Химия и жизнь
элективный курс по химии по теме
Программа элективного курса «Химия и жизнь» предназначена для учащихся 9-х классов и носит межпредметный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khimiya_i_zhizn.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей
«Химия и ЖИЗНЬ»
программа
элективного курса по химии для учащихся 9 класса
Разработали
учителя
Торжокского района:
Кушенова С.А. Лобанова Т.П. Панова В.А. Терехина А.С.
Руководитель:
главный методист по химии учебно-методического центраТвОИУУ Политова С. И.
Торжок
2008год
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Химия и жизнь» предназначена для учащихся 9-х классов и носит межпредметный характер. Она рассчитана на 15 часов (по 1 часу в неделю).
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой и свойствами важнейших для здоровья человека макро- и микроэлементов, историей создания лекарственных веществ и механизмом их действия. Рассматривается действие витаминов и гормонов, проблемы, связанные с наркотиками и влияние этанола на организм человека. Разбирается вопрос о косметических средствах и их применении. В курсе предусмотрены практические занятия по обнаружению и определению макро- и микроэлементов, работа с лекарственными травами, косметическими средствами, домашней аптечкой. Экскурсия в аптеку позволит увидеть современное состояние фармацевтики. Всё это углубит представление учащихся по данной тематике и вооружит их практическими навыками, необходимыми для жизни, что делает данный курс особенно актуальным. Формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни - это важнейшая задача современной школы. Но на каждом конкретном уроке по химии этим вопросам уделяется недостаточное внимание. Индивидуальный подход к каждому при изучении этого курса в малых группах даёт ребёнку ещё один шанс найти себя, определиться с выбором дальнейшего профиля обучения.
Цель курса
- Формировать стремление учащихся вести здоровый образ жизни.
- Дать базу для ориентации учащихся в сложном мире современных лекарственных средств, познакомить с их влиянием на организм человека.
- Расширить кругозор, вооружить знаниями, необходимыми для повседневной жизни.
- Повысить интерес к химии и предметам естественнонаучного цикла, и тем самым помочь им в выборе профиля обучения в старшей школе и в выборе дальнейшего профессионального обучения (ориентация на медицинские специальности).
Задачи
- Объяснить влияние макро и микро элементов на организм человека.
- Научить ориентироваться в мире лекарств.
- Убедить в опасности самолечения.
- Дать понятие о влиянии витаминов и гормонов на организм человека.
- Познакомить с классификацией и физиологическим влиянием наркотиков на организм человека, доказать опасность их применения.
- Обучить правилам работы с лекарственными травами по применению их для профилактики заболеваний.
- Научить грамотно составлять домашнюю аптечку и применять лекарства из неё для оказания первой медицинской помощи.
- Закрепить знания правил личной гигиены и познакомить с особенностями важнейших косметических средств по уходу за полостью рта, волосами и кожей.
Предлагаемый материал может быть использован для работы с различными группами (категориями) школьников. Благодаря модульному принципу построения программы разработанные занятия могут быть использованы при проведении уроков, близких по тематике школьной программы. Возможно использование отдельных тем, например темы 5 «Я - за здоровый образ жизни!» при проведении мероприятий по наркотоксической профилактике. Тема 6 «Это должен знать каждый» может быть использована для проведения классных часов, в профориентационной работе с учащимися.
Ожидаемые результаты',
В результате обучения данного курса учащиеся » Овладевают новыми знаниями по темам.
- Узнают роль важнейших макро- и микроэлементов в жизни живых
организмов.
» Должны научиться определять практически ряд важнейших макроэлементов.
- Узнать механизм действия лекарств и некоторые важнейшие лекарственные травы родного края.
- Знать важнейшие витамины и гормоны, и их влияние на человека.
- Понимать, в чём опасность действия наркотиков и этанола на человека.
- Стремиться вести здоровый образ жизни.
- Знать правила гигиены и самые необходимые косметические средства и уметь грамотно их применять.
- Уметь формировать домашнюю аптечку и применять лекарства из неё для оказания первой медицинской помощи, соблюдая правила безопасности.
Всё это должно помочь учащимся:
- Выбрать профиль дальнейшего обучения в школе и профессиональную ориентацию в будущем.
Диагностика результативности работы по программе:
- В форме тестирования.
Учебно-тематический план элективного курса
«Химия и жизнь».
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Влияние макро и микро элементов на организм человека. | 2 часа | Беседа, практикум. |
2. | Лекарства. | 2 часа | Беседа. |
3. | Витамины и гормоны. | 2 часа | Беседа, сообщения учащихся. |
4. | Растения - природные источники лекарств. | 2 часа | Беседа, лабораторная работа, практикум. |
5. | «Я за здоровый образ жизни». | 3 часа | Лекция, деловая игра, конкурс рисунка, сообщения учащихся. |
6. | Это должен знать каждый. | 3 часа | Лабораторный практикум, экскурсия, беседа. |
7. | Итоговое занятие | 1 час | Тестирование. 1 |
Итого 15 часов.
Содержание программы: Тема 1 Влияние макро и микро элементов на организм человека. (2 часа) Занятие 1 Макро и микроэлементы (1 час) Беседа.
Занятие 2 Практикум. Определение ионов Са Mg К Na CI Fe Fe I. (1час) Практическая работа.
Демонстрации: таблицы содержания макро и микроэлементов в земной коре, морской воде, в растительных объектах.
Практическая работа: качественные реакции на определение важнейших ионов Са Mg Fe Fe Со Na К CI I
Роль химических элементов в жизни живых организмов. Элементарный химический состав земной коры, морской воды и живых организмов. Макро, микро и ультраэлементы по количеству их в живых организмах. Закономерности положения этих элементов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Физиологическая роль макро и микро элементов, последствия их избытка и недостатка в организме. Растения- концентраторы важнейших микроэлементов, (обитатели нашего региона). Практическое определение, наличие макро и микроэлементов. Результат по данной теме:
учащиеся должны: определять понятия: элементы — органогены, макро, микроэлементы, ультраэлементы, характеризовать физиологическое значение важнейших макро и микроэлементов (таблица), проводить качественные реакции на ионы Mg Са Na К Fe Fe Со CI I (записи в тетради)
Тема 2 Лекарства (2 часа)
История возникновения лекарств. Современные лекарства, рождённые химией. Как действуют лекарства? Лекарства и яды. Яды и противоядия. Лечение без опасности.
Занятие 1 Откуда пришли лекарства? (1 час) Беседа. Занятие 2 Лекарства и яды. Антидоты. Опасность самолечения. (1 час*) Беседа.
Демонстрации: Таблица классификации лекарств. Образцы препаратов из арсенала современной фармацевтики. Результат: учащиеся должны знать:
- Об истории возникновения фармацевтики.
- Основные группы лекарственных препаратов и их действия на организм человека (таблица).
- Способы оказания помощи человеку при отравлениях некоторыми ядами (конспект).
- Осознавать опасность самолечения.
Тема 3 Витамины и гормоны.
Знакомство с витаминами. История их открытия, влияние недостатка и избытка их на организм человека. Роль микроэлементов в работе витаминов и гормонов.
Гормоны. Важнейшие из них и их физиологическая роль.
Пища - источник витаминов, макро и микроэлементов.
Занятие 1 Витамины - ликвидатор страшного. Пища - источник витаминов.
(1 час) Сообщения учащихся. Беседа.
Занятие 2 Гормоны - чудесные регуляторы.
Современные достижения науки в производстве гормонов и витаминов.
(1час) Беседа.
Демонстрации - продукты питания богатые витаминами. Современные витаминные препараты необходимые для профилактики различных заболеваний. Результат: учащиеся должны:
- Узнать историю открытия витаминов.
- Важнейшие витамины, их химический состав, влияние на организм человека (таблица)
- Некоторые гормоны, их физиологическое значение (таблица)
- Роль продуктов питания в восполнении дефицита витаминов.
Тема 4 Растения - природные источники лекарств. (2 часа) Растения - это первые лекарства человека. Растения - целители нашей местности. Овощи и фрукты и их лечебное действие. Занятие 1 Знакомство с лекарственными травами. Овощи и фрукты и их лекарственное действие. (1 час) Беседа, работа с гербарием. Занятие 2 Практическая работа. Приготовление соков и отваров для профилактики простудных заболеваний. (1 час)
Демонстрации: Гербарий лекарственных трав, аптечные препараты из трав. Овощи и фрукты нашего края, обладающие лечебным действием. Практическая работа. Приготовление отвара из листьев подорожника, мать-и-мачехи, мяты. Приготовление свежего сока из яблок и апельсинов. . Результат: учащиеся должны узнать:
- Важнейшие лекарственные дикорастущие травы родного края и способы их применения (таблица).
- Овощи и фрукты, обладающие лечебным действием (таблица).
- Как грамотно приготовить отвар из лекарственных трав, с использованием водяной бани.
в Как приготовить свежий сок из фруктов.
Тема 5 «Я - за здоровый образ жизни!» (3 часа)
Наркотик - лекарство, или яд? Алкоголь и его влияние на организм человека. Опасность применения наркотиков и борьба за здоровый образ жизни.
Занятие 1 Что такое наркотики и чем они опасны. (2 часа) Лекция, деловая
игра, конкурс плакатов.
Занятие 2 Алкоголь и подросток. (1 час) Беседа, сообщения учащихся. Результат: учащиеся должны узнать:
- Что такое наркотики. Какие виды наркотиков существуют и чем они опасны (таблица).
- Физиологическое действие алкоголя и его роль в разрушении личности (доклады учащихся).
- Стремиться вести здоровый образ жизни.
Тема 6 Это должен знать каждый.
Правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами и кожей. Косметические средства, помогающие в этом. Домашняя аптечка. Важнейшие лекарственные препараты для оказания первой медицинской помощи и техника безопасности при их применении. Современная аптека. Занятие 1 Косметика. (1 час) Лабораторная работа. Занятие 2 Домашняя аптечка. Умей оказать помощь. (1 час) Беседа, практическое занятие.
Занятие 3 Современная аптека. (1 час) Экскурсия. Демонстрации: Важнейшие косметические средства: мыло, шампуни, лосьоны, кремы. Предметы для макияжа: губная помада, тушь для ресниц, тональный крем.
I фактическое занятие: комплектация домашней аптечки и применение препаратов из неё для оказания первой медицинской помощи. Результат: учащиеся должны научиться:
» Определять тип своей кожи и подбирать косметические средства с учётом своих особенностей.
- Должны узнать минимальный набор лекарств для домашней аптечки (конспект) и уметь применять их для оказания первой медицинской полмощи, соблюдая правила техники безопасности.
Итоговое занятие. Тестирование по материалу курса.
Литература.
- Энциклопедия для детей т. 17 М, Аванта-плюс. 2000 г.
- Макаров Н.И. Химия и медицина. М., Просвещение, 1981 г.
- Казаков Б.И. Лаборатория внутри нас. М., Знание 1984 г.
- Кемпинскас В. Лекарства и человек. М., Знание 1984 г.
- Крылов Ю.Ф. Смирнов П.А. Путешествие в мир фармакологии. М., Знание 1988 г.
- Прозоровский В.Б. Рассказы о лекарствах. М., Медицина 1986
- Терлецкий Е.Д. Металлы, которые всегда с тобой (микроэлементы и жизнеобеспечение организма). М., Знание, 1986 г.
- Скурихин И.М. Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика М., Высшая школа, 1998 г. „
- Г. Матье С витаминами к здоровью! М., Покупки на дом, 2001
- Без секрета всему свету... Издание научно-методического центра «Диагностика. Адаптация. Развитие» имени Л.С. Выгодского. Серия «Работающие программы» выпуск 6, М., 2003 г.
- Профилактика наркомании. ВИЧ инфекции и болезней, передаваемых половым путём. ТО ИУУ Составители Раненсон О.Д., Захарова Г.А. Тверь 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пропедевтический курс по химии для 7 класса "Химия и жизнь"
Спецкурс по химии для 7 класса....
Программа кружка по химии "Химия и жизнь"
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу химического кружка "Химия и жизнь".Программа разработана для обучающихся общеобразовательных классов....
Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь»
Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь» решает задачи обобщения и систематизации знаний по технологии (раздел «Технология ведения дома») и химии; повышения интереса к п...
Внеклассное мероприятие к недели химии "Химия и жизнь"
Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, ни держали в руках, что бы мы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ. Химию называют «индустрие...
Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».
Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....
Программа дополнительного образования по химии "Химия и жизнь"
Направленность программы: естественнонаучная.Программа «Химия и жизнь» предназначена для проведения занятий, не входящих в рамки основной образовательной деятельности (в рамки основных обр...
Урок 1. Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Методы познания в химии.
Разработка первого урока химии в 8 классе содержит подробный конспект урока, рабочий лист и домашнее задание. Урок разработан в соответствии с УМК «Химия», Габриелян О.С., Остроумов И...