Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения химии
методическая разработка по химии на тему

Задорова Ольга Владимировна

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире и, скорее всего,  им не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим, они хотят ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rabota._doc.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Новобурасского муниципального района

Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения химии

 Описание системы работы

учителя    химии  высшей  квалификационной   категории  МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №1 р.п. Новые Бурасы            Новобурасского района Саратовской области»      

                                                                        Задоровой Ольги Владимировны

р.п. Новые Бурасы

Тезисы преимуществ использования информационно - коммуникационных технологий

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире и скорее всего им не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим, они хотят ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

  • Появилась новая технология и, на мой взгляд, учащиеся с большим восторгом встретили её, чем просто мел и размазанную классную доску!
  • Использование ИКТ позволяет работать учителю интересно, наглядно, красочно и доступно для современной молодёжи.
  • На лазерном диске или на другом электроном носителе  есть не только теоретическая суть лекции, но и наглядное оборудование: схемы, таблицы, рисунки, фотоснимки, видеоролики и, наконец, музыкальное сопровождение, которое играет не последнюю роль в успехе урока. Всё это направлено, чтобы ученик услышал, увидел, прочувствовал.

Подготовка дидактического материала, заданий, контрольных и т.д.

    Наличие электронных задачников, тестов, учебников облегчает труд учителя, позволяет осуществлять контроль знаний индивидуально и дифференцированно. В нашей школе накоплен большой дидактический материал на электронных носителях. Все учебники, задачники автора Габриеляна О.С. , по программе которого проходит обучение химии в нашей школе имеются в электронном варианте. Структура пособия адаптирована к учебникам «Химия» (издательство «Дрофа», 2001). В нем содержатся вопросы и задания тестового характера по курсу химии за 7 - 11 классы, а также примерные варианты контрольных работ по основным разделам неорганической и органической химии.

Использование ИКТ в процессе обучения химии для объяснения нового материала

При применении компьютерных технологий  важным является  вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения. При этом компьютер выполняет следующие функции: 1) функции учителя - источник учебной информации; тренажер; 2) функции рабочего инструмента: средство подготовки текстов, выступлений.

Использование  информационно-коммуникационных технологий на уроке позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой работы на уроке;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной «игрушкой», способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер, вместе с тем, является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Урок с использованием ИКТ имеет  множество преимуществ по сравнению с обычным уроком, например, рост объема выполненных на уроке заданий; повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, включения игрового момента, объективность и своевременность результатов теста.

  • Все лекции сопровождаются аккуратной записью на экране, как текста, так и химических уравнений реакций.
  • Демонстрируются наглядные виртуальные химические опыты, не прибегая к вредным для здоровья – реактивам.
  • После изложения лекции на экран выводятся вопросы для самопроверки усвоения материала учащимися; приводится дидактический материал упражнений и задач для закрепления данной темы.
  • Электронные версии урока можно использовать также учащимся для самоподготовки, не прибегая к помощи репетиторов.

«Химия общая и неорганическая» - подготовлен МарГТУ, лабораторией систем мультимедиа, г.Йошкар – Ола. 2001 г.

«Химия Органическая»

Лабораторные и практические занятия с использованием мультимедиа

Учебное электронное издание – Химия (8 – 11 классы). Виртуальная лаборатория. подготовлен МарГТУ, лабораторией систем мультимедиа, г.Йошкар – Ола. 2004 г.

Электронное приложение к учебному пособию Intel . Intel corporation, 2003 – 2005.

  •  для виртуального понимания структуры материи веществ
  • на  лабораторных и практических занятиях
  • на лекционных и семинарских занятиях по химии
  • обобщающих уроках с использование опорных конспектов
  •  на самостоятельных и видеосамостоятельных работах
  • на тестированных заданиях
  • во внеклассных мероприятиях

При обучении химии, наиболее естественным является использование компьютера, исходя из особенностей химии, как науки. Например, для моделирования химических процессов и явлений, компьютерной поддержки процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения. Моделирование химических явлений и процессов на компьютере – необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.  Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явление, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. Например, задавая разные значения концентрации реагирующих веществ (в программе, моделирующей зависимость скорости химической реакции от различных факторов), учащийся может проследить за изменением объема выделяющегося газа и т.д.

Третье направление использования ИКТ в процессе обучения химии – программная поддержка курса. Содержание программных средств учебного назначения, применяемых при обучении химии, определяется целями урока, содержанием и последовательностью подачи учебного материала. В связи с этим, все программные средства, используемые для компьютерной поддержки процесса изучения химии, можно разделить на программы:

  • справочные пособия по конкретным темам;
  • решения расчетных и экспериментальных задач;
  • организация и проведение лабораторных работ;
  • контроль и оценка знаний.

На каждом конкретном уроке могут быть использованы определенные программы, исходя из целей урока, при этом функции учителя и компьютера различны. Программные средства для эффективного применения в учебном процессе должны соответствовать курсу химии профильного обучения, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию обще - учебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.  Применительно к обучению химии,   наряду с повышением мотивации обучения за счет использования компьютера на уроке, повышения уровня индивидуализации обучения и возможности организации оперативного контроля за усвоением знаний,  компьютерные технологии могут быть эффективно использованы для формирования основных понятий, необходимых для понимания микромира (строение атома, молекул), таких важнейших химических понятий как "химическая связь", "электроотрицательность", при изучении высокотемпературных процессов (цветная и черная металлургия), реакций с ядовитыми веществами (галогены), длительных по времени химических опытов  и т.д.

 Однако,  на данном этапе компьютерные технологии в преподавании химии в школе используются не настолько широко, как хотелось бы. Главной причиной является недостаточная обеспеченность современными компьютерами и  соответствующими компьютерными программами.  

Большой интерес у учащихся вызывает подготовка компьютерных презентаций.  Так, например, учащимися 11 классов подготовлена серия презентаций по теме «Вода» в соответствии с элективным курсом, разработанным мной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения математики»

Необходима такая педагогическая модель, которая бы соответствовала информационным потребностям и веяниям нового времени. Нужно перестроить материал своего предмета так, чтобы обучающиеся в условиях ис...

Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения физике

Презентация к выступлению на районном постоянно-действующем семинаре "Информационные технологии в образовательном процессе" 23.04.2012...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения"

В статье представленны виды, способы, плюсы и минусы использования ИКТ в образовательном процессе....

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку.

Из опыта работы учителя по использованию средств ИКТ при обучении русскому языку. В работе представлен теоретический материал и примеры практического  применения ИКТ....

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку.

Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и ...