Рабочая программа основного общего образования по химии 8-9 классы.
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Никитенко Ольга Дмитриевна

Рабочая программа по химии 8-9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_8-9_khimiya.doc351 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Татарска

Рабочая программа

 по предмету  «Химии»

в 8-9 классах.

Составитель:  Никитенко О.Д.

учитель химии и биологии

Одобрена Методическим советом

Протокол №   1  от   28.08.13

Принята  на заседании педагогического совета

Протокол №    1  от 29.08.13

                                                                                                                               

  «УТВЕРЖДАЮ»:

 Приказ   №    от 30.08.13.

Директор МОУ СОШ №5

                                                                                                           _________ Лиховец Л.А.

2013 г.

Пояснительная записка


     Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г.                     № 1089 ,  примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
    За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством Просвещение в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).

Ц е л и  и задачи:

* усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

*овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

* развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

* воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

* применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

        Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программы школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии.

                                                                           УМК

Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 11-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2007.

Рудзитис Г.Е Химия.  Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2009.-180с.

Химия.8-11 классы:  развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 2007-2008 годов (базовый уровень)/ - Волгоград: учитель, 2009.71с)

Сборник нормативных документов. Химия/сост.Э.Д.Днепров. А.Г. Аркадьев.- 2-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2008.-112с

 Халиуллин Р.И. Дидактические материалы по неорганической химии для8-9классов. –Казань: Магариф,2001.- 152с.

 Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для  8-9 классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2005 – 80 с.

Химия: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы / Авт.: Н,Н, Гара, М.В. Зуева. –М.: Вентана-Графф,2003. – 128с.

Химия. Система подготовки к итоговому экзаменационному тестированию (разбор типичных заданий, тематические и итоговые тесты). 9классов / авт.-сост. В.Г.Денисова.- Волгоград: Учитель, 2007. -143с.

Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8класс. –М.: ВАКО,2007.-368с.

Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 9класс. –М.: ВАКО,2008.-368с.

Программа  рассчитана на  140 часов (72 часа в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных – 3 часа, практических работ - 6 часов; 68 часов в 9 классе, из расчета -2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных работ 5часов, практических работ – 9часов).

 Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются 

*самостоятельные и контрольные работы,

*различные тестовые формы контроля.
При организации учебного процесса используются следующие формы:

*уроки изучения нового материала,

*уроки закрепления знаний,

* комбинированные уроки,

*уроки обобщения и систематизации знаний,

*уроки контроля,

* практические и лабораторные работы, а также сочетание указанных форм.

Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. 

Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе. Включены элементы содержания (авторская программа):
1.Закон Авогадро. Расчетные задачи.
2.Объемные отношения газов при химических реакциях, решение задач.
Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, кроме уроков Вычисления по химическим уравнениям и Связь между классами неорганических соединений` (содержание в тексте в виде абзацев).

Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из Примерной программы. Кроме того, увеличена практическая часть (по сравнению с Примерной программой): лабораторные опыты №2,5,6,10 соответствуют авторской программе.
На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской, были внесены следующие изменения:
в примерную включены (взяты из авторской программы):
1.Закон Авогадро.
2.Объемные отношения газов при химических реакциях, решение задач.
Расширена практическая часть за счет увеличения лабораторных опытов (1,2,5,6,10):
1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами
2. Разделение смесей. Разделение смеси с помощью магнита
5. Разложение основного карбоната меди (II).
6. Реакция замещения меди железом
10. Взаимодействие щелочей с индикаторами, взаимодействие оснований с кислотами.
Демонстраций:
1.Демонстрация реакций, характеризующих химические свойства кислорода: горение в кислороде фосфора, серы, углерода, железа
2.Определение состава воздуха
3.Получение, собирание и распознавание водорода.
4.Взаимодействие водорода с оксидом меди (II), горение водорода
5.Демонстрация реакций, характеризующих химические свойства воды: взаимодействие воды с кислотными и основными оксидами, с активными металлами.
В авторскую:
1.Исключена практическая работа по теме: Получение соляной кислоты и изучение её свойств, т.к. отсутствует в Примерной программе и предполагает получение газа, опасного для здоровья (работа заменена демонстрацией).
2.Решение задач по темам: Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях включено в планирование, но не является обязательным, так как отсутствует в Примерной программе.
Резервное время распределено следующим образом:
1.
 Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 часа)

 2.1 час - добавлен в тему №4 для проведения урока обобщения и систематизации знаний по указанной теме.
3.1 час добавлен в тему №5 для обобщения, систематизации, коррекции знаний, умений и навыков учащихся по теме Основные классы неорганических соединений.

4. 3 часа направлено на повторение основных вопросов неорганической химии курса 8 класса в  начале курса 9 класса.

5. Практическая работа №3 «Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака».                                                                                                6. Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».

 Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Перечень практических работ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

8 класс

1

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием и посудой.

1

2

Очистка загрязненной поваренной соли (разделение смесей, очистка веществ, фильтрование).

1

3

Получение и свойства кислорода.

1

4

Получение водорода и изучение его свойств.

5

Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

1

6

Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений».

1

Итого

6

9 класс

1

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

1

2

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

1

3

Получение аммиака и изучение его свойств.

1

4

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

1

5

Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

1

6

Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и

изучение их свойств». 

7

Изготовление моделей углеводородов.

1

8

Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

1

9

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

1

Итого

9

Тематическое планирование (распределение часов примерной программы).

Наименование разделов

Всего

часов

8 класс

9 класс

Основное содержание

140

72

68

Методы познания веществ и химических явлений.

Экспериментальные основы химии

8

Вещество

25

25 + 1 (рез.)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Строение атома

 (8 часов)

Химическая связь. Строение веществ (9часов)

Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений (9 часов)

-

Химическая реакция

15

  2 + 4 (резерв)

13+ 4ч резерв

Элементарные основы неорганической химии

62

20 + 2(резерв)

Кислород – 5ч

Водород – 3 ч

Вода – 8ч

Галогены  -6ч

35

Первоначальные представления об органических веществах

10

-

10

Химия и жизнь

6

-

6

Всего часов

126

Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 часа)

Резерв свободного времени

  14

10

4


СОДЕРЖАНИЕ (140 часов).

8класс 72 ч/год (2 ч/нед.)

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)

        Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ.

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

Возгонка йода.

Образцы типичных металлов и неметаллов.

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

Разделение смесей.

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кисло-

той).

Практические занятия

Практическая работа №1

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории

Практическая работа  №2

Очистка загрязненной поваренной соли

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Тема 2. Кислород. Горение. (5 ч)

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации

Горение магния.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа № 3

Получение и свойства кислорода 

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. Водород (3 ч)

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

Практическая работа № 4

Получение водорода и изучение его свойств.

Тема 4. Растворы. Вода (8ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации. 

Растворение веществ в различных растворителях.  

Практическая работа № 5

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Тема 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений

(9 часов)

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. 

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. 

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Практическая работа № 6

Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из про-

дуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю

примесей.

Тема 6. . Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.Строение атома (8 часов)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Тема 7. Химическая связь. Строение вещества. (9 ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации.

Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными

связями.

Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Демонстрации.

Модель молярного объема газов.

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 9. Галогены (6 ч)

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

Решение задач по курсу химии 8 класса -4 часа.

 

9 класс 68 ч/год (2 ч/нед.;)

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Повторение основных вопросов курса 8 класса (3 ч).

Тема 1. Химические реакции (13ч.)

   Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и со-

лей в водных растворах. Ионы. Катионыи анионы. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исход-

ных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; погло щению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Практическая работа. №1Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Тема 2.   Тема 2. Подгруппа   кислорода    (6 ч.)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI).

Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Демонстрации.

 Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 3. Основные закономерности химических реакций (6 часов).

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исход-

ных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; погло щению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Демонстрации.

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из про-

дуктов  реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 4. Подгруппа азота (11 ч.)

Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и приме-

нение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Демонстрации

Получение аммиака.

Практическая работа №3 «Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака».

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Тема 5 . Подгруппа углерода      (5ч.)

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода.

Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная

кислота и ее соли. Круговорот углерода.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Демонстрации

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Лабораторные опыты. 

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Практическая работа №4 «Получение оксида углерода (IV)  и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».

Практическая работа №5

Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и

изучение их свойств».

Тема 6. Металлы (7 ч.)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделее-

ва. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралю-

миний, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами,

солями. Ряд напряжений металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Демонстрации

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Образцы металлов.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат- анионов и катионов аммония, натрия, ка-

лия, кальция, бария.

Практическая работа №6

Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 7. Первоначальные представления об  органических веществах (10 часов)

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая)

как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Демонстрации

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Модели молекул органических соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы изделий из полиэтилена.

Качественные реакции на этилен и белки.

Практическое занятие № 7

Изготовление моделей углеводородов.

Тема 8. Химия и жизнь (6 часов).

    Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применени-

ем.

 Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых про-

дуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

 Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной

жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов.

Образцы строительных и поделочных материалов.

Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.  

Практическая работа 8.

Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

Практическая работа № 9 .

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:

• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

• называть химические элементы, соединения изученных классов;

• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

• составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы
Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

• распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;

• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

Тематическое планирование в 8 классе.

Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Содержание.

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Эксперимент

Тема урока:

Предмет и задачи химии. Вещества и их свойства

упр.3,4 с.13

Понятие о химическом анализе и синтезе

Лабораторный опыт № 1

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами

Тема урока:

Практическая работа №1

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории

упр.6 с.13

Вид контроля – массовый

Метод контроля – письменное оформление практической работы

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании

Практическая работа № 1

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории

Тема урока:

Чистые вещества и смеси

Вид контроля - выборочный

упр.7, с.13

Способы очистки веществ:

отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллиза

ция, дистилляция, хроматография

Лабораторный

опыт № 2

Разделение смесей. Разделение смеси с помощью магнита

Тема урока:

Практическая работа  №2

Очистка загрязненной поваренной соли

упр.9 с.13

Вид контроля - массовый

Метод контроля – письменное оформление практической работы

Способы очистки веществ:

отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация дистилляция, хроматография

Практическая работа № 2

Очистка загрязненной поваренной соли

Тема урока:

Физические и химические явления. Химические реакции

упр.11 -13 с.13

программирован

ный контроль

Проведение химических реакций при нагревании.

Понятие о скорости химических реакций.

Демонстрации

реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций.

Лабораторный опыт № 3

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Примеры физических и химических явлений.

Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций

Тема урока:

Молекулы и атомы

Атомно-молекулярное учение

упр.11 с.25

вид контроля – выборочный

метод контроля – устный опрос

Моделирование

Вещества молекулярного и немолекулярного строения

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ

Тема урока:

Простые и сложные вещества.  Химические элементы

упр.11,с.25

Лабораторный опыт № 4

Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

Тема урока:

Химические элементы. Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов

Табл.2 с.24

Вид контроля - массовый

Метод контроля -оперативный (диктант)

Язык химии. Атомная единица массы.

Моделирование

Тема урока:

Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса

Определение качественного и количественного состава веществ

упр.11 с.32

Тема урока:

Вычисление по химическим формулам.

Решение расчетных задач.

задачи 1,2  с.37

Вид контроля - массовый

Метод контроля – письменная самостоятельная работа

Тема урока:

Валентность химических элементов.

Определение валентности элементов по формулам их соединений

упр.4,5 с.37

Тема урока:

Составление формул  соединений  по валентности

упр.6.7 с.37

Вид контроля - массовый

Метод контроля – письменная самостоятельная работа

Тема урока:

Закон сохранения массы веществ

упр.3 с.47

Демонстрации Опыты, подтверждаю

щие  закон сохранения массы веществ

Тема урока:

Химические уравнения

Вид контроля – массовый.

Метод контроля – взаимопроверка.

Работа по карточкам – расстановка коэффициентов в уравнениях реакций.

Тема урока:

Типы химических реакций

упр.6 с.47

Вид контроля – массовый.

Метод контроля – взаимопроверка

Лабораторный опыт № 5 Разложение основного карбоната меди (II).

Лабораторный опыт № 6

Реакция замещения меди железом

Тема урока:

Количество вещества. Моль. Молярная масса

Задачи 1,2 с.44

Вычисление молярной массы соединений, массы и количества вещества

Работа по карточкам.

Вид контроля – массовый.

Метод контроля – самопроверка.

Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль

Тема урока:

Вычисления по химическим уравнениям реакций

Расчетные задачи

Задачи 1.2 с.46

Вычисления по химическим уравнениям

Работа по карточкам.

Вид контроля – массовый.

Метод контроля – самопроверка.

Тема урока:

Контрольная работа № 1

по теме: «Первоначальные химические понятия»

Вид контроля – массовый.

Метод контроля - итоговый письменный контроль.

Дидактический материал

Тема урока:

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.

Получение кислорода

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы

Демонстрации

Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды

Тема урока:

Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе

упр. 7 с.69

упр.8 с.60

.

Демонстрации

Горение магния.

Знакомство с образцами оксидов.

Демонстрация реакций, характеризую

щих химические свойства кислорода: горение в кислороде фосфора, серы, углерода, железа 

Тема урока:

Воздух и его состав

Топливо и способы его сжигания

упр.1,2 с.69

Воздух как природная смесь газов.

Демонстрации

Определение состава воздуха

Тема урока:

Тепловой эффект химической реакции

упр.11,12 с.69

Расчетные задачи.

Расчеты по термохимическим уравнениям

Тема урока:

Практическая работа № 3

Получение и свойства кислорода

упр.11,12 с.69

Практическая работа № 3

Получение, собирание и распознавание кислорода

Тема урока:

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода

упр.1,4 с.76

Тема урока:

Свойства и применение водорода

Водород, физические и химические свойства.

Качественные реакции на газообразные вещества.

Водород – восстановитель

упр.8, 10 с. 77

Тема урока:

Практическая работа № 4

Получение водорода и изучение его свойств.

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Получение газообразных веществ.

Практические занятия:

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).

Качественные реакции на газообразные вещества

Тема урока:

Вода – растворитель. Растворы

Вода и её свойства. Растворимость веществ в воде.

Получение кристаллов солей (стандарт).

Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде

упр.1,2 с.81

Тема урока:

Массовая доля растворенного вещества в растворе

Взвешивание. Приготовление растворов.

Определение массовой доли растворенного вещества.  

упр.2 с.81

Тема урока:

Вода и ее свойства

Вода и ее свойства.

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические и химические свойства воды

упр.7 с.89

Понятие о химическом анализе и синтезе.

Тема урока:

Практическая работа № 5

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

Взвешивание. Приготовление растворов.

Практические занятия:

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

с.88

Тема урока:

Применение воды и растворов

Круговорот воды в природе.

Вода в природе и способы её очистки.

упр.3 с.87

Тема урока:

Обобщение знаний по темам: «Кислород. Водород. Вода. Растворы»

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе

Дидактический материал

Тема урока:

Самостоятельная работа

по темам:

«Кислород. Водород. Вода.Растворы»

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе

Дидактический материал

34

Тема урока:

Конференция

по теме:

«Кислород. Водород. Вода»

Кислород. Водород. Вода

Сообщения, доклады учащихся, их оценка

35

Тема урока:

Оксиды

(Состав оксидов и их классификация.

Свойства оксидов)

Основные классы неорганических веществ.

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Химические свойства основных классов неорганических соединений (требования к уровню подготовки)

упр.1, с.92

упр.6 с.93 Тема

  1. 1        

Тема урока:

Основания.

(Состав оснований и их классификация)

Основные классы неорганических веществ.

Основания. Классификация. Номенклатура.

 

Тема урока:

Свойства оснований

Основные классы неорганических веществ.

Основания. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации.

Химические свойства основных классов неорганических соединений (требования к уровню подготовки)

упр.9. с.99

38

Тема урока:

Кислоты

(Состав кислот и их классификация. Свойства кислот)

Основные классы неорганических веществ.

Определение характера среды. Индикаторы. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд Н.Н.Бекетова. Применение.

Химические свойства основных классов неорганических соединений (требования к уровню подготовки)

формулы кислот, таблица 12. с.100

39

Тема урока:

Соли.

(Состав солей  и их классификация)

Основные классы неорганических веществ.

Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей.

упр.4 с.112

40

Тема урока:

Свойства солей

Основные классы неорганических веществ.

Соли. Физические и химические свойства. Химические свойства основных классов неорганических соединений (требования к уровню подготовки)

упр.8 с.112

41

Тема урока:

Связь между отдельными классами неорганических соединений

Основные классы неорганических веществ.

Классификация веществ по количеству исходных и получившихся веществ.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

42

Тема урока:

Практическая работа № 6

Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

Практические занятия:

Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений

с.114

43.

Контрольная работа № 2

по теме  № 4 Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений

Основные классы неорганических веществ.

Химические свойства основных классов неорганических соединений (требования к уровню подготовки)

дидактический материал

Тема урока:

Классификация химических элементов

Химический элемент.

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов.

упр.1 с.122

Тема урока:

Периодический закон Д.И.Менделеева

Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева.

упр.4,5 с.122

Тема урока:

Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Короткий и длинный варианты периодической таблицы

упр.1-3 с.125

Короткий и длинный варианты периодической таблицы

Тема урока:

Строение атома

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы.

Состав атомных ядер

упр.6, с.138

Тема урока:

Строение атома

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева

составление схем строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Тема урока:

Значение периодического закона

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Значение периодического закона

упр.7.с.138

Тема урока:

Жизнь и деятельность

Д.И.Менделеева

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Жизнь и деятельность

Д.И.Менделеева

защита творческих работ

Тема урока:

Обобщение знаний по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Характеристика химических элементов по положению в периодической системе и строению атома

Тема урока:

Электроотрицатель-ность  химических элементов.

Основные виды химической связи

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная

упр.2.с.152

Тема урока:

Основные виды химической связи. Ионная связь

Ионная химическая связь

упр.4.с.152

Тема урока:

Основные виды химической связи. Ковалентная связь

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная, ионная).

упр.3.с.152

Тема урока:

Основные виды химической связи. Ковалентная связь

Химическая связь. Ковалентная связь (полярная и неполярная)

Классификация веществ по типам химических связей (дидактический материал)

Тема урока:

Кристаллические решетки

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества.

Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). Закономерность свойств веществ от типов кристаллической решетки.

упр.2.с.152

Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая)

Тема урока:

Степень окисления

Понятие о степени окисления. Составление формул соединений по степени окисления.

Валентность и степень окисления.

Валентность элементов в свете электронной теории.

Правила определения степени окисления элементов

упр.6 с.152

Тема урока:

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель

Составление электронного баланса окислительно-восстановительных реакций

Тема урока:

Повторение и обобщение знаний по теме:

Строение атома

Химическая связь. Строение веществ

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

дидактический материал

Контрольная работа №3

по темам 6,7

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома

Химическая связь. Строение веществ

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная

дидактический материал

Тема урока:

Закон Авогадро. Молярный объем газов

Молярный объем газов.

Закон Авогадро

дидактический материал

Закон Авогадро

Тема урока:

Относительная плотность газов

Относительная плотность газов. Получение газообразных веществ.

задача 1 с.164

Относительная плотность газов

Тема урока:

Объемные отношения газов при химических реакциях

Объемные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей

задача 2 с.164

Расчетные задачи.

Объемные отношения газов при химических реакциях

Тема урока:

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор.

упр.6 с.164

Тема урока:

Хлороводород.

Соляная кислота и её соли

упр.4,с.169

66

Тема урока:

Сравнительная характеристика галогенов

упр.4 с.172

Тема урока:

Обобщение знаний по курсу химии 8 класса

                      72                   71     70          69          68

Тема урока:

Решение задач по курсу химии 8 класса

Контрольная работа за курс химии 8 класса.

Анализ контрольной работы.

Решение задач на определение массовой доли вещества.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний

Домашнее задание: 

Тематическое планирование в 9 классе.

п/п

Тема урока

Стандарт

1

Повторение основных вопросов неорганической химии курса 8 класса (3ч.)

Периодический закон и ПСХЭ (периодическая система химических элементов) Д. И. Менделеева. Валентность. Степень окисления.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

2

Виды химической связи. Типы кристаллических решеток. Основные классы неорганической химии.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

3

Типы химических реакций. Написание уравнений химических реакций.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии.

1

(4)

Химические реакции (13ч.)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью.

Электролиты и неэлектролиты.

2-3

(5-6)

 Диссоциация  кислот, щелочей, солей.

Слабые и сильные электролиты. Степень электролитической диссоциации.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах.

4-5

(7-8)

Реакции ионного обмена. Основные положения теории электролитической диссоциации. Упражнения в написании полных и сокращенных ионных уравнений.

Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

6

(9)

Химические свойства кислот и щелочей в свете ТЭД.

Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

7

(10)

Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

8

(11)

Окислительно-восстановительные реакции.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

9

(12)

Химические свойства нерастворимых оснований, амфотерных гидроксидов, солей в свете ТЭД.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах.

10

(13)

Гидролиз солей.

11

(14)

Обобщение и систематизация знаний по теме «ТЭД».

12

(15)

Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».

13

(16)

Контрольная работа №1 по теме ТЭД.

1

(17)

Тема 2. Подгруппа   кислорода    (6 ч.)

Общая характеристика подгруппы кислорода. Аллотропия.

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов.

2

(18)

Сера, строение молекулы, физические свойства. Применение серы.

 Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе.

3

(19)

Соединения серы. Сероводород. Сульфиды.

Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

4

(20)

Оксид серы  (IV). Сернистая кислота.

Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

5

(21)

Оксид серы  (VI). Серная кислота.

Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

6

(22)

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»».

1

(23)

Тема 3. Основные закономерности химических реакций (6 часов).

Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии.

2

(24)

Скорость химической реакции. Ее зависимость от условий протекания.

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

3

(25)

Скорость химической реакции. Ее зависимость от условий протекания. Решение задач и упражнений.

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

4

(26)

Химическое равновесие. Условия его смещения.

Условия и признаки химических реакций.

5

(27)

Обобщение и систематизация знаний по темам «Кислород, сера. Основные закономерности химических реакций».

1

(28)

Тема 4.

Подгруппа азота (11 ч.)

Общая характеристика элементов главной  подгруппы V группы ПС.  Физические и химические свойства азота.

Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота.

2-3

(29-30)

Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства.

Получение аммиака.

Производство аммиака.

Аммиак.

4

(31)

Повторение темы, решение задач на определение массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

5

(32)

Соли аммония.

Соли аммония.

6

(33)

Практическая работа №3 «Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака».

7

(34)

Оксиды азота (II и IV)Азотная кислота.  Строение. Свойства. Применение. Химизм производства азотной кислоты.

Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

8

(35)

Нитраты.

Азотная кислота и ее соли.

9.

(36)

Фосфор. Физические и химические свойства, применение, нахождение в природе.

Фосфор.

10.

(37)

Оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота, ортофосфаты.

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

11

(38)

Минеральные удобрения.

1

(39)

Тема 5

Подгруппа углерода      (5ч.)

Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение атомов. Химические свойства углерода. Адсорбция.

Углерод, аллотропные модификации Кремний.

Углерод, физические и химические свойства углерода.

2

(40)

Угарный газ: свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли.

Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

3

(41)

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

4

(42)

Практическая работа №4«Получение оксида углерода (IV)  и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».

Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).

5

(43)

Практическая работа №5

Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и

изучение их свойств».

Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и

изучение их свойств».

1

(44)

Тема 6. Металлы (7 ч.)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов металлов. Общее представление о сплавах. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.  

Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

2

(45)

 Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза).

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза).

3

(46)

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

4

(47)

Алюминий: строение, свойства. Соединения алюминия.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

5

(48)

Практическая работа №6

Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

6

(49)

Железо. Строение атомов железа. Свойства железа – простого вещества. Соединения железа.

7

(50)

Контрольная работа №5 по теме «Металлы».

1

(51)

Тема 7. Первоначальные представления об  органических веществах (10 часов)

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

2-3

(52-53)

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

4-5.

(54-55)

Спирты (метанол, этанол, глицерин)

Спирты (метанол, этанол, глицерин)

6.

(56)

Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

7-8.

(57-58)

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

9.

(59)

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

10.

(60)

Практическая работа №7

Изготовление моделей углеводородов.

Практическое занятие

Изготовление моделей углеводородов.

1.

(61)

Тема 8. Химия и жизнь         (6 часов).

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.                  

   Практическая работа 8.

Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.

Практические занятия

Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

2.

(62)

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

3.

(63)

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

4

(64)

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

5

(65)

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая.

6

(66)

Практическая работа № 9.

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

Практическое занятие.

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

67.

Обобщение по курсу химии 9 класса. Подготовка к К.Р.

68.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ. 8 КЛАСС

Рабочая программа по химии для 8 класса ФГОС 3 часа в неделю...

Рабочая программа основного общего образования по химии – 8 класс

Рабочая программа по химии составлена в соответствии федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума Р...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений           (5-9 классы) / авт.сост. М.М.Раз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа основного общего образования по химии

Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программа основного общего образования  и программы основного общего образования по химии. 8-9 классы. О.С. Габриелян. А....