Урок Физические и химические явления
план-конспект урока по физике (8 класс)
Урок содержит план-конспект и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yavleniya_fizicheskie_i_himicheskie.rar | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Физические и химические явления
1. | ФИО | Гадальцева Елена Николаевна, Зябликова Тамара Ивановна |
2. | Место работы | МОУ ООШ п. Сазанье Сердобского района |
3. | Должность | учитель |
4. | Предмет | Физика, химия |
5. | Класс | 8 |
6. | Тема и номер урока в теме | «Физические и химические явления», урок № 1 |
7. | Базовый учебник | «Физика», 8 класс, А.В.Перышкин, «Химия», 8 класс, Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. |
- Цель урока: Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций, способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности, показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.
9. Задачи:
- обучающие: способствовать формированию умения наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; формированию умения проводить химический эксперимент; формировнию умения объяснять значение явлений в жизни природы и человека; способствовать усвоению понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».
- развивающие: способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся через выполнение лабораторных работ, совершенствованию умения учащихся наблюдать, фиксировать во время выполнения опытов, интерпретировать полученные данные в ходе опыта и обобщать результаты работы.
- воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предметам.
10. Тип урока: Комбинированный.
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
- Необходимое техническое оборудование: пробирки, спички, фарфоровая чашечка, штатив с кольцом, спиртовка, вода, мел, соляная кислота, раствор хлорида железа(III), раствор гидроксида натрия, уксус, пищевая сода, сахар, вода, парафин, уксусная кислота. Карточки с описанием экспериментальной работы.
I. Подготовка к усвоению нового материала (мотивация и формулировка цели урока).
Мы все с вами уже знаем, что химия, так же как и физика – это науки, которые изучают вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, а также идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.
Давайте посмотрим на рисунки природных явлений и дадим им объяснения.
Презентация слайд № 2-10. Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев и фруктов, образование тумана, горение древесины, таяние льда, горение бумаги, скисание молока, квашение капусты. Попробуйте объяснить, что происходит с веществами в результате этих явлений.
Задание № 1: Разделите эти явления на две группы и объясните, по какому признаку вы это сделали. (Происходит обсуждение вопроса, результат заносится в тетрадь). и записывается тема урока, ставятся цели на урок(Слайд №11).
II. Освоение нового материала:
Задание №2:
Перейдем к экспериментальной работе. Вы должны проделать работу и определить – относится ли это явление к физическому. С особой внимательностью выполните опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений сделайте вывод. Формулированию выводов – это очень важно на уроках химии и физики, для получения глубоких, прочных знаний. (Напомнить правила по технике безопасности).
Опыт 1. Плавание парафина. (Слайд №12)
Поместите в фарфоровую чашечку небольшой кусочек парафина и чашечку с парафином поместите в пламя. После расплавления парафина потушите пламя. Когда чашечка остынет, рассмотрите парафин. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?
Наблюдения. При нагревании парафина, он ________, переходит в ____________состояние.
Вывод: Это _____________явление.
Опыт 2. Испарение воды. (Слайд №13 )
Возьмите фарфоровую чашечку, налейте в нее немного воды, поместите чашечку в пламя.
Наблюдения: При нагревании вода закипела, при этом изменяется ее _________________
Вывод: Это _________________ явление.
На основании выполненных опытов, скажите, какое явление называется физическим? (Слайд №14)
Вывод:
Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в …, а обычно изменяется только агрегатное состояние или форма.
Опыт 3. «Растворение мела». (Слайд №15)
К белому кристаллическому веществу (мелу) добавим кислоту (соляную). Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?
При этом наблюдается бурное выделение _______________. Призрак превращения – выделение ….
Вывод. Это __________________________явление.
Почему это явление не относится к физическому? Потому, что образовалось новое газообразное вещество – углекислый газ.
Опыт 4. «Взаимодействие растворов». (Слайд №16)
Возьмите пробирку и прилейте в нее раствор желтого цвета (хлорида железа(III),) затем добавьте бесцветный раствор (гидроксид натрия). Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?
Наблюдения. К раствору ___________________цвета добавили _________раствор. Выпал _____________ цвета. Признак превращения выпадение ________________
Вывод: это___________________явление.
А теперь начнем самостоятельную экспериментальную работу. Выполните работу, определите какое это явление?
Эксперимент 1. «Взаимодействие растворов». (Слайд №17)
Уксус и пищевую соду используют в хлебопечении для улучшения качества выпечки. При добавлении в тесто этих веществ изделия становятся пышными, хорошо пропекаются. Добавьте к пищевой соде раствор уксусной кислоты. Определите признак, сопровождающий этот процесс. Запишите наблюдения. Какое это явление?
Наблюдения. При добавлении к пищевой соде раствора уксусной кислоты наблюдается бурное выделение ___________с шипением.
Вывод. Это _______________________явление.
Эксперимент 2. Растворение сахара. (Слайд №18)
Растворите сахар в воде. Наблюдайте, что происходит с сахаром. Запишите свои наблюдения. Какое это явление? Теряет ли свой вкус сахар? Остается ли сладким или нет?
Наблюдения. Сахар в воде __________свойства сахара (его сладкость)…
Вывод. Это ________________-явление.
Химические явления называются химическими реакциями. Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций. С признаками вы только что познакомились, выполняя предложенные опыты. Различают пять таких признаков. (Слайд №19)
Демонстрация еще одного опыта, для определения признака химических реакций.
- горение спиртовки
Обугливание сахара
III. Закрепление нового материала.
Обобщение темы урока: по таблице: «Признаки химических реакций».
Задание №4: В качестве проверки усвоения изученного материла, учащиеся работают с раздаточным материалом- карточками, выписывая номера правильных ответов в тетради, затем проверяем, сравниваем полученные результаты с ответами на слайде №20.
Физические и химические явления.
А) замерзание воды Б) горение серы В) разложение оксида ртути при нагревании Г) плавление металлов Д) горение свечи Е) сжижение воздуха Ж) горение природного газа
А) кипение воды Б) разложение воды электрическим током В) взаимодействие цинка с соляной кислотой Г) плавление металла Д) таяние снега Е) разложение угольной кислоты на углекислый газ и воду Ж) замерзание воды |
Ответы: 1. б,в,д,ж
- а, г, д, ж.
IV. Рефлексия в форме неоконченных фраз и вопросов.
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я научился …
Сегодня мне было интересно …
Мне не понравилось…
Ответьте на вопросы:
Что мне дал урок для жизни?
Чему я научился на уроке?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить учителя?
Пригодятся ли знания, полученные на уроке, для дальнейшей жизни?
V. Домашнее задание: конспект в тетради и выполнить тестовое задание (раздать каждому)
Тест: «Физические и химические явления»
- Установите соответствие:
Физические явления: _______
Химические явления: _______
- Вода в озере покрылась коркой льда;
- Появление ржавчины на железном гвозде;
- Золотую проволоку вытянули в нить;
- Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
- Ледяная игрушка весной растаяла;
- Высыхание дождевых луж;
- Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
- Морской прилив;
- Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
- Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Физические и химические явления"
Материал презентации позволяет наглядно показать физические и химические явления, которые сопровождают нас в природе и повседневной жизни....
Конспект урока «Физические и химические явления»
Урок могут использовать учителя химии, работающие по любой программе и по учебникам любых авторов, так как это классическая тема курса химии....
Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)
Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....
Урок "Физические и химические явления"
Разрабока включает презентацию и конспект урока "Физические и химические явления". Тип данного урока - формирование новых знаний и способов действий. Цель: расширить представлен...
Урок "Физические и химические явления"
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков....
Технологическая карта по химии к уроку "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс
Технологическая карта по химии к уроку "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс Рудзитис, Фельдман...
Тема урока: Физические и химические явления.
Технологическая карта урокаПредмет: ХимияКласс: 8Тип урока: Изучение нового материалаУчебник: О.С. Габриеляна. ...