Интеграция исследовательской деятельности обучающихся по химии в образовательный процесс
статья по химии (10 класс)

Кабакова Дина Васильевна

 

Целью педагогической деятельности является создание единого образовательного пространства,в рамках которого решаются задачи образования и интеллектуального развития обучающихся. В данной cnfnmt  показаны способы реализации данной цели на основе опыта работы.
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кабакова Дина Васильевна , учитель химии и биологии ГБОУ № 497 Невского района Санкт-Петербурга Интеграция исследовательской деятельности в образовательный процесс школы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 497

Слайд 2

Целевой проект Программы развития ГБОУ школы №497 « Проектно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся» Цель: создание единого образовательного пространства, в рамках которого решаются задачи образования и интеллектуального развития обучающихся путем приобщения учащихся к методам научного познания посредством выполнения учебно-исследовательских проектов в рамках учебной и внеурочной деятельности.

Слайд 3

Задачи образовательного учреждения в рамках проекта: 1. Овладеть методологией научного исследования, сформи-ровать навыки самостоятельной деятельности и самообразования, способствовать углублению и расширению знаний базового образования. 2. Развивать навыки научно-исследовательской работы, кол- лективной деятельности, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике. 3. Содействовать развитию социально-активной личности, воспитанию в ходе научных исследований коллективизма и навыков общения в группе, готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности.

Слайд 4

Механизм интеграции исследовательской деятельности в образовательный процесс Методика исследования: Социальный заказ: развитие способностей к исследованию Цель: через исследовательскую деятель- ность развивать самостоятельность и умение работать в группе Участники: учащиеся, учите- ля, библиотекарь, родители Условия: организационно-управленческие, учебно-методические, кадровые, материаль- но-технические, информационные 1.Подготовка 2. Планирование 3. Исследование 4. Защита 5. Рефлексия 6. Презентация Внеурочная деятельность Урок Результат: выпускник с развитыми способностями к исследованию, мотивированный на самостоятельную работу и деятельность в группе

Слайд 5

Что такое учебно-исследовательский проект? « Организационная форма работы, которая ориентирована на изучение учебной темы и составляет часть стандартного учебного курса» С точки зрения учителя: С точки зрения ученика: - это и задание, сформулированное в виде проблемы, и целенаправленная деятельность учащихся, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; – это динамическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать необходимые умения и навыки – это возможность сделать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; – это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат

Слайд 6

Исследовательская деятельность в рамках урочной работы: Раздел: «Неметаллы» Тема: «Азот и его соединения» - «Нитраты в продуктах питания» Урок №1 «Мозговой штурм» Урок №2 «Консультация в группах» Урок №3 «Защита презентации» Урок-проект: «Нитраты в продуктах питания» 1. Изменения в КТП по химии 2. На основе методики ведения уроков в рамках технологии исследовательского обучения разработана серия уроков по химии 8 – 11 класс

Слайд 7

Урок-проект «Нитраты в продуктах питания» Темы исследования учащихся: Проблема нитратов. 2. Определение нитратов в растениях. 3. Качество овощей и условия их выращивания. 4. Расчет содержания продуктов. Этапы и сроки проведения Урок № 1 Урок №2 Урок № 3 «Мозговой штурм» «Консультация в группах» «Защита проектов»

Слайд 8

Урок № 1 «Мозговой штурм» Подготовительный этап: формирование групп; распределение обязанностей внутри группы, выбор лидеров групп; разработка плана действия каждого участника проекта. 2 . Основной этап: формулировка проблемы; выбор творческого названия проекта; обсуждение творческого названия проекта; обсуждение источников информации. 3 . Заключительный этап: Обсуждение индивидуальных планов работы учащихся; Обсуждение необходимого оборудования с лаборантом кабинета химии

Слайд 9

Урок –проект «Нитраты в продуктах питания» 1 группа. Творческое название проекта: «Проблема питания» Цель работы: изучить литературу о нитратах; определить источники пищевых нитратов; рассчитать рациональный среднесуточный набор продуктов питания, не превышающий пределов допустимой концентрации питания; предложить рекомендации по рациональному питанию.

Слайд 10

Урок –проект «Нитраты в продуктах питания» 2 группа . Творческое название проекта: «Определение нитратов в растениях» Цель работы: овладеть методикой определе- ния нитратов; определить содержание нит- ратов в продуктах питания; дать рекомен- дации по уменьшению содержания нитратов в овощах.

Слайд 11

Урок –проект «Нитраты в продуктах питания» 3 группа. Творческое название проекта: «Качество овощей и условие их выращивания» Цель работы: изучить литературу по проблеме, отметить условия улучшения качества овощей при их выращивании

Слайд 12

Урок –проект «Нитраты в продуктах питания» 4 группа. Творческое название проекта: «Расчет содержания нитратов» Цель работы: изучить литературу об источниках нитратов в продуктах питания, рассчитать массу нитратов, съеденных за обед одним человеком с продуктами питания

Слайд 13

Урок №2 «Консультация в группах» Подготовительный этап: подготовка рабочего места группы, согласно их направлениям. Основной этап: - обмен информацией, работа в группе; распределение собранного материала; разработка общего плана и планов индивидуальных докладов; самостоятельная работа, проведение эксперимента; общие выводы по направлениям. Заключительный этап: - консультации по сбору и обработке материала

Слайд 14

Урок №3 «Защита проекта» Подготовительный этап: - подготовка материалов, оборудования к показу работ; формирование состава жюри. Основной этап: демонстрация творческих разработок учащихся по группам; ответы на вопросы аудитории; обсуждение, оценка актуальности темы; выступление членов жюри. Заключительный этап: оценивание работы учащихся и подведение итогов; рефлексия деятельности учащихся

Слайд 15

Проект «Путешествие в химическую лабораторию» Основополагающий вопрос: Что общего между кухней и химической лабораторией? Цели проекта: Познакомить учащихся с лабораторным оборудованием и правилами техники безопасности в кабинете химии Сроки проведения: 1 урок Учебная тема: Первоначальные химические понятия (8 класс)

Слайд 16

Материалы проекта Работы учащихся «Правила техники безопасности» Вопросы темы: Чем измерить объем жидкости? Чем отмерить массу вещества? В чем проводят химические реакции? Как вести себя в кабинете химии?

Слайд 17

Проект «Солероды» Основополагающий вопрос: Галогены – ядовитые вещества или жизненная необходимость? Цели проекта: Познакомится со строением, свойствами, применением и биологическим значением неметаллов VII А группы периодической системы Тема : Неметаллы Сроки проведения: 5 уроков Учебная тема: Галогены (9 класс)

Слайд 18

Этапы проведения: Урок 1 Общая характеристика галогенов Распределение на группы и знакомство с проектом Обсуждение в группах и распределение работы. Урок 2 Получение и применение галогенов Урок 3 Соединения галогенов Урок 4 Выполнение практической части задания Урок 5 Семинар по теме. Подведение итогов

Слайд 19

Проект «Черное золото» Основополагающий вопрос: Нефть- сырье или топливо? Цели проекта: Углубить и расширить представления о природных источниках углеводородов, доказать, что нефть – ценное сырье и хорошее топливо. Сроки проведения: 3 урока Учебная тема: Природные источники углеводородов (10 класс)

Слайд 20

Этапы проведения: Урок 1 Природные источники углеводородов. Распределение на группы и знакомство с проектом Обсуждение в группах и распределение работы Домашняя работа: Работа с литературой Урок 2 Выполнение практической части задания Домашняя работа: Оформление результатов Урок 3 Представление результатов и подведение итогов

Слайд 21

Проект «Почему погибла рыба?» Основополагающий вопрос: Почему погибла рыба ? Цели проекта: Оценить роль воды в жизни живых организмов и сформировать понятие о необходимости бережного и экономного отношения к водным ресурсам Сроки проведения: 4 урока Учебная тема: Теория электролитическая диссоциация (11 класс)

Слайд 22

Этапы проведения: Урок 1 Лекция по основным вопросам темы Урок 2 Знакомство с проектом, обсуждение работы в группе и выполнение заданий Урок 3 Выполнение практической части задания. Формулировка выводов Урок 4 Представление результатов на общем заседании комиссии и подведение итогов

Слайд 23

Направления исследовательской деятельности Историко-методологический Искусствоведческий Филологический Экологический Биологический Региональный Из истории химии История спички М.В. Ломоносов – химик или лирик? Нитраты в продуктах питания Растения – индикаторы среды Металлы в искусстве Киришский нефтеперерабатывающий завод

Слайд 24

Представление учебно-исследовательских проектов Международный конкурс научно – технических работ «Старт в науку» (Москва) Всероссийская научная конференция-конкурс старшеклассников и студентов «Интеллектуальное возрождение» (СПб) Открытая городская научно – практическая конференция старшеклассников по биологии «Учёные будущего» Международная научно –практическая конференция школьников «Сахаровские чтения» (СПб) Конкурс проектных работ «Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов Санкт-Петербурга» Всероссийский конкурс им. Д.И. Менделеева

Слайд 25

. Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках муниципального образовательного пространства.

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали...

Исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса

На сегодняшний день основным механизмом развития системы  основного  образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы  качественным изменениям в деятельности...

Статья из опыта работы. "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся по химии"

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование...

Проектно-исследовательская деятельность по профильному обучению в образовательном процессе

В основе проекта должна лежать проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Нет проблемы—нет деятельности. С помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельно...

Мастер-класс "Формирование читательской грамотности в научно-исследовательской деятельности как условие успешности в образовательном процессе"

Сегодня функциональная грамотность школьников стала  важным показателем качества образования. Читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится школьн...

Исследовательская деятельность «Внедрение функциональной грамотности в образовательный процесс при реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО» посредством педагогического совета

при реализации обновленного ФГОС НОО 2021 года, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 31.05.2021 года № 286, в котором прописаны требования к условиям реализации  и требования к резул...