"Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения"
статья на тему
В статье представленны виды, способы, плюсы и минусы использования ИКТ в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 134.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения
Вылегжанина Евгения Александровна, учитель английского языка;
Мальцева Наталья Николаевна, методист
ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» г. Кемерово
Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим
и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.
Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ – это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации – чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает
и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Помимо этого, использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как:
- формирование устойчивой мотивации;
- активизация мыслительных способностей учащихся;
- привлечение к работе пассивных учеников;
- повышение интенсивности учебного процесса;
- обеспечение живого общения с представителями других стран и культур;
- обеспечение учебного процесса современными материалами;
- приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;
- реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;
-активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся
к исследовательской деятельности;
- обеспечение гибкости процесса обучения.
В педагогической практике существует следующая классификация средств ИКТ по области методического назначения.
Таблица 1
Классификация средств ИКТ по области методического назначения
В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении компетентности педагога в области ИКТ, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.
В педагогической практике предлагается двухуровневая модель информационно-коммуникационной компетентности учителя:
- уровень функциональной грамотности (подготовленность к деятельности):
- владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой, видеоинформации;
- умение работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами;
- умение использовать такое оборудование, как сканер, принтер и т.д.
2) деятельностный уровень (реализованная деятельность) – эффективное
и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов.
Деятельностный уровень можно разделить на подуровни:
- внедренческий – включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
- творческий – разработка собственных электронных средств учебного назначения.
Именно деятельностный уровень (реализованная деятельность) может привести к качественным изменениям результатов системы образования. Как вывести учителя с уровня функциональной грамотности на деятельностный уровень? Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов необходимо реализовывать в рамках отдельно взятого учебного заведения. Существуют различные проекты, курсы повышения квалификации, благодаря которым педагоги могут научиться использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Важную роль играет методическое сопровождение использования ИКТ, обобщение и распространение педагогического опыта в области использования ИКТ (проведение семинаров, мастер- классов, вебинаров и т.д.).
Необходимым условием эффективного и систематического использования функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов является внутренняя мотивация, потребность и готовность учителя к проведению уроков с использованием ИКТ, осознанное перенесение полученных теоретических знаний и практических навыков в практическую педагогическую деятельность, использование готовых мультимедийных программ в учебном процессе, образовательных ресурсов сети Интернет, общение в сетевых сообществах, пользование социальными сервисами, создание и использование в учебном процессе собственных простейших и имеющихся программных продуктов, образовательных сайтов.
Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. Чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса – педагога и учащихся, учеников между собой - и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером».
Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.
К использовании информацинно-коммуникационных технологий в обучении нужно подходить творчески, не злоупотребляя и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.
Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии – это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя.
Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик зависит в большей степени от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения математики как средство познавательной активности школьников»
Обобщение опыта работы...
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе
Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл сво...
Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения
Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности....
Информационно-коммуникационная компетентность педагога в процессе обучения проектной деятельности школьников среднего звена на уроках английского языка
тема для самообразования 2019-2020 гг....