Урок разноуровневого обобщающего повторения. Тема урока: «Степень с натуральным, целым и рациональным показателем. Свойства степени».
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Филобок Татьяна Васильевна

Урок разработан для учащихся 10 класса, проходил 28 января  2011 года в СОШ №1 Ленинградского района Краснодарского края.

Анализ результатов диагностических краевых работ показывает, что  в   каждой краевой диагностической работе мы видим  задания, в которых необходимо  знание приемов работы с выражениями, содержащими степени и  корни. Несмотря на кажущуюся простоту этих заданий, многие учащиеся старших классов допускают большое количество ошибок при вычислении значений выражений с корнями и степенями, т. е. необходимо развивать вычислительные навыки выпускников. Систематизация  и обобщение знаний по теме «Степени и корни» готовит десятиклассников к восприятию темы «Показательная и логарифмическая функция». Кроме этого, группа задач по данной теме  традиционно многочисленна – они встречаются   на  письменных  и  устных  экзаменах всех  уровней,  причём от самых простых до самых сложных, решаемых с использованием   искусственных    приемов.       Этот открытый урок создан в режиме презентации. Такая презентация является электронным учебным материалом. Причем здесь показаны различные методы внедрения новых технологий: применение мультимедиа, интерактивной доски и обучение с помощью  компьютерных дисков. Этот урок интересен тем, что  в нем сочетаются приемы работы с ресурсами на компакт-дисках и с электронными ресурсами, созданными самим учителем.

             Это   первый   урок  по теме    «Степень. Свойства степени».

На последующих уроках запланировано повторение темы «Корень п-ой степени», решение иррациональных, показательных и логарифмических  уравнений и  неравенств, решение задач ЕГЭ, содержащих степени и корни.

Учащиеся заранее разделены на три группы, соответствующие уровню подготовки учащихся на данный момент, в начале урока ребята рассаживаются на определенный ряд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc375.5 КБ
Office presentation icon stepen_s_nat_cel_i_rac_pokazatelem.svoystva_stepeni.ppt548 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 

             Урок разноуровневого обобщающего повторения.

Тема урока:  «Степень с натуральным, целым и рациональным показателем.    

                        Свойства степени».

             

  Урок разработан для учащихся 10 класса, проходил 28 января                                2011 года в СОШ №1 Ленинградского района Краснодарского края.

Анализ результатов диагностических краевых работ показывает, что  в   каждой краевой диагностической работе мы видим  задания, в которых необходимо

 знание приемов работы с выражениями, содержащими степени и  корни. Несмотря на кажущуюся простоту этих заданий, многие учащиеся старших классов допускают большое количество ошибок при вычислении значений выражений с корнями и степенями, т. е. необходимо развивать вычислительные навыки выпускников. Систематизация  и обобщение знаний по теме «Степени и корни» готовит десятиклассников к восприятию темы «Показательная и логарифмическая функция». Кроме этого, группа задач по данной теме  традиционно многочисленна – они встречаются   на  письменных  и  устных

экзаменах всех  уровней,  причём от самых простых до самых сложных, решаемых с использованием   искусственных    приемов.            

Этот открытый урок создан в режиме презентации. Такая презентация является электронным учебным материалом. Причем здесь показаны различные методы внедрения новых технологий: применение мультимедиа, интерактивной доски и обучение с помощью  компьютерных дисков. Этот урок интересен тем, что  в нем сочетаются приемы работы с ресурсами на компакт-дисках и с электронными ресурсами, созданными самим учителем.

             Это   первый   урок  по теме    «Степень. Свойства степени».

На последующих уроках запланировано повторение темы «Корень п-ой степени», решение иррациональных, показательных и логарифмических  уравнений и  неравенств, решение задач ЕГЭ, содержащих степени и корни.

Учащиеся заранее разделены на три группы, соответствующие уровню подготовки учащихся на данный момент, в начале урока ребята рассаживаются на определенный ряд.

(На интерактивной доске появляется первый слайд презентации)

Цель урока:

-обобщение и систематизация  знаний  по данной теме

Задачи урока:

- повышение вычислительной культуры уч-ся;

- проверка уровня усвоения темы путем дифференцированного  

  опроса уч-ся;

-развитие интереса к предмету;

- воспитание навыков контроля и самоконтроля.

- подготовка содержательной базы для сдачи ЕГЭ.

Ход урока.

I этап урока  (1 минута)    

Организационный момент

Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и задачи урока (слайд№2); поясняет, как  во время урока  будет использоваться раздаточный материал, который находится на рабочем месте каждого ученика, обращает внимание учащихся на лист самоконтроля, в который постепенно  в ходе урока будут заноситься баллы, полученные за выполнение заданий разноуровневых тестов, выполнения заданий у доски, за активную работу на уроке.                                                                                                                                                

                                Лист самоконтроля

Вопросы

 теории

Разноуровневая самостоятельная работа «Повышение вычислительной  культуры»

Работа на уроке (оценка учителя)

 Разноуровневый тест

«Обобщение понятия степени.»

Итог 

               Резуль              

таты

                    са мо

оц ен ки

Учитель обращается к учащимся:

«В конце урока мы увидим результаты вашей самооценки.    Древнегреческий поэт Нивей  утверждал, что математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает  сосед.

Поэтому вы  сегодня должны работать самостоятельно и объективно оценивать свои  знания».

II этап урока (3 минуты)

Повторение теоретического материала по теме .

  Учитель просит учащихся  дать определение степени с натуральным показателем.

 Звучит определение.

Определение. Степенью действительного числа а с натуральным показателем  п называется произведение п множителей, каждый из которых равен а. 

  Учитель просит учащихся  дать определение степени с целым показателем.

 Звучит определение.

Определение. Если - целое отрицательное число, то  , где  0 Учитель спрашивает: «Чему равна нулевая, первая степень любого действительного числа?»               ;                   .

    Учитель просит учащихся  дать определение степени с рациональным  

    показателем. Звучит определение.

Определение. Степенью действительного числа а > 0 c рациональным показателем  r =   , где  m- целое,   n- натуральное, называется число :  

     .     Если      ,  то   .

Учитель: «Вспомните основные свойства степени».                                

Учащиеся перечисляют свойства степени:

Для любых действительных чисел т и п и для любых положительных а и в выполняются равенства:

1.                4.

2.                5.

3.                    

Во время ответов    на интерактивной доске учащиеся видят определения и свойства степени, и если надо вносят дополнения и исправления в ответы своих товарищей.

III этап урока (3 минуты)

Устная работа по решению простейших задач по теме « Основные свойства  степени»

Работа с диском « Новые возможности для усвоения курса  математики».

(Учебное электронное издание «Математика 5-11»/ Дрофа.)

Учитель предлагает учащимся применить только что сформулированные теоретические факты к решению упражнений:

  1. Вычислите

1)

2)                                        4)

     3)                                 5)

     2. Упростите

1)                                    4)

2)                                   5)

3) ()                              6) 

3. Выполните действия

1)                                 3) .

2)                                            4) .

К компьютеру вызываются по очереди   3 ученика, они решают предложенные задачи устно, комментируя свой ответ, ссылаясь на теорию. Если задача решена правильно, то звучат аплодисменты,  на экране и на доске появляется улыбающееся лицо, а если упражнение выполнено неверно, то лицо  грустное, и тогда учитель предлагает  взять подсказку. С помощью программы все учащиеся видят на интерактивной доске правильное решение.

IV этап урока (5 минут)

Разноуровневая самостоятельная работа    «Повышение вычислительной культуры»:

Вариант 1

Вычислите:

Уровень I

ответ

(-2)

       

3

273

1

(6)

648

Уровень II

6

-24

3

(2-)

7- 4

-0,0640,49

-0,28

Уровень III

36

0,3

2

6

                                                                                                                                                        

Вариант 2

 Вычислите:

Уровень I

ответ

(-3)

5

4 64

1

(7)

98

2

Уровень II

3

(-2)                             

44

при а =

3

-7

125 16-36

34

Уровень III

8

1,5

3

4

 +

0

Учащийся должен решить задания  своего уровня сложности. Если у него остается ещё время, то он может набирать дополнительные баллы,  решая задания другого уровня  сложности. Сильные учащиеся, прорешав задания менее сложного уровня, смогут помочь  своим товарищам из другой группы  в случае необходимости. (По просьбе учителя они выступают в роли консультантов).

Проверка теста с помощью инструмента « Шторка» интерактивной доски.

V этап урока (15 минут) 

Разноуровневый тест тематического контроля знаний  

«Обобщение понятия степени».

У доски учащиеся группы III записывают и подробно объясняют решение варианта 7 и 8

Во время выполнения работы учитель, если необходимо, помогает учащимся группы III выполнять задания и контролирует решение  задач на доске.

Учащиеся двух других групп и остальные учащиеся группы III решают в это время разноуровневый тест (1 и 2 вариант) 

           

VI этап урока (7 минут)

Обсуждение решений задач представленных на доске.

На доске учащиеся решали пять задач.  Учащиеся, выполнявшие задачи у доски, комментируют свои решения, а остальные вносят, при необходимости,  коррективы.

VII этап урока (5 минут)                                                                           Подведение итогов урока, комментарии по домашнему   заданию. Учитель еще раз обращает внимание, на те типы заданий и те теоретические факты, которые вспоминали на уроке, говорит о необходимости выучить их. Отмечает наиболее успешную работу на уроке отдельных учащихся.

1). Подсчет баллов   (слайд)

 Каждое задание самостоятельной работы и теста, если

оно выполнено верно, оценивается в 1 балл.

Не забудьте прибавить оценки-баллы учителя за урок…

2). Заполнение листа самоконтроля (слайд)

«5»   -   15 баллов

«4»   -   10 баллов  

«3»   -   7баллов                            <  7 баллов  

                                                       …мы надеемся, что ты очень старался,  

                                                         просто сегодня – не твой день!..

Решения  теста и самостоятельной работы учащиеся забирают с собой, чтобы дома сделать работу над ошибками, листы  самоконтроля сдают учителю. Учитель после урока анализирует их и выставляет оценки, докладывая о результатах анализа  на следующем уроке.

3).  Домашнее задание:

  • Работа над ошибками  в тестах.
  • Творческое задание для группы III: составить карточку с заданиями на применение свойств степеней для опроса на следующем уроке.
  • Выучить определение и свойства  п. 34 учебника.
  • Выполнить упражнения  № 430, 431, 437.

Приложения.

                               

                                Лист самоконтроля

Вопросы

 теории

Разноуровневая самостоятельная работа «Повышение вычислительной  культуры»

Работа на уроке (оценка учителя)

 Разноуровневый тест

«Обобщение понятия степени.»

Итог 

                               

                               

Разноуровневая самостоятельная работа    «Повышение вычислительной культуры»:                                                       

Вариант 1                                                      

Вычислите:

Уровень I

(-2)

273

(6)

Уровень II

(2-)

-0,0640,49

Уровень III

36

Вариант2

Вычислите:

Уровень I

(-3)

4 64

(7)

Уровень II

(-2)                             

при а =

125 16-36

Уровень III

 +

Разноуровневый тест   ( 1,2,7 и 8 варианты):

        

                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Нахождение площади»

Цель урока: провести диагностику усвоения стандартной системы знаний и умений каждого ученикана заключительном этапе изучения темы....

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение дробных рациональных уравнений».

Урок разработан для проведения разноуровневого обобщающего повторенияпо теме: «Решение дробных рациональных уравнений» в 9 классе, после очередной проверочной работы....

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Сложение и вычитание рациональных дробей».

Урок разработан для учащихся 9 класса. Тема выбрана на основании анализа результата краевой диагностической работы, которая выявила, что учащиеся не в полной мере усвоили эту тему....

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение систем линейных уравнений»

Урок проводится обобщенияповторения, и закрепления пробелов в 9х классов после диагностической работы...

Презентация урока разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение неравенств второй степени».

    Обобщить  теоретические  знания  по  темам: « Квадратичная  функция           и её свойства»...

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение тригонометрических уравнений».

Обобщение теоретических знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений", рассмотреть методы решения тригонометрических уравнений базового и повышенного уровня сложности. Дается разноуровневая са...

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: "Решение задач на проценты"

Цель: обобщить теоретические знания, используемые при решении задач на проценты, целые числа и дроби;организовать работу учащихся на уровне, соответствующем уровню уже сформированных знаний. Обор...