Урок по теме: Металлы, 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Методическая разработка открытого урока по химии в 9 классе по теме "Металлы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_metally.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка интегрированного урока
Тема: Мир металлов
Тип урока: систематизация и углубление знаний
Идея: Создать условия для формирования устойчивого интереса учащихся к теме раздела «Металлы», через использование различных методических приемов и средств обучения.
Цели:
1. Создать условия способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний о нахождении металлов в природе, положения их в периодической системе и особенностях строения их атомов, физических и химических свойств, а также осознанного понимания биологической роли металлов в жизнедеятельности человека.
2. Способствовать на уроке развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также формированию навыков работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами, опорными конспектами.
3. Обеспечить условия для формирования коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей, распределять роли, работая в группах; развивать волевые качества – ответственность, толерантность.
Оборудование:
Коллекции металлов, периодическая таблица химических элементов, предметы, изготовленные из металлов, опорные конспекты: «Биологическая роль металлов в организме человека», «Металлы в продуктах питания», макет торса человека, карточки с символами металлов, компьютер.
Структура урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование | |||
Орг. момент. | 1. Приветствие. Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости! Я рада видеть вас здоровыми, счастливыми и заинтересованными! Ведь согласитесь, что каждый из нас чего-то ждет от нашей встречи: кто-то пришел узнать что-то новое, кто-то сможет показать свои знания и реализовать на практике умения Правда? Закройте глаза и помечтайте о грядущей работе на уроке. Представьте себя первооткрывателями, исследователями. Прочувствуйте это, Представьте, что вы в химической лаборатории проводите эксперименты, а вот вы работаете с книгой и находите ответ на самый трудный вопрос. Вы рады и довольны, чувствуете себя гениями.. Откройте глаза. Мне хочется, чтобы все, что вы сейчас себе представили, произошло сегодня на уроке. Ведь мы отправляемся в воображаемое путешествие в страну, название которой вы легко узнаете, если отгадаете загадку, написанную на доске. 2. Читает загадку, написанную на доске: Я твердый, ковкий и пластичный, Блестящий, нужный всем, практичный. Я вам уже подсказку дал, Так кто же я такой…? и предлагает записать отгадку в тетрадь в виде темы урока? | 1. Подготовка рабочего места 2. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока в тетрадь. | Создание положительного эмоционального и внутреннего настроя на работу всех уч-ся. Акцентирование внимания на теме урока. | |||
Актуализация знаний. | Сегодня мы будем работать над дешифровкой схемы по теме «Металлы» и в конце урока нам будут известны все коды и ключи к замкам на вратах этой страны. Обратите внимание на доску и схемы на ваших столах. С чего начинается строительство дома? А рост растения? А с чего начинается познание, исследование, расследование? Верно. Зри в корень! С улик, доказательств, базы данных, если хотите.. А какова же база ваших знаний по теме Металлы? О чем нам уже известно? Что это за тайные знаки внизу схемы? Давайте приступим к их дешифровке.
4. Проблемные вопросы: - Почему бор неметалл, ведь у него 3 электрона на внешнем уровне. - Почему висмут и полоний – металлы, хотя у них 5 и 6 электронов на внешней электронной оболочке. 5. Как изменяются свойства атомов Ме по группе? Расшифруйте буквы, поставьте знак > или <. Учитель фиксирует ответы школьников на доске. 6. Давайте вернемся к загадке, которую я загадала вам вначале урока. По каким признакам вы догадались, что речь идет о Ме? Какие еще физические свойства Ме вы можете назвать? Расшифровываем второй блок схемы. 7. Организует игровую ситуацию - Создайте рекламу любому Ме приведенными на схеме, используя шаблон (на доске): Я…….(металл), Я самый …….(какой, свойство), Поэтому ….. . 8. Подводит итог домашней работы, выставляет оценки (при необходимости) |
4. Дают мотивированный ответ, делают вывод о том, что в строении атомов металлов нужно учитывать 2 фактора: - число внешних электронов - радиус атомов. 5. Дополняют схему. 6. Работают вместе с учителем, обсуждают, уточняют, дописывают «шифровки». 7. Презентация рекламы, запись формулировки в тетрадь. | Актуализация знаний. Создание ситуации успеха для слабых уч-ся. Выявление субъектного опыта уч-ся. «Проживание роли» Расширение кругозора. Реализация межпредметных связей (история) Развитие коммуникативных умений: слушать и слышать. Конкретизация субъектного опыта учащихся . Развитие логического, критического мышления | |||
«Открытие детьми новых знаний» | Что ж, уважаемые расследователи часть схемы мы расшифровали. Но ведь это далеко не все, так? Внимание, для дальнейшей работы мы делимся на три группы: «химики», «биологи», «географы». Каждая группа работает на определенной частью шифровки. Можно использовать любую литературу, карты, справочники, компьютерные презентации. Кроме этого вы можете пригласить на помощь учителей специалистов у них есть отличительные знаки, соответственного цвета и задать им вопросы.. Ваша задача за 7-10 мин. Подготовить краткий рассказ и расшифровать все знаки на схеме. 2. Организует групповую работу «ГЕОГРАФОВ» с коллекциями Ме и физической картой Алтая., слайдами презентации Зад: Рассмотрите образцы Ме и проанализируйте физ карту Алтая. Определите месторождения каких Ме и где находятся на территории нашего края? Ответ зафиксируй в виде знаков полезных ископаемых на контурной карте - схеме, при рассказе используйте слайды презентации. 3. Организует работу «БИОЛОГОВ» с опорными конспектами, макетом в группах. Зад: Используя дидактические материалы (опорные конспекты и макет торса человека, с прикрепленными на разные органы карточки с символами металлов, слайды презентации), подготовить рассказ о биологической роли металла (по выбору учащихся). Выслушивает ответы учащихся, задает уточняющие вопросы, подводит учащихся к выводу о роли металлов для жизнедеятельности человека. 4. Организует работу группы «Химиков», проводит инструктаж по ТБ. 5. Выслушивает выступления учащихся, анализирует, дополняет, подводит к выводу. | 1. Делятся на группы соответственно цвету жетонов. Работают в группах. 2. Географы рассматривают коллекции, работают с картой, обсуждают, фиксируют результаты работы. Делают вывод о распространенности Ме на территории Алтая. 3. Биологи работают с предложенным материалом, обсуждают, делают выводы и обобщения. 4. Группа «Химиков» совместно с учителем готовятся к демонстрации химических опытов отражающих химические свойства Ме, прописывают уравнения реакций способов получения Ме. 5. Защищают свой ответ, дополняют, друг друга обучают. | ||||
Рефлексия | Предлагает вернуться к шифровке и выделить те компоненты, которые уже изучены (что знал и что узнал) Уточняет, что на последующих уроках продолжится работа со схемой и, возможно, появятся новые компоненты. Предлагает создать синквейн по теме. ?: 1. Что наиболее значимое для меня я сегодня узнал? 2. Где эти знания пригодятся мне в жизни? Обращается к учащимся с просьбой оценить свою работу на уроке и поставить оценку себе в тетрадь | Выделяют, проговаривают вслух. Работают самостоятельно в тетрадях, затем представляют синквейн. | Рефлексивный анализ деятельности, осознание плана действий, а возможно и целей, последующих уроков по данной теме. Закрепление материала. Осознание личностной значимости темы для учащихся. Самоанализ своего участия в работе на уроке, самооценка | |||
Домашнее задание |
| 1. Записывают задания в дневник. |
Синквейн.
1 строка: Существительное ( одно по теме)
2 строка: два прилагательных
3 строка: три глагола
4 строка: четыре слова объединённых в предложение
5 строка: слово выражающее сущность данной темы.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА ДЛЯ БИОЛОГОВ
Используя дидактические материалы (опорные конспекты, макет торса человека, слайды презентации), подготовить
рассказ о биологической роли металлов в организме человека.
Распределите роли:
- Один – используя опорные конспект прикрепляет карточки с символами Ме к торсу человека
- Второй – рассматривает слайды презентации и макет готовит связный рассказ.
- Третий – находит в учебнике, где применяются и как называются вещества в «шифровке» и заполняет пропуски на доске.
Помогайте друг другу! У Вас все получится!
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА ДЛЯ ГЕОГРАФОВ
Распределите роли.
1. Рассмотрите образцы Ме и их природных соединений, расскажите в каком виде Ме встречаются в природе, при рассказе показывайте товарищам, передавайте по рядам образцы.
- Проанализируйте физ карту Алтая. Определите месторождения каких Ме и где находятся на территории нашего края? Расскажите об этом, при рассказе используйте слайды презентации.
- Зафиксируй в виде знаков полезных ископаемых на контурной карте - схеме на доске Ме, которые встречаются на Алтае.
Используйте учебник, атлас Алтайского края. Обязательно обратитесь к присутствующим географам – они помогут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."
План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...
Разработка урока по теме"Металлы"8 класс
Цели: Создать условия психологически-комфортного микроклимата для каждого обучающегося. Обеспечить условия для восприятия и осмысления понятий «металлы» и «неметаллы» посредством...
Открытый урок по теме "Металлы- простые вещества" 8 класс.
Урок по теме "Металлы- простые вещества"-8 класс с элементами системно-деятельностного подхода. Инновационность данного урока заключается в отборе материала по принципу целостности ,практического знач...
Урок по теме металлы для 11 класса
Приведен пример открытого урока по теме металлы. Урок именл положительный отзыв у коллег, администрации школы. Рассматривались стандартые вопросы, но с интересной подачей материала....
Обобщающий урок по теме: "Металлы" 11 класс
Материал урока может быть использован при обобщении темы: "Металлы" в 11 классе....
конспект урока на тему "Металлы. Общая характеристика металлов"
конспект урока разработан в соответсвии с ФГОС, содержит материал по теме "Металлы", который изучается в 9 классе...