Стендовый доклад. ФГОС: школьная система оценивания учебных достижений
статья по химии (8 класс) на тему
Что оценивать и как оценивать учебные достижения по ФГОС?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stendovyy_doklad_fgos_shkolnaya_sistema_otsenivaniya_krontseva_e.yu_.docx | 369.17 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель химии
МКОУ Садовской СОШ
ФГОС: школьная система оценивания
учебных достижений
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
КТО ОЦЕНИВАЕТ?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по “Алгоритму самооценки” и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. | После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. |
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?
По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?
В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в “Портфеле достижений”.
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:
1.таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
2.таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
3.таблицы ЛИЧНОСТНЫХ результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
- за метапредметные и личностные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
- за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
“Портфель достижений ученика” – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы “Портфеля достижений”:
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов;
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять “Портфель достижений” и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: “нормально”, “хорошо”, “почти отлично”, “отлично”, “превосходно”.
КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы - обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?
По признакам трёх уровней успешности.
- Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи. Качественные оценки - “хорошо, но не отлично”или “нормально” (решение задачи с недочётами).
- Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи Качественные оценки: “отлично” или “почти отлично” (решение задачи с недочётами).
- Максимальный уровень (необязательный) - решение не изучавшейся в классе “сверхзадачи Качественная оценка - “превосходно”.
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки
по 5-балльной шкале с некоторой доработкой.
КАК СОПОСТАВИТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ И КОЛИЧЕСТВЕННУЮ ОЦЕНКУ?
Основная проблема-составление методически грамотного составления рейтинга.
Прежде всего необходимо:
1. разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки).
2.определить нормативные баллы на все задания и задачи учебного предмета;
3.установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения;
4.составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент;
5.на основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов;
6.в конце четверти (полугодия) выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули (темы)
Пример построения рейтинговой системы для оценочной шкалы.
В данной системе можно использовать 10-ти бальное оценивание.
Для каждого учащегося можно разработать таблицу успешности, в которую заносятся его баллы по пройденным темам.
Критерии оценивания знаний учащихся
Основные критерии | Баллы | Качественная оценка | Даты уроков | ||
Отсутствие на уроке | 0 |
|
|
|
|
Готовность к уроку | 0,5 |
|
|
|
|
Слушал, переписывал с доски | 1,0-1,4 | Очень слабо |
|
|
|
Выполнял задания по алгоритму или образцу (без объяснений) | 1,5-2,0 | Слабо |
|
|
|
Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу | 2,1-3,0 | Посредственно |
|
|
|
Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников | 3,1-4,0 | Нормально |
|
|
|
Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно | 4,1-5,0 | Недостаточно хорошо |
|
|
|
Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя | 5,1-6,0 | Хорошо |
|
|
|
Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой | 6,1-7,0 | Очень хорошо |
|
|
|
Сам могу устранить свои ошибки | 7,1-8,0 | Отлично |
|
|
|
Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно | 8,1-9,0 | Прекрасно |
|
|
|
Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения | 9,0-10,0 | Идеально |
|
|
|
Суммарный балл за занятие |
|
|
|
Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ
Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы) | БАЛЛЫ | |
Стандартная работа | Повышенный уровень (профильный) | |
Не превышает 25% | 1,0 – 2,0 | 1,0 – 3,0 |
Не превышает 50% | 2,1 – 4,0 | 3,1 – 5,0 |
Не превышает 75% | 4,1 – 5,0 | 5,1 – 7,0 |
Превышает 75% | 5,1 – 7,0 | 7,1 – 10,0 |
Штрафные баллы начисляются в следующих случаях:
- прогул урока без уважительной причины (минус 1 балл);
- отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);
- плохое поведение на уроке (минус 1 балл);
- неготовность к уроку (минус 1 балл);
- опоздание более чем на 7 минут без уважительной причины (минус 1 балл).
Перевод в “5” балльную шкалу
Отношение набранной суммы баллов к максимально возможной | Оценка по дисциплине по 5 балльной шкале |
90% и более | 5 |
75-89% | 4 |
60-74% | 3 |
Хотя бы один из модулей оценен на "2" | 2 |
Чтобы активизировать учеников, определяется минимальное рейтинговое число, от 30 до 50% максимального значения и если к концу четверти ученик наберет сумму, меньшую этого числа, он считается не освоившим этот предмет (тему, курс).
P.S. Учителям химии: в издательстве «Вентана-Граф» вышел учебно-методический комплекс (УМК) по химии для 8-9 классов основной школы, автор Н.П.Воскобойникова. УМК включает в себя два учебника (8,9), две рабочих тетради и учебное пособие для слабых школьников.
В нём содержатся разноуровневые задания и задачи, а также алгоритмы для успешного выполнения лабораторных опытов и практических работ, что даёт возможность обучаться по индивидуальной образовательной траектории с рейтинговой системой оценивания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Несовершенство пятибалльной системы оценивания учебных достижений школьников
Проблемой оценки знаний, умений и навыков на протяжении всего становления и развития школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялис...
Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки
Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....
Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки
Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....
Семинар "Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школе и в свете модернизации образования"
Традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности, которая признана ключевой компетенцией; затрудняет индивидуализацию обучени...
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе...
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОРМАТЕ ФГОС
Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературыОписание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС...
Доклад на МО. Система оценивания результатов достижений обучающихся
Доклад на МО. Система оценивания результатов достижений обучающихся...