«Химические свойства предельных одноатомных спиртов».
методическая разработка по химии по теме

Бохан Вера Васильевна

На данном уроке учащиеся получают представление о свойствах спиртов, общность свойств предельных одноатомных спиртов, обусловленную сходным строением. Развиваем на уроке понятие о взаимном влиянии атомов в молекуле, генетической связи между органическими соединениями;  и закрепляем навыки написания уравнений реакций и работы с химической посудой и оборудованием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_spirty.docx236.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Химические свойства предельных одноатомных спиртов».

Цели урока:

1. Сформировать представление учащихся о свойствах спиртов, показать общность свойств предельных одноатомных спиртов, обусловленную сходным строением. Развивать понятие о взаимном влиянии атомов в молекуле, генетической связи между органическими соединениями; закрепить навыки написания уравнений реакций и работы с химической посудой и оборудованием.

2. Способствовать развитию познавательного интереса и коммуникативных способностей учащихся.

3. Учить ребят самостоятельно мыслить, структурировать и  передавать информацию, защищать свою точку зрения.

Задачи урока:

  1. Образовательные: обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий, закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах  спиртов.
  2. развивающие: развивать умение учащихся анализировать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойством  соединений; развивать творческие способности и позновательный интерес учащихся к химии
  3. воспитательные: особое внимание уделить вредному воздействию этанола на организм человека; пропаганда здорового образа жизни.  

Тип урока: Изучение нового материала.

Оснащение урока: мультимедийный проектор, экран, оборудование и реактивы для проведения лабораторных работ.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Ребята мы продолжаем с вами говорить о кислородосодержащих соединениях, о спиртах. Сегодня на уроке:

1. вы повторите, что такое спирты .

2. Вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека.

3. Узнаете химические свойства спиртов

4. Вы приятно удивитесь, оказывается вы знаете уже так много.

 Какое  применение имеют «спирты»?

Слайд:

Положительная роль спиртов

Отрицательная роль спиртов

Готовит ученик  Спирты играют важную роль в жизни человека:

Экологически чистое топливо

Растворители

Лекарственные препараты

Лаки, краски

Сложные эфиры

Уксусная кислота

Косметическая промышленность

Готовит ученик. Но иногда человек использует спирты  вредя своему  организму

Слабый наркотик

Производство ликероводочных изделий

« ал коголь»

(арабское –одурманивающий)

Пьянство есть упражнение в безумии

( Пифагор)

. Ребята, мы затрагивали вопрос о токсичности спиртов.

При попадании в организм 1-2 чайных ложек метанола поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100мл. приводит к смертельному исходу. А каково воздействие на организм человека этанола, который используется для приготовления алкогольных напитков?   Говорят ученики.

Как правило, в отрицательной роли спиртов учащиеся указывают заболевание алкоголизм и, связанное с ним, асоциальное поведение людей.

Проведение опыта- действие спирта на белок. Доказательство алкоголь- яд.  Рассматривают с биологической точки зрения. Этот  вывод делают ученики

( отрицательная роль алкоголя на организм)

На экране проецируется слова Парацельса:

«Всё есть яд,

Всё есть лекарство,

Всё дело в дозе».

Чтобы вещество не стало ядом, что должен знать человек?

Ответы учащихся – свойства данного вещества.

:Первая стадия урока – «Вызов»

(актуализация знаний учащихся, постановка целей)

1:

1. Какие вещества называются спиртами? (слайд)

Ответ: Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп-ОН, соединения суглеводородным скелетом. (слайд)

2. По каким признакам классифицируют спирты? (слайд)

Ответ: По числу гидроксильных групп ( одноатомные, двухатомные, трехатомные); по характеру углеводородного радикала ( предельные, непредельные, ароматические); по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа ( первичные, вторичные, третичные).( слайд)

3. какие виды изомерии характерны для спиртов? ( слайд)

Ответ: По положению функциональной группы, углеродного скелета, межклассовая с простыми эфирами. ( слайд) Отвечают на поставленные вопросы.

Данные вопросы отвечают работая в парах

4. Может ли атом водорода гидроксогруппы замещаться на атомы других химических элементов? Как бы вы назвали этот процесс?

5. В молекуле какого вещества водород гидроксогруппы наиболее подвижен: вода; металл; пропанол-2?

6. Способны ли спирты замещать всю гидроксогруппу на атомы других химических элементов или группы атомов?

7. Характерны ли для спиртов реакции горения?

8.Способны ли спирты окисляться и какие продукты могут получиться при этом ?Обсуждают парами.

              Подводя итоги данного этапа урока, учащиеся обсуждают свои результаты всей группой, указывают  кислотные свойства спиртов, обусловленные подвижностью водорода гидроксогруппы, называют реакцию горения и реакцию дегидратации, известную им по теме «Алкены».

        Предлагаю определить, какая информация у ребят осталась неполной. Заполните вторую графу «Хочу знать».

Ответ –Химические свойства спиртов.

      Зписываем тему урока « ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СПИРТОВ»

Вторая стадия урока – «Осмысление».

        Предлагаю учащимся проверить, насколько их знания соответствуют действительности.

        На экране проецируется схема № 1:

        «Химические свойства предельных одноатомных спиртов»

Пример         Катали-реагента        затор

        

И раздается текст (смотри приложение №1) для работы.

Все химические свойства спиртов учащиеся подтверждают записями в тетради.

Все демонстрации Опытов смотрим на презентации , с целью экономии времени.

Взаимодействие со щелочными металлами, с галогеноводородами, горение, окисление.

После проведения опытов. На слайде приписываются химические уравнения.

           1.

2.

3.                        

4.

5.

6.                                            

7.                                                                            

Проводится физкультминутка. Учащиеся выполняют гимнастику для глаз.

Третья стадия урока «Размышления»

(Рефлексия)

В графе № 3 «Что узнал» ребята подводят итог своей деятельности на уроке.  В графе появляются записи: после обсуждения

1. Спирты проявляют кислотные свойства, взаимодействуя со щелочными и щелочноземельными металлами. Кислотные свойства в ряду первичный вторичный третичный спирты уменьшается, что связано с распределением электронной плотности в молекуле.

2. Для спиртов характерны реакции замещения.

3. Продукт окисления спиртов зависит от природы спирта: первичные спирты окисляются в альдегиды, вторичные – образуют кетоны, третичные – устойчивые к окислению.

В качестве закрепления изученного материала учащимся предлагается осуществить превращения:

1.  

В качестве проверки и закрепления материала выполняют тест.

После выполнения работы учащиеся обмениваются работами,  проектируется слайд с правильными вариантами ответов. Учащиеся оценивают работу друг друга.

Этот вопрос задавался ребятам заранее домой ( работать можно было с Интернетом, литературой)  Ответить на вопрос: При отравлении метиловым спиртом противоядием служит этиловый спирт. Как вы объясните это явление?

(Ответ: В организме различные спирты превращаются в альдегиды под действием одного и того же фермента – алкогольдегидрогиназа, отщепляющей от спирта водород. Этиловый спирт «отвлекает» на себя некоторое количество фермента и тем самым замедляет образование формальдегида, который и является отравляющим веществом).

Учащиеся получают информационную карту с материалом и Д/З. приложение 2

Рефлексия.

Учащиеся заполняют рефлексионный текст, который не подписывают. В  случае согласия с утверждением ставят знак + напротив него.

Рефлексивный текст

  1. .Мне это пригодиться в жизни.
  2. На уроке было над чем подумать
  3. На все возникшие вопросы получил(а) ответы
  4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

Домашнее задание: § ,. Информационная  карта с материалом и Д/З. приложение 2

Приложение № 1.

Свойства органических веществ определяются их составом и строением. Спирты подтверждают общее правило. Их молекулы включают в себя углеводородные и гидроксильные радикалы, поэтому химические свойства спиртов определяются взаимодействием и влиянием друг на друга этих групп. Характерные для данного класса соединений свойства, обусловлены наличием гидроксильной группы.

1. Взаимодействие спиртов со щелочными и щелочноземельными металлами. Для выявления влияния углеводородного радикала на гидроксильную группу необходимо сравнить свойства вещества, содержащего гидроксильную группу и углеводородный радикал, с одной стороны, и вещества, содержащего гидроксильную группу и не содержащего углеводородный радикал, - с другой. Такими веществами могут быть, например, этанол (или другой спирт) и вода. Водород гидроксильной группы молекул спиртов и молекул воды способен восстанавливаться щелочными и щелочноземельными металлами (замещаться на них):

2. Взаимодействие спиртов с галогенводородами. Замещение гидроксильной группы на галоген приводит к образованию галогеналканов.

Например:

Данная реакция обратима.

3. Межмолекулярная дегидратация спиртов – отщепление молекулы воды от двух молекул спирта при нагревании в присутствии водоотнимающих средств:

В результате межмолекулярной дегидратации спиртов образуются простые эфиры. Так, при нагревании этилового спирта с серной кислотой до температуры от 100 до 140образуется диэтиловый (серный) эфир.

4. Взаимодействие спиртов с органическими и неорганическими кислотами с образованием сложных эфиров (реакция этерификации):

Реакция этерификации катализируется сильными неорганическими кислотами.

Например, при взаимодействии этилового спирта и уксусной кислоты образуется уксусно-этиловый эфир – этилацетат:

5. Внутримолекулярная дегидратация спиртов происходит при нагревании спиртов в присутствии водоотнимающих средств до более высокой температуры, чем температура межмолекулярной дегидратации. В результате нее образуются Алкены. Эта реакция обусловлена наличием атома водорода и гидроксильной группы при соседних атомах углерода. В качестве примера можно привести реакцию получения этена (этилена) при нагревании этанола выше 140в присутствии концентрированной серной кислоты:

6. Окисление спиртов обычно проводят сильными окислителями, например, дихроматом калия или перманганатом калия в кислой среде. При этом действие окислителя направляется на тот атом углерода, который уже связан с гидроксильной группой. В зависимости от природы спирта и условий проведения реакции могут образовываться различные продукты. Так, первичные спирты окисляются сначала в альдегиды, а затем в карбоновые кислоты:

При окислении вторичных спиртов образуются кетоны:

Третичные спирты достаточно устойчивы к окислению. Однако в жестких условиях (сильный окислитель, высокая температура) возможно окисление третичных спиртов, которое происходит с разрывом углерод-углеродных связей, ближайших к гидроксильной группе.

7. Дегидрирование спиртов. При пропускании паров спирта при 200-300над металлическим катализатором, например, медью, серебром или платиной, первичные спирты превращаются в альдегиды, а вторичные – в кетоны:

                                 альдегид

Приложение 2

Информационная карта по теме «спирты»

I. Состав

  1. Классификация спиртов.                                               С – СН2 – ОН

                                                                         Н – С           С – Н

а)  СН3ОН                СН2 = СН – СН2 – ОН                                                

                                                                     Н – С           С – Н              

                                                                               С

                                                                               

                                                                                   Н

б)  С2Н5ОН                СН2   –   СН2

                                 ⎢            ⎢                                

                                   ОН         ОН

в)  НО – СН2 – СН2 – СН3                СН3 – СН – СН3

                                                           ⎢

                                                         ОН

  1. СnН2n + 2 O

      CnH2n + 1 OH

      R – OH                         R – O – R

II. Строение

                               Н    Н

                                 ⎢     ⎢

1) химическое         Н – С – С – О – Н

⎢                                      ⎢     ⎢

                                Н    Н

                                             Н                      О – Н

2) пространственное                 Н   –      С  –  С –  Н

                                             Н                   Н

                             Н   Н  

                             ..    ..     -δ    +δ

3) электронное         Н : С : С  : О : Н

                             ..    .. →     ←

                             Н   Н

III. Свойства

1) Физические:        а) нет газов в гомологическом ряду;

  (Водородная        б) растворимы;

       связь)                в) уменьшение растворимости с увеличением радикала.

2) Химические (укажите продукты в реакциях):

  1. горение;
  2. с металлами (щелочными и щелочноземельными);
  3. с галогеноводородами;
  4. дегидратация:

а) внутримолекулярная;

б) межмолекулярная;

  1. этерификация;
  2. окисления;
  3. дегидрирование.

IV. Получение и применение.

                из галогеносодержащих

- общие         

                из алкенов

- специфические

    спиртные напитки                  моторное топливо                        яд!

            ↑

                                                                       ПРИМЕНЕНИЕ

           

              медицина                           растворитель                       каучук

Работа домой.

Карточка 1.

        Составить для пропанола-1 формулы (молекулярные и структурные) предыдущего и последующего гомологов и возможные изомеры, указав вид изомерии. Назвать все вещества.

Карточка 2.

Составить для пропанола-2 формулы (молекулярные и структурные) предыдущего и последующего гомологов и возможные изомеры, указав вид изомерии. Назвать все вещества.        

Карточка 3

        Написать уравнения следующих химических реакций для пропанола-1: горения, с металлическим натрием, с галогеноводородом, этерификации. Назвать продукты.

Карточка 4.

        Написать уравнения следующих химических реакций для пропанола-2: горения, с металлическим натрием, с галогеноводородом, этерификации. Назвать продукты.

Карточка 5

        Написать уравнения, подтверждающие следующие химические свойства пропанола-1:  дегидратация (внутримолекулярная и межмолекулярная) окисления (СиО), дегидрирования. Назвать продукты.

Карточка 6.

        Написать уравнения, подтверждающие следующие химические свойства пропанола-2:  дегидратация (внутримолекулярная и межмолекулярная) окисления (СиО), дегидрирования. Назвать продукты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей № 47"г. Саратов. Подготовка ЕГЭ.. Химические свойства предельных одноатомных спиртов ( конспект лекции для учащихся )

Подготовка к ЕГЭ.Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Учащиеся воспользовшись предложенным конспектом смогут ответить на следующие вопросы:1. Какие типы химических реакций  будут х...

Урок химии в 10 классе "Свойства предельных одноатомных спиртов"

Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга, способствует интересу к учению. Использование ИТ позволяет учителю повысить эффективность урока, рационально использовать учебное время. Пра...

Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм

Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм...

"Химические свойства предельных одноатомных спиртов" 10 класс

Урок в 10 классе (УМК О.С. Габриелян) по теме "Химические свойства предельных одноатомных спиртов "...

Физические и химические свойства предельных одноатомных спиртов

Сформировать потребность в знаниях по теме «Спирты»...

Химические свойства предельных одноатомных спиртов

Цели урока: а) обучающая: формировать представление о химических свойствах одноатомных насыщенных спиртов на примере этанола...