Программа кружка по химии "Химия и жизнь"
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу химического кружка "Химия и жизнь".
Программа разработана для обучающихся общеобразовательных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_himiya_i_zhizn.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Домодедовского муниципального района Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Чурилковская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
директор МОУ ДОД ДДЮТ
________________________
«___»_____________2010г.
Рабочая программа дополнительного образования детей
естественнонаучной направленности
«Химия и жизнь»
Возраст детей 14-15 лет
Срок реализации программы 1год
Составитель:
Новикова Н.Ф.
2010 г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы элективного курса
«Химические вещества в повседневной жизни человека» (Химия. 9 класс: сборник элективных курсов 1 сост. Н.В.Ширшина. — Волгоград: Учитель, 2008).
Программа реализуется в 8 классе, где дети проявляют интерес к предметам естественнонаучного цикла. В прошедшем учебном году учащиеся выполнили научную работу по исследованию редких и исчезающих растений в заповеднике «Горки». На текущий учебный год запланирована научная работа по определению состояния и качества воды в реке Пахра.
Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний по химии в повседневной жизни.
Изучение мира природы — одна из сторон деятельности человека. Знания, получаемые в школе по химии, возможно применять в повседневной жизни. Химия - это источник знаний о здоровье человека, так как при её изучении ученики знакомятся с составом различных веществ, как эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, и в целом на саму жизнь человека, что полезно, в каких количествах, и что вредно.
Кружок "Химия и жизнь" реализует связь школы с жизнью, активизирует
познавательную деятельность учащихся, развивая интерес и создавая связи между предметами, изучаемыми в школе, такими как информатика, химия, биология, экология, география.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ
окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт
практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения. Темы «Вода», «Поваренная соль», «Спички». «Бумага» дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Проектные работы, тематика которых приводится в программе, позволят
сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Динамику интереса к темам кружка поможет проследить анкетирование на первом и последнем этапе изучения курса.
Цели кружка:
- расширение и углубление знаний учащихся,
- развитие познавательных интересов и способностей,
- формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ,
- формирование информационной культуры.
Возраст.
Программа кружка "Химия и жизнь" рассчитана на учащихся 8 класса (14-15 лет)
Срок реализации программы
1 год (34 занятия по 1 часу в неделю или 34 часа).
Основные методы:
Проведение химических опытов, чтение научно — популярной литературы, подготовка рефератов, создание презентаций, тестов для младших классов.
Основные формы:
Лекции, презентации, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.
Ожидаемые результаты.
В результате посещения кружка «Химия и жизнь» ученик должен:
1. Повысить свой общекультурный уровень;
2. Научится находить необходимый материал в различных источниках (книги, справочники, Интернет и др.);
3. Создавать и представлять доклады в форме презентаций;
4. Пользоваться химической посудой, реактивами и проводить простейшие химические опыты. Соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.
Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СООБЩЕНИЙ.
1. Чудесный мир бумаги.
2. Много ли соли в солонках страны?
3. «Соляные бунты» в России.
4. Физиологический раствор в медицинской практике.
5. Имеет ли вода память?
6. Влажность воздуха и самочувствие человека.
7.«Скользкая» и «мокрая» вода.
8. Выводим пятна со страниц книги.
9. Синтетическая бумага — альтернатива целлюлозной бумаге.
10. История бумажных денег.
11. Вода в космосе.
ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
1. Анализ проб воды в различных водоемах округа.
2. Очистные сооружения городского водоканала (по материалам экскурсии).
3. История спички.
4. Слайд-презентация «Бассейн реки».
5. Экологические проблемы акватории страны.
6. Бумага — материальный носитель различных видов искусства (презентация в программе Power Point).
Календаро-тематическое планирование
занятий кружка: «Химия и жизнь»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Вводное занятие. | ||
2 | Ознакомление с кабинетом химии и | ||
3 | Знакомство с лабораторным | ||
4 | Вода. (Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы.) | ||
5 | Вода — основа жизни на земле. | ||
6 | Вода в масштабе планеты. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. | ||
7 | Водород. Круговорот водорода, | ||
8 | Кислород. Круговорот кислорода. | ||
9 | Круговорот кальция. Кальций в живых организмах. | ||
10 | Круговорот серы. Роль растений и | ||
11 | Круговорот углерода. Фотосинтез. | ||
12 | Круговорот азота. Проблемы связывания атмосферного азота. | ||
13 | Химия и человек. Химические вещества в повседневной жизни человека. | ||
14 | Поваренная соль. Роль NaC1 в обмене веществ, Солевой баланс. Очистка NaC1 от примесей. | ||
15 | Практическая работа «Очистка | ||
16 | Спички. История изобретения спичек. | ||
17 | Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней. | ||
18 | Карандаши и акварельные краски. | ||
19 | Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла. | ||
20 | Керамика. Виды керамики. История | ||
21 | Химия и медицина. Лекарства и яды в древности. | ||
22 | Антидоты. Антибиотики. | ||
23 | Домашняя аптечка. Средства первой | ||
24 | Домашняя аптечка. Средства первой | ||
25 | Химические средства гигиены. Средства ухода за зубами. | ||
26 | Химические средства гигиены. Мыло и синтетические моющие средства. | ||
27 | Практическая работа «Выведение пятен препаратами бытовой химии». | ||
28 | Косметические средства. | ||
29 | Аэрозоли и дезодоранты. | ||
30 | Работа над проектами. | ||
31 | Работа над проектами. | ||
32 | Работа над проектами. | ||
33 | Защита проектов. | ||
34 | Защита проектов. | ||
35 | Итоговое анкетирование. |
Итого: 35 ч.
Список литературы.
1. Элективные курсы по химии для предпрофильной подготовки учащихся в 8 -9 классах. Составитель Морозов В.Е. М. Глобус, 2007г
2. Симанчук Н.И. Методическое пособие. Образовательная программа кружка
"Занимательная химия". http://festival. l september.ru/articles/522793/
3. Химия. 9 класс. Сборник Элективных курсов. Составитель Ширшина Н.В. Волгоград. Учитель, 2008г.
4. Дружинина А. Здоровое питание. — М.: АСТ-Пресс книга, 2004.
5. Михайлов В.С., Палько А.С. Выбираем здоровье! — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1987.
6. Нифантьев Э.Е., Парамонова Н.Г. Основы прикладной химии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002,
7. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия 19986.
8. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. издание. —М.: Высшая школа, 1991.
9. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Рукк Н.С. Домашняя химия. Химия в быту и на каждый день. — М.: РЭТ, 2001.
10. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. / Глав. Ред. В.А.Володин. — М.: Аванта+, 2000.
11. Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 кл./ Сост.
Л.Б.Поддубная. — Волгоград: Учитель — АСТ, 2005.
12. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ. Пособие.- М.: Высшая школа, 1992.
Согласовано
зам. директора по УВР
___________ /Т.Ю. Корниенко/
«_____»________________ 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
Программа кружка "Уроки духовной жизни"
Программа «Уроки духовной жизни» предназначена для обучающихся в основной школе и направлена на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через свободное обсуждение и размышления над литературн...
Учебная программа кружка «Здоровый образ жизни» на 2012-2013 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В последнее время чаще стали говорить о здоровье. И это понятно всем. Плохая экология, перегрузки, стрессы - всё это негативно ска...
Программа кружка " За здоровый образ жизни"
Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркивается высокими статистическими показателями. Среди появившихся младенцев зд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА БИОХИМИЧЕСКОГО КРУЖКА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ « ХИМИЯ ЖИЗНИ»
В кружок по биохимии приглашаются ребята, ориентированные на участие в различных биологических олимпиадах и интересующиеся биохимией, цитологией, молекулярной биологией и биологией в целом. Специально...
Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.
Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...
Моя программа кружка "Математика в нашей жизни"
Моя программа кружка "Математика в нашей жизни"...