Урок по хими "Водородный показатель"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Каравашкина Наталья Александровна

Урок - практикум по химии 9 класс по УМК Л.М. Кузнецовой "Водородный показатель"

Папка содержит конспект урока в виде технологической карты и презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vodorodnyy_pokazatel.zip1.38 МБ

Предварительный просмотр:

№ п/п,  дата, тема

Цели  и задачи урока /  Формируемые УУД

          Тип  урока

         Этапы  урока

                       Деятельность       учителя

Деятельность учащихся

Методы   и  приёмы

Познавательная активность

Формы  обучения

Средства обучения

Вид  контроля

№ 36

рН- в

о

д

о

р

о

д

н

ы

й

п

о

к

а

з

а

т

е

л

ь

Цель: создание условий для формирования понятия водородный показатель  Задачи:

- образовательная

-Дать теоретические понятий «водородный показатель», индикаторы

- определять рН для различных растворов 

- развивающая 

- Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, прогнозировать, находить и объяснять причинно-следственные связи. 

- воспитательная: -умение работать самостоятельно.

-Вырабатывать познавательную активность и интерес к предмету.

Здоровьесберегающие

- Рассмотреть влияние рН среды на здоровье человека и экологию.

-Создать благоприятный психологический климат на уроке. 

УУД:

Познавательные

- исследовать свойства изучаемых процессов

- делать выводы из результата проведенных химических экспериментов

Регулятивные: рефлексия собственного продвижения (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Личностные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Метапредметные:

- определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

Работа с различными источниками информации

К

О

М

Б

И

Н

И

Р

О

В

А

Н

Н

Ы

Й

1.Орг. момент

2.Опрос Д/З

3. Изучение нового материала

4. Первичное закрепление изученного

5. Д/З

6. Рефлексия

7. Итог

Приветствует учащихся.  Сообщает  этапы урока.

Проводит  фронтальный опрос:

- Что  такое электролиты?

- Какие электролиты называют сильными, какие слабыми?

- Что такое электролитическая диссоциация

- Кто впервые создал теорию электролитической диссоциации,  каковы её основные положения?

-Что такое кислоты, основания и соли в свете ТЭД?

Проводит самостоятельную работу:

Название вещества

Формула

 Уравнение

диссоциации

Гидроксосульфат железа

(FeOH)2SO4

Na3PO4

Co(OH)2

Гидрофосфат цинка

Zn(H2PO4)2

Марганцевая кислота

H2MnO4

Объясняет новую тему:

«Соком жизни на Земле» назвал Леонардо да Винчи воду. И это действительно так. Ведь вода является уникальным и важнейшим растворителем, в котором протекает большинство биохимических процессов.                                                                                                                 Сегодня мы поговорим о воде, как  электролите и водородном показателе среды водных растворов электролитов, т.е. о рН.  

Вода – слабый  амфотерный электролит.

Н2О ↔ Н+  +  ОН-  

Исходя из уравнения  диссоциации, можно сделать вывод, что концентрации      Н+  =  ОН-    

Среду любого водного раствора можно охарактеризовать по содержанию ионов      Н+  и  ОН- .      Для   характеристики сред растворов, удобно использовать так называемый водородный показатель, т.е  рН                                                                                                                      Что же такое рН?  

Водородный показатель (рН) – количественная характеристика кислотности среды. Он равен отрицательному десятичному логарифму концентрации свободных ионов водорода в растворе: рН = -lg[H+]. Например, если [Н+] =10-5 моль/л, то lg10-5 = 5, т.е. рН =5.

Это понятие было введено в 1909 году датским химиком Сёренсеном. Показатель называется pH, по первым буквам латинских слов potentia hydrogeni — сила водорода, или pondus hydrogenii — вес водорода.

  • В нейтральной среде концентрация ионов водорода равна концентрации гидроксид-ионов, а её рН =7.
  •  В кислой среде концентрация ионов водорода больше, чем концентрации гидроксид-ионов, а рН < 7.
  • В щелочной среде концентрация ионов водорода меньше, чем концентрации гидроксид-ионов, а, следовательно, рН такой среды >7.

Зависимость среды раствора от концентрации ионов Н+ и ОН-

   среда

Концентрация ионов водорода [Н+], моль/л

Концентрация гидроксид-ионов

[ОН-], моль/л

рН

среды

Нейтральная

10-7

10-7

7

Кислая

>10-7

<10-7

<7

Щелочная

<10-7

>10-7

>7

Водородный показатель широко используется для характеристики кислотно-основных свойств различных растворов, в том числе и различных биологических сред. Значение рН оказывает влияние на протекание физико-химических процессов в живых организмах, технологических процессов на производстве, в сельском хозяйстве, природе.

 Индикаторы

рН среды определяется с помощью индикаторов. Они представляют собой органические соединения, изменяющие свою окраску при изменении среды растворов, т.е рН . В школьной химической лаборатории в качестве индикаторов обычно используют лакмус, метилоранж и фенолфталеин.

Для приблизительной и быстрой оценки рН растворов (с точностью до 1) применяют универсальный индикатор – это смесь кислотно-основных индикаторов, позволяющая определить значение рН от 1 до 10.

Предлагает провести лабораторный опыт

среда

индикатор

лакмус

фенолфталеин

Метиловый оранжевый

кислота

основание

вода

А) Предлагает выполнить лабораторную работу:

Лабораторная  работа:  «Определение  рН   в растворах СМС»

Исследуемые вещества 

рН

Исследуемые вещества

рН

Хозяйственное мыло

 

Шампунь детский «Дракоша»

 

Туалетное мыло

 

Кондиционер для белья «Ленор»

 

Детское мыло

Средство для мытья полов  «Мr Proper»

Детская пена «Принцесса

Средство для мытья посуды  «Сорти»

Шампунь  «100 рецептов красоты»

 

Детский шампунь «Принцесса»

 

Б) Предлагает выполнить тест

                                                                                                Задаёт  Д/З §24 зад.  №5,  §25Д/Э, сообщение по теме «Влияние рН  на организм человека»                                                                                        

                                                                                             Проводит рефлексию

знаю

умею

надо повторить

Писать уравнения диссоциации

Определять рН растворов теоретически

Определять рН растворов практичеки

Подводит итог урока, выставляет оценки  

Приветствуют учителя:

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют  самостоятельную работу  

Записывают число, тему урока, конспектируют основные  положения темы.

Выполняют лабораторный опыт

Выполняют  лабораторную работу

Выполняют тест

Записывают Д/З,

участвуют в рефлексии

Приём «обраще- ние»

Устный контроль знаний

Письменный  контроль знаний

Объяснительно-иллюстративный

Наглядно –практические

Практический,

исследовательский

Письменный контроль знаний

Приём «Побуждение к самооценке»

Репрод.

Воспроизвод.-выбороч

Интерпр

етир.

Репрод.- подраж.

Интерпретир.

Поиск.– исполн.

Эвристичес.

Копирующ.

Креатив.

Фронт.

Фронт.

Индивид

Фронт.

парная

парная

Индив,

фронт.

индивид.

Кл.

Доска

Презентация

Роwer Point

СЛАЙД 1

Карточки задания, СЛАЙД 2,3 ответами

Учебник, доска, презентация

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10 Оборудование и реактивы

СЛАЙД 11 оборудование и реактивы

http://files. school-collection.edu.ru/dlrstore

Записано на доске.

СЛАЙД 12

У

У

В

У

У

У

У

У

С

У


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок разноуровневого обобщающего повторения. Тема урока: «Степень с натуральным, целым и рациональным показателем. Свойства степени».

Урок разработан для учащихся 10 класса, проходил 28 января  2011 года в СОШ №1 Ленинградского района Краснодарского края.Анализ результатов диагностических краевых работ показывает, что  в...

Урок по теме «Удивительный мир степеней» (обобщающий урок к главе «Степень с рациональным показателем»)

Цели урока:1. Развивать  познавательный интерес к изучению предмета и навыки выполнения простейших преобразований выражений, содержащих степени с целым показателем.2. Обобщить и систематизировать...

Презентация к уроку на тему "Показатели физического развития человека"

Презентация к уроку на тему "Показатели физического развития человека"...

Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.

Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...

Конспект урока по математике в 5 классе Тема: «Степень числа. Основание и показатель степени. Степень с натуральным показателем»

конспект урока по математике. 5 класс. Урок №40/1         Тема: «Степень числа. Основание и  показатель степени. Степень с натуральным показателем»Т...

Презентация к конспекту урока по математике в 5 классе Тема: «Степень числа. Основание и показатель степени. Степень с натуральным показателем»

презентация к уроку по теме: «Степень числа. Основание и  показатель степени. Степень с натуральным показателем». математика 5 класс. Дорофеев...

Конспект урока "Самостоятельные измерения показателей физической подготовленности по нормам ГТО"

Тема раздела: Способы физкультурной деятельностиТема урока: Самостоятельные измерения показателей физической подготовленности по нормам ГТОЦель: Выполнение тестовых процедур для оценки готовности к сд...