Конспект урока «Физические и химические явления»
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Урок могут использовать учителя химии, работающие по любой программе и по учебникам любых авторов, так как это классическая тема  курса химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.:  Ахрамович Наталья Михайловна

Предмет: химия

Название работы: разработка урока «Физические и химические явления» и презентация к уроку

Наименование ОУ: ГБОУ СОШ №450 Курортного района Санкт-Петербурга                            

8 класс

Тема: Физические и химические явления.

Цель урока: формирование химических компетенций учащихся посредством возможностей информационно – коммуникационной среды

Задачи урока:

Образовательные: формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью; формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека; способствовать усвоению понятий «физические явления»,  «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»

Воспитательные: воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; воспитание бережного отношения к своему здоровью

Развивающие: развивать познавательную активность; развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы; развивать навыки работы с компьютером

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый.

Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Оборудование к уроку: интерактивная доска; компьютер, проектор; презентация урока в программе Power Point. 

Химическое оборудование: свеча, ступка с пестиком, химические стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная.

Реактивы: мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

На столе зажженная свеча (слайд № 2)

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

…Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела

стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Учитель: мы с вами изучаем  науку «химия». Давайте вспомним ее определение.

(Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.)

Тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения».

Вопрос. Какие явления вы наблюдаете при горении? 

  • плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)
  • затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Вопрос. Как называются такие явления?

  • горение парафина (свет и выделение тепла).

Учитель записывает тему урока на доске (слайд № 3)Ученики  записывают в тетрадях. Число и тему урока «Физические и химические явления. Химические реакции».

Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления.

План урока: (слайд № 3 ).

  • Явления природы.
  • Сущность физических и химических явлений.
  • Значение физических и химических явлений.
  • Условия возникновения и протекания реакций.
  • Экзо- и эндотермические реакции.

  1.  Новый материал.

Мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства.  Вокруг нас  всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными?

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? 

Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также  идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ. 

Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев осенью, горение древесины, образование тумана, образование облаков, таяние льда, горение бумаги, скисание молока, плавление металла. (слайды № 4-8)

В природе нет веществ, которые не меняются. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать. Планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.

Любые изменения, которые происходят с телами называют явлениями. (пишут определение в тетрадь) (слайд № 9)

Учащиеся открывают учебник, находят стр.11 читают и записывают определения в тетрадь в виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется в виде постановке 2-х вопросов и ответов на них в паре.2мин

Различают два вида явлений в природе: физические и химические.

  • Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние и. При физическом явлении могут изменяться все  параметры или отдельно каждый из них.
  • Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. \

Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления. (слайды № 10-11)

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими (слайды № 12-13)

Техника безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами.

Полученные результаты  заносим в таблицу.

№ опыта

Название опыта

Результат

1

Растирание кусочка мела.

Физическое явление

2

Разрезание бумаги.

Физическое явление

3

Диффузия перманганата калия.

Физическое явление

4

Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.            

Химическое явление

5

Взаимодействие сульфата натрия с  раствором хлорида бария.

Химическое явление

Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное.                                                                                                            Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.

Опыт №2. Разрезание бумаги. Что наблюдаем? Какое явление?

Опыт №3. Диффузия перманганата калия. Что наблюдаем? Какое явление?

Опыт №4.    Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.            Что наблюдаем? Какое явление?                                                                                     Вывод: химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.

Опыт №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Что наблюдаем? Какое явление?                                                                                            Вывод: наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.                                

Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

Признаки химических реакций: (слайд № 14)

  • Изменение окраски;
  • Образование осадка;
  • Появление запаха;
  • Выделение газа;
  • Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).

Запись в тетрадь учащегося.

Учитель.  Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали? (Появление или поглощение теплоты).

Для его подтверждения  мы просмотрим видеофрагмент «Вулкан»(слайд № 15)

- Что мы наблюдали в ходе видеофрагмента?

- Дым, пламя огня, раскаленная лава.

Как называются эти реакции в химии,  вы узнаете из учебника.

Работа с учебником  (О.С. Габриелян.)

 Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь. 

Учитель. При каких условиях происходят химические реакции?

Условия протекания: (слайд № 16)

  • Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение).
  • Нагревание до определённой температуры:

А) необходимо для начала реакции.

Б) необходимо на протяжении всей реакции.

  • Действие электрическим током
  • Облучение светом

Учитель:

  • Какое значение имеют физические и химические явления?
  • Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)
  • Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.
  • Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

Установите соответствие: (слайды № 17-18)

Вариант 1.  Физические явления: _______

Вариант 2.  Химические явления: _______

  1. Морской прилив;
  2. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
  3. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
  4. Растворение сахара в воде;
  5. Появление ржавчины на железном гвозде;
  6. Золотую проволоку вытянули в нить;
  7. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
  8. Ледяная игрушка весной растаяла;
  9. Высыхание дождевых луж;
  10. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;

Ответы (Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями.)

Физические явления: 1, 3, 4, 6, 8, 9

Химические явления: 2,5, 7, 10

 Домашнее задание: §3. Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях. (слайд № 19)

Рефлексия. В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. (слайд № 19)

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось поделиться…

 Для закрепления знаний  посмотрим несколько видеоопытов. Слайды № 17 – 23

Интернетресурсы и литература:

                         

                        ,                                         

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Физические и химические явления"

Материал презентации позволяет наглядно показать физические и химические явления, которые сопровождают нас в природе и повседневной жизни....

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Урок "Физические и химические явления"

Разрабока включает  презентацию и конспект урока "Физические и химические явления". Тип данного  урока - формирование новых знаний и способов действий.  Цель: расширить представлен...

Урок Физические и химические явления

Урок содержит план-конспект и презентацию....

Урок "Физические и химические явления"

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков....

Технологическая карта по химии к уроку "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс Рудзитис, Фельдман...

Тема урока: Физические и химические явления.

Технологическая карта урокаПредмет: ХимияКласс: 8Тип урока: Изучение нового материалаУчебник: О.С. Габриеляна.                       ...