Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ "Гимназия №12"
Открытый урок
на тему:
Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм"
Учитель химии МОУ "Гимназии №12"
Рыженко Н.В.
Предельные одноатомные спирты.
Химические свойства, получение, действие на организм.
Цель урока: 1) дать понятие о взаимном влиянии функциональной группы и углеводородного радикала в молекулах спиртов представления о применении спиртов на основе их свойств.
Оборудование: а) на столах учащихся; этиловый спирт в пробирках с пробкой, медная проволока, закрученная в спираль, держатель, спиртовка, спички; б) на столе учителя: приборы для синтеза бромэтана, диэтилового эфира, штатив с длинным стержнем, 4 кольца, химическая посуда.
Вещества: этанол, пропанол, амиловый спирт, натрий.
На доске: таблица строения этилового спирта.
I. Организационная часть.
II. Краткая фронтальная беседа.
На доске записаны формулы веществ. Нужно:
- найти среди них вещества, относящиеся к классу спиртов;
- дать определение предельным одноатомным спиртам;
- охарактеризовать физические свойства спиртов;
- объяснить, почему температуры кипения спиртов возрастают с увеличение числа атомов углерода в молекуле и понижаются при разветвлении углеродного скелета;
- объяснить, почему с повышением молекулярной массы одноатомных спиртов растворимость их в воде понижаются;
- почему изомерные вещества, имеющие формулу C2H5OH, кипят при разной температуре?
Формулы веществ записаны на доске.
- С-С-С
ОН
- С-С-С-С-OH
O
- C-C-C-C
OH
- C-O-C
OH
- C-C-C-C
C C
O
- C-C-C
C
- C-C-C-OH
C
- C-C-C-O-C-C
C
- C-C-C-OH
OH
- C=O
OH
III. Изложение нового материала.
Химические свойства спиртов рассматриваются с реакции горения, выяснения условий загорания спиртов в зависимости от Mr, различий при горении спиртом. Демонстрируется опыт.
На штативе закреплены четыре кольца с фарфоровыми чашками. В первой чашке находится 1 мл C2H5OH, во второй - пропиловый спирт, в третьей - амиловый спирт, в четвертой - изоамиловый спирт.
Учащиеся отмечают, что спирты с меньшей Mr воспламеняются легко, горят синеватым, почти несветящимся пламенем, в то время как спирты с большей Mr горят светящимся пламенем, загораются труднее и в чашках после сгорания остается черный налёт.
Объяснение этих явлений происходит в ходе беседы, записываются уравнения реакций горения указанных спиртов.
Учитель подводит учащихся к выводу о переходе количественных изменений в качественные.
Рассматриваются химические свойства, обусловленные наличием функциональной группы OH. Демонстрируется опыт.
Взаимодействие этилового и пропилового спирта с натрием.
Указываются продукты реакций - алкоголяты. Говорится об ионном расщеплении полярной связи OH.
Далее выясняется, можно ли спирты отнести к классу кислот. Демонстрируется опыт: влияние спиртов на индикатор. Объясняются происходящие явления. Учитель сообщает о возможности увеличения диссоциации кислот на примере 2-хлорэтанола:
Cl-CH2-CH2-OH.
Переходим к рассмотрению химических свойств, в которых вступает в реакцию вся гидроксильная группа:
- взаимодействие с бромоводородом (напоминаем, что реакция спиртов с концентрированной H2SO4 в качестве катализатора относят к реакциям дегидратации);
- отмечаем, что дегидратацией спиртов можно получить и непредельные углеводороды. Демонстрируем опыт получения этилена из этилового спирта. Напоминаем об обратимости процесса, принцип Ле-Шателье;
- приводим химическую реакцию дегидратации этилового спирта, с образованием диэтилового эфира. Называем условия течения реакции. Вводим определение понятия простых эфиров. Отмечаем общую формулу простых эфиров;
- рассматривается реакция дегидрирования и дегидратации спирта. Отмечается, что получается вещество, используемое в производстве каучука;
- выполняется лабораторная работа №5
Тема работы: "Окисление этанола".
В пробирку наливается 1 мл этанола, погружается раскаленная спираль из медной проволоки. В ходе работы учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- Изменится ли запах этилового спирта, если наполненную им чашечку опустить раскаленную медную проволоку в виде спирали? Изменится ли внешний вид проволоки?
Записав следующее уравнение реакции, говорим, что получается альдегид- дегидрированный (окисленный) спирт.
O
CH3-CH2-OH + CuO --> CH3-CH + Cu + H2O
Alcohol degydrogenatus(латынь) - альдегид
Подводим итоги по химическим свойствам спиртов, делаем выводы.
IV Закрепление.
Задание.
Даны вещества: бромоводород, водород, натрий, медь, оксид меди(II). C каким из перечисленных веществ будет реагировать пропанол-1? Напишите соответствующие уравнения реакции.
V. Задание на дом:
Страницы 81-84, упражнение 16 на странице 85.
VI. Подведение итогов урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одноатомные спирты. Химические свойства (презентация).
Урок по химии в 11 классе....
Одноатомные спирты. Химические свойства (план урока)
Урок по теме: "Химические свойства одноатомных спиртов"...
Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей № 47"г. Саратов. Подготовка ЕГЭ.. Химические свойства предельных одноатомных спиртов ( конспект лекции для учащихся )
Подготовка к ЕГЭ.Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Учащиеся воспользовшись предложенным конспектом смогут ответить на следующие вопросы:1. Какие типы химических реакций будут х...
"Химические свойства предельных одноатомных спиртов" 10 класс
Урок в 10 классе (УМК О.С. Габриелян) по теме "Химические свойства предельных одноатомных спиртов "...
Химические свойства предельных одноатомных спиртов
Открытый урок...
«Химические свойства предельных одноатомных спиртов».
На данном уроке учащиеся получают представление о свойствах спиртов, общность свойств предельных одноатомных спиртов, обусловленную сходным строением. Развиваем на уроке понятие о взаимном влиянии ато...
Физические и химические свойства предельных одноатомных спиртов
Сформировать потребность в знаниях по теме «Спирты»...