Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_khimiya_10_11_klass.doc | 493 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат №2
для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска
Согласовано: Утверждаю:
научно-методический совет директор __________Шакина И.И
протокол №1 от 27.08.2014г. 01.09.2014г.
Рабочая программа учебного предмета
«Химия» для 10-11 классов
(базовый уровень)
разработана Сысоевой Т.И.,
учителем химии высшей категории
Магнитогорск, 2014
Содержание.
1. Пояснительная записка: стр.
1.1. нормативно-правовые документы; 3
1.2. общая характеристика предмета, его место в системе наук; 4
1.3. основные особенности рабочей программы; 4
1.4. цели и задачи учебного курса; 5
1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН 5 1.6. учебно-тематический план; 10
1.7. методические рекомендации и технологические подходы; 12
1.8. специфика отражения национальных, региональных, этнокультурных особенностей (НРЭО) и межпредметных связей; 13
2. Учебно-методическое обеспечение предмета 18
3. Календарно-тематическое планирование (10 класс) 19
4. Календарно-тематическое планирование (11 класс) 33
5. Характеристика контрольно-измерительных материалов. 49
6.Приложение.
6.1. литература; 49
6.2. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет; 49
6.3.единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению
письменных работ и проверке тетрадей; 52
6.4. нормы оценок 54
6.5. кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки 55
6.6. спецификация КИМ 60
6.7. лист коррекции; 69
Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии в 10-11 классах разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии МО РФ, ориентируясь на «Программу курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений» О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2007г.) к учебникам О.С.Габриеляна «Химия 10», «Химия 11», с учетом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта и базисного учебного плана Челябинской области.
1.1. При составлении рабочей программы использовались следующие нормативно-правовые документы:
- - Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по химии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
- Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по химии, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263
- Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2007г)
- Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Химия»» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год»
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993)
- Учебный план МООУ «СШИ №2» на 2014-2015уч.год.
1.2. Общая характеристика учебного предмета, его место в системе наук.
Предмет «Химия» входит в образовательную область «Естествознание».
В послании Федеральному собранию Президент РФ Д.А.Медведев обратил внимание на то, что «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Школьный курс химии - один из основных компонентов естественно - научного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся естественно - научной картины мира, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества. Руководствуясь общими целями и задачами школы, изучение химии вносит свой вклад в обогащение знаний учащихся, в их умственное развитие, в политехническую подготовку к труду, выработку жизненных позиций. Химия не только познаёт законы природы и тем самым, наряду с другими науками, объясняет мир. Она вооружает человека знаниями для его производственной деятельности, позволяет в промышленных масштабах осуществлять химические процессы в целях получения нужных веществ и материалов. Без раскрытия этой второй, действенной стороны химии, не могут быть правильно восприняты основы современной науки. Уяснение роли химии как одной из производительных сил общества, как важного фактора научно – технического прогресса вносит значительный вклад в экономическую и политехническую подготовку учащихся.
1.3.Основные особенности рабочей программы.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в соответствии с календарным базисным учебным планом, предусматривающим 34 учебных недели в 2013/2014 учебном году:
а) 10класс: 1ч. х34нед.=34ч.
б) 11класс: 1ч. х 34нед.= 34ч.
ФГОС ввёл в программу 11 класса тему «Методы познания в химии», для изучения которой в учебно-тематическом плане предусмотрен 1 час (из темы 2)
* Для итогового повторения и успешной подготовки к экзамену по химии, организуется повторение всех тем, изученных на старшей ступени.
* Применение лекционно-семинарского метода и модульного обучения позволяют учителю изложить учебный материал и высвободить тем самым время для более эффективного повторения вопросов теории и решения задач на последующих уроках в пределах отведенного учебного времени. Такая форма организации занятий позволяет усилить практическую и прикладную направленность преподавания, активнее приобщать учащихся к работе с учебником и другими учебными пособиями, обеспечив в результате более высокий уровень подготовки школьников по химии
.
1.4. Цели и задачи учебного курса.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются:
-умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
-определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
-умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
-использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями по темам:
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (34 часа)
ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (2 часа)
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова. Гомология и гомологи, изомерия и изомеры. Основы номенклатуры органических соединений.
Демонстрации:
-Модели молекул гомологов и изомеров органических веществ.
-Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях.
УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ (8 часов)
Алканы: гомологический ряд метана, изомерия, номенклатура, химические свойства, применение на основе свойств. Природный газ- источник газообразных алканов, газообразное топливо.
Алкены: гомологический ряд этена, изомерия, номенклатура, химические свойства (на примере этена), применение на основе свойств. Полиэтилен.
Алкадиены: строение и химические свойства на примере бутадиен-1,3 и изопрена. Каучуки. Резина.
Алкины: строение и химические свойства на примере этина (ацетилена), применение на основе свойств. Поливинилхлорид.
Нефть как источник жидких углеводородов. Состав и переработка нефти, нефтепродукты.
Арены: (на примере бензола) строение, химические свойства, получение и применение на основе свойств.
Демонстрации:
-Горение различных углеводородов.
-Получение этилена.
-Качественная реакция на кратную связь.
-Получение ацетилена.
-Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.
Лабораторные опыты:
-Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительных маслах.
-Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».
-Ознакомление с коллекцией «Каучуки».
Расчётные задачи:
-Вывод химических формул органических веществ.
КИСЛОРОД СОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ (10 часов)
Классификация кислородсодержащих органических веществ по типу функциональной группы. Одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы. Каменный уголь. Продукция коксохимического производства. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры. Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды.
Демонстрации:
-Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
-Качественная реакция на многоатомные спирты.
-Качественная реакция на альдегидную группу.
-Получение уксусно-этилового эфира.
-Качественная реакция на крахмал.
-Окисление спирта оксидом меди.
Лабораторные опыты:
-Качественная реакция карбоксильной функциональной группы.
-Свойства глюкозы.
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ (6 часов)
Алифатические и ароматические амины: строение и химические свойства, применение на основе свойств. Аминокислоты: состав, строение, химические свойства, применение на основе свойств. Пептидная связь и полипептиды. Белки: уровни организации структуры, химические свойства. Биохимические функции белков. Нуклеиновые кислоты, их биологическая роль. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации:
-Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.
-Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.
-Горение белков.
-Модель молекулы ДНК.
Лабораторные опыты:
-Качественные реакции на белки (цветные реакции белков).
Практическая работа «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений».
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОРГАНИЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 часа)
Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Витамины- важнейшие регуляторы биохимических и физиологических функций в живых организмах. Гормоны- гуморальные регуляторы жизнедеятельности живых организмов. Лекарства.
Демонстрации:
-Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и картофеля.
-Коллекция витаминных препаратов.
-Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
-Знакомство с образцами лекарственных препаратов в домашней, лабораторной и автомобильной аптечках.
ИСКУСТВЕННЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (3часа)
Искусственные полимеры и волокна. Синтетические полимеры и волокна.
Демонстрации:
-Коллекция «Пластмассы».
-Коллекция «Волокна».
-Коллекция «Каучуки».
Лабораторные опыты:
-Знакомство с коллекциями пластмасс, волокон, каучуков.
Практическая работа «Распознавание пластмасс и волокон».
ОБЩАЯ ХИМИЯ
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ (1 час)
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химической науке. Моделирование химических процессов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (34 часа)
Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева.
Строение вещества.
Химические реакции.
Вещества и их свойства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
1.6 Учебно-тематический план по химии в 10 классе.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов по УМК О. Габриеляна | кол-во часов по рабочей программе | Практическая часть РП | |
Формы контроля | Кол-во практических работ | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2. | Тема 1. Теория строения органических соединений. | 2 | 2 | . | |
2. | Тема 2. Углеводороды и их природные источники. | 8 | 8 | Контрольная работа №1. «Углеводороды и их природные источники». | |
3 | Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе. | 10 | 10 | ||
4 | Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе. | 6 | 6 | Контрольная работа №2. «Кислород- и азотсодержащие органические соединения». | Пр.раб.№1 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» |
5 | Тема 5. Биологические активные органические соединения. | 4 | 4 | ||
6 | Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения. | 3 | 3 | Пр.раб.№2 «Распознавание пластмасс и волокон» | |
Всего | 34ч. | 34ч. | 2 контрольные работы | 2 пр. раб. |
Практическая часть рабочей программы 10класс
Виды работ Полугодие | Лабораторные опыты | Практическая работа | НРЭО (мин) | Контрольная работа |
1 | 5 | - | 65 | 1 |
2 | 5 | 2 | 90 | 1 |
Всего | 10 | 2 | 155 | 2 |
Учебно-тематический план по химии в 11 классе
№ п/п | Содержание | Кол-во часов по УМК О. Габриеляна | кол-во часов по рабочей программе | Практическая часть РП | |
Формы контроля | Практические работы | ||||
1. | Раздел1. Методы познания в химии. | - | 1 | ||
2 | Раздел2. Теоретические основы химии. Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Тема 2. Строение вещества. Тема 3. Химические реакции. Тема 4. Вещества и их свойства. | 3 14 8 9 | 3 13 8 9 | . Контрольная работа №1. «Строение вещества. Химическая связь». Контрольная работа №2 «Химические реакции. Вещества и их свойства» | Пр.раб. №1 «Получение, собирание и распознавание газов» Пр.раб.№2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений» |
Всего | 34ч | 34ч | 2 контрольные работы | 2 практичес-ких работы |
Практическая часть рабочей программы 11класс
Виды работ Полугодие | Лабораторные опыты | Практическая работа | НРЭО (мин) | Контрольная работа |
1 | 6 | 1 | 50 | 1 |
2 | 8 | 1 | 105 | 1 |
Всего | 14 | 2 | 155 | 2 |
1.7.Методические рекомендации и технологические подходы:
В ходе преподавания химии в старшей школе в целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие, модульно-блочные, информационно-коммуникационные, тестовые, уровневой дифференциации, групповой деятельности, организации самостоятельной работы, исследовательские.
Для достижения поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесные; наглядные; практические; поисковые; исследовательские; репродуктивные.
А также используются различные формы обучения: лекция, семинар-практикум, ИКТ-презентация, химический диктант, различные виды самостоятельных работ, тест, зачет.
В блочно-модульной технологии приоритетными являются формы:
Урок – лекция. В течение двух часов излагается весь теоретический материал темы. На основе фронтальной беседы с классом, привлечение учащихся к объяснению учитель выясняет, как усваиваются вопросы теории. Достижению более эффективного конечного результата способствуют, элементы первичного контроля (например, ответы на вопросы, диктанты, тесты и т.д.) На этих же уроках рассматриваются случаи применения вопросов теории к выполнению несложных заданий. Образцы решений показывает учитель или наиболее подготовленный учителем учащийся. Учащиеся при этом конспектируют лекцию.
Урок - практикум. Основная задача уроков практических занятий заключается в закреплении и углублении теоретического материала изложенного на лекции. На основе опроса учащихся и повторения вопросов теории на нескольких уроках учитель добивается того, чтобы все учащиеся усвоили основные вопросы теории на уровне программных требований. Здесь же осуществляется дифференцированная работа с учетом интереса каждого ученика, вырабатываются умения и навыки составления основных типов химических уравнений и решения типовых химических задач. Обсуждаются несколько математических вариантов решения опорных (ключевых) задач, их оформление.
Используя дидактический материал и другие пособия, проводится самостоятельная работа обучающего характера с последующим обсуждением результатов на этом же уроке, ведется исправление ошибок.
Урок – зачет. При проведении зачета, вопросы теории к зачету и практические задания известны учащемуся заранее не менее, чем за три недели до него. Учащиеся получают индивидуальные задания по теме. Для получения положительной оценки, учащемуся надо знать вопросы теории (записать нужные формулы, понимать их смысл, рассказать о содержании вопроса).
Особенности ортопедического режима школы-интерната для больных сколиозом учащихся учитываются в выборе приемов обучения на уроках: проведение в течение урока 2-3 физкультминуток, соблюдение режима контроля над осанкой ученика при работе за учебным столом.
В качестве методической и информационной поддержки используются интерактивные наглядные пособия, ресурсы Интернета, фонд цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Центра повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска и школьной медиатеки.
1.8. Специфика отражения национальных, региональных, этнокультурных особенностей (НРЭО) и межпредметных связей.
Областным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений предусмотрен объем учебной нагрузки, отводимой на изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей (НРЭО) компонента содержания образования. Это составляет примерно 10 % учебного времени или 7 уроков в год в каждой параллели изучения предмета, в 10 кл.-3,5 часа (1 час в неделю). Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании химического образования, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания становится важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни региона и всей страны, широкой ареной применения учащимися полученных знаний и умений на практике. Необходимо отметить, что в целом по области насчитывается более 15 тыс. промышленных предприятий и организаций, загрязняющих окружающую среду, из них более 600, имеют значительные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу более чем от 23 тыс. стационарных и около 850 тыс. передвижных источников (автомобили, тепловозы, тракторы и т.д.).
Наиболее загрязнен атмосферный воздух Челябинска, Магнитогорска и Карабаша, которые включены в приоритетный список городов с очень высоким уровнем загрязнения атмосферы. В состав загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу, входят вещества 1 и 2 класса опасности – бенз(α)пирен, оксид ванадия, свинец, никель, ртуть металлическая, хром(+6) , марганец, сернистый ангидрид, оксиды углерода, углеводороды оксиды азота.
Содержание регионального компонента составлено на основе «Методических рекомендаций по использованию национально-регионального компонента в содержании учебного курса «Химия» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от10.07.2012г №24/5134), приложения №13 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от28.06.2010г №103/3073 и отражено в таблице 1.
Таблица 1.
№ урока | № НРЭО | Тема урока | Содержание НРЭО | Количество |
10 класс | ||||
4 | 1 | Природный газ. Алканы | Природные источники углеводородов на территории области. Использование нефтепродуктов и природного газа как топлива на транспорте. Экологические последствия использования углеводородного топлива. | 10 мин |
7 | 2 | Алкины. Ацетилен как представитель алкинов | Использование ацетилена при газовой резке и сварке металлов. | 5 мин |
9 | 3 | Арены. Бензол. | Получение бензола и его производных на коксохимических предприятиях региона. Антропогенные источники Аренов в биосфере региона. Применение пестицидов и экологические последствия их использования. | 10 мин |
13 | 4 | Спирты | Производство этилового спирта в области из пищевого сырья. Получение синтетического этанола на основе нефтехимического производства. | 15 мин |
14 | 5 | Фенолы | Антропогенные источники фенолов в атмосфере региона (коксо- и нефтехимические производства). Экологические кризисы, связанные с попаданием фенолов в источники питьевой воды, методы обезвреживания фенолов. | 10 мин |
15 | 6 | Альдегиды | Альдегиды и карбоновые кислоты в живой природе. Токсичность альдегидов. Превращение этанола в ацетальдегид в организме человека. Антропогенные источники альдегидов в атмосфере региона. | 15 мин |
16 | 7 | Карбоновые кислоты. | Производство уксусной кислоты на лесохимическом предприятии. | 10 мин |
18 | 8 | Сложные эфиры и жиры. | Производство маргарина, майонеза в регионе. Использование СМС в хозяйственной деятельности человека СМС- загрязнители природной среды Защита местных водоёмов от СМС. | 10 мин |
19 | 9 | Углеводы | Углеводы в природе. Кондитерская промышленность в регионе. | 5 мин |
20 | 10 | Моносахариды. Глюкоза | Спиртовое и молочнокислое брожение глюкозы в производстве этанола и кисломолочных продуктов, в сельском хозяйстве. | 10 мин |
21 | 11 | Ди- и полисахариды | Гидролиз крахмала в хлебопекарном производстве. Переработка бумаги в регионе. | 10 мин |
23 | 12 | Аминокислоты | Применение аминокислот в пищевой промышленности, медицине, животноводстве региона. | 10мин |
24 | 13 | Белки | Роль белков в жизнедеятельности организмов. Возможности генной инженерии в производстве искусственного белка. | 10 мин |
25 | 14 | Нуклеиновые кислоты | Биогенная роль нуклеиновых кислот. | 10 мин |
33 | 15 | Синтетические полимеры | Применение ВМС (волокон, пластмасс, каучуков) в быту, строительстве, в промышленном и с/х производствах. Полимеры в медицине. Экологические проблемы загрязнения природной среды полимерами. | 15 мин |
Итого | 155мин |
11 класс | ||||
9 | 1 | Полимеры: Пластмассы. Волокна. | Производство тары и упаковки на заводе «Полимер» г. Магнитогорска | 10 мин |
10 | 2 | Газообразное состояние вещества | Состояние системы очистки выбросов твердых частиц на ММК | 15 мин. |
11 | 3 | Жидкое состояние вещества. | Жесткость воды в г. Магнитогорске, способы ее устранения на предприятиях города | 10 мин. |
13 | 4 | Дисперсные системы | Загрязнения атмосферы предприятиями города | 15 мин |
24 | 5 | Скорость химической реакции. | Закономерности химических реакций как основы управления химическими процессами ММК | 20 мин |
26 | 6 | Металлы | Месторождения черных и цветных металлов Южного Урала. ММК. Производство цветных металлов на предприятиях Урала | 20 мин |
28 | 7 | Неметаллы. | Минералы и горные породы Южного Урала, содержащие элементы неметаллы Соединения неметаллов (C, Si, N и др.) – загрязнители атмосферы | 20 мин. |
28 | 8 | Кислоты неорганические и органические | Примеры применения кислот в быту и на промышленных предприятиях области. Кислотные дожди и их происхождение | 20 мин |
29 | 9 | Основания органические и неорганические | Примеры применения оснований в быту и на промышленных предприятиях области. | 15 мин |
30 | 10 | Соли. | Месторождения минералов и горных пород в регионе. Соли в природе. | 10 мин |
Итого | 155мин |
Сформированные у учащихся ЗУН и ОУУН в результате обучения химии в 10-11 классах тесно связаны со следующими предметами:
математика: связь между величинами массы и числом молей вещества, между количеством вещества и тепловой энергией, выделившейся или поглотившейся в результате химического взаимодействия, выражается прямой пропорциональной зависимостью y = k*x. Обратная пропорциональность y=k/x выражает связь между массой раствора и его концентрацией при разбавлении или упаривании раствора. Наиболее часто на уроках химии производятся расчёты с использованием понятий «процент», «пропорция», «уравнение».
информатика и ИКТ: навыки использования ЦОРов (виртуальные лаборатории, электронные учебники, энциклопедии, справочники), работы в Интернете при создании презентаций и написания рефератов и научно-исследовательских работ.
биология: знание биологической роли химических элементов (микро- и макроэлементов) и их соединений в различных биологических процессах (генетика, метаболизм и т.д.).
физика: знание общих объектов изучения, таких как вещество, его строение и свойства на микро- и макроуровнях организации. Знания физических законов сохранения (массы, заряда, энергии) и принципа минимума потенциальной энергии используются для составления молекулярных и ионных уравнений реакций, термохимических уравнений.
2.Учебно-методическое обеспечение предмета «Химия» 10-11 класса старшей школы
№ | УМК | Класс | Издательство |
Учебно-методический комплект «Химия 10». | |||
1 | Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. | 10 | М.: Дрофа. |
2 | О.С. Габриелян, П.Н.Берёзкин и др. Контрольные и проверочные работы. | 10 | М.: Дрофа, |
3 | М.А.Рябов, Р.В.Линко, Е.Ю.Невская Тесты по химии. (к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.10 класс») | 10 | М.: Экзамен |
Учебно-методический комплект «Химия 11». | |||
4 | Габриелян О.С. Химия. 11 кл. Базовый уровень. | 11 | М.: Дрофа, |
5 | О.С. Габриелян, П.Н.Берёзкин и др. Контрольные и проверочные работы. | 11 | М.: Дрофа, |
6 | М.А.Рябов, Р.В.Линко, Е.Ю.Невская Тесты по химии. (к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.11 класс») | 11 | М.: Экзамен |
Цифровые образовательные ресурсы ( ЦОР). | |||
7 | Комплект ЦОР к учебнику О.С.Габриеляна «Химия». | 10 11 | М.: ООО «Дрофа» |
8 | Электронная библиотека «Просвещение» | 10 11 | М.: «Просвещение» |
9 | Энциклопедия «Кирилл и Мефодий. Химия. 8-11 классы». | 8-11 | М.: ООО «Кирилл и Мефодий» |
10 | Виртуальная химическая лаборатория | 8 - 11 | М.: «Новый диск» |
Методические пособия для учителя | |||
11 | Габриелян О. С., Яшукова А.В. Химия. 10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. | 10 | М.: Дрофа, 2008 |
12 | Габриелян О. С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. | 11 | М.: Дрофа, 2009 |
3. Календарно-тематическое планирование курса «Химия» 10 класс 2014/2015 уч.год
№ урока | Дата | Наименование раздела, темы Форма урока | Изучаемые вопросы | Практическая часть | НРЭО | Использование ЦОР | Домашнее задание | ЕГЭ:вопрос/код элемента/код требований |
1 | Введение | Сравнение органических соединений с неорганическими. | ||||||
Тема 1. Теория строения органических соединений (2часа) Федеральный компонент ГОС : Классификация и номенклатура органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Реализация: В результате изучения раздела ученик должен: знать/понимать: важнейшие понятия: валентность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; уметь: называть вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать: строение изученных органических соединений; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения. | ||||||||
2
| Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова | Валентность. Составление структурных формул органических веществ по валентности атомов. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Гомологический ряд и гомологическая разность. | Д.О.: Модели молекул органических веществ. Д.О.: Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке; бензин; парафин; асфальт.) | Фрагментарно ЦОР № 10 | §1, упр.5,6. Упр.1,2 к §2. § 2, упр.3-9. | А5,А13/1.3.2; 3.1;3.2/1.1.1; 1.2.1; 1.2.2; 2.2.3; 2.2.7 | ||
3
| Классификация органических соединений. Основы номенклатуры органических соединений. | Признаки, положенные в основу классификации органических соединений. Международная номенклатура ИЮПАК. Правила составления названий органических веществ разных классов. | Конспект и упражнения в тетради. §3(2) упр. 7,8. | А7,В1/3.3/1.3.1; 2.2.6; 2.2.8 | ||||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (8 часов) Федеральный компонент ГОС: Углеводороды: алканы, алкены и алкадиены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Реализация: знать/понимать: важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол; характеризовать: строение и химические свойства углеводородов различных классов; выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводородов различных классов. | ||||||||
4 | Природный газ. Алканы. | Природный газ как топливо. Алканы: гомологический ряд метана, изомерия, номенклатура алканов; химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе их свойств. | Д.О.: Горение метана. | НРЭО№1 (10 мин) | Фрагментарно ЦОР №12 | §3, упр1-5,9,10. | А14,А27, В7/3.4; 1.4.10; 4.3.2; 4.3.3/2.3.4; 2.4.4; 2.5.2 | |
5 | Алкены. Этилен как представитель алкенов. | Этилен, его получение, химические свойства этилена. Применение. | Д.О.: 1) Получение этилена. 2)Качественная реакция на кратную связь в молекуле этилена. Л.О.: Обнаружение этилена в жидких нефтепродуктах и растительном масле. | §4, упр.1-6. | А14,А27, В7/3.4; 1.4.10; 4.3.2; 4.3.3/2.3.4; 2.4.4; 2.5.2 | |||
6 | Алкадиены и каучуки. | Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства алкадиенов на примере бута-диена-1,3 и изопрена. Каучуки. Резина. | Л.О.: Работа с коллекцией «Каучук». | Фрагментарно ЦОР №12 | §5, упр.1-4. | А14,А27, В7/3.4; 1.4.10; 4.3.2; 4.3.3/2.3.4; 2.4.4; 2.5.2 | ||
7 | Алкины. Ацетилен. | Ацетилен, его получение. Химические свойства ацетилена. Применение. Поливинилхлорид (ПВХ). | Д.О.: Получение ацетилена. | НРЭО№2(5 мин) | §6, упр.1,2,5. | А14,А27, В7/3.4; 1.4.10; 4.3.2; 4.3.3/2.3.4; 2.4.4; 2.5.2 | ||
8 | Нефть. | Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятия об октановом числе. | Л.О.: Работа с коллекцией «Нефть и нефтепродукты». | Фрагментарно ЦОР №12 | §8, упр. 1-5. | А25/ 4.2.3/ 1.3.3; 1.3.4 | ||
9 | Арены. Бензол. | Бензол как представитель аренов, его получение, химические свойства. Применение бензола. | Д.О.: Отношение бензола к перманганату калия и бромной воде. | НРЭО№3(10мин) | §7, упр.1,2,5. | А14,А27, В7/3.4; 1.4.10; 4.3.2; 4.3.3/2.3.4; 2.4.4; 2.5.2 | ||
10 | Зачёт №1. «Структура и номенклатура углеводородов». Решение задач на вывод химических формул. | Структурные формулы изомеров и гомологов углеводородов. Номенклатура изомеров и гомологов углеводородов разных классов. | ||||||
11 | Контрольная работа №1. «Углеводороды и их природные источники». | |||||||
Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (10 часов). Федеральный компонент ГОС: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Реализация: знать/понимать: важнейшие химические понятия: функциональная группа, изомерия, гомология; важнейшие вещества и материалы: этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка; уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать: ; строение и химические свойства изученных органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ. | ||||||||
12 | Классификация кислородсодержащих органических веществ по типу функциональной группы. | Функциональная группа. Классификация кислородсодержащих органических веществ по типу функциональной группы. | Фрагментарно ЦОР №11 | §9(1), упр.1-4 | А13/3.1; 3.2 / 1.2.1; 1.2.2; 2.2.7 | |||
13 | Одноатомные и многоатомные спирты. | Этанол: химические свойства, получение и применение. Глицерин - многоатомный спирт. Представление о водородной связи. | Л.О.: Качественная реакция на многоатомный спирт (глицерин). | НРЭО№4(15мин) | Фрагментарно ЦОР №12 | §9(2), упр.5-8,11,12. | А15,А26/ 3.5; 4.3.1/2.3.4; 2.5.2 | |
14 | Фенолы. | Фенолы как производные аренов. Фенол: строение, свойства, получение, применение. Каменный уголь- сырьё для производства фенолов. | НРЭО№5(10мин) | Фрагментарно ЦОР №11 | §10, упр.1,2,4. | А15/ 3.5/ 2.3.4 | ||
15 | Альдегиды. | Альдегиды: строение, химические свойства, применение | Л.О.: Качественная реакция на альдегидную группу. | НРЭО№6(10мин) | §11, упр.3-5. | А16/ 3.6/ 2.3.4 | ||
16 | Карбоновые кислоты. | Классификация карбоновых кислот: одноосновные и многоосновные; предельные и непредельные. Общие химические свойства кислот. | НРЭО№7(10мин) | Фрагментарно ЦОР №11 | §12, упр.1-4. | А16/ 3.6/ 2.3.4 | ||
17 | Отдельные представители карбоновых кислот. | Муравьиная кислота, химические свойства, соли формиаты. Уксусная кислота, химические свойства, соли ацетаты. | Л.О.: Качественная реакция карбоксильной функциональной группы -СООН. | §12, упр.5,6. | А16,А26/3.6; 4.3.1/2.3.4; 2.5.2 | |||
18 | Сложные эфиры и жиры. | Получение сложных жиров реакцией этерификации. Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров. Применение жиров. Мыла и синтетические моющие средства. | НРЭО№8(10мин) | Фрагментарно ЦОР №12 | §13, упр.1-10. | А16/ 3.6/ 2.3.4 | ||
19 | Углеводы. | Углеводы, их классификация: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза. | НРЭО№9 (5 мин) | §14(1), упр. 1-3. | А16, А18, В9/ 3.6; 3.7; 3.8; 3.9/ 2.3.4; 2.4.3 | |||
20 | Глюкоза как представитель моносахаридов. | Глюкоза - вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства. Применение. | НРЭО№10(10мин) | §14(2), упр.5,6. | ||||
21 | Дисахариды и полисахариды. Зачёт№2 «Кислородсодержа-щие органические соединения». | Сахароза, лактоза- представители дисахаридов. Крахмал, целлюлоза- представители полисахаридов | Л.О.: Качественная реакция на крахмал. | НРЭО№11(10мин) | §15, упр.1,3,5. | |||
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6часов). Федеральный компонент ГОС: амины, аминокислоты, белки; правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами; проведение химических реакций в растворах; качественные реакции на отдельные классы органических соединений. Реализация: знать/понимать: важнейшие вещества и материалы: белки; уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. | ||||||||
22 | Амины. Анилин. | Понятие об аминах. Анилин как органическое основание. Получение и применение анилина. | §16, упр.1-3. | В9/ 3.7; 3.8/ 2.3.4 | ||||
23 | Аминокислоты. | Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений. Пептидная связь. | НРЭО№12 (10мин) | §17(1), упр. 2,3,10. | В9/ 3.7; 3.8/ 2.3.4 | |||
24 | Белки. | Функции белков. Структуры белка. Химические свойства белков. Получение белков. | Л.О.: Качественные реакции белков. (Цветные реакции) | НРЭО№13 (10мин.) | Фрагментарно ЦОР №13 | §17(2), упр.6-9. | А16;В9/3.6; 3.7; 3.8/2.3.4 | |
25 | Нуклеиновые кислоты. | Синтез нуклеиновых кислот. Строение и функции РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот. | НРЭО№14 (10мин.) | §18, упр.1-5. | ||||
26 | Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. | Качественные реакции на основные классы органических соединений. | Фрагментарно ЦОР № 13 | Стр.180. | ||||
27 | Контрольная работа №2. «Кислород- и азотсодержащие органические соединения». | |||||||
Тема 5. Биологические активные органические соединения (4часа) Федеральный компонент ГОС: Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Реализация: уметь проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. | ||||||||
28 | Ферменты. | Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Использование ферментов в промышленности. | Д.О.: Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и картофеля. | §19, 1-8. | ||||
29 | Витамины. | Понятие о витаминах. Авитаминозы, гипо– и гипервитаминозы. Функции витаминов в организме. | Д.О.: Коллекция витаминных препаратов. | §20(1), упр.1-5. | ||||
30 | Гормоны. | Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. | Д.О.: Испытание аптечного препарата инсулина на белок | §20(2), упр.6-8. | ||||
31 | Лекарства. | Лекарственная химия: от иатрохимии до фармакотерапии и химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. | Л.О.: Знакомство с образцами лекарственных препаратов в домашней, лабораторной и автомобильной аптечках. | §20(3), упр.9-11. | ||||
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (3часа) Федеральный компонент ГОС: Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Реализация: знать важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; уметь объяснить: зависимость свойств веществ от их состава и строения; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. | ||||||||
32 | Искусственные полимеры | Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырье. Искусственные волокна. | Л.О: Знакомство с коллекциями: «Пластмассы»,«Волокна» | §21, упр.1-7. | А25/4.2.4/1.3.3; 1.3.4 | |||
33 | Синтетические полимеры. | Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации. Структура полимеров. Пластмассы, волокна. Каучуки. | Л.О.: Знакомство с коллекцией «Каучуки». | НРЭО№15 (15 мин) | §22, упр.1-8. | А25/4.2.4/1.3.3; 1.3.4 | ||
34 | Практическая работа №2 Распознание пластмасс и волокон. | Качественные реакции на основные пластмассы и волокна. | Фрагментарно ЦОР № 13 | Стр.181-182. |
4. Календарно- тематическое планирование курса «Химия» 11 класс 20134/2015уч.год
№ урока | Дата урока | Наименование раздела, темы. Форма урока | Изучаемые вопросы | Практическая часть | НРЭО | Использование ЦОР | Домашнее задание | ЕГЭ:вопрос/код элемента/код требований |
Раздел1. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ ( 1 ч.) Федеральный компонент ГОС: Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | ||||||||
1 | Научные методы познания веществ и химических явлений. | . Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | Фрагментарно ЦОР № 11,12 | А24/4.1.1; 4.1.2/ 1.3.2; 2.5.1 | ||||
Раздел 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (25часов) Тема 1.Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (3часа) Федеральный компонент ГОС: Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Реализация: В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен: знать/понимать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом; основные законы химии: периодический закон; уметь характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева. | ||||||||
2 | Основные сведения о строении атома. | Атом- предел делимости химического элемента. Структура атома: ядро и электронная оболочка. Изотопы. Электронные орбитали. Электронные семейства (s-,p-,d-,f-) элементов. Структура атомов переходных элементов. | Фрагментарно ЦОР № 13 | §1, упр. 4-8. | А1/1.1.1/ 1.2.1; 2.3.1 | |||
3 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | ПСХЭ - графическое выражение Периодического закона Д.И.Менделеева. Физический смысл координат элемента в ПСХЭ. Валентные электроны в атоме. | Л.О.1: Моделирование Периодической системы химических элементов | §2, упр. 1-9. | А2/1.2.1/1.2.3 | |||
4 | Зачёт №1 «ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение атомов элементов». | |||||||
Тема 2. Строение вещества (13 часов) Федеральный компонент ГОС: Химическая связь: Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества.. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Золи, гели, понятие о коллоидах. Реализация: В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: важнейшие химические понятия: вещество, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава; основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений; уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической). | ||||||||
5 | Типы химической связи: ковалентная, ионная, металлическая, водородная. Ковалентная химическая связь. | Ковалентная связь, её разновидности и механизм образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления. Полярность связи и полярность молекулы. Молекулярные и атомные кристаллические решётки веществ с ковалентной связью в молекуле. | Д.О.: Модели кристаллических решёток «сухого льда», алмаза, графита. | Фрагментарно ЦОР № 10 | §4, упр. 1-8. | А4/1.3.1/ 2.2.2; 2.4.2 | ||
6 | Ионная химическая связь. | Механизм образования ионной связи. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решётки веществ с ионной связью. | Д.О.: Модель кристаллической решётки хлорида натрия. | §3, упр. 3-5, 7-9. | А4/1.3.1/ 2.2.2; 2.4.2 | |||
7 | Металлическая химическая связь. | Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. | Л.О.№2: Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств. | §5, упр. 1-5. | А4/1.3.1/ 2.2.2; 2.4.2 | |||
8 | Водородная химическая связь. | Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. | Д.О.: Модель молекулы ДНК. | §6, упр. 1-6. | А4/1.3.1/ 2.2.2; 2.4.2 | |||
9 | Полимеры. | Термопластичные и термореактивные полимеры. Природные и химические волокна. | Д.О. Образцы пластмасс (фенолформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон: шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон и изделия из них. Образцы неорганических полимеров: сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты. Л.О. 3 Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. | НРЭО №1 (10 мин) | Фрагментарно ЦОР № 12 | §7, упр. 1-6. | А25/ 4.2.4/1.3.3; 1.3.4 | |
10 | Газообразное состояние вещества. | Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных смесей. Загрязнения атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. | Д.О. Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. | НРЭО №2 (15мин.) | §8, упр. 1-4, 7-9. | |||
11 | Жидкое состояние вещества. | Вода. Потребность воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение. | Д.О. Три агрегатных стояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Л.О. 4 Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. Л.О. 5 Ознакомление с минеральными водами. | НРЭО№ 3 (10мин.) | §9, упр. 1-4, 7-9. | |||
12 | Твёрдое состояние вещества. | Кристаллические и аморфные вещества. | §10, упр. 1-4. | |||||
13 | Дисперсные системы. | Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной фазы и дисперсионной среды. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи | Д.О. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей, золей. Л.О. 6 Ознакомление с дисперсными системами. | НРЭО № 4 (15мин.) | Фрагментарно ЦОР № 11 | §11, упр. 1-6. | ||
14 | Контрольная работа №1. «Строение вещества. Химическая связь». | |||||||
15 16 | Состав вещества и смесей. | Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава вещества. Понятия «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. | §12, упр. 1-5, 11. | А6/1.3.3/2.2.2; 2.4.3 С4/4.3.5; 4.3.6; 4.3.8; 4.3.9/2.5.2 | ||||
17 | Практическая работа №1. «Получение, собирание и распознавание газов» | Фрагментарно ЦОР № 13 | А24/4.1.1; 4.1.2; 4.1.4/1.3.2; 2.5.1 | |||||
Тема 3. Химические реакции(8часов) Федеральный компонент ГОС: Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Реализация: В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: важнейшие химические понятия: электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие; основные теории химии: электролитической диссоциации; уметь: определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель; объяснять: зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов. | ||||||||
18 | Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения состава веществ | Реакции в неорганической и органической химии, их классификация. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода, фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия. | Д.О.: Модели молекул бутана и изобутана. | §13, упр. 1-7, 9. | А19/1.4.1; 1.4.2/ 1.1.1; 2.2.8 С1/1.4.8/ 2.2.5; 2.4.4 | |||
19 | Реакции, идущие с изменением состава веществ. | Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. | Л.О. 7 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Л.О. 8 Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком | §14, упр.1-4, 9. | ||||
20
| Роль воды в химической реакции. Электролитическая диссоциация. Основные классы неорганических веществ с точки зрения ТЭД | Истинные растворы. Растворимость. Электролиты и неэлектролиты. Химические свойства воды. Реакции гидратации в органической химии. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли в свете теории электролитической диссоциации. | Д.О. Взаимодействие натрия с водой. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Д.О.: Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. | Фрагментарно ЦОР № 11 | §17(1), упр.1-5. §17(2), упр.6,7. | А22/1.4.5/ 1.1.1; 1.1.2; 1.2.1; 2.4.4 | ||
21 | Реакции ионного обмена в водных растворах. | Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. | Д.О.: Определение среды водных растворов различными индикаторами. | Конспект в тетради. Упр. 4,5 к §18. | А23/1.4.6/1.1.1; 1.1.2; 1.2.1; 2.4.4 | |||
22 | Гидролиз органических и неорганических соединений. | Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. | Д.О. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитрата цинка. Л.О. 9. Различные случаи гидролиза солей. | Фрагментарно ЦОР № 10 | §18, упр.1-3,7. | В4/1.4.7/1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 2.2.4; 2.4.4 | ||
23 | Окислительно-восстановительные реакции Электролиз. | Понятие об окислительно- восстановительных реакциях. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз растворов и расплавов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. | Д.О. Взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизёра. | Фрагментарно ЦОР № 12 | §19, упр.1, 4, 6,7. | В2, В3/1.4.8/1.1.1; 2.2.5 С1/1.4.9/ 1.1.3 | ||
24 | Скорость химической реакции. Катализ. | Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. | Д.О.: Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. | НРЭО№5 (20 мин) | §15, упр.1-7. | А20/ 1.4.3/ 2.4.5 | ||
25 | Обратимость химических реакций. | Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. | Л.О. 10 Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. | §16, упр.1-4. | А21, А25/ 1.4.4; 4.2.4/ 1.1.1; 1.1.3;1.2.1; 2.4.5 | |||
Тема 4. Вещества и их свойства (9часов) Федеральный компонент ГОС: Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов. Реализация: В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак; уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. | ||||||||
26 | Металлы. | Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой, кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей и кислот. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии. | Д.О. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. | НРЭО № 6 (20 мин) | §20, упр.1-5(а,б),6. | А3, А5, А8, А25, В5, В6/ 1.2.2; 1.2.3; 2.3; 4.1.4; 4.2.1/ 1.3.3; 1.3.4; 2.3.2; 2.3.3 | ||
27 | Неметаллы. | Сравнительная характеристика галогенов как типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами окислителями). | Д.О.: Коллекция образцов неметаллов. | НРЭО№ 7 (20мин.) | §21, упр.1-4,6. | А3, А5, А8, А25, В5, В6/ 1.2.4; 2.3; 4.1.4; 4.2.2/ 1.3.3; 1.3.4; 2.3.2; 2.3.3 | ||
28 | Кислоты неорганические и органические | Классификация кислот. Общие химические свойства кислот. Особые свойства азотной и концентрированной серной кислот. | Д.О.: коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты, взаимодействие её с сахаром, целлюлозой, медью. Л.О.№11:Взаимодействие соляной и уксусной кислот с металлами. Л.О.№12: Взаимодействие соляной и уксусной кислот с основаниями. Л.О.№13: Взаимодействие соляной и уксусной кислот с солями. | НРЭО№8 (20мин) | § 22, упр.1-5 | А7, А10, А16, В1, В5, В8/ 2.1; 2.6; 3.3; 3.6; 3.7; 4.1.3; 4.1.4; 4.2.2 /1.3.1; 1.3.2; 1.3.3; 2.1.1; 2.2.6; 2.3.3; 2.3.4 | ||
29 | Основания органические и неорганические. | Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. | Л.О. 14 Ознакомление с коллекциями оснований. | НРЭО№ 9 (15мин.) | §23, упр.1-5. | А7, А10, В1, В5, В9/ 2.1; 2.5; 3.3; 3.7; 4.1.3; 4.1.4; 4.1.5; /1.3.1; 1.3.2; 1.3.3; 2.1.1; 2.2.6; 2.3.3; 2.3.4 | ||
30 | Соли. | Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат- анионы, катион аммония, катионы железа (II) ,(III). | Д.О. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция, гидрокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Качественные реакции на катионы и анионы. | НРЭО№10 (10мин) | §24, упр.1-5. | А7, А11, В1; В4, В5, В6/ 1.4.7; 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5; 2.6; 2.7; 3.3; 4.1.4; /1.3.1; 2.2.4; 2.2.6; 2.3.3; 2.5.1 | ||
31 | Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. | Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. | §25, упр.1-5. | А12, А18, С2, С3 /2.8; 3.9/ 2.3.3; 2.4.3; 2.3.4 | ||||
32 | Практическая работа № 2 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений. | Качественные реакции на основные классы органических и неорганических веществ. | Фрагментарно ЦОР № 13 | Стр. 216 | А24, В6/ 4.1.1; 4.1.3; 4.1.4; 4.1.5 /2.5.1 | |||
33 34 | Контрольная работа № 2 «Химические реакции», «Вещества и их свойства». | Контроль и учет знаний по изученной теме. | А26, А27, А28, С4, С5 /4.3/ 2.4.4; 2.5.2 |
5. Характеристика контрольно-измерительных материалов.
За основу для проведения тематического контроля над усвоением материала взяты пособия О.С.Габриеляна « Контрольные и проверочные работы» к учебникам «Химия 10» и «Химия 11» Данные пособия состоят из текстов контрольных и проверочных работ, соответствующих программе по химии для 8 – 11 классов О.С.Габриеляна. Вся предложенная система контроля отвечает идеям уровневой дифференциации, принятой в указанных учебниках. Главная цель такой дифференциации состоит в том, чтобы обеспечить достижение всеми школьниками уровня обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учащихся, которые имеют для этого способности, возможности и желание. В соответствии с этим система контроля предусматривает проверку достижения всеми школьниками обязательных результатов обучения, а также дает возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.
Контрольные работы составляются в четырёх вариантах и состоят из двух частей: часть А – тестовые задания с выбором одного правильного ответа; часть Б – задания со свободным ответом. Первая часть нацелена на проверку достижения обязательного уровня усвоения темы. Задания этой части аналогичны тем, которые предоставлены по каждой теме в обязательных результатах обучения. По их выполнению определяется минимум знаний учащихся. Во вторую часть включены более сложные задания, позволяющие судить о возможности ученика работать на более высоком уровне.
6.Приложение.
6.1. литература
1. О.С.Габриелян. Химия. Методическое пособие. 10-11 классы. М.: «Дрофа», 2005г.
2. С.Т. Сатбалдина. Организация учебной деятельности при изучении химии. Учебное пособие. Уфа,1989г.
3. Э.Г.Алексеева. Составление химических формул и уравнений химических реакций по неорганической химии. Учебно-методическое пособие. Магнитогорск, издательский центр МГТУ, 2000г.
4. Э.Г.Алексеева. Многовариантные задачи по неорганической и органической химии. Учебно-методическое пособие. Магнитогорск, издательский центр МГТУ, 2000г.
6.2.перечень цифровых образовательных ресурсов и Web-сайтов Интернет.
Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
Перечень Web-сайтов, рекомендуемых для использования в работе учителями химии:
№ п/п | Название сайта или статьи | Содержание | Адрес (URL) |
1. | Журнал «Химия: методика преподавания в школе» | Содержание номеров и аннотации статей журнала | http//www.chem.msu.su/rus/school/ chemistry_meth/welcome.html |
2. | Школьные учебники по химии для 8-11 классов общеобразовательной школы | Серия школьных учебников по химии авторского коллектива химфака МГУ под общей редакцией академика РАН В.В.Лунина. Программы кур- сов. Поурочное планирование. Электронные тексты. | http://www.chem.msu.su/rus/school/ |
3. | Alhimik | Полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор, консультации, история химии | |
4. | C - BOOKS | Литература по химии | |
5. | Атомы в кристаллах | Учебное пособие екатеринбургских учёных А.С.Москвина и Ю.Д.Панова | http://virlib.eunnet.net/win/ metod_materials/wm9/ |
6. | Мир химии | Справочная информация, новости науки | |
7. | Опорные конспекты по химии | Поурочные конспекты для школьников 8-11-х классов | |
8. | Опыты по неорганической химии | Описание реакций, фотографии, справочная информация | |
9. | Открытый колледж: химия | Учебник по химии, таблица Менделеева с подробной характеристикой элементов, интерактивные модели, новости, хрестоматия, Интернет-ресурсы по химии, тесты | |
10 | Первоначальные химические понятия | Задания и опыты на уроках химии в 8-м классе. Страница сервера Ярославского областно-го центра дистанционного обучения школьников | http://www-windows-1251.edu.yar.ru |
11. | Школьная химия – справочник по химии и активная помощь ученику или студенту | Справочник и учебник по химии. Главная особенность – химкалькулятор, который упрощает решение задач по химии | |
12. | Российский образовательный портал | Коллекция экспериментов по химии | http://experiment.edu.ru/catalog.asp? ob_no12619 |
13. | Курс органической химии за 10-й класс. | Постановка опытов. Классы органических соединений, тестирование. Биографии знаменитых учёных. | http://formula44.narod.ru |
14. | Органическая химия. | Электронный учебник для средней школы. | http://cnit.ssau.ru/organics/ |
15. | Химия для всех. | Электронный справочник за полный курс химии. Программы по химии, тесты. | http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html |
16. | Химия. Образовательный сайт для школьников | Экспериментальный учебник по общей и неорганической химии для 8-11-х классов, предназначенный как для начального обучения, так и для подготовки к экзаменам в вуз. Химические словари, олимпиады по химии. | http://hemi.wallst.ru/ |
Полный перечень электронных образовательных изданий можно найти в пособии «ИНТЕРНЕТ – учителю: Химия» А.Э.Пушкарёв и др. Челябинск, «Взгляд», 2006г.
(Электронные издания образовательного назначения)». В пособии рассматриваются возможности применения информационно-образовательных ресурсов Интернет в учебном процессе. Даны рекомендации по работе с Интернет и большая подборка адресов сайтов с кратким описанием содержания: 47сайтов учителю химии, 21сайт учителю, преподающему химию на профильном уровне; 7 сайтов учителям, разрабатывающим элективные курсы, 3сайта для подготовки школьников к ЕГЭ, 5 сайтов для подготовки школьников к олимпиадам.
6.3. Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.
Требования к речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание, логическое построение и речевое оформление.
Учащиеся должны уметь:
Говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
Излагать материал логично и последовательно;
Оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Для речевой культуры учащихся важно умения слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.д.
Работа учителя по осуществлению
единых требований к письменной речи учащегося.
Основными видами письменных работ являются: текущие работы, самостоятельные и контрольные работы, практические работы, итоговые контрольные работы и т.п.
Количество и назначение ученических тетрадей:
Для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих контрольных письменных работ химии должны иметь 3 тетради (1 –рабочая общая тетрадь, 1 – рабочая тетрадь на печатной основе и 1 тетрадь из 12-18 листов для контрольных, практических и лабораторных работ).
Требования к оформлению и ведению тетрадей:
-используются стандартные общие тетради или тетради из 12-18 листов;
-писать аккуратным, разборчивым почерком.
-на обложке делается запись:
Тетрадь
для ________________работ
по химии
ученика (цы)_______класса
МОУ «СШИ №2»
фамилия______________________
имя_______________
-указывать дату выполнения цифрами на полях (например, 14.09.09)
-записать тему урока.
- указывать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант).
-соблюдать между заключительной строкой текста одной работы и датой другой работы 4 клеточки.
-между разными заданиями пропускать 2 клеточки, между датой и заголовком работы – 2 клеточки.
-аккуратно выполнять необходимые иллюстрации, чертежи.
-записи ведутся синей или фиолетовой пастой. Цветную пасту можно использовать при подчеркивании, составлении чертежей, каких либо выделений. Запрещается писать в тетрадях красной пастой.
Порядок проверки письменных работ учителем:
-рабочие тетради по химии в 10-11 классах проверяются 1 раз в 2 недели;
-контрольные работы по возможности проверяются к следующему уроку химии;
Ошибки подчеркиваются и выносятся на поля. Оценка за работу заносится в журнал.
-за самостоятельные обучающие работы оценки в журнал выставляются по усмотрению учителя;
-после проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками проводится там же, где выполнялась сама работа.
6.4.Нормы оценок.
При оценке уровня усвоения учебного материала в устных и письменных ответах учеников следует исходить из поэлементного анализа знаний, умений и навыков, учащихся и производить расчет коэффициента усвоения материала (тематический текущий контроль), степени обученности по соответствующим методикам.
Текущему контролю подвергаются учащиеся 10-11 классов в течении учебного полугодия. Оценивание знаний и умений проводится по пятибалльной системе: 5 баллов -"отлично", 4 балла - "хорошо", 3 балла - "удовлетворительно", 2 балла - "неудовлетворительно" и вносится в классные журналы.
Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающемуся, обнаружившему существенные пробелы в знании основного программного материала по учебному предмету, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение.
Оценка «удовлетворительно» ставится обучающемуся, проявившему знания основного программного материала по учебному предмету в объеме, необходимом для последующего обучения.
Оценка «хорошо» ставится обучающемуся, проявившему полное знание программного материала по учебному предмету, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности.
Оценка «отлично» ставится обучающемуся, проявившему всесторонние и глубокие знания программного материала по учебному предмету, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний.
Устный ответ
«5» – хорошо знает материал, четко отвечает на дополнительные вопросы или решает дополнительные задачи.
«4» - хорошо знает материал, но не может ответить на дополнительные вопросы.
«3» – делает ошибки, но отвечает на дополнительные вопросы.
«2» – плохо знает материал и не отвечает на дополнительные вопросы.
Письменная работа (самостоятельная работа, контрольная работа, тесты).
«5» – выполнение задания на 88 – 100% «3» - на 36 – 60%
«4» – на 62 – 86% «2» - на 0 – 34 %
6.5 Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
6.6 Спецификация КИМ
6.7.Лист коррекции по химии 10 - 11 –х классов
Уроки, которые требуют коррекцию | Уроки, содержащие коррекцию | ||||
Дата | Номер урока, класс | Тема урока | Причины коррекции | дата | Форма коррекции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...