Урок по теме "Щелочные металлы"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Урок разработан для учащихся 9 класса по программе О.С.Габриелян в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_shchelochnye_metally.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Щелочные металлы.
Цели урока: 1) Дать общую характеристику щелочным металлам. Рассмотреть их атомное строение, основные физические, химические свойства, важнейшие соединения ЩМ и их применение.
2) Продолжить формирование навыков сравнения и установления причинно-следственных связей между составом, строением и свойствами веществ на примере ЩМ и их соединений; формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
3) Формирование научно-материалистического мировоззрения; воспитание коммуникабельности, формирование компетентностей в сфере социально-трудовой деятельности и в бытовой сфере.
Оборудование: ПСХЭ, чаша с водой, натрий, раствор фенолфталеина, образцы щелочных металлов, образцы соединений ЩМ (гидроксиды, соли), мультимедийный проектор, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 9 класс. Урок 09 «Важнейшие металлы и их соединения»».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Стадия «Вызова»
Мы с вами изучаем тему «Металлы», познакомившись уже с общей характеристикой металлов, сегодня приступаем к изучению отдельного семейства щелочных металлов. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.
А) Расчертите листок на три части и подпишите графы.
Я знаю | Хочу узнать | Что узнал? |
В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит графу, отвечая на вопросы. (см. приложение №1.)
Б) Перескажите друг другу ваши записи. (работа в парах).
- Что же будет конкретной целью изучения данной темы? (строение атома, физические свойства, химические свойства, нахождение в природе, применение металлов и их соединений)
- Напишите, что бы вы лично хотели узнать о щелочных металлах? (работа с графой №2).
- Стадия “Осмысление”
А) Изучение щелочных металлов, как простых веществ
Идёт работа с текстом и его маркировка. (См. приложение №2.)
«V» - уже известно
«+» - абсолютно новое, неожиданное;
«-» - противоречит твоим представлениям;
«?» - хочется узнать что-то больше.
Рефлексия проводится с целью коррекции знаний, фиксирования достигнутых результатов, осознании самореализации: Что было совершенно новым? Что вы повторили? Что было интересным?
Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 - "Что узнал?").
На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти.
Презентация слайда №1 «Важнейшие щелочные металлы», слайда №2 «Химические свойства щелочных металлов»
Проводится демонстрационный опыт «Взаимодействие натрия с водой»
Б) Изучение важнейших соединений щелочных металлов.
- Как вы считаете, ребята, в каком виде существуют в природе щелочные металлы – в самородном состоянии или в виде соединений? Почему? (Щелочные металлы встречаются в природе только в виде соединений, ввиду своей высокой активности.)
- Какие соединения металлов вам известны? (Оксиды, основания, соли)
Демонстрация образцов соединений щелочных металлов: гидроксида натрия (едкий натр), гидроксид калия (едкое кали), хлорида натрия (поваренная соль), сульфата натрия (глауберова соль), гидрокарбоната натрия (питьевая сода), карбоната калия (поташ).
- Из курса биологии, вспомните о биологической роли натрия и калия? (Натрий – основной внеклеточный ион, калий – основной внутриклеточный ион).
Информация для любознательных: Недостаток лития способствует развитию у человека маниакально-депрессивных синдромов психических заболеваний. Приступы способен прекращать карбонат лития. Избыток проявляется в дрожании пальцев, нарушениях равновесия, сонливости, жажде, нарушении сердечного ритма. Литий содержится в свекле.
Натрий поддерживает осмотическое давление крови, активизирует пищеварительные ферменты, суточная потребность составляет 1-2 г. Недостаток натрия приводит к понижению давления. Избыток приводит к перенасыщению тканей и сосудов избытком воды, что приводит к перегрузке всех органов, особенно почек. В результате возникают отеки ног и лица, страдает также сердце. Важнейшим соединением, содержащим натрий, является …? (Поваренная соль)
«Все есть яд, и ничто не лишено ядовитости, одна только доза делает яд незаметным» (Т. Парацельс).
Презентация слайда №3 «Применение щелочных металлов и их соединения»
- Ребята, сравните щелочные металлы с общей характеристикой металлов. Что является общим? (основные химические свойства).
- В чем различия с другими металлами? (физические свойства, которые определяются особенностями атомного строения данных металлов)
Рефлексия проводится с целью фиксирования результатов: Узнали ли что-нибудь новое? Была ли информация, которая является значимой лично для вас? Учебный материал вызвал затруднения?
- Стадия “размышления”
Самостоятельная коллективная работа в группах.
Найдите неверное утверждение. (см. приложение №3).
Выполнение задания контролируется через слайд №4 (см. приложение №4).
Рефлексия проводится с целью коррекции знаний и самоцелей: У кого утверждения совпали с образцом? Где допущены ошибки? Что необходимо запомнить особо?
- Подведение итогов урока.
Подача и комментарии к домашнему заданию. (п.11, стр. 48, зад №1, либо а), либо б) на выбор).
Рефлексия проводится с целью воспитания коммуникабельности, фиксировании достигнутых результатов, осознании самореализации: Кто ответил полностью на вопрос в графе №2? Кот частично удовлетворил свое любопытство? У кого появилось желание, поработать с дополнительной литературой и по какому вопросу?
Приложение №1
- Охарактеризуйте положение щелочных металлов в ПСХЭ.
- Составьте электронные формулы атомов Li, Na, K. Что общего в атомном строении щелочных металлов? Какое значение имеет степень окисления данных металлов?
- Как изменяются химические свойства металлов в подгруппе при увеличении порядкового номера элемента?
- Составьте уравнения взаимодействия лития с: кислородом, водородом, серой, хлором, водой.
Приложение №2
Конспект «Щелочные металлы – простые вещества»
Наличие всего одного валентного электрона и относительно большие размеры радиусов атомов обуславливают небольшую энергию ионизации, следовательно, высокую химическую активность щелочных металлов.
Высокая химическая активность щелочных металлов требует особой осторожности при хранении и примени.
В лабораторных условиях литий, натрий и калий обычно хранятся под слоем керосина, защищающего их от контакта с воздушной средой. Рубидий и цезий не используют в школьных лабораториях – это весьма редкие и дорогие вещества; их чрезвычайно высокая химическая активность очень усложняет работу с ними.
Поверхность всех щелочных металлов покрыта пленкой. Эти пленки пористые и рыхлые, именно поэтому они не защищают металлы от дальнейшего окисления.
Если отрезать от кусочков лития, натрия, калия по стружке, то некоторое весьма недолгое время можно наблюдать красивую блестящую серебристо-белую (у калия – с фиолетовым оттенком) поверхность металлов. Одновременно можно рассмотреть появление и быстрое распространение блестящей матовой пленки, состоящей из продуктов окисления металлов. Для щелочных металлов характерна низкая твердость, вернее – мягкость.
На основании таблицы сделайте выводы о физических свойствах щелочных металлов и характере их изменения внутри группы.
Металл | Цвет | Tпл,С0 | Tкип, С0 | Плотность, г/см3 | Твердость |
Li | Серебристо-белый | 179 | 1370 | 0,53 | 0,6 |
Na | То же | 97,8 | 883 | 0,97 | 0,4 |
K | « » | 63,6 | 766 | 0,86 | 0,5 |
Rb | « » | 38,7 | 713 | 1,52 | 0,3 |
Cs | Золотисто-белый | 28,5 | 690 | 1,87 | 0,2 |
Fr | В природе не существует в таких количествах, которые достаточны для изучения его свойств |
Данные таблицы показывают, что по мере увеличения порядкового номера элементов возрастает плотность, а твердость, температуры плавления и кипения уменьшаются.
Все химические реакции щелочных металлов являются окислительно-восстановительными. Металлы выполняют в них функцию восстановителей.
2Ме + Н2 = 2МеН
2Ме + Cl2 = 2MеCl
2Mе + S = Mе2S
При взаимодействии с кислородом натрий и калий образуют не оксиды, а пероксиды:
2Ме + О2 = Ме2О2, и только литий образует оксид при прямом взаимодействии с кислородом: 4Li + O2 = 2Li2O;
Все щелочные металлы активно взаимодействуют с водой:
2Ме + 2Н2О = 2МеОН + Н2;
В группе с увеличением порядкового номера элемента металлические свойства усиливаются.
Приложение №3.
Найдите неверное утверждение:
- В свободном виде в природе щелочные металла встречаются из-за своей исключительно высокой химической активности.
- Серебристо-белые мягкие вещества, с характерным блеском на свежесрезанной поверхности.
- При взаимодействии с кислородом натрий и калий образуют пероксиды:
2Ме + О2 = Ме2О2;
- Все щелочные металлы взаимодействуют с водой:
2Ме + 2НОН = 2МеОН;
- Восстановительные свойства усиливаются в ряду от лития к францию.
- Хлорид натрия используется при производстве соляной кислоты.
- Соли щелочных металлов – твердые кристаллические вещества ионного строения, почти нерастворимые в воде.
- Оба гидроксида - NaOH и KOH разъедают ткани и бумагу, поэтому их называют щелочами.
- Ионы натрия и калия играют большую биологическую роль.
- На внешнем энергетическом уровне атомы щелочных металлов могут иметь разное количество электронов.
Количество утверждений зависит от учебных и воспитательных возможностей детей класса.
Приложение №4 (слайд)
Неверными утверждениями являются: №1, 4,7,10.
- В свободном виде в природе щелочные металла не встречаются из-за своей исключительно высокой химической активности.
- Все щелочные металлы взаимодействуют с водой:
2Ме + 2НОН = 2МеОН + Н2;
- Соли щелочных металлов – твердые кристаллические вещества ионного строения, хорошо растворимые в воде.
- На внешнем энергетическом уровне атомы щелочных металлов имеют всегда только один электрон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к открытому уроку химии "Самородные металлы". 8 класс.
Данная презентация сопровождает изучение учебного материала на уроке химии в 8 классе по теме: "Самородные металлы"....
Урок химии "Страна Металлия"
Урок- путешествие "Страна Металлия". урок проходит в форме путешествия по станциям. В ходе урока учащиеся получают оценки за каждый.этап урока....
открытый урок "Чеканка по металлу"
Данная работа включает в себя конспект урока и презентацию к нему...
Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."
План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...
Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме:Металлы"
Данная методическая разработка может использоваться в теме Металлы, 11 класс.В этой работе представлены материалы для повторения и обобщения знаний по этой теме....
Конспект урока технологии с использованием интерактивного обучения методом разыгрывания ролей Тема урока «Гибка тонколистового металла и проволоки»
В материалах представлены: конспект урока технологии с использованием интерактивного обучения методом разыгрывания ролей,технологическая карта, презентация к уроку...
Методическая разработка урока по химии «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» 9 класс (базовый курс, О.С. Габриелян)
В данной разработке приведен подробный конспект урока химии в 9 классе по теме «Металлы в природе. Общие способы получения металлов». Содержание соответствует базовому курсу химии авт...