Разработка урока по теме"Металлы"8 класс
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

Савельева Надежда Аркадьевна

Цели:

  • Создать условия  психологически-комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
  • Обеспечить условия для восприятия и осмысления понятий  «металлы» и «неметаллы» посредством  нестандартных заданий для самостоятельной работы.
  • Обеспечить условия для формирования устойчивого интереса обучающихся к изучаемому предмету,  «химического» стиля мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы.

Задачи.

  • Воспитательные: способствовать формирования коммуникативных навыков учащихся; навыков работы в паре и группах, личной и коллективной ответственности за результаты работы; проводить рефлексию собственной деятельности;  содействовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, снять напряжение при ответах.
  • Метапредметные: обеспечить «ситуацию успеха», создать условия для самореализации личности, развивать у обучающихся способность легко отличать простые вещества от сложных, металлы от неметаллов; развивать умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения; продолжить развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации.
  • Предметные: создать условия для усвоения понятий «металлы» и «неметаллы»; расширить и углубить химические знания учащихся; содействовать формированию экспериментальных умений и навыков; включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения знаний о строении и свойствах веществ.

Тип урока: урок изучения новых знаний и  их  закрепления.

Методы урока:

 частично-поисковый,

частично-исследовательский,

  самоконтроль, взаимоконтроль.

 

Формы урока:

индивидуальная,

 парная,

групповая,

фронтальная беседа.

Средства обучения, оборудование:  ПСХЭ, коллекции металлов и неметаллов, инструкционные карты, слайд-презентация, проектор, компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metally.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Айлино

Разработка урока по теме:

 "Простые вещества – металлы и неметаллы"

8 класс

Разработала и провела:

Учитель химии:

 1 квалификационной  категории

 Савельева Надежда Аркадьевна  

2012 год

Цели: 

  • Создать условия  психологически-комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
  • Обеспечить условия для восприятия и осмысления понятий  «металлы» и «неметаллы» посредством  нестандартных заданий для самостоятельной работы.
  • Обеспечить условия для формирования устойчивого интереса обучающихся к изучаемому предмету,  «химического» стиля мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы.

Задачи. 

  • Воспитательные: способствовать формирования коммуникативных навыков учащихся; навыков работы в паре и группах, личной и коллективной ответственности за результаты работы; проводить рефлексию собственной деятельности;  содействовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, снять напряжение при ответах.
  • Метапредметные: обеспечить «ситуацию успеха», создать условия для самореализации личности, развивать у обучающихся способность легко отличать простые вещества от сложных, металлы от неметаллов; развивать умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения; продолжить развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации.
  • Предметные: создать условия для усвоения понятий «металлы» и «неметаллы»; расширить и углубить химические знания учащихся; содействовать формированию экспериментальных умений и навыков; включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения знаний о строении и свойствах веществ.

Тип урока: урок изучения новых знаний и  их  закрепления.

Методы урока:

 частично-поисковый,

частично-исследовательский,

иллюстративный,

эвристический;

работа в паре и в группах,

тестирование,

работа с коллекциями

 самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы урока:

индивидуальная,

 парная,

групповая, 

фронтальная беседа.

Средства обучения, оборудование:  ПСХЭ, коллекции металлов и неметаллов, инструкционные карты, слайд-презентация, проектор, компьютер.

 

Планируемые результаты 

Урок  позволяет создать ситуацию успеха, психологическую комфортную обстановку в учебном процессе,  дает возможность, увидеть ученику свои сильные стороны, быть понятым. Личностно-ориентированный подход дает возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, использовать нетрадиционные формы обучения.

План урока

1.   Организационный момент. Вступительное слово учителя.
2.   Актуализация темы.
3.   Формулировка темы урока.
4.   Целеполагание.
5.   Изучение нового материала.
6.   Заполнение таблицы
7.   Первичная проверка понятия материала.
8   Литературная разминка
9. Рефлексия.
10. Заключительное слово учителя. Оценка работы обучающихся на уроке.
11. Домашнее задание.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Основное содержание
Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Приветствие учащихся (Презентация, слайд 1)

 

2. Актуализация темы

Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю сначала ответить на несколько вопросов.
1. Что такое вещество? На какие две группы делятся все вещества? (
Презентация, слайд 2)
2. Какие вещества называются простыми?
3. Дайте характеристику металла как простого вещества, опираясь на знания из курса физики (
Презентация, слайд 3 – схема)

Фронтальная беседа

3. Формулировка темы урока 

Знания о простых и сложных веществах подводит нас к формулировке темы урока. Но прежде чем записать ее в тетрадь прошу вас отгадать загадку. В одной удивительной и  загадочной стране жили два народа. Жители большого народа обладали твердым, но пластичным характером, они были теплы в общении и носили блестящие одежды. А жители малого народа носили разные одежды, были холодные и хрупкие. Что это за два народа? Какова же тема урока? (Презентация, слайд 4)

Формулируют тему урока: «Простые вещества – металлы и неметаллы».
Записывают тему урока в тетради.

4. Целеполагание

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока, будут следующие слова:
«Сами, трудясь. Вы сделаете все и для близких людей и для себя, а если при труде успеха не будет, неудача – не беда, попробуйте еще» Д.И.Менделеев
 (Презентация, слайд 5)
Я не случайно взяла эти слова. Сегодня вы многое будете делать самостоятельно, сами будете добывать знания. Предлагаю вам сформировать цели урока исходя из темы.
Цель урока: Познакомиться с понятием металлы и неметаллы, их физическими свойствами. Выявить отличие металлов от неметаллов (
Презентация, слайд 6)

Формулируют цель урока, исходя из темы: научиться отличать металлы от неметаллов.

5. Изучение новой темы

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, которому в этом году исполнилось 300 лет, определял металл как «твердое, непрозрачное, светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно» (Презентация, слайд 7)
Эти свойства относятся к металлам. А какие еще физические свойства характерны для металлов?
А что мы можем сказать о неметаллах? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение Н.А.Морозова
 (Презентация, слайд 8).

Семь металлов создал свет
По числу семи планет...
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец...
Сын мой! Сера их отец.
И спеши скорей узнать:
Всем им ртуть — родная мать!

Семь металлов, известные еще в Древнем Египте, считались представителями на Земле семи планет. Вам было дано опережающее задание, найти металлы, известные еще в древности и соответствующие им планеты. Назовите их? (Презентация, слайд 9)

Какое вещество не относят к металлам? Почему? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Вам выданы простые вещества: медь. сера, железо, графит,  цинк, алюминий. Изучите их физические свойства и заполните таблицу №1, используя инструкционные карточки. (Приложение 1)
После выполнения задания, проверяем правильность заполнения таблицы (
Презентация, слайд 10)

Опытным путем вы убедились, что свойства металлов отличаются от свойств остальных веществ. Все металлы обладают рядом общих физических свойств. Назовите их? (Презентация, слайд 11).

Ребята коллективно обсуждают проблему и определяют общие свойства металлов.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают с места.


Работа в паре по карточкам – заполнение таблицы.
Я даю консультацию, если это необходимо.

Записывают общие свойства металлов в тетрадь

6. Первичное закрепление понятия материала

Сейчас вам предстоит решить первую контекстную задачу, а  именно по описанию угадать, что это за вещество  и является ли это вещество металлом или неметаллом (Презентация, слайды 12, 13, 14, Приложение 3)

Предлагаю вам разделиться на три группы и поработать с текстом. Для ответа на поставленные вопросы можно использовать выданные картинки, а также привлекать ваш жизненный опыт. Для этого учащиеся первого ряда соберутся у первой парты, учащиеся второго ряда соберутся у второй парты, учащиеся третьего ряда соберутся у третьей парты. На обсуждение дается 2 мин., после чего каждая группа отчитается о проделанной работе.

Работа в группах с информационными текстами по описанию вещества

После обсуждения и коллективной работы, отчет каждой группы.

8. Литературные ребусы

1. Корабли меня обходят.
Знает лоцман наизусть.
Если
л на д заменят,
То металлом окажусь.

(Мель – медь. Презентация, слайд 15)

2. С «ка» – активный я металл,
С «ге» – я очень легкий газ.
Чтобы ты нас разгадал,
Глянь в таблицу еще раз.

(Калий – галлий. Презентация, слайд 16)

3. Я металл, меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Если б ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле.

(Уран – буран. Презентация, слайд 17)

Учащиеся все вместе отгадывают ребусы.

9. Рефлексия

Используя новый материал, выполните тестовое задание, каждый индивидуально. (Приложение 2)
После окончания выполнения теста проверьте сами и передайте проверить соседу по парте. Проверяем правильность выполнения тестового задания. (
Презентация, слайд 18) Поставьте оценку, согласно критерию: одно задание – два; два задания – три; три задания – четыре; четыре задания – пять. (Презентация, слайд 19)

Индивидуальная работа по выполнению тестового задание.
Самопроверка и взаимопроверка теста.

10. Подведение итогов урока

А теперь подумайте и задайте один вопрос, который остался неясным. Почему одни химические элементы образуют простые вещества металлы, а другие не образуют?
Для этого нам надо знать еще и химические свойства металлов. А их мы изучим на следующих уроках.

  • Над какой темой мы сегодня работали?
  • Что нового мы узнали о металлах?
  • Решили ли мы проблему отличия металлов от неметаллов?
  • К каким выводам пришли?

Ученик задает вопрос.

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

11. Оценки за работу на уроке

Оценки выставляю за работу на уроке и за выполнение теста.

 

12. Домашнее задание

Параграф учебника (19), подготовить презентации о металлах на выбор: (железо, алюминий, медь, серебро, золото, свинец, олово, натрий, магний, ртуть) (Презентация, слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме "Щелочные металлы" для 9 класса (автор учебника О.С.Габриелян)

Урок разработан с применением информационных технологий.Цель урока: Формирование знаний учащихся о щелочных металлах как о представителях типичных металлов....

Разработка урока по теме "Основные классы неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации"

Данный архив содержит разработку урока, презентацию. Можно использовать при повторении тем "Основные классы неорганических соединений", "Электролиты и неэлектролиты"...

Разработка урока по теме "Основные классы неорганических соединений"

Разработка урока по теме "Основные классы неорганических соединений" в 8 классе...

Методическая разработка урока по Теме "Металлы"

Методическая разработка урока по Теме "Металлы" (химия 11 класс) ....

Разработка урока на тему "Металлы"

Комбинированный урок повторения и обобщения, изученного ранее материала.  На уроке формируется представление о металлах и неметаллах как элементах и металлах и неметаллах  как простых вещест...

Методическая разработка урока по химии «Металлы в природе. Общие способы получения металлов» 9 класс (базовый курс, О.С. Габриелян)

В данной разработке приведен подробный конспект урока химии в 9 классе по теме «Металлы в природе. Общие способы получения металлов». Содержание соответствует базовому курсу химии авт...