тематическое планирование химии
календарно-тематическое планирование по химии (9 класс) по теме
Данная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по химии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:.
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Просвещение», 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_kl.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
стр.
1. Пояснительная записка 3
2. Цели 4
3. Календарно-тематический план 5
4. Критерии оценивания 12
5. Ожидаемый результат 13
6. Учебно-методический комплект 14
7. Лист внесения изменений и дополнений в программу 15
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по химии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:.
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Просвещение», 2009.
2. Гара Н.Н. Примерная программа по химии. 8-9 классы.- М.: Просвещение, 2009.
3. Федеральный базисный учебный план. Примерные программы по химии. – М.: Дрофа, 2008.
Цели
Изучение химии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В программе заложены условия для формирования социально-компетентной личности
школьников.
Новизна программы направлена, прежде всего, на повышение роли предмета в духовном
и гражданском становлении личности и одновременно на усиление практической направленности обучения. Представлен региональный компонент.
Применение современных образовательных технологий: технология проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ технология.
Перечень формируемых компетенций:
- Информационная: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, таблиц, схем и т.д.; умение работать со справочниками и словарями в поиске необходимых знаний.
- Познавательная: сравнение, сопоставление, классификация обьектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
- Коммуникативная: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
- Рефлексивная: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Формы проверки и оценки результатов обучения: проведение контрольных работ, семинаров, тестов.
Календарно – тематическое планирование уроков
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Тип урока | Методы обучения | Оборудование | Компетен-ции |
9 класс | |||||||
Повторение курса химии за 8 класс | 2 | ||||||
1. | Виды химической связи | 1 | Уроки систематизации знаний за курс 8 класса | Беседа, самостоятельная работа | ПСХЭДИМ, модели, таблицы 8, 10, 13 «Строение вещества» | 1, 2, 3 | |
2. | Типы кристаллических решеток | 1 | Работа с таблицами, самостоятельная работа | Таблица 15 «Строение вещества», карточки | 1, 2, 3 | ||
I. | Электролитическая диссоциация | 6 | |||||
1. | Сущность процесса электролитической диссоциации | 1 | Новых знаний | Проблема и её решение, эксперимент | Демонстрационное оборудование, таблицы 6-8 «Растворы», диски «ШХЭ. Химия и электрический ток», «Электролитическая диссоциация» | 1, 2, 3 | |
2. | Диссоциация кислот, щелочей и солей | 1 | Новых знаний | Самостоятельная работа, беседа | Демонстрационное оборудование, таблицы 7-9 «Растворы», диск «Электролитическая диссоциация» | 1, 2, 3 | |
3. | Слабые и сильные электролиты | 1 | Исследование | Практический | Демонстрационное оборудование, таблица 5 «Растворы», диск «Электролитическая диссоциация» | 1, 2, 3 | |
4. | Реакции ионного обмена | 1 | Исследование | Практический | Демонстрационное оборудование, таблица 10 «Растворы», диск «Электролитическая диссоциация» | 1, 2, 3 | |
5. | Окислительно-восстановительные реакции. Гидролиз солей | 1 | Совершенствова-ние знаний | Работа с тестами, задачами | Тесты, таблицы 10, 11 «Растворы» и 12 «Химические реакции», диск «Электролитическая диссоциация» | 1, 2, 3 | |
6. | Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач» | 1 | Практикум | Практический | Практическое оборудование | 2, 4 | |
II. | Кислород и сера | 9 | |||||
1. | Положение кислорода и серы в Периодической таблице, строение их атомов и простых веществ | 1 | Лекция | Рассказ, работа с таблицей | ПСХЭДИМ, таблицы 3, 4 «Неметаллы» | 1, 2, 3 | |
2. | Сера. Аллотропия. Физические свойства. Химические свойства серы. Применение серы. | 1 | Новых знаний | Рассказ, беседа, эксперимент | Демонстрационное оборудование, таблицы 3, 4 «Неметаллы», диск «ШХЭ» Сера 1, 2, 3 | 1, 2, 3 | |
3. | Сероводород. Сульфиды | 1 | Новых знаний | Рассказ, беседа, эксперимент | Демонстрационное оборудование, таблица 4 «Неметаллы», диск «ШХЭ» Сера 4 | 1, 2, 3 | |
4. | Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Оксид серы (VI). Серная кислота | 1 | Лекция | Словесно – наглядный | Лабораторное оборудование, таблица 4 «Неметаллы», диск «ШХЭ» Сера 5, 6 | 1, 2, 3 | |
5. | Практическая работа № 2 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода» | 1 | Практикум | Практический | Практическое оборудование | 2, 4 | |
6. | Скорость химических реакций. Химическое равновесие | 1 | Лекция | Словесно – наглядный | Лабораторное оборудование таблицы 5-9 «Химические реакции» | 1, 2, 3 | |
7. | Обобщение знаний по темам «Электролитическая диссоциация. Кислород и сера» | 2 | Обобщающий | Самостоятельная работа | Дифференцированные карточки | 1, 2, 3 | |
8. | Контрольная работа № 1 по темам «Электролитическая диссоциация. Кислород и сера» | 1 | Контролирующий | Контроля | Контрольные задания | 1, 2 | |
III. | Азот и фосфор | 7 | |||||
1. | Положение азота и фосфора в Периодической таблице, строение их атомов. Свойства азота | 1 | Лекция | Словесно – наглядный | Лабораторное оборудование, таблица 5 «Неметаллы» | 1, 2, 3 | |
2. | Аммиак. Соли аммония | 1 | Семинар | Самостоятельная работа, эксперимент | Лабораторное оборудование, карточки, таблица 5 «Неметаллы», диск «ШХЭ» Азот и фосфор 1-4 | 1, 2, 3 | |
3. | Практическая работа № 3 «Получение аммиака и опыты и ним» | 1 | Практикум | Практический | Практическое оборудование | 2, 4 | |
4. | Азотная кислота. Соли азотной кислоты | 1 | Лекция | Беседа, рассказ, коллекция | Коллекции, таблица 7 «Неметаллы», диски «ШХЭ» МПП 5, 6; Азот и фосфор 6, 11-13 | 1, 2, 3 | |
5. | Фосфор. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота. Ортофосфаты | 1 | Комбинирован-ный | Беседа, самостоятельная работа | Лабораторное оборудование, таблица 8 «Неметаллы», диск «ШХЭ» Азот и фосфор 7, 8, 9, 10 | 1, 2, 3 | |
6. | Минеральные удобрения | 1 | Семинар | Работа с учащимися, эксперимент | Лабораторное оборудование, таблицы 9, 10 «Неметаллы» | 1, 2, 3 | |
7. | Практическая работа № 4 «Определение минеральных удобрений» | 1 | Практикум | Практический | Практическое оборудование, таблицы 9, 10 «Неметаллы» | 2, 4 | |
IV. | Углерод и кремний | 8 | |||||
1. | Положение углерода и кремния в Периодической таблице, строение их атомов. Углерод | 1 | Лекция | Словесно-наглядный | Таблица 11 «Неметаллы», лабораторное оборудование, диск «ШХЭ» Углерод и кремний 1-3 | 1, 2, 3 | |
2. | Оксид углерода(II). Оксид углерода(IV) | 1 | Комбинирован-ный | Беседа, самостоятельная работа | Лабораторное оборудование, диск «ШХЭ» Углерод и кремний 4, 5-9, 12, 13 | 1, 2, 3 | |
3. | Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе | 1 | Лекция | Словесно-наглядный | Оборудование, диски «ШХЭ» Углерод и кремний 10, 11, 14, 15, 19 | 1, 2, 3 | |
4. | Практическая работа № 5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов» | 1 | Практикум | Практический | Практическое оборудование | 2, 4 | |
5. | Кремний и его свойства. Оксид кремния(IV) | 1 | Исследование, новых знаний | Практический, беседа | Таблицы 13, 15 «Неметаллы», лабораторное оборудование, диск «ШХЭ» Углерод и кремний 16 | 1, 2, 3 | |
6. | Кремниевая кислота и ее соли. Силикатная промышленность | 1 | Комбинирован-ный | Беседа, самостоятельная работа | Таблицы 13, 14 «Неметаллы», 7 «Химическое производство», лабораторное оборудование, диск «ШХЭ» Углерод и кремний 17, 18, 20-23 | 1, 2, 3 | |
7. | Обобщение знаний по темам «Азот и фосфор. Углерод и кремний» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Самостоятельная работа | Задания | 1, 2, 3 | |
8. | Контрольная работа № 2 по темам «Азот и фосфор. Углерод и кремний» | 1 | Контролирующий | Контроля | Контрольные задания | 1, 2 | |
V. | Общие свойства металлов | 5 | |||||
1. | Положение металлов в Периодической таблице, строение их атомов Металлы: положение в ПТХЭДИМ, строение атомов, | 1 | Новых знаний | Словесно-наглядный | Лабораторное оборудование, ПСХЭДИМ | 1, 2, 3 | |
2. | Нахождение металлов в природе и способы получения | 1 | Лекция | Рассказ, наглядные пособия | ПСХЭДИМ, коллекция | 1, 2, 3 | |
3. | Физические и химические свойства металлов | 2 | Новых знаний | Рассказ, практика | Лабораторное оборудование, таблица 10 «Металлы», диск «ШХЭ» ОСМ 2, 4 | 1, 2, 3 | |
4. | Сплавы | 1 | Исследовательс-кий | Рассказ, эксперимент | ПСХЭДИМ, коллекция, диск «ШХЭ» ОСМ 3 | 1, 2, 3 | |
VI. | Металлы IА-IIIА групп Периодической таблицы | 7 | |||||
1. | Щелочные металлы | 2 | Исследовательс-кий | Рассказ, эксперимент | ПСХЭДИМ, коллекция, таблицы 1, 2 «Металлы», 8 «Химическое производство», диск «ШХЭ» МГП ч.1 1-3 | 1, 2, 3 | |
2. | Магний. Кальций и его соединения | 2 | Исследовательс-кий | Рассказ, эксперимент | Соединения кальция, таблицы 3, 4 «Металлы», диск «ШХЭ» МГП ч.1 4-7, ч.2 8,9 | 1, 2, 3 | |
3. | Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач» | 1 | Практикум | Практический | Практическое оборудование | 2, 4 | |
4. | Алюминий | 2 | Исследовательс-кий | Рассказ, эксперимент | Соединения алюминия, таблицы 5, 6 «Металлы», 9 «Химическое производство», диск «ШХЭ» МГП ч.2 10-14 | 1, 2, 3 | |
VII. | Железо | 3 | |||||
1. | Железо и его соединения | 2 | Семинар | Самостоятельная работа с учебником, эксперимент | Соединения железа, таблица 7 «Металлы», диск «ШХЭ» МПП 1-3 | 1, 2, 3 | |
2. | Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач» | 1 | Практикум | Практический | Практическое оборудование | 2, 4 | |
VIII. | Металлургия | 5 | |||||
1. | Металлургия. Производство чугуна и стали | 2 | Лекция | Словесно-наглядный, кинофильм | Кинофильм, модель, таблицы 10, 12 «Химическое производство», диск «ШХЭ» МПП 4 | 1, 2, 3 | |
2. | Обобщение знаний по темам «Общие свойства металлов. Металлы IА-IIIА групп Периодической таблицы. Железо. Металлургия» | 2 | Обобщение и систематизация знаний | Самостоятельная работа с заданиями | Задания, таблица 10 «Металлы» | 1, 2, 3 | |
3. | Контрольная работа № 3 по темам «Общие свойства металлов. Металлы IА-IIIА групп Периодической таблицы. Железо. Металлургия» | 1 | Контролирующий | Контроля | Контрольные задания | 1, 2 | |
IX. | Важнейшие органические вещества | 14 | |||||
1. | Органическая химия и теория строения органических соединений А.М. Бутлерова | 1 | Лекция | Рассказ, беседа | Таблица, демонстрационное оборудование | 1, 2, 3 | |
2. | Классификация органических соединений | 1 | Лекция | Изложение нового материала, самостоятельная работа | Коллекции | 1, 2, 3 | |
3. | Предельные, непредельные и циклические углеводороды | 1 | Новых знаний | Словесно-наглядный | Таблицы, модели | 1, 2, 3 | |
4. | Природные источники углеводородов | 1 | Комбинирован-ный | Закрепляющая беседа, работа по сообщениям | Сообщение, коллекции | 1, 2, 3 | |
5. | Спирты. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры | 2 | Лекция | Изложение нового материала, самостоятельная работа | Коллекции | 1, 2, 3 | |
6. | Углеводы. Аминокислоты. Белки. Полимеры. Лекарства | 2 | Лекция | Рассказ, беседа | Таблица, демонстрационное оборудование | 1, 2, 3 | |
7. | Обобщение знаний по теме «Важнейшие органические вещества» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Самостоятельная работа по заданиям | Задания | 1, 2, 3 | |
8. | Контрольная работа № 4 по теме «Важнейшие органические вещества» | 1 | Контролирующий | Контроля | Контрольные задания | 1, 2 | |
9. | Обобщение знаний по курсу химии 9 класс | 3 | Обобщение и систематизация знаний | Самостоятельная работа по карточкам | Дифференцированные карточки | 1, 2, 3 | |
10. | Итоговая контрольная работа № 5 | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Самостоятельная работа по карточкам | Карточки | 1, 2 | |
Итого: | 66 |
В резерве 2 часа
Критерии оценивания
1. Критерии оценок устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
2. Критерии оценки качества выполнения практических работ:
«5» - работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые источники знаний, показывают теоретический знания, практические умения и навыки. Работа выполняется аккуратно.
«4» - работа выполняется самостоятельно в полном объеме. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
«3» - работа оформляется и выполняется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знание теоретического материала, но испытывают затруднения при самостоятельной работе.
«2» - учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
3. Критерии оценки за проверочные тесты:
1) тест из 10 вопросов, время выполнения 20-25 мин.
«5» - 10 правильных ответов
«4» - от 7 до 9 правильных ответов
«3» - от 5 до 6 правильных ответов
«2» - менее 5 правильных ответов.
2) тест из 5 вопросов, время выполнения 10-15 мин.
«5» - 5 правильных ответов
«4» - 4 правильных ответа
«3» - 3 правильных ответа
«2» - менее 3 правильных ответов.
Ожидаемый результат
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать
важнейшие химические понятия: ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, элетролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, валентность и степени окисления элемента в соединениях;
составлять: ионные уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Используемый учебно-методический комплект:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2009.
Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам: О.С. Габриеляна; Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцева; Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 9 класс. – М.: «Вако», 2008.
Гольдфарб Я.В., Ходаков Ю.В. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы: учебное пособие для учащихся - М.: «Просвещение», 1978.
Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии. Дидактические материал для 9 класса: пособие для учителя - М.: «Просвещение», 1990.
Используемый УМК позволяет на уроках широко использовать современные личностно-ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей химической информации. Сборник задач позволяет повторить, закрепить и систематизировать полученные знания.
Использование дополнительной литературы:
Саенко О.Е. Репетитор по химии для поступающих в вузы и колледжи. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009.
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица, внёсшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование химия 9 класс по программе Новошинского И И
Тематическое планирование химия 9 класс по программе Новошинского И.И....
Тематическое планирование (химия)
Тематическое планирование уроков химии (78 часов) в училище строительного профиля...
Тематическое планирование (химия)
Тематическое планирование по химии (I курс)78 часов для училищ технического профиля 2011-2012 уч.год....
Календарно- тематическое планирование химия 9 класс по программе О.С.Габриеляна.
Календарно-тематическое планирование химия 9 класс по программе О.С.Габриеляна...
календарно-тематическое планирование химия 10 класс Габриелян
Календарно-тематическое планирование.Курс «Органическая химия» 10 класс (базовый уровень)...
календарно-тематическое планирование химия 9 класс Габриелян
Календарно-тематическое планирование. Курс «Неорганическая химия» 9 класс (базовый уровень)...
календарно-тематическое планирование химия 8 класс Габриелян
Календарно -тематическое планирование. Курс «Неорганическая химия» 8 класс (базовый уровень)...