Урок химии "Страна Металлия"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Урок- путешествие "Страна Металлия". урок проходит в форме путешествия по станциям. В ходе урока учащиеся получают оценки за каждый.этап урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metalliya.ppt | 2.13 МБ |
metalliya_2.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме; проверить степень усвоения материала, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.
Семь металлов создал свет, По числу семи планет: Дал нам космос на добро Медь, железо, серебро, Злато, олово, свинец. Сын мой, сера им отец! И спеши, мой сын, узнать: Всем им ртуть родная мать!
Цель нашего путешествия-соревнования повторить, систематизировать ваши знания о металлах, их свойствах, способах получения, коррозии металлов и способах борьбы с ней.
Наше путешествие будет проходить по плану: 1 . Приглашение в путешествии (3 мин.) 2. Разминка. (5 мин.) 3. « Составь правильно линию» (10 мин.) 4. «Правильный выбор» (10 мин.) 5. « Внимание! Коррозия» (5 мин.) 6. Домашнее задание. (3 мин.) 7. Подведение итогов (4 мин.)
Задание № 1. Разминка. Наше первое задание - метаграмм . Нужно не только назвать зашифрованные металлы. Но и определить к каким элементам: s -, р-, или d -элементам они относятся, какова активность этих металлов. На выполнение задания (5 мин.). Побеждает экипаж, который первый разгадает метаграммы и сможет ответить на все вопросы. Члены других экипажей могут дополнять ответы соперников.
Метаграммы – это загадки, в которых в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки.
1. Я - горная область на нашей планете, Повсюду известны богатства мои. Но ежели Л на Н мне заменишь, Среди актиноидов меня уж ищи.
2. Корабли меня обходят: Знает лоцман наизусть. Если Л на Д заменят, То металлом окажусь .
3. Элемент четвертой группы Перед всеми на виду. Стоит Т на Р исправить, Будет деспот наяву.
4. Два элемента химических В метаграмме я загадал: С Х – элемент металлический, Ну а с В – я уже неметалл .
5. Живут два братца в микромире, Свойства их полезно знать. У А – восьмерка на квартире, У О – квартира сорок пять.
6. Менделеев первым меня предсказал, Французский ученый название дал. Если в нем первую букву заменишь, Место в системе мне быстро изменишь.
Проверка: Урал – уран мель – медь титан – тиран хром – бром галлий – таллий галлий – таллий
Задание № 2. «Составь правильно линию» В стране Металлия в области «металлургия» переполох. Перепутались химические процессы. Ваша задача: правильно составить линию, т.е. сопоставить правую и левую части уравнения, а так же название процесса. Время работы: 10 минут.
Задание №3 «Правильный выбор» Необходимо : правильно составить код. Перед вами восемь тестов - вопросов о свойствах металлов.
Взаимопроверка Критерии оценок: 8 ответов- «5»; 7 ответов- «4»; 6, 5 ответов- «3».
Задание №4. Внимание! Коррозия металлов!» 1. Что такое коррозия? Какие виды коррозии вы знаете? 2. При каких условиях коррозия протекает особенно интенсивно? 3. Как можно замедлить коррозию металлов?
4. Очень чистый цинк не растворяется в разбавленной H 2 SO 4 , a если прибавить несколько капель С uSO 4 начинает энергично выделятся водород. Объясните это явление. 5. Почему лужённый бак в местах повреждения быстро ржавеет, а оцинкованный при тех же условиях не разрушается? 6. Почему считают, что рядом со стальной коронкой не рекомендуется ставить золотую?
Кроссворд «Семь металлов» НАЙДИТЕ СЕМЬ МЕТАЛЛОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ РАСПОЛОЖИТЬСЯ ПО ГОРИЗОНТАЛИ (5) И ПО ДИАГОНАЛИ (2) И Й И Й И Й И Й И Й
5. Домашнее задание: Кроссворд «металлы» для группы. Каждый самостоятельно составляет кроссворд по теме «металлы», состоящий из не менее 20 терминов.
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок в 9 классе
по теме «Металлы»
Составила учитель химии
1 категории
МОУ «СОШ № 12»
Будаева Лариса Николаевна
Пояснительная записка.
Урок «Путешествие в страну Металлия» является обобщающим уроком при изучении темы «Металлы» в 9 классе. Урок построен в игровой форме, но при этом оценивается работа учащихся в группах, индивидуальные ответы, знание фактического материала, умения рассуждать, применять на практике свои знания, четкость и слаженность работы группы.
Формы работы, используемые на уроке: игровые (отгадывание метаграмм), групповая работа, самостоятельная работа, работа с тестами.
Цель урока:
- закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «Металлы»;
- проверка степени усвоения материала,
- стимулирование познавательной активности ребят;
- развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике;
- воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать в коллективе, работать с дополнительной литературой.
1. Организационный момент.
- Проверка готовности класса к уроку: наличие учебных материалов, школьных принадлежностей;
- Подготовленные карточки-задания разложены на столах групп.
2. Объявление темы урока, плана урока, постановка целей и задач.
Ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительной и загадочной стране «Металлия». Много у неё тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтут законы и обычаи своей станы. Но не всегда люди знали всех жителей Металлии. В древности считали, что:
«Семь металлов создал свет,
по числу семи планет:
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец.
Сын мой, сера им отец!
И спеши, мой сын, узнать:
Всем им ртуть родная мать!»
Вы уже знаете, что жителей этой страны гораздо больше. Сколько? (88). Путешествовать мы будем экипажами, с численностью которых вы уже определились.
Цель нашего путешествия-соревнования повторить, систематизировать ваши знания о металлах, их свойствах, способах получения, коррозии металлов и способах борьбы с ней.
Наше путешествие будет проходить по плану:
1. Приглашение в путешествие. (3 мин.)
2. Разминка. (5 мин.)
3. « Составь правильно линию» (10 мин.)
4. «Правильный выбор» (10 мин.)
5. «Внимание! Коррозия» (5 мин.)
6. Домашнее задание. (3 мин.)
7. Подведение итогов (4 мин.)
Во время работы вы можете пользоваться записями в тетради, периодическими системами, а работать вы будете на специальных листах-карточках, которые по мере выполнения будете сдавать консультантам, которые будут подводить итоги по каждому пункту плана путешествия.
Итак, экипажи готовы? В путь.
Задание № 1. Разминка.
Наше первое задание – метаграмм. Нужно не только назвать зашифрованные металлы. Но и определить к каким элементам: S-, р-, или d-элементам они относятся, какова активность этих металлов. На выполнение задания (5 мин.). Побеждает экипаж, который первый разгадает метаграммы и сможет ответить на все вопросы. Члены других экипажей могут дополнять ответы соперников.
Подведение итогов.
Задание № 2. «Составь правильно линию»
В стране Металлия в области «металлургия» переполох. Перепутались химические процессы. Ваша задача правильно составить линию, т.е. сопоставить правую и левую части уравнения, а так же название процесса. На эту работу вам даётся 10 мин.
Цель: проверить знания о способах получения металлов, умение
составлять уравнения реакций соответствующих процессов.
Группы проверяют задание и сдают консультанту.
После этого беседа между экипажами.
(Вопросы соперников друг другу).
1. От чего зависит выбор способа получения металла?
2. Почему активные металлы можно получить лишь электролизом
расплавов соответствующих солей?
3. Почему титан – один из важнейших металлов современной технике?
4. Почему железо в чистом виде почти не применяется?
Подведение итогов.
Задание №3 «Правильный выбор»
Некоторые жители страны не могут попасть домой, так как забыли
код, с помощью которого они могут открыть дверь. Давайте
попробуем правильно составить этот код. Перед вами восемь тестов
вопросов о свойствах металлов.
Взаимопроверка, сдача работ консультантам.
Критерии оценок:
8 ответов- «5»; 7 ответов- «4»; 6, 5 ответов- «3».
Задание №4. Внимание! Коррозия металлов!»
В стране Металлии появился страшный рыжий дьявол – Коррозия металлов. У вас на столах лежат карточки с вопросами, ответы на которые помогут нам узнать, как бороться с этими злым врагом. Готовы экипажи?
1. Что такое коррозия? Какие виды коррозии вы знаете?
2. Когда и кем была создана теория коррозии металлов?
3. При каких условиях коррозия протекает особенно интенсивно?
4. Как можно замедлить коррозию металлов?
5. Очень чистый цинк не растворяется в разбавленной H2SO4, a если прибавить несколько капель СuSO4 начинает энергично выделятся водород. Объясните это явление.
6. Почему лужённый бак в местах повреждения быстро ржавеет, а оцинкованный при тех же условиях не разрушается?
7. Почему считают, что рядом со стальной коронкой не рекомендуется ставить золотую?
Итоги задания.
5. Домашнее задание:
Кроссворд «Металлы» для группы. Каждый самостоятельно составляет кроссворд по теме «Металлы», состоящий из не менее 20 терминов.
6. Подведение итогов урока:
1) Оценка консультантами работы группы.
2) Вот и закончилось наше путешествие в страну Металлию. Нам осталось
подвести итоги.
3) Оценка работы класса.
Приложение № 1.
Метаграммы – это загадки, в которых в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки.
- Я - горная область на нашей планете,
Повсюду известны богатства мои.
Но ежели Л на Н мне заменишь,
Среди актиноидов меня уж ищи (Урал – уран).
- Корабли меня обходят:
Знает лоцман наизусть.
Если Л на Д заменят,
То металлом окажусь (мель – медь).
- Элемент четвертой группы
Перед всеми на виду.
Стоит Т на Р исправить,
Будет деспот наяву (титан – тиран).
- Два элемента химических
В метаграмме я загадал:
С Х – элемент металлический,
Ну а с В – я уже неметалл (хром – бром).
- Живут два братца в микромире,
Свойства их полезно знать.
У А – восьмерка на квартире,
У О – квартира сорок пять (радий - родий).
- Менделеев первым меня предсказал,
Французский ученый название дал.
Если в нем первую букву заменишь,
Место в системе мне быстро изменишь (галлий – таллий).
Приложение 2.
«Сопоставь линию»
Сопоставьте правильно правую и левую части уравнения реакций,
лежащих в основе процессов получения металлов. Укажите тип
реакции, расставьте коэффициенты.
Вариант №1.
1 | CаСl2 | Al2Оз + V | Карботермия | |
2 | СuO + СО | MgO + W | Электролиз | |
3 | Al + V2О5 | Ca + Cl2 | Магнийтермия | |
4 | WO3 + Mg | Ti + HCl | Гидротермия | |
5 | TiCl4 + H2 | Cu + CO2 | Алюминoтермия | |
Вариант №2. | ||||
1 | NaOH | Ni + CO2 | Алюминoтермия | |
2 | NiO+ CO | Al2O3 + Cr | Электролиз | |
3 | Al + Сr2О3 | Fe + H2O | Карботермия | |
4 | Fе2Оз + Н2 | MgO + Hg | Гидротермия | |
5 | HgO + Mg | Na + H2O+O2 | Магнийтермия | |
Вариант№3. | ||||
1 | Al + MnO2 | Cu + Cl2 | Карботермия | |
2 | CdO + CO | W + H2O | Алюминoтермия | |
3 | CuCl2 | Sn + MgO | Магнийтермия | |
4 | WO3 + H2 | Cd +CO2 | Гидротермия | |
5 | SnO2 + Mg | Mn + Аl2Оз | Электролиз | |
Вариант №4 | ||||
1 | CuO + C | Cd+ Аl2Оз | Электролиз | |
2 | MoОз+ H2 | K+J2 | Алюминoтермия | |
3 | KJ | Ti + MgO | Магнийтермия | |
4 | ТiO2 + Mg | Cu + CO2 | Гидротермия | |
5 | CdO + Al | Mo + H2O | Карботермия |
Задание № 3. «Правильный выбор».
Вариант №1.
- Как изменяются металлические свойства в ряду элементов
Li, Na, К, Rb, Cs, Fr?
а) не усиливаются; б) усиливаются; в) ослабляются;
г) изменяются периодически; д) правильного ответа нет.
2) Какой металл легче окисляется на воздухе?
a) Cr; 6) Li; в) Fe; г) Zn.
3) Какой металл реагирует с водой при обычных условиях?
a) Cr; 6) Zn; в) Na; г) Pb.
4) Какой из металлов встречается в природе в самородном состоянии?
а) Са; б) Сг; в) Pt; г) Na; д) правильного ответа нет.
5) Составьте уравнение реакций взаимодействия железа с соляной
кислотой. Найдите сумму коэффициентов перед формулами всех
электролитов:
а)18; 6) 3; в) 5; г) 8; д) правильного ответа нет.
6) Гидроксид калия не образуется:
а) при взаимодействии калия с водой;
б) при взаимодействии пероксида калия с водой (К2О2);
в) при взаимодействии растворов нитрата калия и гидроксида калия;
г) правильного ответа нет.
7) В какой реакции происходит восстановление меди?
а) СuСl2 + 2NaOH= Cu(OH)2+ 2NaC1
б) CuCl2 +Fe = Cu+ FeCl2
в) 2Сu2О + О2 = 4СuО
г) СuО + H2SO4 = CuSO4 + H2O
д) правильного ответа нет
8) В качестве восстановителя в металлургии не используют:
а) серу; б) магний; в) уголь; г) электрический ток;
д)правильного ответа нет.
Вариант № 2.
- Как изменяются металлические свойства в ряду элементов
Na, Mg, Al?
а) не усиливаются; б) усиливаются; в) ослабляются;
г) изменяются периодически; д) правильного ответа нет.
2. Какой металл легче окисляется на воздухе?
a) Сu; 6) Na; в) Ni; г) Hg.
3) Какой металл реагирует с водой при обычных условиях?
a) Ca; 6) Zr; в) Ni; г) Sn.
4) Какой из металлов встречается в природе в самородном состоянии?
а) Сu; б) Сг; в) Pb; г) Na; д) правильного ответа нет.
5) Составьте уравнение реакций взаимодействия хрома с соляной
кислотой. Найдите сумму коэффициентов перед формулами всех
электролитов:
а) 18; 6) 3; в) 5; г) 8; д) правильного ответа нет.
6) Гидроксид лития не образуется:
а) при взаимодействии лития с водой;
б) при взаимодействии нитрида лития с водой (Li3N);
в) при взаимодействии растворов нитрата лития и гидроксида натрия;
г) правильного ответа нет.
7) В какой реакции происходит восстановление железа?
а) FeСl2 + 2NaOH = Fe(OH)2+ 2NaC1
б) FeCl2 + Zn = Fe + ZnCl2
в) 2Zn + О2 = 2ZnO
г) ZnО + H2SO4 = ZnSO4 + H2O
д) правильного ответа нет
8) В качестве восстановителя в металлургии не используют:
а) фосфор; б) магний; в) уголь; г) электрический ток;
д) правильного ответа нет.
Задание № 4. «Внимание! Коррозия».
1. Что такое коррозия! Какие виды коррозии вы знаете?
- Когда и кем была создана теория коррозии металла?
- При каких условиях коррозия протекает особенно интенсивно?
- Как можно замедлить коррозию металлов?
- Очень чистый цинк не растворяется в разбавленной серной кислоте, а если прибавить несколько капель сульфата меди, начинает энергично выделятся водород. Объясните это явление.
- Почему лужённый бак в местах повреждения быстро ржавеет, а оцинкованный при тех же условиях не разрушается?
- Почему считают, что рядом со стальной коронкой не рекомендуется ставить золотую?
Список литературы:
- Парменов К.Я., Сморгонский Л.М. Книга для чтения по химии. – М.: Просвещение, 1955, с. 300 – 305.
- Гаврусейко Н.П., Дебалтовская В.И. Химические викторины.- Минск: Народная газета, 1972, с. 25-28.
- Штремплер Г.И. Химия на досуге. - М.: Просвещение, 1993, 30-33.
- Фигуровский Н.А. История химии: учеб. пособие для студентов. М.: Просвещение, 1979. – 311 с.
- Кукушкин Ю.Н. Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы. – М.: Высшая школа, 1993, с. 276 – 279.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г Изучаем химию в 9 классе. – М.: БЛИК И К⁰, 2003. – 256 с. (С. 37 – 46).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок химии Металлы
Урок химии с компьютерной поддержкой...
Конспект урока "Щелочные металлы"
конспект урока по химии "Щелочные металлы" с использованием ЭОР - 9 класс...
Урок "Коррозия металлов" 9 класс
Данный урок проведен в режиме учебного проекта. Для проведения исследования на уроке учащимися предварительно были поставлены опыты по коррозии. Основная форма работы: групповая....
Презентация к уроку "Щелочные металлы"
Данная презентация предназначена для проведения урока по этой теме в 9 классе...
Урок-конкурс "Металлы",11 класс
Урок составлен учителем Квитоксой СОШ №1 Левицкой Л.В. Урок проводится ссопровождением слайд- фильма. Подсчёт баллов и подведение итогов возлагается на капитанов команд, которые в своей группе...
План проведения урока "Щелочные металлы" и презентация к уроку
Урок в соответствии с требованиями ФГОС. В материале представлены: план проведения урока и презентация к уроку....