«Химические свойства предельных одноатомных спиртов».
методическая разработка по химии по теме
На данном уроке учащиеся получают представление о свойствах спиртов, общность свойств предельных одноатомных спиртов, обусловленную сходным строением. Развиваем на уроке понятие о взаимном влиянии атомов в молекуле, генетической связи между органическими соединениями; и закрепляем навыки написания уравнений реакций и работы с химической посудой и оборудованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 236.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Химические свойства предельных одноатомных спиртов».
Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о свойствах спиртов, показать общность свойств предельных одноатомных спиртов, обусловленную сходным строением. Развивать понятие о взаимном влиянии атомов в молекуле, генетической связи между органическими соединениями; закрепить навыки написания уравнений реакций и работы с химической посудой и оборудованием.
2. Способствовать развитию познавательного интереса и коммуникативных способностей учащихся.
3. Учить ребят самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, защищать свою точку зрения.
Задачи урока:
- Образовательные: обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий, закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах спиртов.
- развивающие: развивать умение учащихся анализировать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойством соединений; развивать творческие способности и позновательный интерес учащихся к химии
- воспитательные: особое внимание уделить вредному воздействию этанола на организм человека; пропаганда здорового образа жизни.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, экран, оборудование и реактивы для проведения лабораторных работ.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Ребята мы продолжаем с вами говорить о кислородосодержащих соединениях, о спиртах. Сегодня на уроке:
1. вы повторите, что такое спирты .
2. Вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека.
3. Узнаете химические свойства спиртов
4. Вы приятно удивитесь, оказывается вы знаете уже так много.
Какое применение имеют «спирты»?
Слайд:
Положительная роль спиртов | Отрицательная роль спиртов |
Готовит ученик Спирты играют важную роль в жизни человека: Экологически чистое топливо Растворители Лекарственные препараты Лаки, краски Сложные эфиры Уксусная кислота Косметическая промышленность | Готовит ученик. Но иногда человек использует спирты вредя своему организму Слабый наркотик Производство ликероводочных изделий « ал коголь» (арабское –одурманивающий) Пьянство есть упражнение в безумии ( Пифагор) |
. Ребята, мы затрагивали вопрос о токсичности спиртов.
При попадании в организм 1-2 чайных ложек метанола поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100мл. приводит к смертельному исходу. А каково воздействие на организм человека этанола, который используется для приготовления алкогольных напитков? Говорят ученики.
Как правило, в отрицательной роли спиртов учащиеся указывают заболевание алкоголизм и, связанное с ним, асоциальное поведение людей.
Проведение опыта- действие спирта на белок. Доказательство алкоголь- яд. Рассматривают с биологической точки зрения. Этот вывод делают ученики
( отрицательная роль алкоголя на организм)
На экране проецируется слова Парацельса:
«Всё есть яд,
Всё есть лекарство,
Всё дело в дозе».
Чтобы вещество не стало ядом, что должен знать человек?
Ответы учащихся – свойства данного вещества.
:Первая стадия урока – «Вызов»
(актуализация знаний учащихся, постановка целей)
1:
1. Какие вещества называются спиртами? (слайд)
Ответ: Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп-ОН, соединения суглеводородным скелетом. (слайд)
2. По каким признакам классифицируют спирты? (слайд)
Ответ: По числу гидроксильных групп ( одноатомные, двухатомные, трехатомные); по характеру углеводородного радикала ( предельные, непредельные, ароматические); по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа ( первичные, вторичные, третичные).( слайд)
3. какие виды изомерии характерны для спиртов? ( слайд)
Ответ: По положению функциональной группы, углеродного скелета, межклассовая с простыми эфирами. ( слайд) Отвечают на поставленные вопросы.
Данные вопросы отвечают работая в парах
4. Может ли атом водорода гидроксогруппы замещаться на атомы других химических элементов? Как бы вы назвали этот процесс?
5. В молекуле какого вещества водород гидроксогруппы наиболее подвижен: вода; металл; пропанол-2?
6. Способны ли спирты замещать всю гидроксогруппу на атомы других химических элементов или группы атомов?
7. Характерны ли для спиртов реакции горения?
8.Способны ли спирты окисляться и какие продукты могут получиться при этом ?Обсуждают парами.
Подводя итоги данного этапа урока, учащиеся обсуждают свои результаты всей группой, указывают кислотные свойства спиртов, обусловленные подвижностью водорода гидроксогруппы, называют реакцию горения и реакцию дегидратации, известную им по теме «Алкены».
Предлагаю определить, какая информация у ребят осталась неполной. Заполните вторую графу «Хочу знать».
Ответ –Химические свойства спиртов.
Зписываем тему урока « ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СПИРТОВ»
Вторая стадия урока – «Осмысление».
Предлагаю учащимся проверить, насколько их знания соответствуют действительности.
На экране проецируется схема № 1:
«Химические свойства предельных одноатомных спиртов»
Пример Катали-реагента затор
И раздается текст (смотри приложение №1) для работы.
Все химические свойства спиртов учащиеся подтверждают записями в тетради.
Все демонстрации Опытов смотрим на презентации , с целью экономии времени.
Взаимодействие со щелочными металлами, с галогеноводородами, горение, окисление.
После проведения опытов. На слайде приписываются химические уравнения.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Проводится физкультминутка. Учащиеся выполняют гимнастику для глаз.
Третья стадия урока «Размышления»
(Рефлексия)
В графе № 3 «Что узнал» ребята подводят итог своей деятельности на уроке. В графе появляются записи: после обсуждения
1. Спирты проявляют кислотные свойства, взаимодействуя со щелочными и щелочноземельными металлами. Кислотные свойства в ряду первичный вторичный третичный спирты уменьшается, что связано с распределением электронной плотности в молекуле.
2. Для спиртов характерны реакции замещения.
3. Продукт окисления спиртов зависит от природы спирта: первичные спирты окисляются в альдегиды, вторичные – образуют кетоны, третичные – устойчивые к окислению.
В качестве закрепления изученного материала учащимся предлагается осуществить превращения:
1.
В качестве проверки и закрепления материала выполняют тест.
После выполнения работы учащиеся обмениваются работами, проектируется слайд с правильными вариантами ответов. Учащиеся оценивают работу друг друга.
Этот вопрос задавался ребятам заранее домой ( работать можно было с Интернетом, литературой) Ответить на вопрос: При отравлении метиловым спиртом противоядием служит этиловый спирт. Как вы объясните это явление?
(Ответ: В организме различные спирты превращаются в альдегиды под действием одного и того же фермента – алкогольдегидрогиназа, отщепляющей от спирта водород. Этиловый спирт «отвлекает» на себя некоторое количество фермента и тем самым замедляет образование формальдегида, который и является отравляющим веществом).
Учащиеся получают информационную карту с материалом и Д/З. приложение 2
Рефлексия.
Учащиеся заполняют рефлексионный текст, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак + напротив него.
Рефлексивный текст
- .Мне это пригодиться в жизни.
- На уроке было над чем подумать
- На все возникшие вопросы получил(а) ответы
- На уроке я поработал(а) добросовестно.
Домашнее задание: § ,. Информационная карта с материалом и Д/З. приложение 2
Приложение № 1.
Свойства органических веществ определяются их составом и строением. Спирты подтверждают общее правило. Их молекулы включают в себя углеводородные и гидроксильные радикалы, поэтому химические свойства спиртов определяются взаимодействием и влиянием друг на друга этих групп. Характерные для данного класса соединений свойства, обусловлены наличием гидроксильной группы.
1. Взаимодействие спиртов со щелочными и щелочноземельными металлами. Для выявления влияния углеводородного радикала на гидроксильную группу необходимо сравнить свойства вещества, содержащего гидроксильную группу и углеводородный радикал, с одной стороны, и вещества, содержащего гидроксильную группу и не содержащего углеводородный радикал, - с другой. Такими веществами могут быть, например, этанол (или другой спирт) и вода. Водород гидроксильной группы молекул спиртов и молекул воды способен восстанавливаться щелочными и щелочноземельными металлами (замещаться на них):
2. Взаимодействие спиртов с галогенводородами. Замещение гидроксильной группы на галоген приводит к образованию галогеналканов.
Например:
Данная реакция обратима.
3. Межмолекулярная дегидратация спиртов – отщепление молекулы воды от двух молекул спирта при нагревании в присутствии водоотнимающих средств:
В результате межмолекулярной дегидратации спиртов образуются простые эфиры. Так, при нагревании этилового спирта с серной кислотой до температуры от 100 до 140образуется диэтиловый (серный) эфир.
4. Взаимодействие спиртов с органическими и неорганическими кислотами с образованием сложных эфиров (реакция этерификации):
Реакция этерификации катализируется сильными неорганическими кислотами.
Например, при взаимодействии этилового спирта и уксусной кислоты образуется уксусно-этиловый эфир – этилацетат:
5. Внутримолекулярная дегидратация спиртов происходит при нагревании спиртов в присутствии водоотнимающих средств до более высокой температуры, чем температура межмолекулярной дегидратации. В результате нее образуются Алкены. Эта реакция обусловлена наличием атома водорода и гидроксильной группы при соседних атомах углерода. В качестве примера можно привести реакцию получения этена (этилена) при нагревании этанола выше 140в присутствии концентрированной серной кислоты:
6. Окисление спиртов обычно проводят сильными окислителями, например, дихроматом калия или перманганатом калия в кислой среде. При этом действие окислителя направляется на тот атом углерода, который уже связан с гидроксильной группой. В зависимости от природы спирта и условий проведения реакции могут образовываться различные продукты. Так, первичные спирты окисляются сначала в альдегиды, а затем в карбоновые кислоты:
При окислении вторичных спиртов образуются кетоны:
Третичные спирты достаточно устойчивы к окислению. Однако в жестких условиях (сильный окислитель, высокая температура) возможно окисление третичных спиртов, которое происходит с разрывом углерод-углеродных связей, ближайших к гидроксильной группе.
7. Дегидрирование спиртов. При пропускании паров спирта при 200-300над металлическим катализатором, например, медью, серебром или платиной, первичные спирты превращаются в альдегиды, а вторичные – в кетоны:
альдегид
Приложение 2
Информационная карта по теме «спирты»
I. Состав
- Классификация спиртов. С – СН2 – ОН
Н – С С – Н
а) СН3ОН СН2 = СН – СН2 – ОН
Н – С С – Н
С
⎢
Н
б) С2Н5ОН СН2 – СН2
⎢ ⎢
ОН ОН
в) НО – СН2 – СН2 – СН3 СН3 – СН – СН3
⎢
ОН
- СnН2n + 2 O
CnH2n + 1 OH
R – OH R – O – R
II. Строение
Н Н
⎢ ⎢
1) химическое Н – С – С – О – Н
⎢ ⎢ ⎢
Н Н
Н О – Н
2) пространственное Н – С – С – Н
Н Н
Н Н
.. .. -δ +δ
3) электронное Н : С : С : О : Н
.. .. → ←
Н Н
III. Свойства
1) Физические: а) нет газов в гомологическом ряду;
(Водородная б) растворимы;
связь) в) уменьшение растворимости с увеличением радикала.
2) Химические (укажите продукты в реакциях):
- горение;
- с металлами (щелочными и щелочноземельными);
- с галогеноводородами;
- дегидратация:
а) внутримолекулярная;
б) межмолекулярная;
- этерификация;
- окисления;
- дегидрирование.
IV. Получение и применение.
из галогеносодержащих
- общие
из алкенов
- специфические
спиртные напитки моторное топливо яд!
↑
ПРИМЕНЕНИЕ
↓
медицина растворитель каучук
Работа домой.
Карточка 1.
Составить для пропанола-1 формулы (молекулярные и структурные) предыдущего и последующего гомологов и возможные изомеры, указав вид изомерии. Назвать все вещества.
Карточка 2.
Составить для пропанола-2 формулы (молекулярные и структурные) предыдущего и последующего гомологов и возможные изомеры, указав вид изомерии. Назвать все вещества.
Карточка 3
Написать уравнения следующих химических реакций для пропанола-1: горения, с металлическим натрием, с галогеноводородом, этерификации. Назвать продукты.
Карточка 4.
Написать уравнения следующих химических реакций для пропанола-2: горения, с металлическим натрием, с галогеноводородом, этерификации. Назвать продукты.
Карточка 5
Написать уравнения, подтверждающие следующие химические свойства пропанола-1: дегидратация (внутримолекулярная и межмолекулярная) окисления (СиО), дегидрирования. Назвать продукты.
Карточка 6.
Написать уравнения, подтверждающие следующие химические свойства пропанола-2: дегидратация (внутримолекулярная и межмолекулярная) окисления (СиО), дегидрирования. Назвать продукты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/03/picture-187788-1520095083.jpg)
Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей № 47"г. Саратов. Подготовка ЕГЭ.. Химические свойства предельных одноатомных спиртов ( конспект лекции для учащихся )
Подготовка к ЕГЭ.Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Учащиеся воспользовшись предложенным конспектом смогут ответить на следующие вопросы:1. Какие типы химических реакций будут х...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-365555-1387274143.jpg)
Урок химии в 10 классе "Свойства предельных одноатомных спиртов"
Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга, способствует интересу к учению. Использование ИТ позволяет учителю повысить эффективность урока, рационально использовать учебное время. Пра...
Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм
Предельные одноатомные спирты. Химические свойства, получение, действие на организм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-508371-1414423163.jpg)
"Химические свойства предельных одноатомных спиртов" 10 класс
Урок в 10 классе (УМК О.С. Габриелян) по теме "Химические свойства предельных одноатомных спиртов "...
Химические свойства предельных одноатомных спиртов
Открытый урок...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-1087636-1543730805.jpg)
Физические и химические свойства предельных одноатомных спиртов
Сформировать потребность в знаниях по теме «Спирты»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227467-1584341895.jpg)
Химические свойства предельных одноатомных спиртов
Цели урока: а) обучающая: формировать представление о химических свойствах одноатомных насыщенных спиртов на примере этанола...