"Химические свойства предельных одноатомных спиртов" 10 класс
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Тарасова Светлана Викторовна

Урок в 10 классе (УМК О.С. Габриелян) по теме "Химические свойства предельных одноатомных спиртов "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_razdatochnoe.doc30 КБ
Microsoft Office document icon svoystva_i_primenenie_etanola.doc56.84 КБ
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

1 вариант

Задание. Из предложенных формул органических веществ выберите формулы спиртов, назовите их и объясните, почему выбранные вами вещества относят к классу спирты, составьте одну формулу изомера углеродного скелета и одну формулу гомолога с более длинной цепочкой. Назовите новые вещества.

А)

Б)

В) СН3-СН2-СН2-СН = СН2

Г) СН3-СН3-СН2-СН3

Д)

2 вариант

Задание. Из предложенных формул органических веществ выберите формулы спиртов, назовите их и объясните, почему выбранные вами вещества относят к классу спирты, составьте одну формулу изомера углеродного скелета и одну формулу гомолога с более короткой цепочкой. Назовите  новые вещества.

А)

Б)

В) СН2=С—СН3     

               |    

                 СН3

Г) СН2=С=СН— СН2  СН3

Д)



Предварительный просмотр:

Свойства и применение этанола

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ ЭТАНОЛА

ПРИМЕНЕНИЕ РЕАКЦИИ ИЛИ ЕЕ ПРОДУКТОВ

Реакция со щелочными металлами

Реакция горения

Внутримолекулярная дегидратация

Межмолекулярная дегидратация

Реакция этерификации

Окисление на медном катализаторе

Получение простых эфиров

Ц

П

О

К

Ц

С

Получение сложных эфиров

Т

Л

Е

Д

Р

И

Получение этилена в лаборатории

Ф

В

А

Л

Д

Ж

В лабораторной практике (заправляют спиртовки)

С

X

Ю

С

Л

П

Получение катализаторов (алкоголятов)

М

П

Т

О

И

Э

Получение альдегидов

С

Т

К

Т

Б

А

Добавка к моторному топливу

З

Л

П

Д

О

Ю

Свойства и применение этанола

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ ЭТАНОЛА

ПРИМЕНЕНИЕ РЕАКЦИИ ИЛИ ЕЕ ПРОДУКТОВ

Реакция со щелочными металлами

Реакция горения

Внутримолекулярная дегидратация

Межмолекулярная дегидратация

Реакция этерификации

Окисление на медном катализаторе

Получение простых эфиров

Ц

П

О

К

Ц

С

Получение сложных эфиров

Т

Л

Е

Д

Р

И

Получение этилена в лаборатории

Ф

В

А

Л

Д

Ж

В лабораторной практике (заправляют спиртовки)

С

X

Ю

С

Л

П

Получение катализаторов (алкоголятов)

М

П

Т

О

И

Э

Получение альдегидов

С

Т

К

Т

Б

А

Добавка к моторному топливу

З

Л

П

Д

О

Ю



Предварительный просмотр:

Тема. Химические свойства предельных одноатомных спиртов.

Цели.

  1. Образовательные:
  • Сформировать знания о химических свойствах предельных одноатомных спиртов, практическому применению данных реакций;
  • Закрепить знания учащихся по гомологии и изомерии;
  • Закрепить умения учащихся в составлении молекулярных и структурных формул органических веществ; умения составлять химические уравнения с участием предельных одноатомных спиртов.
  1. Развивающие:
  • Развитие познавательного интереса, включая в содержание урока элементы новизны знаний, устанавливая связь изученного материала с жизнью;
  • Развитие эмоционального восприятия у учащихся, используя мультимедиа и химический эксперимент.
  1. Воспитательные:
  • Продолжить формирование мотивации учебной деятельности;
  • Продемонстрировать отрицательное влияние употребления этилового и метилового спиртов на организм человека, познакомить учащихся с проблемой подросткового алкоголизма;
  • Создавать условия для развития логического мышления учащихся, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, а также применять полученные знания на практике при выполнении домашних творческих заданий.

Оборудование и реактивы. Этиловый спирт (96%-ный), металлический натрий, 20%-ный раствор серной кислоты, уксусная кислота, медная проволока фильтровальная бумага, пинцет, лабораторный штатив,  штатив с пробирками, спиртовка, спички,  прибор для окисления спирта над медным катализатором, пробиркодержатель.

Ход урока

I. Организационный момент. Сегодня мы изучим химические свойства предельных одноатомных спиртов и практическое применение этих реакций, познакомимся с пагубным влиянием спиртов на организм человека.

II. Проверка знаний учащихся.

  1. Фронтальный опрос
  • Какие органические вещества называют спиртами?
  • Что такое функциональная группа? Какая ФГ у спиртов?
  • Назовите общую формулу спиртов и особенности строения молекул предельных одноатомных спиртов. (CnH2n+1OH, все связи одинарные, ФГ – OH)

Задание. Из предложенных формул органических веществ выберите формулы спиртов, назовите их и объясните, почему выбранные вами вещества относят к классу спирты, составьте одну формулу изомера углеродного скелета и одну формулу гомолога 1 вариант – солее длинной цепочкой, 2 вариант – с более короткой цепочкой. Назовите  новые вещества.

1 вариант

2 вариант

А)

Б)

В) СН3-СН2-СН2-СН = СН2

Г) СН3-СН3-СН2-СН3

Д)

А)

Б)

В)     СН2=С—СН3     

                   |    

                      СН3

Г) СН2=С=СН— СН2  СН3

Д)

III. Изучение нового материала.

Правила ТБ!  Правила пользования спиртовкой, нагревания пробирок, использование кислот и щелочей.

1. Реакция замещения. Взаимодействие со ЩМ, ЩЗМ.

Д/о «Взаимодействие этанола с натрием»

2Na + 2C2H5OH → 2C2H5ONa + H2

                                 этилат натрия

Проблемный вопрос: Какие свойства спирт проявляет в реакциях с натрием? (кислотные)

Применение: алкоголяты применяются как катализаторы в органическом синтезе.

2. Реакции окисления.

а) полное окисление (горение)

Д/о «Горение этанола» горит слабосветящимся пламенем.

С2Н5ОН + 3О2 → 2СО2 + 3Н2О +Q

Применение: 1. в лабораторной практике (в спиртовках)

                       2. добавка к моторному топливу (повышает октановое число)

б) неполное окисление

Д/о «Окисление спирта в альдегид»

Медную проволоку нагреваем в пламени спиртовки, что бы медь покрылась черным налетом и быстро опускаем в пробирку со спиртом. Повторяем эту операцию несколько раз. Наблюдаем восстановление меди и окисление спирта в альдегид (характерный запах)

                                    t                            O

СН3-СН2-ОН+ CuO → CH3-C         + Cu + H2O

                                                                                  H

Применение: получение альдегидов.

3. Дегидратация спиртов (Что такое гидратация?) 2 вида:

а) внутримолекулярная

                                                               H2SO4

                                  CH2CH2         ⎯⎯⎯→ CH2=CH2 + H2O

                                    |       |                  t > 140°C

                                  H      OH

Применение: лабораторный способ получения этилена.

б) межмолекулярная               t,H2SO4

СН3–СН2–OH + НО–СН2–СН3  → СН3–СН2–O–СН2–СН3 + Н2О

                                                              диэтиловый эфир

Применение: получение простых эфиров (диэтиловый эфир используется для наркоза)

4. Реакция этерификации

Д/о «Получение сложных эфиров»

Налили в пробирку 1 – 2 мл концентрированной уксусной кислоты и этилового спирта, добавили 0,5 мл серной кислоты. Пробирку закрыли пробкой с вертикальной трубкой, которая служит холодильником. Нагреваем смесь осторожно!. затем, после того как смесь остыла, переливаем ее в стакан с насыщенным раствором соли. Образовавшийся эфир не растворяется в растворе соли и собирается сверху (плотность эфира меньше плотности раствора). Эфир этилацетат имеет специфический запах.

СН3-СО-ОН        +   OH–СН2−CH3    ⎯→   CH3–СО−О СН2−СН3  +  H2О

 уксусная кислота    метанол                            этилацетат

Проблемный вопрос: Какие свойства спирты проявляют в данной реакции? (основные)

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Спирты – амфотерные органические соединения.

Применение: получение сложных веществ.

IV. Физиологическое действие на организм человека.

1. Сообщение – презентация на тему «Метанол» приготовила Степанова Е.

2. Сообщение – презентация на тему «Влияние этанола на организм человека» приготовил Пирожков И.

3. Реферат на тему «Детский и подростковый алкоголизм» приготовила Фомина М.

V. Закрепление изученного материала.

Для закрепления я предлагаю вам задание.

Отметьте в таблице области применения перечисленных в ней реакций. Из букв, соответствующим правильным ответам, вы составите название вещества, которое используется как сырье для получения медицинского спирта 

Свойства и применение этанола

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ ЭТАНОЛА

ПРИМЕНЕНИЕ РЕАКЦИИ ИЛИ ЕЕ ПРОДУКТОВ

Реакция со щелочными металлами

Реакция горения

Внутримолекулярная дегидратация

Межмолекулярная дегидратация

Реакция этерификации

Окисление на медном катализаторе

Получение простых эфиров

Ц

П

О

К

Ц

С

Получение сложных эфиров

Т

Л

Е

Д

Р

И

Получение этилена в лаборатории

Ф

В

А

Л

Д

Ж

В лабораторной практике (заправляют спиртовки)

С

X

Ю

С

Л

П

Получение катализаторов (алкоголятов)

М

П

Т

О

И

Э

Получение альдегидов

С

Т

К

Т

Б

А

Добавка к моторному топливу

З

Л

П

Д

О

Ю

Получается слово КРАХМАЛ

VI. Домашнее задание § 17 стр. 143 – 148, № 9 письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей № 47"г. Саратов. Подготовка ЕГЭ.. Химические свойства предельных одноатомных спиртов ( конспект лекции для учащихся )

Подготовка к ЕГЭ.Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Учащиеся воспользовшись предложенным конспектом смогут ответить на следующие вопросы:1. Какие типы химических реакций  будут х...

Урок химии в 10 классе "Свойства предельных одноатомных спиртов"

Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга, способствует интересу к учению. Использование ИТ позволяет учителю повысить эффективность урока, рационально использовать учебное время. Пра...

«Химические свойства предельных одноатомных спиртов».

На данном уроке учащиеся получают представление о свойствах спиртов, общность свойств предельных одноатомных спиртов, обусловленную сходным строением. Развиваем на уроке понятие о взаимном влиянии ато...

Физические и химические свойства предельных одноатомных спиртов

Сформировать потребность в знаниях по теме «Спирты»...

Химические свойства предельных одноатомных спиртов

Цели урока: а) обучающая: формировать представление о химических свойствах одноатомных насыщенных спиртов на примере этанола...

Химические свойства предельных карбоновых кислот. Химические свойства непредельных карбоновых кислот.

Дистанционное обучение. Опорный конспект для учащихся.Тема урока: Химические свойства предельных карбоновых кислот. Химические свойства непредельных карбоновых кислот.(используем опорную схему 10, при...