Индивидуальная программа развития по химии учащегося 7 класса
материал по химии (7 класс) по теме
Данная индивидуальная программа предназначена для более глубокого изучения химии учеником 7 класса Комковым Никитой. Программа рассчитана на 102 часа (34часа -7 класс, 34 часа – 8 класс, 34 часа- 9 класс) и составлена в соответствии с современными требованиями к преподаванию химии в школе 2-ойступени. Ученик обладает высоким уровнем развития и обученности, имеет широкий кругозор, показывает отличные знания и проявляет большой интерес к предметам естественнонаучного цикла.
Предмет «Химия» относится к естественнонаучному циклу, так как базируется на явлениях, знакомым учащимся из повседневной жизни. Сложность изучения химии учащимися и небольшое количество времени, отведенного на прохождение этой учебной дисциплины, подтверждает целесообразность раннего изучения предмета. Данная программа позволит в 7 классе сформировать у ученика устойчивый познавательный интерес к предмету и подготовит учащегося к более серьезному изучению учебной дисциплины. В 8 и 9 классах программа направлена на расширение и углубление знаний по предмету, особенно решению расчетных задач, формированию навыков исследовательской деятельности и профориентации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ПО ХИМИИ
УЧАЩЕГОСЯ 7 КЛАССА
КОМКОВА НИКИТЫ
2013– 2016 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ.
Учитель химии Харитонова М.В.
округ Муром
- Пояснительная записка.
Данная индивидуальная программа предназначена для более глубокого изучения химии учеником 7 класса Комковым Никитой. Программа рассчитана на 102 часа (34часа -7 класс, 34 часа – 8 класс, 34 часа- 9 класс) и составлена в соответствии с современными требованиями к преподаванию химии в школе 2-ойступени.
Ученик обладает высоким уровнем развития и обученности, имеет широкий кругозор, показывает отличные знания и проявляет большой интерес к предметам естественнонаучного цикла. В 3 классе Никита занял I место в очном туре областной олимпиады по окружающему миру. В 6 классе ученик стал призером 1-го (заочного) и участником 2-го очного тура Межрегиональной биологической олимпиады 2012-2013 учебного года, принял участие в учебной программе Всероссийской весенней биологической школы.
Предмет «Химия» относится к естественнонаучному циклу, так как базируется на явлениях, знакомым учащимся из повседневной жизни. Сложность изучения химии учащимися и небольшое количество времени, отведенного на прохождение этой учебной дисциплины, подтверждает целесообразность раннего изучения предмета. Данная программа позволит в 7 классе сформировать у ученика устойчивый познавательный интерес к предмету и подготовит учащегося к более серьезному изучению учебной дисциплины. В 8 и 9 классах программа направлена на расширение и углубление знаний по предмету, особенно решению расчетных задач, формированию навыков исследовательской деятельности и профориентации.
Цель программы:
Создание условий для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств ученика.
Задачи программы:
- Сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету.
- Интегрировать химию в систему естественнонаучных дисциплин для формирования целостной научной картины мира.
- Формировать экспериментальные умения и навыки проведения химического эксперимента и исследовательской деятельности.
- Развивать творческие способности ученика, его познавательную активность.
- Углублять и расширять теоретические знания и практические навыки по химии.
- Способствовать профессиональному самоопределению ученика.
Планируемые результаты обучения
- Успешное участие в окружной олимпиаде по химии.
- Результативное участие в школьной и окружной научно-практических конференциях по экологии.
- Продолжение обучения по естественнонаучному профилю.
Формы организации индивидуального образования
- Работа ученика с педагогом
- Работа ученика с источником знаний
- Самостоятельная работа ученика с научно-популярной литературой.
Психолого - педагогическая характеристика ученика 7 «Б» класса
Комкова Никиты
Комков Никита родился 16.05.2000 г. В 2007 году мальчик поступил в 1 класс средней общеобразовательной школы №5. С первых дней обучения у него сформировалось положительное отношение к школе и процессу обучения в целом. Психолого-педагогическая диагностика способностей ребенка показали опережающее развитие его познания и высокие интеллектуальные способности.
Никиту отличает высокая любознательность, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Он обладает хорошей зрительной и образной памятью, базирующейся на раннем речевом развитии и абстрактном мышлении. Мальчик быстро запоминает различные знаки, символы, факты. У ученика развита способность к синтезу, к классификации явлений, событий, процессов; умение спокойно излагать свои мысли.
Никита способен правильно и быстро выполнять умственные операции; у него преобладает словесно-логическое мышление, хорошо развито воображение. Его отличает повышенный интерес к заданиям нестандартного типа.
Интересы Никиты разнообразны, но любимым занятием является чтение книг.
По результатам социометрии класса он входит в группу предпочитаемых. На роль лидера в классе не претендует, хотя мог бы им стать, приложив немного усилий.
Педагогическое исследование опиралось на следующие методики диагностики способностей детей:
- «Карта интересов» автор Е.А. Климов, «Интеллектуальный портрет» автор А.И. Савенков.
- Диагностика точности и скорости восприятия подростка; Диагностика степени развития наблюдательности; Диагностика скорости запоминания, точности, организованности и прочности (автор Л.Ф. Тихомирова)
Заключение
по результатам психодиагностического обследования
Ф.И.О. ребенка: Комкова Никиты
Класс: 7 «Б»
Дата рождения: 16.05.2000
Цель обследования: определить уровень развития познавательных процессов (память, внимание, мышление).
Методики:
1. Методика Мюнстенберга, методика Пьерона - Рузера «Исследование концентрации внимания»;
2. Корректурная проба Бурдона;
3. Методика изучения развития логических операций у подростка.
Полученные результат:
Уровень избирательности внимания — высокий;
уровень концентрации внимания - высокий;
Точность выполнения - 0,96 единиц;
Продуктивность работы — 766, 08 единиц;
Уровень развития логических операций - высокий
Заключение:
По результатам проведенного диагностического обследования следует отметить, что уровень избирательности внимания у Никиты высокий.
Уровень концентрации внимания - высокий. Показатель точности выполнения задания не изменился в сравнении с данными обследования в мае 2012 года, однако показатель продуктивности выполнения увеличился на 43 %.
У Никиты отмечается низкий уровень утомляемости.
Уровень логического мышления — высокий. Задания, требующие установления логических связей, поиска аналогии он выполняет самостоятельно, не прибегая к помощи педагога.
Рекомендации:
Продолжать занятия, способствующие развитию познавательных процессов;
Педагог-психолог МБОУ ООШ №12 Карпова А.А.
- Структура программы
1 год обучения (7 класс)
Планируемые результаты обучения:
У ученика должен сформироваться устойчивый познавательный интерес к химии, заложены основы знаний, подготовившие его к глубокому изучению учебной дисциплины
В результате изучения вопросов программы ученик должен:
Знать:
- место химии среди естественнонаучных дисциплин, роль химии в НТП и жизни человека;
- основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент
- отличительные признаки веществ и физических тел; физических и химических явлений
- признаки химических реакций и условия их протекания
- вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.
Уметь:
- обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента
- проводить простейшие исследования свойств веществ
- использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий
- оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы
Тема 1. Химия – часть естествознания (13часов)
Естествознание – комплекс наук о природе. Науки о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.
Предмет химии. Тела и вещества. Что изучает химия. Свойства веществ (физические и химические). Свойства веществ как основа их применения.
Методы изучения естественных наук. Наблюдение – основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента.
Моделирование. Модели как абстрактные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в химии (материальные и знаковые). Знаковые модели в химии: химические символы, химические формулы и уравнения.
Химические символы элементов и химические формулы. Обозначение химических элементов, их названия. Написание, произношение и информация, которую несут в себе химические формулы.
Химия в космосе. Химия звезд и планет. Атмосфера планет. Экологическое состояние атмосферы Земли: озоновые «дыры», «парниковый эффект», «смог».
Химия и геология. Распространенность химических элементов в земной коре.
Элементный состав в земной коре. Минералы и горные породы. Минералы и драгоценные камни.
Химия и биология. Химические элементы в организме человека и продуктах питания. Химические элементы в организме человека, их биологическая активность.
Химия и физика. Атомно-молекулярные учения - законы и открытия. Великие имена химиков: Р. Бойль, А.Лавуазье, М.В.Ломоносов. Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.
Демонстрации и эксперимент.
- Коллекции разных изделий из одного вещества — тел из алюминия или стекла.
- Учебное оборудование, используемое при изучении естественных наук.
- Домашняя лаборатория: химическая посуда для домашних экспериментов.
- Шаростержневые модели молекул воды, метана, углекислого сернистого газа.
- Образцы минералов и горных пород.
- Образцы твердых веществ кристаллического строения.
- Модели кристаллических решеток.
- Процесс диффузии при распространении запахов.
Практические работы.
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Знакомство с лабораторным оборудованием и приемами обращения с веществами. 2. Правила работы с нагревательными приборами. Устройство спиртовки. Изучение строения пламени.
Домашний эксперимент.
- Создание домашней химической лаборатории
- Изготовление моделей молекул воды и метана из пластилина или других материалов.
- Изучение процессов диффузии сахара и перманганата калия в воде.
Тема 2. Путешествие в загадочный мир химии (6 часов)
Химические истории из глубины веков. «Черная» сестра химии. «Кирпичики» мира. Первые «имена» веществ. В поисках «философского камня» и «эликсира молодости». Великие имена первооткрывателей. Легенды, мифы, объяснение волшебства.
В гостях у алхимика. Виртуальное и реальное путешествие в лабораторию к алхимику. Занимательные опыты: «химия «чудес», опыты с газами, удивительные растворы, химия взрывов и вспышек.
Периодическая система и ее элементы. «Жильцы» таблицы Менделеева. Металлы и неметаллы. Этимология названия химических элементов. Происхождение названий химических элементов, связанных с мифами, легендами, странами, континентами и др. Истории открытия химических элементов: удивительные и случайные.
Путешествие в мир элементов. Химия в стихах: о химических элементах и веществах. Химические загадки, головоломки и ребусы. Загадочные опыты и рисунки в химии.
Развитие химии в современном мире. Роль химии в нашей жизни. Достижения химии и их правильное использование. Биотехнологии: искусственные продукты питания и лекарственные препараты.
Демонстрации и эксперимент.
- Презентация «В поисках философского камня».
- Занимательные опыты с газами: дым без огня, стреляющая бутылка, гремучий газ.
- Химия взрывов и вспышек: звездный дождь, горение металлов.
- Химия «чудес»: исцеление раны, рисование утюгом, таинственная надпись, горение без пламени.
- Химические опыты-загадки: «поджигатель» воды, несгораемый платок, волшебная палочка.
- Коллекции пластмасс и современных строительных материалов.
Домашний эксперимент.
- Занимательные опыты: разложение смеси питьевой соды и сахарной пудры при нагревании, «стреляющая» бутылка со смесью пищевой соды и уксусной кислоты.
Тема 3. Вещества (10 часов)
Вещества и их свойства. Классификация веществ. Органические и неорганические вещества. Простые и сложные вещества. Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Химические формулы веществ и их названия: оксиды, кислоты, основания, соли. Формулы веществ, встречающихся в быту. Химические и природные индикаторы. Обнаружение веществ с помощью индикаторов. Удивительные свойства некоторых веществ.
Смеси веществ. Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: действие магнитом, отстаивание, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.
Фильтрование. Фильтрование в быту и на производстве. Фильтрат.
Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и военном деле.
Дистилляция, кристаллизация, выпаривание. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области её применения. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории и природе.
Вода в природе и жизни человека. Значение воды для жизни организмов. Загрязнения воды. Органолептические показатели воды (содержание взвешенных частиц, цвет, прозрачность, запах). Заболевания, возникающие при токсическом воздействии химических элементов и субстанций, находящихся в питьевой воде. Методы очистки воды в быту. Водные ресурсы и человек. Экологические проблемы гидросферы.
Химия и биосфера. Фауна и флора – «копилки» химических веществ. Химия для нас и жизнедеятельность человека.
Демонстрации и эксперимент.
- Коллекции образцов металлов и неметаллов.
- Демонстрация образцов оксидов, кислот, оснований, солей.
- Обнаружение растворов кислот и оснований с помощью индикаторов.
- Реакция нейтрализации в присутствии индикатора.
- Разделение смеси порошков серы и железа.
- Разделение смеси порошков серы и песка.
- Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.
- Адсорбционные свойства активированного угля.
Практические работы.
- Распознавание растворов веществ с помощью индикаторов.
- Очистка загрязненной поваренной соли.
- Исследование качества питьевой воды органолептическими методами.
Домашний эксперимент.
- Разделение смеси древесных и железных стружек.
- Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки.
- Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.
- Выращивание кристаллов соли.
Тема 4. Химические реакции, происходящие с веществами (5часов)
Физические и химические явления. Превращения веществ. Химические явления, их отличие от физических явлений. Химические явления в природе и повседневной жизни человека.
Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Закон сохранения массы веществ. Уравнение химической реакции: исходные вещества и продукты реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.
Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа. Занимательные опыты: удивительные растворы.
Химические реакции вокруг нас. Химические реакции в быту и жизни человека. Достижения современной химии. Необычные химические реакции и курьезы с веществами.
Демонстрации и эксперимент.
- Изменение агрегатного состояния веществ: плавление алюминия и испарение воды.
- Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании.
- Получение углекислого газа при взаимодействии мрамора с кислотой.
- Получение осадков гидроксидов металлов реакцией обмена.
- Занимательные опыты с растворами.
Домашний эксперимент.
- Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом.
- Взаимодействие молока и лимонного сока.
- Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Основные понятия | Демонстрация, эксперимент, практикум |
Тема 1. Химия – часть естествознания (13часов) | |||
1 | Естествознание – комплекс наук о природе. | Науки о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. | |
2 | Предмет химии | Тела и вещества. Свойства веществ (физические и химические). Свойства веществ как основа их применения. | Демонстрация. Коллекции разных изделий из одного вещества — тел из алюминия или стекла. |
3 | Правила ТБ при работе в кабинете химии. Знакомство с лабораторным оборудованием и приемами обращения с веществами. | Учебное оборудование, используемое при изучении естественных наук. | Практикум Учебное оборудование, используемое при изучении естественных наук. |
4 | Методы изучения естественных наук | Наблюдение – основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. | Создание домашней лаборатории. |
5 | Эксперимент | Гипотеза. Эксперимент. Способы фиксирования результатов | |
6 | Моделирование | Модели в химии (материальные и знаковые). | Практикум Шаростержневые модели молекул воды, метана, углекислого сернистого газа. |
7 | Химические символы элементов и химические формулы. | Знаки химических элементов, их названия. Написание, произношение и информация, которую несут в себе химические формулы. | Дом. эксперимент Изготовление моделей молекул воды и метана из пластилина или других материалов. |
8 | Химия в космосе | Химия звезд и планет. Атмосфера планет. Экологическое состояние атмосферы Земли: озоновые «дыры», «парниковый эффект», «смог». | |
9 | Химия и экология | Распространенность химических элементов в земной коре. Минералы и горные породы. | Демонстрация Образцы минералов и горных пород |
10-11 | Химия и биология | Химические элементы в организме человека и продуктах питания. | Решение задач Расчет массы химических элементов в своем организме |
12-13 | Химия и физика | Атомно-молекулярные учения - законы и открытия. Великие имена: Р. Бойль, А. Лавуазье, М.В.Ломоносов. Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение | Демонстрации: Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток. Процесс диффузии при распространении запахов. Дом. эксперимент Изучение процессов диффузии сахара и перманганата калия в воде. |
Тема 2. Путешествие в загадочный мир химии (6часов) | |||
14 | Химические истории из глубины веков | «Черная» сестра химии. «Кирпичики» мира. Первые «имена» веществ. Великие имена первооткрывателей. | |
15 | Виртуальное путешествие в лабораторию к алхимику. | Занимательные опыты: «химия чудес» | Демонстрация Занимательные опыты с газами: дым без огня, гремучий газ и др. Дом. эксперимент: разложение смеси питьевой соды и сахарной пудры при нагревании, «стреляющая» бутылка со смесью пищевой соды и уксусной кислоты. |
16 | Периодическая система и ее элементы. | Жильцы» таблицы Менделеева. Металлы и неметаллы. Этимология названия химических элементов. | |
17 | Путешествие в мир элементов | Химия в стихах. Химические загадки, головоломки и ребусы. Загадочные опыты в химии. | |
18 | Развитие химии в современном мире | Роль химии в нашей жизни. Достижения химии и их правильное использование. | |
19 | Химия в повседневной жизни | Домашняя аптечка. Чистящие и моющие средства. Средства гигиены. | Демонстрации: медикаменты, стиральные порошки и мыла, зубные пасты, дезодоранты. |
Тема 3. Вещества (10 часов) | |||
20 | Вещества и их свойства. | Классификация веществ. Органические и неорганические вещества. Простые и сложные вещества. Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. | Демонстрация. Коллекции образцов металлов и неметаллов. |
21 | Химические формулы веществ | Химические формулы веществ и их названия: оксиды, кислоты, основания, соли. Формулы веществ, встречающихся в быту. | Демонстрация образцов оксидов, кислот, оснований, солей. |
22 | Обнаружение веществ | Химические и природные индикаторы. | Демонстрация Обнаружение растворов кислот и оснований с помощью индикаторов. |
23 | Распознавание растворов веществ с помощью индикаторов. | Практикум | |
24 | Смеси веществ. Разделение смесей. | Смеси веществ. Способы разделения смесей. | Демонстрации Разделение смеси порошков серы и железа, серы и песка, воды и растительного масла. Дом эксперимент Разделение смеси древесных и железных стружек. |
25 | Фильтрование. Адсорбция. Дистилляция, кристаллизация, выпаривание. | Фильтрат, адсорбция, адсорбент. Дистилляция, дистиллированная вода. Кристаллизация и выпаривание. | Демонстрации. Адсорбционные свойства активированного угля. Дом. эксперимент Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. Выращивание кристаллов соли. |
26 | Очистка загрязненной поваренной соли | Фильтрование, выпаривание | Практикум |
27 | Вода в природе и жизни человека | Значение воды для жизни организмов. Водные ресурсы и человек. Экологические проблемы гидросферы. Загрязнения воды. Методы очистки воды в быту. | |
28 | Исследование качества питьевой воды органолептическими методами. | Органолептические показатели воды (содержание взвешенных частиц, цвет, прозрачность, запах). | Практикум |
29 | Химия и биосфера | Фауна и флора – «копилки» химических веществ. Ядерная энергетика и биосфера | |
Тема 4. Химические реакции, происходящие с веществами (5 часов) | |||
30 | Физические и химические явления | Превращения веществ. Явления физические и химические. | Демонстрации Изменение агрегатного состояния веществ: плавление алюминия и испарение воды. Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании. |
31 | Химические реакции | Химическая реакция и условия их протекания | Демонстрации Занимательные опыты с растворами |
32-33 | Признаки химических реакций | Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа, выделение или поглощение тепла или света | Демонстрации Занимательные опыты с растворами Дом. эксперимент Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом. Взаимодействие молока и лимонного сока. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой. |
34 | Химические реакции вокруг нас | Химические реакции в быту и жизни человека. Достижения современной химии. |
2-ой год обучения (8 класс)
Планируемые результаты обучения:
- умение ориентироваться в понятиях и законах химии;
- умение характеризовать свойства веществ на основе теоретических представлений;
- умение решать задачи повышенной сложности;
- умение объяснять сущность химических реакций и анализировать их с различных точек зрения;
- владение простейшими навыками исследования
В результате изучения вопросов программы ученик должен
Знать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификацию веществ, химические реакции и их классификации, электролитическая диссоциация;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, Периодический закон
Уметь:
- называть: знаки химических элементов, соединения веществ изученных классов, типы химических реакций;
- объяснять: строение атома, закономерности изменения свойств элементов в ПСХЭ;
причины многообразия веществ; сущность химических реакций;
- определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к
определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов;
- составлять уравнения химических реакций с участием веществ основных классов
неорганической химии, определять тип реакций и разбирать их в ионном виде;
- решать задачи на вывод формулы вещества
- решать задачи на количественные отношения
- производить расчеты по химическим уравнениям
- проводить химический эксперимент
Содержание программы
Тема 1. Язык химии. (8ч)
Химическая символика. Химический элемент. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Структура периодической системы химических элементов: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная).
Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Строение атома. Электронная формула химического элемента.
Строение вещества. Виды химической связи: ионная ковалентная (неполярная и полярная), металлическая.
Названия некоторых бинарных соединений: оксидов, хлоридов, сульфидов. Валентность. Степень окисления. Определение валентности и степени окисления элементов по формулам бинарных соединений. Составление бинарных соединений.
Расчетные задачи.
1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.
2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле. Нахождение формулы вещества по известной массовой доле химического элемента.
3. Расчёты, связанные с выводом простейших и молекулярных формул веществ.
Тема 2. Количественные отношения в химии. (5 ч)
Физические величины. Единицы измерения. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро»
Расчетные задачи.
1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро». Комбинированные задачи
Тема 3. Растворы (8 ч)
Растворы в природе, технике, быту. Растворитель и растворяемое вещество. Растворение газов, жидкости и твердого вещества в воде. Истинные растворы и взвеси. Выражение состава растворов. Массовая доля вещества в растворе.. Водородный показатель. Методы его определения. Кристаллогидраты.
Демонстрации. Приготовление истинного раствора и взвеси.
Расчетные задачи.
1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.
2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
4. Решение задач на смешение и разбавление растворов.
Практическая работа
1. Приготовление растворов солей различной концентрации.
2. Определение кислотности различных веществ.
3. Определение кислотности и жесткости водопроводной и природной воды.
Домашний эксперимент.
1. Определение кислотности почвы в комнатных цветах.
2. Определение кислотности мыльного раствора
Тема 4. Химические превращения. (8 ч)
Химические уравнения. Коэффициент. Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения и обмена: экзотермические и эндотермические.
Практическая работа
1. Признаки химических реакций
Расчетные задачи.
1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.
2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
3. Вычисление массы продукта реакции, если дно из исходных веществ взято в избытке.
4. Расчеты объемных отношений газов в реакциях.
Тема 5. Свойства растворов электролитов (5ч)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей с позиции теории Электролитической диссоциации.
Практическая работа.
1.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей
2. Качественные реакции в неорганической химии
3. Решение экспериментальных задач.
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Основные понятия | Эксперимент, практикум |
Тема 1. Язык химии (8часов) | |||
1 | Химическая символика. | Химический элемент. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Закон постоянства состава. | |
2 | Относительные атомная и молекулярная массы. | Тела и вещества. Свойства веществ (физические и химические). Свойства веществ как основа их применения. | Решение задач |
3 | Массовая доля химического элемента. | Массовая доля химического элемента. | Решение задач |
4 | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | ПСХЭ. Порядковый номер, период, группа | Упражнения |
5 | Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Строение атома | Атом. Молекула Протон. Нейтрон. Электрон. Электронная формула химического элемента. | Упражнения |
6 | Строение вещества | Химическая связь. Виды химической связи. | Упражнения |
Номенклатура бинарных соединений. Валентность. Степень окисления | Номенклатура. Оксиды, хлориды, сульфиды Валентность. Степень окисления. | Упражнения | |
Тема 2. Количественные отношения в химии. (5 ч) | |||
Количество вещества | Физические величины. Единицы измерения. Постоянная Авогадро Количество вещества. Моль. | Решение задач | |
Молярная масса | Молярная масса | Решение задач | |
Молярный объем | Молярный объем | Решение задач | |
Относительная плотность газов | Относительная плотность газов | Решение задач | |
Комбинированные задачи | Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем. Относительная плотность газов. | Решение задач | |
Тема 3. Растворы (8 ч) | |||
Растворы | Раствор. Типы растворов. Растворимость. | Демонстрация. Приготовление истинного раствора и взвеси. | |
Массовая доля вещества в растворе | Массовая доля вещества в растворе | Решение задач | |
Приготовление растворов солей различной концентрации | Практикум | ||
Водородный показатель. Методы его определения. | Водородный показатель. Методы его определения. | Дом.эксперимент: Определение кислотности почвы в комнатных цветах и мыльного раствора. | |
Объемная доля компонентов смеси | Объемная доля компонентов смеси | Решение задач | |
Кристаллогидраты | Кристаллогидраты | Решение задач | |
Комбинированные задачи | Решение задач | ||
Тема 4. Химические превращения. (8 ч) | |||
Уравнения химических реакций | Химические уравнения. Коэффициент. Закон сохранения массы веществ | Упражнения | |
Типы химических реакций | Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения и обмена. | Упражнения | |
Признаки химических реакций | Признаки химических реакций. | Практикум | |
Расчеты по химическим уравнениям | Решение задач | ||
Тема 5. Свойства растворов электролитов (5ч) | |||
Электролитическая диссоциация | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. | Упражнения | |
Ионные уравнения | Условия протекания реакции обмена | Практикум | |
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей | Практикум | ||
Качественные реакции в неорганической химии | Качественные реакции на катионы и анионы. | Практикум | |
Экспериментальные задачи. | Практикум |
3-ий год обучения
Планируемые результаты обучения
- умение ориентироваться в химии и смежных предметах;
- умение характеризовать свойства веществ на основе теоретических представлений;
- умение решать задачи повышенной сложности;
- умение объяснять сущность химических реакций и анализировать их с различных точек зрения;
- владение простейшими навыками исследования.
В результате изучения вопросов программы ученик должен
Знать:
- основные теоретические положения химии, формулировки законов и определение изученных понятий;
- современные представления о строении атомов и строение вещества;
- закономерности протекания химических реакций;
- свойства неорганических веществ и их соединений;
- качественные реакции на ионы металлов, неметаллов и их соединений.
Уметь:
- применять знание законов и теорий для объяснения особенностей свойств веществ, условий протекания и возможных результатов химических реакций;
- составлять электронные и электронно-графические схемы строения атомов;
- прогнозировать результат химического эксперимента;
- обращаться с химическими веществами, оборудованием;
- решать типовые и комбинированные задачи по основным разделам химии;
- составлять уравнения ОВР.
Содержание программы
Тема 1. Основные понятия и законы химии (7 часов)
Атом – сложная частица. Состав атомных ядер. Изотопы. Энергетические уровни и подуровни. Распределение электронов в атоме. S, p и d- электроны и их распределение в атоме.
Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Периодическое изменение свойств оксидов, гидроксидов, водородных соединений химических элементов.
Предсказательная функция периодического закона и периодической системы. Личность Д.И.Менделеева и его творческое наследие.
Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Эквивалент. Закон эквивалентов.
Закон Авогадро. Закон объемных отношений.
Лабораторная работа
1. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей
Расчетные задачи.
1. Задачи на расчет эквивалента
2. Вычисление объёмных отношений газов по уравнениям химических реакций.
Тема 2. Растворы (6 часов)
Растворитель и растворенное вещество. Молярная концентрация вещества и молярная концентрация химического эквивалента вещества.
Растворимость. Коэффициент растворимости. Зависимость растворимости от природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления.
Реакции обмена в растворах электролитах. Гидролиз солей.
Практическая работа
1. Реакции обмена в растворах электролитах
2. Испытание растворов солей индикаторами
Расчетные задачи.
1.Вычисление молярной концентрации растворов
2.Решение задач на коэффициент растворимости
3. Решение задач на смешение и разбавление растворов.
Тема 3. Закономерности протекания химических реакций (6 часов)
Внутренняя энергия-энтальпия. Тепловой эффект химической реакции Термохимические реакции.
Скорость химических реакций. Константа скорости. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия. Принцип Ле-Шателье.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель.
Электродный потенциал. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Практические работы
1. Изучение зависимости скорости от различных факторов 2. Опыты по катализу.
Расчетные задачи:
1. Расчеты по термохимическим уравнениям.
2. Вычисление скорости химической реакции.
Тема 4. Металлы ( часов)
Особенности строения металлов и их соединений. Свойства металлов и их соединений.
Металлы - биогены. Источники металлов в окружающей среде.
Железо. Особенности строения атома. Характерные ионы и степени окисления железа. Особые свойства железа. Ферриты, ферраты.
Сплавы. Коррозия металлов и ее виды.
Практические работы
1. Исследование реакционной способности металлов
2.Качественные реакции на ионы металлов
3.Определение ионов металлов в водопроводной воде
4. Влияние коррозии на рост и развитие растений
Расчетные задачи:
1. Решение задач с понятием сплавы.
2 Определение массовой доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным.
3. Вычисление массы продукта по известной массе исходного вещества, содержащего примеси.
4. Комбинированные задачи.
Тема 5. Неметаллы ( часов)
Аллотропия неметаллов. Обзор свойств неметаллов. Биогенные неметаллы
Галогены. Особенности строения. Окислительные свойства галогенов. Качественные реакции на ионы хлора, брома и иода.
Сера и ее свойства. Сероводород. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты Сульфаты и гидросульфаты. Окислительные свойства серной кислоты.
Азот и его свойства. Аммиак. Оксиды азота. Окислительные свойства азотной кислоты.
Углерод и его свойства. Метан. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота. Карбонаты и гидрокарбонаты. Жесткость воды.
Практическое занятие
Определение в растворе ионов Cl- , NO3 - , SO4 2- , CO3 2- .
Решение задач
Задачи разных типов. Комбинированные задачи
Итоговое занятие
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Основные понятия | Эксперимент, практикум |
Тема 1. Основные понятия и законы химии (5часов) | |||
1 | Атом – сложная частица | Атом. Электроны. Изотопы. S, p и d- электроны и их распределение в атоме. | Упражнения |
2 | Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева | ПСХЭ. Период. Группа. Д.И.Менделеев и его творческое наследие | Упражнения Сообщение, презентация |
3 | Амфотерность | Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. | Практикум |
4 | Эквивалент. Закон эквивалентов. | Эквивалент. Закон эквивалентов. | Решение задач |
5 | Закон Авогадро. Закон объемных отношений | Закон Авогадро. Закон объемных отношений. | Решение задач |
Тема 2. Растворы (6 часов) | |||
6-7 | Растворитель и растворенное вещество. Молярная концентрация вещества. | Молярная концентрация вещества. | Решение задач |
8 | Растворимость. Коэффициент растворимости | Растворимость. Коэффициент растворимости | Решение задач |
9 | Реакции обмена в растворах электролитах | Реакции обмена в растворах электролитах | Практикум |
10 | Гидролиз солей | Гидролиз солей | Практикум |
11 | Комбинированные задачи | Решение задач | |
Тема 3. Закономерности протекания химических реакций (6часов) | |||
12 | Тепловой эффект химической реакции | Тепловой эффект химической реакции Термохимические реакции. | Решение задач |
13 | Скорость химических реакций | Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. | Практикум |
14 | Изучение зависимости скорости от различных факторов | Практикум | |
15 | Химическое равновесие. | Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия. Принцип Ле-Шателье. | Упражнения |
16 | Окислительно-восстановительные реакции | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель. | Упражнения |
17 | Электрохимический ряд напряжений металлов | Электродный потенциал. Электрохимический ряд напряжений металлов. | Упражнения Решение задач |
Тема 4. Металлы (8 часов) | |||
18 | Особенности строения металлов и их соединений. | Особенности строения металлов и их соединений. | Упражнения |
19-20 | Свойства металлов и их соединений. | Свойства металлов и их соединений | Практикум Решение задач |
21 | Металлы – биогены. | Металлы - биогены. Источники металлов в окружающей среде. | Сообщение |
22 | Железо | Железо. Особенности строения атома. Характерные ионы и степени окисления железа. Особые свойства железа | Упражнения |
23 | Определение ионов металлов в водопроводной воде | Практикум | |
24 | Сплавы | Бронза. Латунь. Мельхиор. Дюралюминий. | Решение задач |
25 | Коррозия металлов | Коррозия металлов и ее виды | Практикум |
26 | Комбинированные задачи | Решение задач | |
Тема.5 Неметаллы (7часов) | |||
27 | Обзор свойств неметаллов. | Аллотропия неметаллов. Обзор свойств неметаллов. Биогенные неметаллы | Решение задач |
28 | Галогены | Особенности строения. Окислительные свойства галогенов. Качественные реакции на ионы хлора, брома и иода. | Упражнения Решение задач |
29 | Сера и ее соединения | Сера и ее свойства. Сероводород. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты Сульфаты и гидросульфаты. Окислительные свойства серной кислоты. | Упражнения Решение задач |
30 | Азот и его соединения | Азот и его свойства. Аммиак. Оксиды азота. Окислительные свойства азотной кислоты. | Упражнения Решение задач |
31 | Углерод и его соединения | Углерод и его свойства. Метан. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота. Карбонаты и гидрокарбонаты. Жесткость воды. | Упражнения Решение задач |
32 | Определение в растворе ионов Cl- , NO3 - , SO4 2- , CO3 2- . | Качественные реакции на ионы. | Практикум |
33 | Комбинированные задачи | Решение задач | |
34 | Итоговое занятие | Проверочный тест и задачи |
Необходимое оборудование для проведения практических занятий
1. Лабораторный штатив
2. Спиртовка
3. Химическая посуда: пробирки, штативы, колбы, цилиндры, воронки, бюретки.
4. Держатели
5. Весы, разновесы.
6. Растворы кислот, оснований, солей.
7. Тест комплекты на катионы и анионы.
Список используемой литературы
- О.С. Габриеляна и И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина « Химия. Вводный курс . 7 класс » (М: «Дрофа», 2007 г.)
- О.С.Габриелян .Химия. 7 класс. Практикум к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. "Химия. Вводный курс. 7 класс", 2010 г.
- О.С.Габриелян ,Н.П. Воскобойникова . Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9
кл. – М.; Дрофа.2009.
- О.С.Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. «Задачи по химии и способы их решения 8-9кл.»- М.:Дрофа,2004.
- Н.Н.Гара, Н.И Габрусева Сборник задач за курс основной школы – М.:Дрофа , 1999
- Н.Е. Кузьменко «Учись решать задачи по химии»
- В.И. Малышкина, Занимательная химия. – С.-Петербург:Тригон,2001
- Н.Н. Хомченко Сборник задач и упражнений по химии.
- Решение типовых задач Филологическое общество «Слово» 1996
- Химия. Региональные олимпиады. 8-11 классы./авт.-сост. О.С. Габриелян, А.Н.Прошлецов. – М.:Дрофа, 2008.
- И.Н.Чертков, П.Н.Жуков «Химический эксперимент»
- Удивительный мир химии
- Энциклопедический словарь юного химика.
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения.-М.:Химия,1994
- nsportal.ru›Школа›Химия›…-kurs-po-himii-7-klass
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (вариант 2) 7 класс
Рабочая адаптированная программа на учащегося индивидуального обучения...
Специальная индивидуальная программа развития обучащейся 1 дополнительного класса
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития....
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)
Программа составлена с учетом требований федерального образовательного стандарта образования для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...
Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка 4 класс
Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенкаИванова Кира ИвановнаОдарённость: академическаяИндивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образоват...
Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося индивидуально на дому 2 класса
Рабочая программа развития предназначена для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектульными нарушениями) в условиях надомного обучения для 2 класса...