ИКТ на уроках химии
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

Храмков Юрий Николаевич

Использование ИКТ на уроках химии с целью развития самостоятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИКТ на уроках химии48 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

 «Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

« Использование ИКТ на уроках химии с целью развития самостоятельности учащихся»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия   с _20. 01___ по _24. 01_____2014 года

    2 сессия  с _03. 02_____по_07.02_______.2014 года

Выполнил:  Храмков Юрий Николаевич,

 учитель биологии и химии

ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево

______________________

2014 г.

Оглавление

Вводная часть                                                                                                         3

       Актуальность                                                                                                    3  

                                                                                                                       

       Цели и задачи                                                                                                    4

                                                                                                                           

       Ожидаемые результаты                                                                                    5  

Основная часть                                                                                                      6

       Теоретическое описание модели                                                                     6

       Описание изменений в образовательном процессе                                       8

       Содержательно-технологический блок                                                          8

       Контрольно-оценочный блок                                                                         10

       Ресурсный блок                                                                                               12

Заключение                                                                                                           13

                                                                                                       

Вводная часть

1. Актуальность

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает применение информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей для реализации  образовательных программ.  В  статье 18 Федерального закона  говорится  о том, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,  «обеспечивается доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам».

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.  Из материалов ФГОС  применительно к данной теме можно выделить следующие: 1)личностным результатом является «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности»; 2)одним из метапредметных результотов является «умение  самостоятельно планировать  и осуществлять учебную деятельность, самостоятельно строить свою индивидуальную образовательную траекторию»; 3)из предметных  результатов  освоения основной образовательной программы по химии - это «формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования для проведения  опыта  и  адекватной оценки полученных результатов, приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов».  Практика моей работы в школе показывает, что оснащённость лаборатории не удовлетворяет потребностям  для реализации основной образовательной программы основного общего образования. Для примера;  изношенность оборудования, нехватка реактивов, отсутствие вытяжного шкафа.  Проблемой также является отсутствие лаборанта.  

          Из материалов ФГОС:  «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности». У учителя возникает проблема, как обеспечить  каждому ученику возможность  для реализации его индивидуальных образовательных планов в условиях недостаточной оснащённости? Как выполнить обязательные    требования при реализации основной образовательной программы без ущерба здоровью обучающихся в обычной школе, где нет оборудованного кабинета химии?

 Таким образом, отсутствие необходимых условий для освоения образовательной программы по химии без ущерба здоровью, несоответствие между реальным состоянием в материально-технической оснащённости кабинета химии и требованиями к условиям реализации ООП по ФГОС заставляют искать эффективные способы организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся.

2. Цели и задачи. 

 Цели:

  1. формирование у учащихся способности  самостоятельно ставить перед собой учебные цели и проектировать пути их реализации.
  2. Овладение  навыками самостоятельной обработки, систематизации  учебной информации по химии с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий.
  3. Приобретение учащимися опыта использования ИКТ для самостоятельной учебной деятельности по предмету.

Задачи:

  1. Обеспечить благоприятную мотивационную среду для  самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающегося  по освоению программ.
  2. Привить  навыки самостоятельного использования информационных образовательных ресурсов.
  3. Создать  условия для формирования информационной культуры при самостоятельном выполнении различных творческих работ.
  4. Разработать набор эффективных учебных заданий для самостоятельной работы по освоению образовательной  программы по предмету.

3.Ожидаемые результаты

Использование  ИКТ даёт возможность обновления и реорганизации учебного процесса, способствует развитию самостоятельности обучающегося в освоении образовательных программ. Можно выделить несколько предполагаемых результатов использования ИКТ с целью развития самостоятельности учащихся:

1. Овладение навыками самостоятельного  осуществления учебных действии;  постановки перед собой учебных целей, самостоятельного поиска и использования необходимых средств и способов достижения целей,  самостоятельного контроля и оценки процесса и результатов своей деятельности.

2. Сформированная функциональная грамотность учащихся, предполагающая готовность к  самостоятельному решению задач.

3. Наличие опыта самостоятельного использования информационных образовательных ресурсов.

4. Сформированность мотивов  самостоятельного изучения основ химии.

5. Интеллектуально-волевая готовность к  самостоятельному продолжению образования.

II. Основная часть

1. Теоретическое описание модели                                                                                  

Из практической психологии  «самостоятельность - это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение». В основе  Федерального государственного  образовательного  стандарта   основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Выпускник современной школы должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности, -  быть компетентной личностью. Необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет, возникает на основе анализа требований ФГОС и реальных возможностей школы, где работает учитель.  Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ в самостоятельной учебной деятельности обучающегося по освоению ООП.

Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей. При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир даёт возможность  самостоятельно  проводить химический эксперимент без риска для здоровья.  Химия – наука экспериментальная. Но есть опыты, например, взаимодействие ртути с азотной кислотой, скипидаром, галогенов с органическими и неорганическими веществами, которые требуют выполнения особых условий правил техники безопасности. Такие опыты лучше показывать с использованием ИКТ.  С помощью электронных учебников можно самостоятельно посмотреть видеофрагменты опытов, которые не всегда можно провести на уроке в полном объёме, ввиду отсутствия необходимого оборудования. Также электронные учебники снабжены трёхмерными иллюстрациями, способствующими развитию пространственного мышления. Например, демонстрация  шаростержневых  и масштабных  моделей  молекул  на уроках. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала. На уроках можно использовать компьютерные технологии при изучении нового материала, при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения химического практикума, а также при контроле и коррекции знаний.

Применение слайдов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайдов к уроку используются  электронные учебники, информация сети Интернет, а также самостоятельно созданные учащимися презентации.  

Активно используются ИКТ в проектной деятельности. Самостоятельность учащихся  особенно развивается при выполнении индивидуальных проектов. Модульная технология также предполагает развитие самостоятельности.

Таким образом, выделяется несколько форм использования ИКТ:

 1)использование готовых электронных продуктов; 2)использование  мультимедийных  презентаций; 3)использование ресурсов сети Интернет; 4)использование ИКТ в сочетании с методом проектов и модульными технологиями.

 2. Описание изменений в образовательном процессе:

 2.1. Содержательно-технологический блок  

Условия для проведения химического эксперимента не всегда удовлетворяют современным требованиям.  Новые  мультимедийные технологии проведения лабораторных работ позволяют провести эксперимент виртуально без риска для здоровья, эффективно, наглядно, доступно. Согласно индивидуальной образовательной траектории обучающийся может проводить виртуальный эксперимент в лаборатории во время урока,  в мультимедийном кабинете во время кружковых занятий,  либо дома в процессе выполнения задания для самостоятельной работы. Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.  Каждый ученик получает возможность достижения результата индивидуально, у него создаётся ситуация успеха. Меняется роль учителя,  у него появляется дополнительное время для решения новых задач в учебно-образовательном процессе.

 Ниже предлагается пример использования ИКТ в сочетании с модульными технологиями на уроке по теме «Основания» в  8 классе.

Модуль урока по теме «Основания». 8 класс.

Интегрирующая цель.  Овладев содержанием данного модуля, вы будете знать, что такое основания, состав оснований, классификацию оснований, применение и свойства некоторых конкретных оснований – NaOH, KOH, Ca(OH)2, что такое «индикатор» и «качественная реакция», будете уметь составлять формулы оснований по названию и называть основания по формуле, определять среду в растворе по изменению цвета индикатора.

УЭ-1.   Входной контроль

(С использованием слайдовой презентации из «Медиатеки» кабинета)

Цель. Определить исходный уровень знаний учащихся об оксидах и других бинарных соединениях.

1 слайд.

1. Из приведенного перечня веществ выпишите: формулы оксидов металлов (I вариант) и формулы оксидов неметаллов (II вариант):

P2O5, CuF, Cu2O, HNO3, SO3, NaOH, Ag2O, H2SO4, SiO2, SCl2, NaI, CO2, BaO, FeO, HF, NO2, N2O3, NH3, HNO2, K2O, Cu(OH)2, CrO3, HPO3.

2. Дайте полное название трем любым выбранным оксидам.

УЭ-2. Изучение нового материала.

(С использованием ресурсов Интернет; http://interneturok.ru/ru   Химия.  8 класс.  Классификация неорганических веществ.  Основания.)

Цель. Самостоятельно получить знания о составе, строении, классификации оснований; закрепить полученные знания.

Последовательность действий

  1. Запишите в рабочей тетради дату и тему урока.
  2.  Посмотрите фрагмент интернетурока   http://interneturok.ru/ru   Химия. 8 класс. Классификация неорганических веществ. Основания.
  3. Откройте § 19 (учебник «Химия. 8 класс» О.С.Габриелян) и внимательно прочитайте текст.
  4.  Обсудите в группе следующие вопросы:  (2 слайд)

А. Какие сложные вещества называются основаниями?

Б. Охарактеризуйте состав оснований, т. е. назовите атомы и ионы, из которых состоят основания.

В.  От чего будет зависеть количество гидроксогрупп в составе основания?

Г.  Как даются названия основаниям?

Д.  Как классифицируют основания? На какие группы их делят и как они называются?

  1. В рабочую тетрадь коротко запишите конспект

А. Определение оснований.

 Б. Классификация оснований

 В. Примеры

  1. Выполните упражнения для закрепления полученных знаний

 (а, в, д – I вариант; б, г, е –II вариант).  (3 слайд)

а) Составьте химические формулы оснований для следующих металлов: Li, Cr(III), Cr(II), Mg, Ni. Назовите все вещества.

б) Составьте химические формулы оснований для следующих металлов: K, Fe(II), Fe(III), Mn, Sr. Назовите все вещества.

в) Составьте формулы оксидов, соответствующих основаниям: NaOH, Ва(ОН)2, Fе(ОН)3, Mn(ОН)2. Всем веществам дайте названия.

г) Составьте формулы оксидов, соответствующих основаниям: LiOH, Co(OH)2, Cr(OH)3, Zn(OH)2. Всем веществам дайте названия.

д) Каким из перечисленных оксидов: SiO2, CuO, PbO, NO2, P2O5, Al2O3 – соответствуют основания? Запишите формулы этих оснований и дайте им названия.

е) Каким из оксидов: CO2, NiO, ZnO, NO, P2O3, Fe2O3 – соответствуют основания? Запишите формулы этих оснований и дайте им названия.

УЭ-3

Цель. Подробнее ознакомиться с некоторыми щелочами, их свойствами, применением; получить понятие о качественных реакциях и индикаторах.

Последовательность действий

  1. Изучите § 19 до конца. Рассмотрите выданные вам образцы щелочей NaОН и KОН. Почему при работе с ними необходимо соблюдать правила техники безопасности?

  1.  Запишите в тетрадь информацию о некоторых щелочах (NаОН, KОН, Са(ОН)2) в следующую таблицу. (Приложение 1).

3)Виртуальная лабораторная работа- качественная реакция на основания. (Используется «Виртуальная химическая лаборатория 8 класс)

4) Ответьте в тетради на вопросы: - какие реакции называют качественными? - что такое индикаторы?

УЭ-4. Подведение итогов урока

1. Прочитайте еще раз цели урока.

2. Удалось ли вам их достичь? В какой степени?

3. Что мешало и что помогало вашей успешной работе на уроке?

4. Посчитайте количество набранных вами баллов и поставьте себе оценку за урок.

5. Домашнее задание:  Посмотрите ещё раз интернетурок.  Выполните упр. 1–6  из  § 19. По желанию приготовьте презентацию на тему «Основания в нашем быту»

2.2. Контрольно-оценочный блок  

Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников.  Для того, чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, необходим систематический опыт следующих действий: 
1. Строить типологию эффективных учебных заданий, определять, для проверки какого умения или знания создано то или иное задание;
2. Составлять проверочные задания разного типа и уровня сложности;
3.
 Определять сложность заданий, приписывать заданиям баллы по сложности;
4.
Создавать образцы для проверки работы;
5.
Сопоставлять работу с образцом;
6.
Вырабатывать критерии дифференцированной оценки учебной работы;
7.
Согласовывать свои критерии с критериями других участников контрольно-оценочной работы, в том числе и с учителем;
8.
Оценивать свою работу по этим критериям;
9.
 Сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника);
10.
Давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах (овладение диагностико - коррекционным способом работы над ошибками);
11.
Составлять корректировочные задания для подготовки к новой проверочной работе;
12.
Определять границы своего знания (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия);
13.
Формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).

В современных условиях особое значение имеет овладение учащимися умениями самостоятельного контроля, оценки и планирования действий по устранению причин возникающих трудностей. Поэтому учащиеся должны приобрести “инструмент” для организации самостоятельной контрольно-оценочной деятельности. Сюда входит диагностика  и средства коррекции и оценки деятельности. Блок диагностики включает тематический контроль, который представлен картой самоконтроля и самоанализа  деятельности. (Приложение 2)

При изучении темы «Основания» учащимся предлагается лист самооценки: (Приложение 3)

Выполняя учебные задания, ученик  заполняет оценочный лист.

(Приложение 4)

Контроль и оценка учебных достижений учащихся может успешно осуществляться  с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Качество и высокая скорость обработки данных диагностики является условием адекватной и своевременной корректировки образовательного процесса. Внедрение ИКТ позволяет учителю не только улучшить традиционные, но и использовать новые методы оценки результатов обучения. С активным использованием ИКТ расширяются возможности реализации предметных тестов. Электронные тестирующие комплексы можно внедрять на занятиях: при изучении нового материала, при решении задач, при проведении лабораторных работ, при повторении и закреплении учебного материала.

3. Ресурсный блок

 В соответствии  со  статьёй 18  Закона "Об образовании в Российской Федерации"  « в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)».

 Из материалов  ФГОС:  «Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь  информационно-библиотечные центры с рабочими зонами,  оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;

участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон;

полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации);

размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;

проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.  Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами».

III. Заключение

 В заключении необходимо отметить следующие преимущества использования ИКТ:

1) ндивидуализация обучения; 2)нтенсификация самостоятельной работы учащихся; 3)рост объема самостоятельно выполненных на уроке заданий; 4)расширение информационных потоков при использовании Интернет; 5)повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы; 6)интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным и самостоятельным; 7)применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика; 8)самостоятельное освоение учащимися современных информационных технологий.

Вывод.

 Использование ИКТ на уроках химии даёт  учителю дополнительные возможности для решения актуальных задач по выполнению основной образовательной программы в рамках ФГОС. Разумеется, это возможно при условии, если в школе создана информационно-образовательная среда, включающая «комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы,  совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

IV. Информационные источники

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
    "Об образовании в Российской Федерации"
  2. ФГОС основного общего образования.
  3. Социальная сеть работников образования  nsportal.ru
  4. Официальный сайт Северо-Восточного управления МО и Н СО  www.pohsvu.ru 
  5. Видеоуроки по предметам школьной программы  http://interneturok.ru/ru
  6. Российский общеобразовательный портал   experiment.edu.ru
  7. Научно-образовательный портал  http://www.learnbiology.ru/
  8. Лекционные материалы курсов повышения квалификации.

Приложение 1.     Таблица   Щелочи.

Название

Физические свойства

Применение

.

.

.

Приложение 2.         Карта самоконтроля и самоанализа.

Знаю и умею

Не знаю, не умею

Причины возникновения ошибок (какие операции, действия должен произвести, чтобы правильно выполнить задания)

1

2

3

Приложение 3.   Лист самооценки.

Оцените себя по каждому элементу знаний по 5-балльной системе.

Знаю определение «основания»

Знаю классификацию оснований

Знаю,чтотакое «качественная реакция»

Умею составлять формулу основания по названию

Умею называть основания по формуле

Приложение 4. Оценочный лист.

«Самооценка знаний» по 5-балльной системе.

задание

балл

1

Определение оксидов металлов и неметаллов по формулам 

 

2

Обсуждение вопросов в группе

 

3

Запись конспекта в тетради

 

4

Выполнения упражнения для закрепления

 

5

Заполнение таблицы «Щёлочи» 

 

6

Виртуальное выполнение лабораторной работы

 

 

Итоговая оценка

 

15-18 баллов – «3» , 19-24 балла – «4» , 25-30 баллов – «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...