Рабочая программа основного общего образования по химии
рабочая программа по химии (8, 9 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программа основного общего образования  и программы основного общего образования по химии. 8-9 классы. О.С. Габриелян. А.В. Купцова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8-9_fgos.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения программы

Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
  • различать химические и физические явления;
  • называть химические элементы;
  • определять состав веществ по их формулам;
  • определять валентность атома элемента в соединениях;
  • определять тип химических реакций;
  • называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
  • составлять формулы бинарных соединений;
  • составлять уравнения химических реакций;
  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
  • получать, собирать кислород и водород;
  • распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
  • раскрывать смысл закона Авогадро;
  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
  • характеризовать физические и химические свойства воды;
  • раскрывать смысл понятия «раствор»;
  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;
  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;
  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
  • определять степень окисления атома элемента в соединении;
  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;
  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
  • определять окислитель и восстановитель;
  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
  • классифицировать химические реакции по различным признакам;
  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
  • распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

Основное содержание

Первоначальные химические понятия

        Предмет химии. Тела и вещества. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных учёных в становлении химической науки - работы М.В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева. Основные методы познания в химии: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.

        Изменения, происходящие с веществами. Физические и химические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование. 

        Чистые вещества и смеси. Свойства чистых веществ и смесей. Массовая и объемная доли компонента смеси. Способы разделения смесей.

        Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о переходных элементах. Амфотерность.

        Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.

        Соединения химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий. Закон постоянства состава вещества.

        Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Кислород. Водород

Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вода. Растворы

Вода. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Типы химических реакций на примере свойств воды. Аномалии свойств воды.

Растворы. Растворение как физико - химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Основные классы неорганических соединений

        Бинарные соединения металлов и неметаллов. Летучие водородные соединения. 

        Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов.

        Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований.

        Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Понятие «гидроксиды».

        Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей.         Генетическая связь между классами неорганических соединений. Генетические ряды металла и неметалла. Генетический ряд переходного элемента. 

        Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Атомы химических элементов. Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Электроны. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Понятие о завершённом электронном уровне. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Способность атомов химически элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова.

Строение веществ. Химическая связь

Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Схемы образования ионной связи. Металлическая связь. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Химические реакции

Закон сохранения массы веществ. Химические реакции. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Выделение теплоты и света - реакция горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Каталитические и некаталитические реакции. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Реакции разложения. Реакции соединения. Реакции замещения. Реакции обмена. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Реакции нейтрализации. Обратимые и необратимые реакции. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций. Составление уравнений окислительно_восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно -_восстановительных реакций.

Неметаллы IV – VII групп и их соединения

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения. Понятие о силикатной промышленности.

Металлы и их соединения

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Простые вещества металлы. Важнейшие простые вещества металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Первоначальные сведения об органических веществах

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Типы расчетных задач:

  1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
  2. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
  3. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

Темы практических работ:

  1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
  2. Очистка загрязненной поваренной соли.
  3. Признаки протекания химических реакций.
  4. Реакции ионного обмена.
  5. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
  6. Получение кислорода и изучение его свойств.
  7. Получение водорода и изучение его свойств.
  8. Получение аммиака и изучение его свойств.
  9. Получение углекислого газа и изучение его свойств.
  10. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».
  11. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

______________________

 Курсивом в тексте выделен материал, добавленный из содержания авторской программы по химии О.С. Габриеляна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» 8-9 КЛАССЫ

         Примерная программа по химии для 8-9 классов базоваго уровня образования.Программа рассчитага на 102 часа в 8 классе и 68 часов в 9-ом классе. Программа соотве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 5 классе ФГОС общего образования второго поколения .

Рабочая программа даёт возможность не только само реализовываться при выполнении практических и различных творческих работ, но и расширять кругозор, оценивать свою деятельность с точки зрения нравстве...

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ. 8 КЛАСС

Рабочая программа по химии для 8 класса ФГОС 3 часа в неделю...

Рабочая программа основного общего образования по химии – 8 класс

Рабочая программа по химии составлена в соответствии федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума Р...

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"    Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...