Урок по теме: Металлы, 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Методическая разработка открытого урока по химии в 9 классе по теме "Металлы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_metally.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока

Тема: Мир металлов

Тип урока: систематизация и углубление знаний

Идея: Создать условия для формирования устойчивого интереса учащихся к теме раздела «Металлы», через использование различных методических приемов и средств обучения.

Цели:

1. Создать условия  способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний о нахождении металлов в природе, положения их в периодической системе и особенностях строения их атомов, физических и химических свойств, а также осознанного понимания биологической роли металлов в жизнедеятельности человека.

2. Способствовать на уроке развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также формированию навыков работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами, опорными конспектами.

3. Обеспечить условия для формирования коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей, распределять роли, работая в группах; развивать волевые качества – ответственность, толерантность.

Оборудование:

Коллекции металлов, периодическая таблица химических элементов, предметы, изготовленные из металлов, опорные конспекты: «Биологическая роль металлов в организме человека», «Металлы в продуктах питания», макет торса человека, карточки с символами металлов, компьютер.

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

Орг.  момент.

1. Приветствие. Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости! Я рада видеть вас здоровыми, счастливыми и заинтересованными! Ведь согласитесь, что каждый из нас чего-то ждет от нашей встречи: кто-то пришел узнать что-то новое, кто-то сможет показать свои знания и реализовать на практике умения Правда? Закройте глаза и помечтайте о грядущей работе на уроке. Представьте себя первооткрывателями, исследователями. Прочувствуйте это, Представьте, что вы в химической лаборатории проводите эксперименты, а вот вы работаете с книгой и находите ответ на самый трудный вопрос. Вы рады и довольны, чувствуете себя гениями..  Откройте глаза. Мне хочется, чтобы все, что вы сейчас себе представили, произошло сегодня на уроке. Ведь мы отправляемся в воображаемое путешествие в страну, название которой вы легко узнаете, если отгадаете загадку, написанную на доске.

2. Читает загадку, написанную на доске:

Я твердый, ковкий и пластичный,

Блестящий, нужный всем, практичный.

Я вам уже подсказку дал,

Так кто же я такой…? и предлагает записать отгадку в тетрадь в виде темы урока?

1. Подготовка рабочего места

2. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока в тетрадь.

Создание положительного эмоционального и внутреннего настроя на работу всех уч-ся.

Акцентирование внимания на теме урока.

Актуализация знаний.

Сегодня мы будем работать над дешифровкой схемы по теме «Металлы» и в конце урока нам будут известны все коды и ключи к  замкам на вратах этой страны.

Обратите внимание на доску и схемы на ваших столах. С чего начинается строительство дома? А рост растения? А с чего начинается познание, исследование, расследование? Верно. Зри в корень! С улик, доказательств, базы данных, если хотите.. А какова же база ваших знаний по теме Металлы? О чем нам уже известно? Что это за тайные знаки внизу схемы? Давайте приступим к их дешифровке.

  1.  Какие Ме вам известны?
  2. Где располагаются Ме в ПС.
  3. Какие особенности строения атомов Ме вы можете назвать.

4.  Проблемные вопросы:

- Почему бор неметалл, ведь у него 3 электрона на внешнем уровне.

- Почему висмут и полоний – металлы, хотя у них 5 и 6 электронов на внешней электронной оболочке.

5. Как изменяются свойства атомов Ме по группе? Расшифруйте буквы, поставьте знак > или <.

Учитель фиксирует ответы школьников на доске.

6. Давайте вернемся к загадке, которую я загадала вам вначале урока. По каким признакам вы догадались, что речь идет о Ме? Какие еще физические свойства Ме вы можете назвать? Расшифровываем второй блок схемы.

7.  Организует игровую ситуацию

- Создайте рекламу любому Ме приведенными на схеме, используя шаблон (на доске):

Я…….(металл),

Я самый …….(какой, свойство),

Поэтому  …..  .

8. Подводит итог домашней работы, выставляет оценки (при необходимости)

  1. Отвечают с места
  2. Работают с ПС
  3. Расписывают строение атомов Ме, называют особенности строения.

4. Дают мотивированный ответ, делают вывод о том, что в строении атомов металлов нужно учитывать 2 фактора:

- число внешних электронов

- радиус атомов.

5. Дополняют схему.

6. Работают вместе с учителем, обсуждают, уточняют, дописывают «шифровки».

7. Презентация рекламы, запись формулировки в тетрадь.

Актуализация знаний.

Создание ситуации успеха для слабых уч-ся.

Выявление субъектного опыта уч-ся.

«Проживание роли»

Расширение кругозора.

Реализация межпредметных связей (история)

Развитие коммуникативных умений: слушать и слышать.

Конкретизация субъектного опыта учащихся

.

Развитие логического, критического  мышления

«Открытие детьми новых знаний»

Что ж, уважаемые расследователи часть схемы мы расшифровали. Но ведь это далеко не все, так?

Внимание, для дальнейшей работы мы делимся на три группы: «химики», «биологи», «географы». Каждая группа работает  на определенной частью шифровки. Можно использовать любую литературу, карты, справочники, компьютерные презентации. Кроме этого вы можете пригласить на помощь учителей специалистов  у них есть отличительные знаки, соответственного цвета и задать им вопросы.. Ваша задача  за 7-10 мин. Подготовить краткий рассказ и расшифровать все знаки на схеме.

2. Организует групповую работу «ГЕОГРАФОВ» с коллекциями Ме и физической картой Алтая., слайдами презентации

Зад: Рассмотрите образцы Ме и проанализируйте физ карту Алтая.

 Определите месторождения каких Ме и где находятся на территории нашего края?  Ответ зафиксируй в виде знаков полезных ископаемых на контурной карте  - схеме, при рассказе используйте слайды презентации.

3. Организует работу «БИОЛОГОВ» с опорными конспектами, макетом в группах.

Зад: Используя дидактические материалы (опорные конспекты и макет торса человека, с прикрепленными на разные органы карточки с символами металлов, слайды презентации), подготовить рассказ о биологической роли металла (по выбору учащихся).

Выслушивает ответы учащихся, задает уточняющие вопросы, подводит учащихся к выводу о роли металлов для жизнедеятельности человека.

4.  Организует работу  группы «Химиков», проводит инструктаж по ТБ.

5. Выслушивает выступления учащихся, анализирует, дополняет, подводит к выводу.

1. Делятся на группы соответственно цвету жетонов.

Работают в группах.

2. Географы рассматривают коллекции, работают с картой, обсуждают, фиксируют результаты работы.

Делают вывод о распространенности Ме на территории Алтая.

3. Биологи работают с предложенным материалом, обсуждают, делают выводы и обобщения.

4. Группа «Химиков» совместно с учителем готовятся к демонстрации химических опытов отражающих химические свойства Ме, прописывают уравнения реакций способов получения Ме.

5. Защищают свой ответ, дополняют, друг друга обучают.

Рефлексия

Предлагает вернуться к шифровке  и выделить те компоненты, которые уже изучены (что знал и что узнал)

Уточняет, что на последующих уроках продолжится работа со схемой и,  возможно, появятся новые компоненты.

Предлагает создать синквейн по теме.

?:

1. Что наиболее значимое для меня я сегодня узнал?

2. Где эти знания пригодятся мне в жизни?

Обращается к учащимся с  просьбой оценить свою работу на уроке и поставить оценку себе в тетрадь

Выделяют, проговаривают вслух.

Работают самостоятельно в тетрадях, затем представляют синквейн.

Рефлексивный анализ деятельности, осознание плана действий, а возможно и целей, последующих уроков по данной теме.

Закрепление материала.

Осознание личностной значимости темы для учащихся.

Самоанализ своего участия в работе на уроке, самооценка

Домашнее задание

  1. Используя любые информационные источники приготовить связный рассказ по схеме. 9кл-п. 6,7; 11кл – п.18
  2. Найти в литературе выражения, стихи, где говорится о Ме.

1. Записывают задания в дневник.

Синквейн.

1 строка: Существительное ( одно по теме)

2 строка: два прилагательных

3 строка: три глагола

4 строка: четыре слова объединённых в предложение

5 строка: слово выражающее сущность данной темы.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА ДЛЯ БИОЛОГОВ

Используя дидактические материалы (опорные конспекты, макет торса человека, слайды презентации), подготовить

рассказ о биологической роли металлов в организме человека.

Распределите роли:

  • Один – используя опорные конспект прикрепляет карточки с символами Ме к торсу человека
  • Второй – рассматривает слайды презентации и макет готовит связный рассказ.
  • Третий – находит в учебнике,  где применяются и как называются вещества в «шифровке» и заполняет пропуски на доске.

Помогайте друг другу! У Вас все получится!

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА ДЛЯ ГЕОГРАФОВ

Распределите роли.

        1. Рассмотрите образцы Ме и их природных соединений, расскажите в каком виде Ме встречаются в природе, при   рассказе показывайте товарищам, передавайте по рядам образцы.

  1. Проанализируйте физ карту Алтая. Определите месторождения каких Ме и где находятся на территории нашего края?  Расскажите об этом, при рассказе используйте слайды презентации.

  1. Зафиксируй в виде знаков полезных ископаемых на контурной карте  - схеме на доске Ме, которые встречаются на Алтае.

Используйте учебник, атлас Алтайского края. Обязательно обратитесь к присутствующим географам – они помогут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

Разработка урока по теме"Металлы"8 класс

Цели: Создать условия  психологически-комфортного микроклимата для каждого обучающегося. Обеспечить условия для восприятия и осмысления понятий  «металлы» и «неметаллы» посредством...

Открытый урок по теме "Металлы- простые вещества" 8 класс.

Урок по теме "Металлы- простые вещества"-8 класс с элементами системно-деятельностного подхода. Инновационность данного урока заключается в отборе материала по принципу целостности ,практического знач...

Урок по теме металлы для 11 класса

Приведен пример открытого урока по теме металлы. Урок именл положительный отзыв у коллег, администрации школы. Рассматривались стандартые вопросы, но с интересной подачей материала....

Обобщающий урок по теме: "Металлы" 11 класс

Материал урока может быть использован при обобщении темы: "Металлы" в 11 классе....

конспект урока на тему "Металлы. Общая характеристика металлов"

конспект урока разработан в соответсвии с ФГОС, содержит материал по теме "Металлы", который изучается в 9 классе...