Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь»
методическая разработка (9 класс) по теме
Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь» решает задачи обобщения и систематизации знаний по технологии (раздел «Технология ведения дома») и химии; повышения интереса к предмету; развития практических умений и навыков в использовании знаний по предмету в быту.
Тип внеклассного занятия: применение знаний на практике
Форма урока: урок-практикум (игра: класс делится на 4 команды)
В разработке игры представлено необходимое оборудование, инструуктаж по порядку выполнения работы, таблицы для записи результатов практической работы (шаблоны) и таблицы с готовыми вариантами ответов для контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_i_zhizn_intellektualnaya_igra.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"
Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь»
9 класс
28.01.11 год
РАЗРАБОТАЛА: Дубовкина Татьяна Александровна,
учитель технологии,
1 категории,
МБОУ "СОШ № 10
с углубленным изучением иностранного языка"
ЗЛАТОУСТ, 2011
Интеллектуальная игра по химии и технологии «Химия и жизнь»
9 класс
28.01.11 год
Цель: обобщение и систематизация знаний по технологии (раздел «Технология ведения дома») и химии; повышение интереса к предмету; развитие практических умений и навыков в использовании знаний по предмету в быту.
Тип внеклассного занятия: применение знаний на практике
Форма урока: урок-практикум (игра: класс делится на 4 команды)
Жюри: учащиеся 10-11 классов, члены кафедры ЕМН
Оборудование для проведения практической части игры по технологии:
- пронумерованные лоскуты ткани различного химического состава, имеющие разного рода загрязнения (следы шариковой ручки, масляные пятна, прилипшую жевательную резинку и т.п.)
- химические вещества для удаления пятен: растворители (ацетон, бензин, спирт), аммиак, моющее средство, мел и т.п.
- миски с холодной и горячей водой
- ватные или тканевые тампоны для выведения пятен
- чистое полотно для подложки
- тонкие резиновые перчатки
- горелки
- таблица для записи результатов работы
Ход игры:
- Вступительное слово.
Уют и порядок в доме очень важен. От него зависит настроение и даже здоровье человека. Очень широко в оформлении интерьера используются текстильные материалы: для штор, портьер, драпировок, обивки мебели, обшивки стен. Именно в этой роли ткани могут показать себя с лучшей стороны. Активно используются текстильные материалы и кожа в изготовлении аксессуаров для оформления интерьера (подушки, пуфы, валики, панно). Меняют их в интерьере довольно часто, приспосабливаясь к смене времен года и моде. Таким образом, в доме поддерживается хорошее настроение и приятная атмосфера. Но для того, чтобы дом оставался уютным и чистым, его нужно убирать. Ухода требует и ваша одежда, и домашний текстиль. Вовремя выполненная чистка, стирка и влажно-тепловая обработка помогут надолго сохранить изделиям хороший внешний вид.
Но есть такой вид уборки, который приходится делать, порой неожиданно. При этом важно быстро сориентировать в ситуации и правильно выбрать подходящее средство:
- у вас были гости и на белоснежную скатерть разлили сок, кофе, чай, какао, соус;
- выполняя домашнее задание, вы задумались и испачкали шариковой ручкой, чернилами одежду;
- присев на скамейку в парке во время прогулки, обнаружили на джинсах жевательную резинку;
- обедая, вы были неаккуратны и уронили жирную пищу на одежду, фрукты или ягоды;
- решили пришить пуговицу на блузку или рубашку и укололи палец иглой, порезались и испачкали одежду кровью.
Знаете ли вы, как поступали в последнем случае мастера по изготовлению стеганых одеял?
Для того, чтобы быстро удалить пятнышко крови потребуется средство, содержащее ферменты. именно таким средством является СЛЮНА. Вотрите слюну в испачканное место, сполосните и следите за тем, как пятно постепенно исчезает.
Как быть в других случаях? Что делать? Какие подручные средства, имеющиеся в доме можно быстро применить? Именно на эти вопросы вы и попытаетесь сегодня ответить.
Инструктаж
- У вас на столах лежать лоскуты ткани, различные по химическому составу: хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные, искусственные и синтетические. Ваша задача – определить методом горения их химический состав и занести результаты в таблицу для записи итогов работы (номер лоскута - волокно).
- Второй комплект тканей имеет различные загрязнения поверхности. Ваша задача – определить вид загрязнения (внешне) и способы устранения загрязнения (чем можно удалить пятно?). Затем из предложенных химических веществ выбрать необходимые средства и попытаться удалить пятно. В таблицу записать № лоскута и вид химического средства.
- Подумать, что можно использовать из арсенала домашних средств для удаления различных пятен.
За каждый правильный ответ начисляется 5 баллов. Если задание выполнено частично, то за каждый недочет снимается по 1 баллу.
- Практический этап: выполнение заданий с занесением результатов работы в сводную таблицу.
Выполнив правильно все задания, вы можете набрать максимально 105 баллов.
В случае неполного ответа (или ответа с ошибками), снимается по 1 баллу за каждую погрешность.
Инструктаж по технике безопасной работы:
- Соблюдать осторожность
- Работать в перчатках
- Чтобы избежать образования «ореола», перед выведением пятна рекомендуется смочить ткань вокруг пятна водой.
- Помнить о том, что: шерсть и шелк боятся щелочных растворов, хлопчатобумажные ткани – крепких кислот; ацетатный шелк – уксусной кислоты и ацетона; синтетические – бензина и других растворителей.
- Все пятна, которые не могут быть удалены стиркой, удаляются предварительно.
Итоговая таблица результатов работы (вариант заполнения)
Задание 1. Определение методом горения химического состава ткани | ||
№ п/п | Номер лоскута | Вид волокна |
1. | 4. | Хлопок – запах жженой бумаги, ярко-желтое пламя, горит вне пламени |
2. | 1. | Синтетика – плавится в огне, образуется темный плотный шарик |
3. | 6. | Шерсть – толстая ткань, колючая, горит желтым пламенем, при вынесении из огня затухает, издает запах жженого пера, рога |
4. | 2. | Искусственный шелк – по внешнему виду напоминает шелк, но при горении сворачивается в маленькие бурые шарики, пахнущие уксусом. Вне пламени горение прекращается. Растворяется в ацетоне. |
5. | 8. | Лен – жесткая, гладкая, блестящая ткань с утолщением нитей. При горении ярко-желтым пламенем издает запах жженой бумаги |
6. | 3. | Натуральный шелк – тонкая блестящая струящаяся ткань, горит желтым пламенем, при вынесении из огня затухает, издает запах жженого пера, рога |
7. | 5. | Синтетика – на ощупь скрипит, при горении не плавится, образуя коричневый наплыв |
8. | 7. | Вискоза – мягкая пластичная ткань, напоминающая хлопок, горит ярко-желтым пламенем, издает запах жженой бумаги |
Задание 2. Определение вида загрязнения и способа его устранения | ||
№ лоскута | Вид загрязнения | Способ устранения (химическое вещество) |
1. | Краска для волос | Смесь перекиси водорода и равного количества нашатырного спирта |
2. | Масляное пятно (например, от масла для швейных машин) | Нашатырный спирт, затем теплая вода Бензин |
3. | Пятно от туши, гуаши | Замочить ткань в холодной воде с добавлением любого моющего средства, почистить после высыхания щеткой. |
4. | Свежее масляное пятно (жирное пятно) | Присыпать растолченным мелом, а когда пожелтеет, то есть впитает жир, мел стряхнуть. Повторить несколько раз, пока мел не перестанет желтеть. |
5. | Свежие пятна от травы | Протереть одеколоном. Теплый мыльный раствор с небольшим добавлением нашатырного спирта спиртосодержащего препарата |
6. | След от шариковой ручки | Чистый спирт |
7. | Косметические кремы и духи | Бензин |
8. | ||
Задание 3. Способы устранения загрязнений подручными средствами | ||
№ п/п | Вид загрязнения | Способ устранения |
1. | Свежее жирное пятно | Посыпать солью и осторожно втереть в ткань, соль менять несколько раз, пока пятно не исчезнет |
2. | Чернильное пятно | Несколько капель лимонного сока или горячее молоко |
3. | Шоколад | Стирка в сильно подсоленной воде или растворе нашатырного спирта |
4. | Черника, черная смородина | Промыть в воде, подержать изделий в кислом молоке, растворе лимонного сока или лимонной кислоты. |
5. | Малина, земляника, смородина | Протереть пятно смесью разных частей уксуса и лимонной кислоты (сока), затем выстирайте. |
Выполнение заданий по технологии чередуется с заданиями по химии. Во время подведения итогов членами жюри, учащиеся от каждой команды, не занятые выполнением практической работы отвечают на блиц-вопросы (подготовленные учителем химии).
Затем результаты, полученные в двух номинациях (технология и химия) плюсуются, и оглашается общий итог игры.
- Подведение итогов, релаксация
Итоговая таблица результатов работы (для учащихся)
Задание 1. Определение методом горения химического состава ткани | ||
№ п/п | Номер лоскута | Вид волокна |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
Задание 2. Определение вида загрязнения и способа его устранения | ||
№ лоскута | Вид загрязнения | Способ устранения (химическое вещество) |
1. | Краска для волос | |
2. | Масляное пятно (например, от масла для швейных машин) | |
3. | Пятно от туши, гуаши | |
4. | Свежее масляное пятно (жирное пятно) | |
5. | Свежие пятна от травы | |
6. | След от шариковой ручки | |
7. | Косметические кремы и духи | |
8. | ||
Задание 3. Способы устранения загрязнений подручными средствами | ||
№ п/п | Вид загрязнения | Способ устранения |
1. | Свежее жирное пятно | |
2. | Чернильное пятно | |
3. | Шоколад | |
4. | Черника, черная смородина | |
5. | Малина, земляника, смородина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по химии "Кто хочет стать отличником?"
Данную игру целесообразно проводить в конце учебного года после изучения курса органической химии. В игре принимают участие учащиеся, у которых возможна годовая оценка "5".Итоги игры дают возможн...
Сценарий интеллектуальной игры по химии "Химия вокруг нас"
Форма проведения: Интеллектуальная игра по химии между командами учащихся 9-10 классов.Цель: Развитие творческих способностей учащихся и воспитание любви и уважения к химии как учебному пр...
Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 10 класса Интеллектуальная игра «По страницам развития химии»
Разработка внеклассного мероприятия по химии в 10 классе по теме «По страницам развития химии». История развития химии как науки....
Интеллектуальная игра по биологии, географии и химии "Самый умный"
Учебно-методические материалы для предметных внеклассных мероприятий...
Конспект интегрированного урока по химии и технологии «Химия в руках художника»
Конспект интегрированного урока по химии и технологии в 8 классе «Химия в руках художника»...
Разработка интеллектуальной игры по технологии и химии. 9 класс.
Интеллектуальная игра "Химия и жизнь", разработана для проведения предметной недели и внеклассного мероприятия....
Единый день химии в городе Ангарске, 2020г. (13 марта) (муниципальная интеллектуальная игра по химии КВЕСТ)
В 2020г 9 мая 2020 года исполнится 75 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. День Победы —по праву является главным праздником России....