Повышение интереса обучающихся к химии через разные формы работы.
статья (химия, 11 класс) на тему
Повышение интереса обучающихся к химии
через разные формы работы.
О.А. Серебров
Учитель химии МОУ Большееланская СОШ
Первая квалификационная категория
Е.А. Сереброва
учитель географии и биологии, химии,
высшая квалификационная категория
МОУ Большееланская
средняя общеобразовательная школа.
Усольский район, Иркутская область.
В последние годы у обучающихся общеобразовательных школ наблюдается снижение интереса к химии, несмотря на то, что современный человек в своей жизни все чаще использует вещества и продукты химического производства. В тоже время снижается количество часов, отведенных для изучения химии, и возрастает объем изучаемого материала. Возникает противоречие между необходимостью для современного человека химических знаний и непониманием значимости изучаемого материала для практической жизни. Сегодня, химия пользуется всё меньшей популярностью среди предметов школьного цикла. Школьники всё меньше и меньше интересуются вопросами химии, снизился интерес и к работам научно – практических конференций (НПК) по направлению химия. При выборе экзаменов в 9 классах и сдачи ЕГЭ в 11 классе экзамен по химии практически не выбирается. Таблица 1
Таблица 1
Количество участников сдачи экзамена по химии за последние три года по району
№ п/п | Год | Кол-во сдававших ЕГЭ по химии | Общее кол-во всех выпускников |
1 | 2010 | 6 | 227 |
2 | 2011 | 8 | 128 |
3 | 2012 | 7 | 193 |
Как же решить проблему оптимального обучения школьников химии? Использовать информационно коммуникативные технологии на уроках химии с целью развития познавательной компетентности школьников это недостаточно.
Что нужно современному выпускнику школы для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должен играть урок химии, учитель химии, чтобы подготовить учеников к полноценной жизни в обществе? Развитие интереса школьников к предмету химии, их познавательной активности, самостоятельности и любознательности на основе использования в преподавании принципа связи с жизнью - важнейшая задача современной школы.
Стало очевидным, что, используя только традиционные методы обучения по предмету, решить эту проблему невозможно, следует формировать и развивать различные компетентности обучающихся, в том числе познавательные, коммуникативные, социальные, развивать информационную и исследовательскую культуру обучающихся. Поэтому возникла необходимость организации процесса обучения химии на уроках через информационно-коммуникативные технологии, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, электронные учебники, компьютерные презентации и во внеурочное время на основе практической деятельности: работа с землёй, культурами, рассадой, почвой и т. д.
Практическая деятельность предоставляет исключительно большие возможности для повышения интереса обучающихся к химической науке.
Основная цель такой работы – выявление и развитие склонностей и способностей учеников в ходе углубленного освоения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию обучающихся. Важной задачей таких занятий по химии является развитие у школьников умения самостоятельно работать не только с литературой и умений экспериментальной работы в лаборатории, очень важен воспитательный элемент внеклассных занятий – выполнение общественно полезных заданий [1]. Такая работа вырабатывает у обучающихся чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, а также объединяет учеников в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, воспитывает их в духе товарищества.
Наряду с уроками, внеклассные занятия направлены на развитие у школьников творческой самодеятельности и изобретательности, формирование ценных практических навыков и умений, самореализацию личности учащихся.
Что бы привить интерес к предмету химия, мы пошли путём привлечения своих обучающихся к трудовой деятельности на пришкольном участке со знаниями элементов химии через элективные курсы и внеклассную работу. Для этого составили план мероприятий связанных непосредственно с землёй так как, элементарные навыки работы с землёй для сельских школьников не ново, это их повседневная деятельность. В ходе трудовой деятельности у подростков вырабатывается умение руководствоваться общественными интересами, возникает чувство взаимопомощи, заботы друг о друге, взаимной ответственности [1]. В ходе реализации внеклассной работы обучающиеся подбирали нужное удобрение для почвы пришкольного участка, рассчитывали количество вносимых в почву минеральных и органических удобрений, проводили обработку почвы, учились делать правильно расчёты, решать задачи непосредственно связанные с пришкольным участком. Определяли содержание нитратов в овощах, выращенных на пришкольном участке и купленных в розничной торговле [2]. Вот так незаметно, сами того не замечая, обучающиеся втягивались в интересы химии, кроме того они учились работать с литературой, составлять презентации, делать доклады, а главное учились делиться опытом. Такая организация работы привела к тому, что дети не только с удовольствием работали на пришкольном участке, но и перестали пропускать школьные занятия по химии и не только, а кроме этого стали интересоваться вопросами, связанными с профессиональной деятельностью. Если раньше на элективные курсы связанные с углубленным изучением химии, обучающиеся не записывались и эти курсы были не востребованы, то за последние три года учащиеся с большим интересом посещают данные элективные курсы, можно также отметить, что за два последних года в нашей школе дети стали выбирать химию для сдачи ЕГЭ и экзамен по выбору в 9 классе, чего не наблюдалось уже за последние десять лет. Можно также отметить, что возрос интерес к олимпиадам, пусть небольшой процент обучающихся, но всё-таки это неплохое начало. Таблица 2.
Таблица 2.
Участие школьников в мероприятиях по химии (сельская школа)
Наименование мероприятий | Количество учащихся / процент участия * | |||
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |
Элективный курс в 8 классе «Химия окружающей среды» | 6 / 20% | 12 / 41% | 15 / 63% | 18 / 75% |
Элективный курс в 9 классе «Химия и сельское хозяйство» | - | - | 10 / 34% | 12 / 50% |
Экзамен в традиционной форме (химия -9 класс) | - | 1 / 3% | 1 / 3% | 2 / 8% |
ЕГЭ (химия – 11 класс) | - | 1 / 17% | 1 / 11% | 1 / 11% |
Участие в региональных олимпиадах | 1 / 10% | 2 / 20% | 2 / 22% | - |
*- процент участия учащихся в мероприятии от общего количества учащихся в классе.
Из данных таблицы видно, что за последние годы пусть и не намного, но растёт процент участия школьников в мероприятиях по химии. Постепенное вовлечение обучающихся в элективные курсы и внеклассную работу увеличивают охват интересующихся ребят химией. Постепенно в школе создается атмосфера увлеченности предметом, а следствие этого может быть повышение качества учебного процесса. Так за период 2012-2013 учебного года некоторые обучающиеся нашей школы смогли повысить качество обученности по предмету химия, что представлено в Таблице №3
Таблица 3
Изменение качества обученности по химии за период 2012-2013 учебный год.
№ п/п | класс | Кол-во обучающихся | Качество знаний % | ||
I четверть | II четверть | III четверть | |||
1 | 8 | 24 | 42 | 50 | 54 |
2 | 9 | 24 | 50 | 60 | 60 |
3 | 10 | 8 | - | 75 | 87(ориентировочно) |
4 | 11 | 10 | - | 70 | 80(ориентировочно) |
Из данных таблицы видно, что у обучающихся постепенно повышается качество по предмету химия. Таким образом, через разные формы работы, интерес к предмету химия постепенно растёт.
Используемая литература:
1) Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в 6-11-х классах / Н.Ф. Дик, Т.И. Дик. – Ростов н /Д :Феникс, 2007. -315,
2) Дьякова.М.Б. Элективные и факультативные курсы по химии: сборник программ в помощь молодому учителю. -Иркутск: Вост - Сиб. гос. акад. обр.,2012, - 96с.
3) Иванова Р.Г. Общая методика химии в школе/ Иванова Р.Г., Городилова Н.А., Добротин Д.Ю. и др.; под ред.Р.Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008.-319,с.
4) Пухнаревич В.Б., Большакова С.А. Введение в химию окружающей среды: Учеб. Пособие для студентов пед. Вузов. – Иркутск: Изд-во Иркутск. гос.пед.ун – та, 2002.-112с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sbornika_office_word.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение интереса обучающихся к химии
через разные формы работы.
О.А. Серебров
Учитель химии МОУ Большееланская СОШ
Первая квалификационная категория
Е.А. Сереброва
учитель географии и биологии, химии,
высшая квалификационная категория
МОУ Большееланская
средняя общеобразовательная школа.
Усольский район, Иркутская область.
В последние годы у обучающихся общеобразовательных школ наблюдается снижение интереса к химии, несмотря на то, что современный человек в своей жизни все чаще использует вещества и продукты химического производства. В тоже время снижается количество часов, отведенных для изучения химии, и возрастает объем изучаемого материала. Возникает противоречие между необходимостью для современного человека химических знаний и непониманием значимости изучаемого материала для практической жизни. Сегодня, химия пользуется всё меньшей популярностью среди предметов школьного цикла. Школьники всё меньше и меньше интересуются вопросами химии, снизился интерес и к работам научно – практических конференций (НПК) по направлению химия. При выборе экзаменов в 9 классах и сдачи ЕГЭ в 11 классе экзамен по химии практически не выбирается. Таблица 1
Таблица 1
Количество участников сдачи экзамена по химии за последние три года по району
№ п/п | Год | Кол-во сдававших ЕГЭ по химии | Общее кол-во всех выпускников |
1 | 2010 | 6 | 227 |
2 | 2011 | 8 | 128 |
3 | 2012 | 7 | 193 |
Как же решить проблему оптимального обучения школьников химии? Использовать информационно коммуникативные технологии на уроках химии с целью развития познавательной компетентности школьников это недостаточно.
Что нужно современному выпускнику школы для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должен играть урок химии, учитель химии, чтобы подготовить учеников к полноценной жизни в обществе? Развитие интереса школьников к предмету химии, их познавательной активности, самостоятельности и любознательности на основе использования в преподавании принципа связи с жизнью - важнейшая задача современной школы.
Стало очевидным, что, используя только традиционные методы обучения по предмету, решить эту проблему невозможно, следует формировать и развивать различные компетентности обучающихся, в том числе познавательные, коммуникативные, социальные, развивать информационную и исследовательскую культуру обучающихся. Поэтому возникла необходимость организации процесса обучения химии на уроках через информационно-коммуникативные технологии, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, электронные учебники, компьютерные презентации и во внеурочное время на основе практической деятельности: работа с землёй, культурами, рассадой, почвой и т. д.
Практическая деятельность предоставляет исключительно большие возможности для повышения интереса обучающихся к химической науке.
Основная цель такой работы – выявление и развитие склонностей и способностей учеников в ходе углубленного освоения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию обучающихся. Важной задачей таких занятий по химии является развитие у школьников умения самостоятельно работать не только с литературой и умений экспериментальной работы в лаборатории, очень важен воспитательный элемент внеклассных занятий – выполнение общественно полезных заданий [1]. Такая работа вырабатывает у обучающихся чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, а также объединяет учеников в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, воспитывает их в духе товарищества.
Наряду с уроками, внеклассные занятия направлены на развитие у школьников творческой самодеятельности и изобретательности, формирование ценных практических навыков и умений, самореализацию личности учащихся.
Что бы привить интерес к предмету химия, мы пошли путём привлечения своих обучающихся к трудовой деятельности на пришкольном участке со знаниями элементов химии через элективные курсы и внеклассную работу. Для этого составили план мероприятий связанных непосредственно с землёй так как, элементарные навыки работы с землёй для сельских школьников не ново, это их повседневная деятельность. В ходе трудовой деятельности у подростков вырабатывается умение руководствоваться общественными интересами, возникает чувство взаимопомощи, заботы друг о друге, взаимной ответственности [1]. В ходе реализации внеклассной работы обучающиеся подбирали нужное удобрение для почвы пришкольного участка, рассчитывали количество вносимых в почву минеральных и органических удобрений, проводили обработку почвы, учились делать правильно расчёты, решать задачи непосредственно связанные с пришкольным участком. Определяли содержание нитратов в овощах, выращенных на пришкольном участке и купленных в розничной торговле [2]. Вот так незаметно, сами того не замечая, обучающиеся втягивались в интересы химии, кроме того они учились работать с литературой, составлять презентации, делать доклады, а главное учились делиться опытом. Такая организация работы привела к тому, что дети не только с удовольствием работали на пришкольном участке, но и перестали пропускать школьные занятия по химии и не только, а кроме этого стали интересоваться вопросами, связанными с профессиональной деятельностью. Если раньше на элективные курсы связанные с углубленным изучением химии, обучающиеся не записывались и эти курсы были не востребованы, то за последние три года учащиеся с большим интересом посещают данные элективные курсы, можно также отметить, что за два последних года в нашей школе дети стали выбирать химию для сдачи ЕГЭ и экзамен по выбору в 9 классе, чего не наблюдалось уже за последние десять лет. Можно также отметить, что возрос интерес к олимпиадам, пусть небольшой процент обучающихся, но всё-таки это неплохое начало. Таблица 2.
Таблица 2.
Участие школьников в мероприятиях по химии (сельская школа)
Наименование мероприятий | Количество учащихся / процент участия * | |||
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |
Элективный курс в 8 классе «Химия окружающей среды» | 6 / 20% | 12 / 41% | 15 / 63% | 18 / 75% |
Элективный курс в 9 классе «Химия и сельское хозяйство» | - | - | 10 / 34% | 12 / 50% |
Экзамен в традиционной форме (химия -9 класс) | - | 1 / 3% | 1 / 3% | 2 / 8% |
ЕГЭ (химия – 11 класс) | - | 1 / 17% | 1 / 11% | 1 / 11% |
Участие в региональных олимпиадах | 1 / 10% | 2 / 20% | 2 / 22% | - |
*- процент участия учащихся в мероприятии от общего количества учащихся в классе.
Из данных таблицы видно, что за последние годы пусть и не намного, но растёт процент участия школьников в мероприятиях по химии. Постепенное вовлечение обучающихся в элективные курсы и внеклассную работу увеличивают охват интересующихся ребят химией. Постепенно в школе создается атмосфера увлеченности предметом, а следствие этого может быть повышение качества учебного процесса. Так за период 2012-2013 учебного года некоторые обучающиеся нашей школы смогли повысить качество обученности по предмету химия, что представлено в Таблице №3
Таблица 3
Изменение качества обученности по химии за период 2012-2013 учебный год.
№ п/п | класс | Кол-во обучающихся | Качество знаний % | ||
I четверть | II четверть | III четверть | |||
1 | 8 | 24 | 42 | 50 | 54 |
2 | 9 | 24 | 50 | 60 | 60 |
3 | 10 | 8 | - | 75 | 87(ориентировочно) |
4 | 11 | 10 | - | 70 | 80(ориентировочно) |
Из данных таблицы видно, что у обучающихся постепенно повышается качество по предмету химия. Таким образом, через разные формы работы, интерес к предмету химия постепенно растёт.
Используемая литература:
- Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в 6-11-х классах / Н.Ф. Дик, Т.И. Дик. – Ростов н /Д :Феникс, 2007. -315,
- Дьякова.М.Б. Элективные и факультативные курсы по химии: сборник программ в помощь молодому учителю. -Иркутск: Вост - Сиб. гос. акад. обр.,2012, - 96с.
- Иванова Р.Г. Общая методика химии в школе/ Иванова Р.Г., Городилова Н.А., Добротин Д.Ю. и др.; под ред.Р.Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008.-319,с.
- Пухнаревич В.Б., Большакова С.А. Введение в химию окружающей среды: Учеб. Пособие для студентов пед. Вузов. – Иркутск: Изд-во Иркутск. гос.пед.ун – та, 2002.-112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности обучающихся по химии в свете требований ФГОС ООО (Из опыта работы МОУ «СОШ № 73» г. Саратова)
Работа выполнена в соавторстве с заместителем директора по УВР Зубковой Е.Д....
Интеграция исследовательской деятельности обучающихся по химии в образовательный процесс
Целью педагогической деятельности является создание единого образовательного пространства,в рамках которого решаются задачи образования и интеллектуального развития обучающихся. В данной cnfnmt...
Критерии и нормы оценивания ответов обучающихся по химии
Критерии и нормы оценивания ответов обучающихся по химии Вышне-Дубовецкая ООШ Учитель химии:Шумаков Дмитрий Алексеевич...
Из опыта организации исследовательской работы обучающихся по химии
Проблемы методов повышения интереса к учебе сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение - веду...
Критерии и нормы оценок обучающихся по химии
Материал содержит критерии и нормы оценок обучающихся за устный ответ, контрольную, тестовую, практическую работу и реферат...
Критерии и норы оценки знаний обучающихся по химии
Критерии и норы оценки знаний обучающихся по химии...
Статья из опыта работы. "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся по химии"
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование...