Из опыта организации исследовательской работы обучающихся по химии
методическая разработка по химии по теме

Файзрахманова Зиля Салимьяновна

Проблемы методов повышения интереса к учебе сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников.  При организации исследовательской деятельности я использую в основном следующую модель взаимодействия ученика и педагога:

Педагог владеет методикой научного исследования, он может обучить этой методике ребёнка, они совместно находят путь поиска, но не знают конечного результата этого пути.

Начиная с 2008 года,  совместно с учащимися мы осуществили целый ряд проектов, имеющих практическую значимость.

 Мои ученики поступают в медицинские и химические ВУЗы. Хорошие показатели качества обучения химии дают основание считать намеченные пути верными, а используемые методические приемы и технологии заслуживающими внимания. Представленный опыт соответствует современным тенденциям в развитии образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Файзрахманова Зиля Салимьяновна

МОБУ Куртлыкульская СОШ

д.Куртлыкуль, Караидельский район, Республика Башкортостан

Из опыта организации исследовательской деятельности обучающихся по химии

Проблемы методов повышения интереса к учебе сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время преподаватели пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения.

    При организации исследовательской деятельности я использую в основном следующую модель взаимодействия ученика и педагога:

Педагог владеет методикой научного исследования, он может обучить этой методике ребёнка, они совместно находят путь поиска, но не знают конечного результата этого пути.

  Подобная модель имеет открытый характер, т.к. используемые методы могут изменяться и корректироваться в процессе исследования.

При этом основной педагогической технологией является метод проектов. Работа по методу проектов требует реализации ряда принципов, в частности:

  • принцип естественности – проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим;
  • принцип осознанности как проблемы, целей и задач, так и хода исследования и его результатов;
  • принцип самодеятельности, когда ученик овладевает ходом исследования только через проживание его, т.е. через собственный опыт;
  • принцип наглядности – ученик изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле;
  • принцип культуросообразности – важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре, ту традицию миропонимания, которая существует в данной социальной общности.

Цели проектного обучения:

  • Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения.
  • Развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать.
  • Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать пути решения поставленной задачи.
  • Развивать у учащихся исследовательские умения и навыки.

Для решения исследовательской задачи методом проектов требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских  методик. Происходит глубокое осознанное усвоение базовых знаний за счёт их использования в конкретных практических ситуациях. Очень важным является развитие творческого потенциала учащихся.

 


Деятельность учителя и ученика можно разделить на несколько этапов:

Этапы проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап организационный

2 этап исследовательский

3 этап

обобщение результатов и предоставление продукта деятельности

- формулирование проблемы;

- определение задач, которые надо решить;

- помощь в планировании деятельности;

- популяризация необходимой информации;

- обучение методикам исследования;

- организация «мозгового штурма» или другой формы обсуждения результатов;

- оказание помощи в подготовке и представлении продукта деятельности.

- осмысливание сути проблемы;

  - уточнение задач проекта;

- планирование деятельности;

- сбор необходимой информации;

- проведение теоретического и экспериментального исследования;

- анализ полученных результатов;

 - формулирование выводов;

- оформление результатов;

- подготовка продукта деятельности к защите.

  Метод проектов органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Учитель становится научным руководителем и партнёром по учебному исследованию. Метод проектов коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действий по образцу недостаточно. Необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний.

 


Начиная с 2008 года,  совместно с учащимися мы осуществили целый ряд проектов, имеющих практическую значимость:

«Изучение влияния высоких концентраций веществ на жизнедеятельность высших растений».

Эту работу выполнила в 2008 году обучающаяся 9 класса Нурисламова Миляуша.  В качестве объекта исследования она использовала трехнедельные проростки подсолнечника, имеющие 2-3 настоящих листа. Опыты проводились в химических стаканах. Растения подвергались воздействию растворов хлорида натрия, соляной кислоты, гидроксида натрия, медного купороса, нитрата натрия и хлорида калия, стирального порошка «Зифа». Наблюдали за изменениями, происходящими с растениями в течение определенного времени.  Получили следующие выводы: наиболее сильное влияние оказывает засоление, защелачивание и загрязнение тяжелыми металлами, в частности солями меди. Менее всего действует на растения закисление почв.  Также вредно для них внесение избытка минеральных удобрений в виде нитрата натрия и хлорида калия. За участие в районной НПК в области химии Миляуша была награждена Почетной грамотой Отдела образования администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан.

 Обучающаяся 11 класса Хасанова Алия в своей работе «Вода и здоровье человека» изучила жесткость воды в разных точках деревень Куртлыкуль и Деушево. Также она выявила связь между заболеваемостью местного населения моче - и желчекаменными болезнями и жесткостью воды. Анализы показали, что все образцы воды прозрачные, не имеют запаха, кислотность нейтральная. Вода классифицируется как жесткая, довольно жесткая и очень жесткая. За 21год наблюдается систематический рост заболеваемости равномерно по всей деревне. Одной из причин этого негативного явления можно считать использование для питьевых целей жесткой воды. Участвуя в январе 2012 года во Всероссийской НПК школьников «Исследование как метод познания…», Алия стала победителем  в номинации «Химия» и была награждена Дипломом III степени.

 «Молоко коровы – какое оно?». Это тема работы Гатиятовой Эльмиры, обучающейся 8 класса. Она исследовала состав, свойства коровьего молока и выяснила, как зависят свойства молока от породы, возраста и питания коровы. На примере холмогорской и бестужевской пород была составлена сравнительная характеристика коров Белянка, Майя и Марта. Возраст их от 4 до 5 лет. Цвет черно – пестрый у холмогорской и красный у бестужевской породы. Потребляют они  в сутки от 25 до 35 кг сена, съедают  по 2 кг фуража, 5 - 8 кг кормовой свеклы. Выпивают от 30 до 40 литров воды. В состав сена входят тимофеевка, мятлик, трясунка, овсяница, полевица, костер (семейство злаковые), клевер, вика (семейство бобовые), лисохвост (семейство мятликовые). Места заготовки сена – урочища Бишалаб, Чулпан, Кактау, Карнай, Шалкан – тау, Козий лог. Период лактации коров длится от 8.5 до 10 месяцев. Сухостойный период составляет соответственно от 2 до 3,5 месяцев. Жирность молока коров колеблется от 3,5 до 3,7%. Плотность равна 1027 кг/куб.м. Кислотность молока соответствует допустимым значениям (17 – 18 Т). Питание животных влияет на жирность молока. Она увеличивается при  скармливании коровам бобовых трав, пшеничных отрубей, кормовой свеклы. Снижается же жирность, если корова питается сеном, заготовленным на лугах с закисленной почвой.  Зимой жирность молока выше (4 – 4,5%), чем летом (3,5 – 4%), так как коровы летом употребляют больше воды. С возрастом жирность молока коровы меняется мало. Чем выше удой у коровы, тем жиже молоко. Выступив в марте 2012 года с этой темой на районной НПК юных исследователей, Эльмира стала лучшей в номинации «Эксперт по молоку» и была удостоена сертификата. За заочное участие в Республиканской НПК «Совенок»  (г. Бирск) в январе 2013 года она также получила сертификат участника.

Мои ученики поступают в медицинские и химические ВУЗы. Хорошие показатели качества обучения химии дают основание считать намеченные пути верными, а используемые методические приемы и технологии заслуживающими внимания. Представленный опыт соответствует современным тенденциям в развитии образования.

Список литературы

Источники из Интернет:

  1. http://school22.do.am/_ld/0/3___..__2012-2013.doc
  2. http://conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf9/463.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта организации групповой работы на уроках химии

Важную роль в повышении познавательной активности и самостоятельности учащихся играет их коллективная работа на уроке. Она способствует формированию коллективистских черт личности школьников. Наиболее...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Статья из опыта работы. "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся по химии"

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...

Материалы выступления "Организация исследовательской работы обучающихся"

Доклад и презентация представлены в Санкт-Петербургском кампусе НИУ "Высшаяшкола экономики" на IV Конгрессе учителей общественных наук...