"Химические свойства предельных одноатомных спиртов" 10 класс
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
Урок в 10 классе (УМК О.С. Габриелян) по теме "Химические свойства предельных одноатомных спиртов "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_razdatochnoe.doc | 30 КБ |
svoystva_i_primenenie_etanola.doc | 56.84 КБ |
plan_uroka.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
1 вариант
Задание. Из предложенных формул органических веществ выберите формулы спиртов, назовите их и объясните, почему выбранные вами вещества относят к классу спирты, составьте одну формулу изомера углеродного скелета и одну формулу гомолога с более длинной цепочкой. Назовите новые вещества.
А)
Б)
В) СН3-СН2-СН2-СН = СН2
Г) СН3-СН3-СН2-СН3
Д)
2 вариант
Задание. Из предложенных формул органических веществ выберите формулы спиртов, назовите их и объясните, почему выбранные вами вещества относят к классу спирты, составьте одну формулу изомера углеродного скелета и одну формулу гомолога с более короткой цепочкой. Назовите новые вещества.
А)
Б)
В) СН2=С—СН3
|
СН3
Г) СН2=С=СН— СН2 ─ СН3
Д)
Предварительный просмотр:
Свойства и применение этанола
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ ЭТАНОЛА | ||||||
ПРИМЕНЕНИЕ РЕАКЦИИ ИЛИ ЕЕ ПРОДУКТОВ | Реакция со щелочными металлами | Реакция горения | Внутримолекулярная дегидратация | Межмолекулярная дегидратация | Реакция этерификации | Окисление на медном катализаторе |
Получение простых эфиров | Ц | П | О | К | Ц | С |
Получение сложных эфиров | Т | Л | Е | Д | Р | И |
Получение этилена в лаборатории | Ф | В | А | Л | Д | Ж |
В лабораторной практике (заправляют спиртовки) | С | X | Ю | С | Л | П |
Получение катализаторов (алкоголятов) | М | П | Т | О | И | Э |
Получение альдегидов | С | Т | К | Т | Б | А |
Добавка к моторному топливу | З | Л | П | Д | О | Ю |
Свойства и применение этанола
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ ЭТАНОЛА | ||||||
ПРИМЕНЕНИЕ РЕАКЦИИ ИЛИ ЕЕ ПРОДУКТОВ | Реакция со щелочными металлами | Реакция горения | Внутримолекулярная дегидратация | Межмолекулярная дегидратация | Реакция этерификации | Окисление на медном катализаторе |
Получение простых эфиров | Ц | П | О | К | Ц | С |
Получение сложных эфиров | Т | Л | Е | Д | Р | И |
Получение этилена в лаборатории | Ф | В | А | Л | Д | Ж |
В лабораторной практике (заправляют спиртовки) | С | X | Ю | С | Л | П |
Получение катализаторов (алкоголятов) | М | П | Т | О | И | Э |
Получение альдегидов | С | Т | К | Т | Б | А |
Добавка к моторному топливу | З | Л | П | Д | О | Ю |
Предварительный просмотр:
Тема. Химические свойства предельных одноатомных спиртов.
Цели.
- Образовательные:
- Сформировать знания о химических свойствах предельных одноатомных спиртов, практическому применению данных реакций;
- Закрепить знания учащихся по гомологии и изомерии;
- Закрепить умения учащихся в составлении молекулярных и структурных формул органических веществ; умения составлять химические уравнения с участием предельных одноатомных спиртов.
- Развивающие:
- Развитие познавательного интереса, включая в содержание урока элементы новизны знаний, устанавливая связь изученного материала с жизнью;
- Развитие эмоционального восприятия у учащихся, используя мультимедиа и химический эксперимент.
- Воспитательные:
- Продолжить формирование мотивации учебной деятельности;
- Продемонстрировать отрицательное влияние употребления этилового и метилового спиртов на организм человека, познакомить учащихся с проблемой подросткового алкоголизма;
- Создавать условия для развития логического мышления учащихся, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, а также применять полученные знания на практике при выполнении домашних творческих заданий.
Оборудование и реактивы. Этиловый спирт (96%-ный), металлический натрий, 20%-ный раствор серной кислоты, уксусная кислота, медная проволока фильтровальная бумага, пинцет, лабораторный штатив, штатив с пробирками, спиртовка, спички, прибор для окисления спирта над медным катализатором, пробиркодержатель.
Ход урока
I. Организационный момент. Сегодня мы изучим химические свойства предельных одноатомных спиртов и практическое применение этих реакций, познакомимся с пагубным влиянием спиртов на организм человека.
II. Проверка знаний учащихся.
- Фронтальный опрос
- Какие органические вещества называют спиртами?
- Что такое функциональная группа? Какая ФГ у спиртов?
- Назовите общую формулу спиртов и особенности строения молекул предельных одноатомных спиртов. (CnH2n+1OH, все связи одинарные, ФГ – OH)
Задание. Из предложенных формул органических веществ выберите формулы спиртов, назовите их и объясните, почему выбранные вами вещества относят к классу спирты, составьте одну формулу изомера углеродного скелета и одну формулу гомолога 1 вариант – солее длинной цепочкой, 2 вариант – с более короткой цепочкой. Назовите новые вещества.
1 вариант | 2 вариант |
А) Б) В) СН3-СН2-СН2-СН = СН2 Г) СН3-СН3-СН2-СН3 Д) | А) Б) В) СН2=С—СН3 | СН3 Г) СН2=С=СН— СН2 ─ СН3 Д) |
III. Изучение нового материала.
Правила ТБ! Правила пользования спиртовкой, нагревания пробирок, использование кислот и щелочей.
1. Реакция замещения. Взаимодействие со ЩМ, ЩЗМ.
Д/о «Взаимодействие этанола с натрием»
2Na + 2C2H5OH → 2C2H5ONa + H2↑
этилат натрия
Проблемный вопрос: Какие свойства спирт проявляет в реакциях с натрием? (кислотные)
Применение: алкоголяты применяются как катализаторы в органическом синтезе.
2. Реакции окисления.
а) полное окисление (горение)
Д/о «Горение этанола» горит слабосветящимся пламенем.
С2Н5ОН + 3О2 → 2СО2 + 3Н2О +Q
Применение: 1. в лабораторной практике (в спиртовках)
2. добавка к моторному топливу (повышает октановое число)
б) неполное окисление
Д/о «Окисление спирта в альдегид»
Медную проволоку нагреваем в пламени спиртовки, что бы медь покрылась черным налетом и быстро опускаем в пробирку со спиртом. Повторяем эту операцию несколько раз. Наблюдаем восстановление меди и окисление спирта в альдегид (характерный запах)
t O
СН3-СН2-ОН+ CuO → CH3-C + Cu + H2O
H
Применение: получение альдегидов.
3. Дегидратация спиртов (Что такое гидратация?) 2 вида:
а) внутримолекулярная
H2SO4
CH2−CH2 ⎯⎯⎯→ −CH2=CH2 + H2O
| | t > 140°C
H OH
Применение: лабораторный способ получения этилена.
б) межмолекулярная t,H2SO4
СН3–СН2–OH + НО–СН2–СН3 → СН3–СН2–O–СН2–СН3 + Н2О
диэтиловый эфир
Применение: получение простых эфиров (диэтиловый эфир используется для наркоза)
4. Реакция этерификации
Д/о «Получение сложных эфиров»
Налили в пробирку 1 – 2 мл концентрированной уксусной кислоты и этилового спирта, добавили 0,5 мл серной кислоты. Пробирку закрыли пробкой с вертикальной трубкой, которая служит холодильником. Нагреваем смесь осторожно!. затем, после того как смесь остыла, переливаем ее в стакан с насыщенным раствором соли. Образовавшийся эфир не растворяется в растворе соли и собирается сверху (плотность эфира меньше плотности раствора). Эфир этилацетат имеет специфический запах.
СН3-СО-ОН + OH–СН2−CH3 ⎯→ CH3–СО−О СН2−СН3 + H2О
уксусная кислота метанол этилацетат
Проблемный вопрос: Какие свойства спирты проявляют в данной реакции? (основные)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Спирты – амфотерные органические соединения.
Применение: получение сложных веществ.
IV. Физиологическое действие на организм человека.
1. Сообщение – презентация на тему «Метанол» приготовила Степанова Е.
2. Сообщение – презентация на тему «Влияние этанола на организм человека» приготовил Пирожков И.
3. Реферат на тему «Детский и подростковый алкоголизм» приготовила Фомина М.
V. Закрепление изученного материала.
Для закрепления я предлагаю вам задание.
Отметьте в таблице области применения перечисленных в ней реакций. Из букв, соответствующим правильным ответам, вы составите название вещества, которое используется как сырье для получения медицинского спирта
Свойства и применение этанола
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ ЭТАНОЛА | ||||||
ПРИМЕНЕНИЕ РЕАКЦИИ ИЛИ ЕЕ ПРОДУКТОВ | Реакция со щелочными металлами | Реакция горения | Внутримолекулярная дегидратация | Межмолекулярная дегидратация | Реакция этерификации | Окисление на медном катализаторе |
Получение простых эфиров | Ц | П | О | К | Ц | С |
Получение сложных эфиров | Т | Л | Е | Д | Р | И |
Получение этилена в лаборатории | Ф | В | А | Л | Д | Ж |
В лабораторной практике (заправляют спиртовки) | С | X | Ю | С | Л | П |
Получение катализаторов (алкоголятов) | М | П | Т | О | И | Э |
Получение альдегидов | С | Т | К | Т | Б | А |
Добавка к моторному топливу | З | Л | П | Д | О | Ю |
Получается слово КРАХМАЛ
VI. Домашнее задание § 17 стр. 143 – 148, № 9 письменно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей № 47"г. Саратов. Подготовка ЕГЭ.. Химические свойства предельных одноатомных спиртов ( конспект лекции для учащихся )
Подготовка к ЕГЭ.Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Учащиеся воспользовшись предложенным конспектом смогут ответить на следующие вопросы:1. Какие типы химических реакций будут х...
Урок химии в 10 классе "Свойства предельных одноатомных спиртов"
Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга, способствует интересу к учению. Использование ИТ позволяет учителю повысить эффективность урока, рационально использовать учебное время. Пра...
Химические свойства предельных одноатомных спиртов
Открытый урок...
«Химические свойства предельных одноатомных спиртов».
На данном уроке учащиеся получают представление о свойствах спиртов, общность свойств предельных одноатомных спиртов, обусловленную сходным строением. Развиваем на уроке понятие о взаимном влиянии ато...
Физические и химические свойства предельных одноатомных спиртов
Сформировать потребность в знаниях по теме «Спирты»...
Химические свойства предельных одноатомных спиртов
Цели урока: а) обучающая: формировать представление о химических свойствах одноатомных насыщенных спиртов на примере этанола...
Химические свойства предельных карбоновых кислот. Химические свойства непредельных карбоновых кислот.
Дистанционное обучение. Опорный конспект для учащихся.Тема урока: Химические свойства предельных карбоновых кислот. Химические свойства непредельных карбоновых кислот.(используем опорную схему 10, при...