольной работы №2«Изменения, происходящие с веществами». | §17-21, 26-33 (повт.) |
Тема 4. Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений. (13 ч.)
№ п/п | Тема урока | Вводимые химические понятия | Оборудование, химический эксперимент | Задание по учебнику | Требования к уровню подготовки выпускников | Дата прове-дения | |
план | факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1-2 (34-35) | Кислоты: их классификация и свойства | Состав, определение, классификация, свойства кислот. Электрохимический ряд напряжения металлов. Реакции нейтрализации. | Реакции, характеризующие свойства кислот. | §20, 38. Упр. 2,3 | Уметь называть кислоты, характеризовать химические свойства кислот. - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. | ||
3-4 (36-37) | Основания : их классификация и свойства | Состав, определение, классификация, свойства оснований. | Реакции, характеризу-ющие свойства оснований. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой, разложение Cu(OH)2. | § 19, 39. Упр. 2,3 | Уметь называть основания; характеризовать химические свойства оснований. - определять: возможность протекания типичных реакций оснований. | ||
5-6 (38-39) | Оксиды: их классификация и свойства. | Состав, определение, классификация, свойства оксидов. | Взаимодействие оксидов с водой, основных оксидов с кислотами, кислотных – со щелочами. | § 18, 40. Упр. 4,5 | Уметь называть оксиды, определять: принадлежность веществ к классу оксидов, характеризовать химические свойства оксидов. | ||
7-8 (40-41) | Соли: их классификация и свойства. | Состав, определение, классификация свойства солей. | Взаимодействие с металлами, кислотами, щелочами и др. Самостоятельная работа №5 | § 21,41. Упр. 1,2, задача 3 | Уметь: называть соли, определять принадлежность веществ к классу солей; характеризовать: химические свойства солей. | ||
9-10 (42-43) | Свойства кислот и оснований, оксидов и солей. | Подготовка и проведение | Практическая работа №8. | Уметь распознавать кислоты, основания и оксиды по их свойствам, составлять реакции, исходя из их свойств. | |||
11 (44) | Генетическая связь между классами неоргани-ческих веществ. | Генетические ряды металлов и неметаллов. | Осуществление превращений Cu→CuO→ CuCl2→ Cu(OH)2→ CuO и другие | § 42. Упр. 2 | Уметь: характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ, - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ. | ||
12-13 (45-46) | Контрольная работа №3 по теме: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений.». | Подготовка и проведение | § 18-21, 38-42 (повт.) |
Тема 5. Строение вещества. Свойства растворов электролитов. Окислительно- восстановительные реакции.(ОВР). (16 ч.)
№ п/п | Тема урока | Вводимые химические понятия | Оборудование, химический эксперимент | Задание по учебнику | Требования к уровню подготовки выпускников | Дата прове-дения | |
план | факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1-2 (47-48) | Типы химических связей. | Схемы образования связей. Электроотрица-тельность (ЭО). Ионная, ковалентная, металлическая химические связи. Кратность связи. | Таблица «Виды химической связи». | § 9-12 | Знать/понимать: химическое понятие: ион, ионная химическая связь, ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь, металлическая связь. Уметь: определять ионную связь в химических соединениях; ковалентную связь в соединениях; тип химической связи в металлах. | ||
3 (49) | Основные положения ТЭД. | Электролиты и неэлектролиты. Основные положения ТЭД. Ионы и их свойства. Сильные и слабые электролиты. | Испытание кристалличес-ких веществ и растворов на электрическую проводимость | § 35. Упр. 1 § 36. Упр.1 | Знать/понимать основные положения ТЭД. | ||
4 (50) | Диссоциация электролитов. | Катион, анион. Определения кислот, оснований и солей с позиций ТЭД. | Испытания растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. | § 36. Упр. 2, 4 | Знать/ понимать химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация. | ||
5-6 (51-52) | Ионные уравнения. | Запись молекулярных и ионных уравнений реакций с использованием таблицы растворимости. Правило Бертолле. | Примеры реакций, идущих до конца. | § 32 (повт.), § 37. Упр. 4, подгот. к практи-ческой работе №7 | Уметь объяснять: сущность реакций ионного обмена, - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца, составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. | ||
7 (53) | Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. | Практическая работа №7. | Знать/понимать условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. | ||||
8 (54) | Обнаружение ионов | Подготовка к практической работе №6. | таблица №12 «определение ионов» | подгот. к практи-ческой работе №6 | Уметь проводить качественные реакции. | ||
9 (55) | Ионные реакции. | Практическая работа №6. | таблица №12 «определение ионов» | Уметь проводить качественные реакции. | |||
10-11 (56-57) | Окислите-льно- восстано-вительные реакции. Метод электронного баланса. | Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. Окислитель, восстановитель. | Взаимодействие простых веществ, металлов с кислотами и солями. | § 43. Упр. 1,7 подгот. к практи-ческой работе №9 | Знать/ понимать: - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; определять степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | ||
12 (58) | Решение экспери-ментальных задач на распозна-вание катионов и анионов. | Практическая работа №9. | с. 242-243 | Уметь: распознавать катионы и анионы с помощью качественных реакций | |||
13-14 (59-60) | Аморфные и кристалли-ческие вещества. | Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решётки. | Самостоятель -ная работа №6 по теме «ОВР. Электронный баланс» | § 22. Упр. 3-5 | Знать/ понимать: - закон постоянства состава веществ. Уметь: - характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ. | ||
15 (61) | Обобщение и системати-зация знаний. | Подготовка к контрольной работе №4. | § 35-36 (повто-рить) | ||||
16 (62) | Свойства растворов электроли-тов. | Контрольная работа №4 | |||||
63-68 | Обобщение и систематиза -ция знаний по курсу химии VIII класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...