Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку.
статья по русскому языку по теме
Из опыта работы учителя по использованию средств ИКТ при обучении русскому языку. В работе представлен теоретический материал и примеры практического применения ИКТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку.
Сапронова Лидия Николаевна – учитель русского языка и литературы МБОУ Рябовской СОШ Алексеевского района Волгоградской области.
Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках. В настоящее время в школах все активнее внедряются ИКТ. Суть новых информационных технологий — обеспечение доступа учителя и учеников к современным электронным источникам информации, создание условий для развития способности к самообучению путем организации исследовательской творческой учебной работы учащихся направленной на интеграцию и актуализацию знаний, полученных по различным предметам. Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.
Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов:
1. Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).
2. Участие в работе научно-практической конференции «Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин» - Волгоград 2010 год.
3. Прохождение краткосрочной курсовой подготовки в Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования по теме «Применение электронных образовательных ресурсов в процессе изучения русского языка и литературы» - 2011 год.
В нашей школе есть необходимые информационные ресурсы: компьютерный класс, наличие компьютера во всех учебных кабинетах, доступ в Интернет, интерактивные доски. Создается медиатека по русскому языку и литературе.
В зависимости от типа я создаю различные варианты своих уроков.
1. Урок объяснения нового материала: актуализация знаний; объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере (использую один компьютер и компакт-диск); первоначальное закрепление; подведение итогов.
2. Урок контроля и проверки знаний: творческая работа (индивидуально или по группам — написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы- анализ источников, документов – 20- 25 мин.); компьютерное тестирование (используется компьютерный класс, — 10 мин.); подведение итогов.
3. Урок повторения пройденного материала: актуализация знаний; творческие (работа по парам или группам; поиск информации на компакт-диске или в Интернете); рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и видеопроектор); подведение итогов.
При подготовке к урокам русского языка я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, помещенных в мультимедийной презентации. Предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Кроме того, я демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса.
На уроках закрепления изученного материала неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Например, различные тренажеры из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: Электронные тренажеры «Орфография. Пунктуация», «Развитие речи» (Институт новых технологий 2007). Электронный тренинг по русскому языку для ученика представляет собой комплекс упражнений по орфографии, пунктуации и развитию речи (понимание текста), охватывающий все темы, изучаемые в соответствующих разделах на уроках русского языка с 5-го по 9 класс и повторяемые в старших классах средней школы. Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.
Для проведения контрольных и проверочных работ использую ресурсы Справочно-информационного портала ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех.
Коллекция дисков «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», предназначенная для учеников 5-11 классов, ценна тем, что материал на них представлен поурочно, есть аудио- и видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический словарь. Цель этих уроков - не только дать базовые знания по русскому языку, но и расширить и углубить представление о языке, что позволит не заучивать автоматически разрозненные правила, а постепенно, урок за уроком, выводя один закон за другим, охватить всю систему правил целиком.
Электронное пособие по русскому языку к учебникам Т.А. Ладыженской обеспечивает возможность тренировки ученика в выполнении всех типов заданий для 5- 6 классов. В пособии используется более семидесяти тысяч слов в качестве объектов приложения изучаемых правил. Каждая тема в пособии проиллюстрирована разъясняющими её плакатами с правилами и примерами.
Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, стихов, составление сборников. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе также считаю проектную деятельность учащихся. Выполнение ученических работ в виде презентаций, докладов с помощью компьютерных программ позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне. Так, учащиеся 10 класса разработали проект «Стили речи» и оформили его в виде презентации. Учащиеся 5 класса работали над проектом «Приставки при- и пре-» и оформили проект в виде буклета.
Для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ использую электронные пособия и тренажеры издательства "Дрофа» и электронное пособие «В помощь учителю русского языка: готовимся к ЕГЭ и ОГЭ. Презентации.» Г.Т. Егораевой, издательства «Экзамен» являются незаменимым помощником учителю и учащимся при подготовке к экзаменам.
Фрагменты уроков русского языка с применением ИКТ
- Фрагмент урока русского языка в 9 классе.
Тема урока: Пунктуация в сложносочиненном предложении.
Этап урока: Закрепление и систематизация знаний.
(На данном этапе урока используется мультимедийная презентация).
На слайдах - сложносочиненные предложения. Укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые, прокомментируйте постановку запятых. (После комментария учащихся учитель предлагает сравнить их ответы с эталоном).
2. Фрагмент урока русского языка в 9 классе.
Тема: Повторение. Правописание приставок.
Этап урока: Контроль.
На данном этапе урока используются возможности Справочно- информацион-ного портала ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех. Учащимся предлагается выполнение упражнения в режиме онлайн с последующей проверкой.
Упражнение. Выберите правильный вариант: и или е?
1. Коротков не расслышал, хотя и пр_падал ухом к замочной скважине. (М. Булгаков, "Дьяволиада")
2. Даша с трудом влезла на печь, пр_крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
3. Итак, я слез и пр_был в свою часть. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
(В упражнении - 30 предложений)
3. Фрагмент урока русского языка в 9 классе.
Тема: Применение официально – делового стиля на практике. Учимся составлять персональное резюме.
Этап урока: Опорное повторение (слайд 3) (3 минуты).
Перечислите, какие стили русского языка изучены нами.
Заполните таблицу:
«Особенности официально-делового стиля»
Сфера общения | Жанры стиля | Особенности стиля | Языковые средства |
Один из учащихся работает на интерактивной доске, другие – на карточках, которые им раздал учитель.
После сравнения ответов учащихся убирается шторка и появляется правильно заполненная таблица.
4. Фрагмент урока русского языка в 6 классе.
Тема: Превосходная степень прилагательных.
На этапе объяснения нового материала используется ИКТ – тренажер. Режим "Учёба".
Учитель: Материал изложен на странице кратко. Кто сможет привести свои примеры прилагательных в превосходной степени? В ходе рассказов учащихся на доске и в тетрадях создается таблица «Превосходная степень прилагательных. Простая и составная форма». После ее создания на экран выводится таблица «Прилагательные в превосходной степени. Простая и составная форма», ученики сравнивают две таблицы, при необходимости добавляются в свои таблицы примеры, предложенные учителем.
5. Фрагмент урока русского языка в 5 классе.
Тема урока: Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях
с однородными членами.
Этап урока: Объяснение нового материала.
Используется электронное приложение к учебнику русского языка для 5 класса Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой. Демонстрация таблицы сопровождается аудиозаписью. Учащиеся записывают примеры из таблицы в тетрадь.
Итоги использования компьютерных технологий таковы:
повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);
осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
расширение объема предъявляемой учебной информации;
обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;
включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;
повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;
включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
В процессе использования ИКТ на уроках русского языка у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- умение работать в группе;
- умение находить информацию в различных источниках; самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
- коммуникативная компетентность;
- осознание полезности получаемых знаний и умений.
ИКТ на уроках русского языка, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы.
Литература.
Агатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: 1994.
Брыксина О. Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.//Информатика и образование. 2004. №5.
Ларских З.П. Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический комплекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х томах.-Т.1М.: НИИ школьных технологий -2006.
Скоробогатова, 0. Г. Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка. //Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин. Материалы первой областной научно-практической конференции// Сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова; под редакцией Л. Н. Савиной. М.:Планета, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе
Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл сво...
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе.
Изучение английского языка, как и изучение любого другого предмета, требует нелёгкой систематической работы, тем более, что наши ученики не имеют возможности общаться с носителями языка.Передо мной, к...
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку.
Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и ...
Использование развивающих образовательных технологий в процессе обучения французскому языку в школе (из опыта работы)
В статье указаны инновационные образовательные технологии обучения иностранному языку, которые я использую на своих уроках с приведением конкретных примеров. Применение данных технологий позволя...
Мастер-класс " Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе"
Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет: -наполнить уроки новым содержанием;-развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащи...