Урок "Физические и химические явления"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 66 КБ |
prezentatsiya_fiz_i_him_yavleniya.ppt | 455 КБ |
rabochiy_list.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Физические и химические явления. Признаки и условия химических реакций».
Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся новых понятий в процессе осуществления опытов, способствовать развитию у учащихся умений наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Задачи урока:
Задачи обучения: в результате урока учащиеся узнают о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций, учатся классифицировать явления, происходящие с веществами в окружающем мире, повторяют правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Задачи развития: учащиеся учатся осуществлять наблюдения за опытами, анализировать, сравнивать, выделять их существенные признаки и обобщать.
Задачи воспитания: развитие коммуникативных умений в ходе выполнения лабораторных опытов в парах.
Тип урока: комбинированный урок с использованием элементов информационных технологий.
Методы: практические, частично поисковый.
Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа о явлениях, происходящих с веществами, проведение демонстрационных опытов, организация деятельности учащихся на всех этапах урока.
Организация деятельности учащихся: учащиеся слушают, наблюдают за изменениями, происходящими с веществами, анализируют, сравнивают, делают выводы, заполняют по ходу урока рабочий лист, проверяют усвоение новых понятий с помощью предлагаемых учителем заданий.
Средства обучения: компьютерная презентация, раздаточный материал (рабочий лист), демонстрационный и лабораторный эксперимент.
Основные понятия и термины урока: физические явления, химические явления, признаки химических реакций, условия протекания химических реакций.
Личностная значимость изучаемого для школьника: развитие общего кругозора о явлениях, происходящих с веществами в окружающем мире.
План урока:
1. Организационный этап.
Цель данного этапа: подготовить учащихся к работе уроке.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Мотивационно-ориентировочный этап.
Цель данного этапа: создать положительную мотивацию на изучение новой темы и обеспечить принятие учащимися целей и задач урока.
- Беседа о явлениях, происходящих с веществами в природе.
- Формулирование задач урока.
3. Операционно-исполнительский этап.
Цель данного этапа: через демонстрационный и лабораторный эксперимент, эвристическую беседу с учащимися, самостоятельную работу учащихся по заполнению рабочих листов обеспечить осмысленное восприятие знаний по изучаемой теме.
- Классификация явлений на физические и химические (демонстрационный эксперимент и эвристическая беседа).
- Признаки химических реакций (лабораторный и демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа).
- Условия протекания химических реакций (демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа)
4. Оценочно-рефлексивный этап.
Цель данного этапа: выявить уровень выполнения задач урока, определить качество усвоения учащимися знаний по изучаемой теме.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексивные задания.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Цель данного этапа: подготовить учащихся к работе уроке.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Мотивационно-ориентировочный этап.
Цель данного этапа: создать положительную мотивацию на изучение новой темы и обеспечить принятие учащимися целей и задач урока.
- Беседа о явлениях, происходящих с веществами в природе.
- Формулирование задач урока.
Вступительное слово учителя и беседа с учащимися:
На протяжении многих уроков мы изучаем науку химию. Вспомните и скажите, что такое химия?
О: ………….
Из веществ, как вы помните, состоят тела. С веществами и телами постоянно происходят изменения. Прочитайте высказывания и попробуйте сделать вывод, о каких изменениях с телами или веществами идет речь?
(слайд 1)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду…
(С. Есенин).
В черной темноте ночного леса
Желтеют ярко пламя языки.
И тишину лишь нарушают треском
Негромко шепчущие угольки.
О чем идет речь в первом четверостишии?
О:…….
О чем идет речь во втором высказывании?
О: …….
Попробуйте самостоятельно привести примеры изменений, происходящих с веществами? В помощь вам следующий слайд (слайд 2)
Формулирование задач урока:
Все изменения, происходящие с веществами, принято называть явлениями. Сегодня мы изучим, какие явления могут происходить с веществами, в чем их различие (слайд 3) Итак, тема урока: «Физические и химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций», она же обозначена в рабочих листах, которые вам предстоит заполнить, а также на доске. Попробуйте самостоятельно сформулировать задачи урока.
О:…….(обобщение учителя)
Итак, задачи урока (слайд 3):
- Изучить физические и химические явления;
- Научиться классифицировать явления;
- Рассмотреть признаки и условия протекания химических реакций.
Явления, которые искусственно осуществляются с целью их изучения, называются опытами. И сегодня на уроке мы будем проводить опыты для того, чтобы научиться их наблюдать и делать выводы.
3. Операционно-исполнительский этап.
Цель данного этапа: через демонстрационный и лабораторный эксперимент, эвристическую беседу с учащимися, самостоятельную работу учащихся по заполнению рабочих листов обеспечить осмысленное восприятие знаний по изучаемой теме.
- Классификация явлений на физические и химические (демонстрационный эксперимент и эвристическая беседа).
В ходе беседы вы назвали много явлений, происходящих с веществами, но все ли они одинаковы по своей сущности? Чтобы ответить на этот вопрос проведем 2 опыта и сравним увиденные явления.
Д-1 Измельчение куска сахара.
Вопросы учащимся по ходу опыта:
- Опишите физические свойства сахара.
О:………..
- Какие изменения произошли с сахаром после его измельчения?
О:………..
- Сохранились или изменились физические свойства сахара?
О:…………
- Образовалось ли новое вещество?
О:………..
А теперь давайте посмотрим, какие изменения произойдут с сахаром при нагревании.
Д-2 Нагревание сахара.
Вопросы учащимся:
- Как правильно нагревать пробирку?
О: …….
- Почему нужно нагревать именно так?
О:………
- Какие изменения происходят с сахаром в самом начале его нагревания?
О:…….
- Что изменяется у сахара?
О:………
- Происходит ли при плавлении сахара образование новых веществ?
О:…….
Явления, при которых не происходит образование новых веществ, получили название физических. Сделайте запись в рабочих листах.
А я продолжаю нагревать сахар. Посмотрим, какие изменения произошли с сахаром при его дальнейшем нагревании.
Вопросы учащимся:
- Какие изменения произошли с сахаром при его дальнейшем нагревании?
О:…….
- Что появилось на стенках пробирки?
О: …….
- Вода – это новое вещество?
О:…….
Явления, при которых, как в данном случае, происходит образование новых веществ, получили название химических или химические реакции. Сделайте запись в рабочих листах.
- По каким признакам мы судим об образовании новых веществ?
О:………
- При каких условиях произошло образование новых веществ?
О:………
Попробуйте дать определение, что такое физические и химические явления
О:…….
(обобщение учителя, слайд 4)
Запишем примеры явлений и наблюдения в рабочих листах (учитель на доске)
- Признаки химических реакций (лабораторный и демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа).
Теперь вы самостоятельно сможете провести опыты и определить, какое явление произошло с веществами.
Л.опыт-1 Выпадение осадка
Задание учащимся: Смешайте содержимое пробирок №1 и №2.
Вопросы учащимся:
- Какое явление наблюдаете? Почему?
О:……..
- По каким признакам определили, что происходит образование новых веществ?
О:………
- Какое условие необходимо, чтобы произошла данная химическая реакция?
О:……..
Сделайте запись о проделанном опыте в рабочих листах.
В быту с выпадением осадка мы встречаемся при скисании молока.
Л.опыт-2 Выделение газа
Задание учащимся: Смешайте содержимое пробирок №3 и №4.
Вопросы учащимся:
- Какое явление наблюдаете? Почему?
О:……..
- По каким признакам определили, что происходит образование новых веществ?
О:………
- Какое условие необходимо, чтобы произошла данная химическая реакция?
О:……..
Сделайте запись о проделанном опыте в рабочих листах.
В быту с выделением газа встречаемся при гашении соды уксусом при приготовлении выпечки.
Л.опыт-3 Горение древесины
Задание учащимся: зажгите спичку, через несколько секунд потушите.
Вопросы учащимся:
- Какое явление наблюдаете? Почему?
О:……..
- По каким признакам определили, что происходит образование новых веществ?
О:………
- Какое условие необходимо, чтобы произошла данная химическая реакция?
О:……..
Сделайте запись о проделанном опыте в рабочих листах.
Горение электрической лампочки сопровождается выделением тепла и света. Можно ли считать это явление химическим?
О:……
Давайте проанализируем полученные данные и попробуем сделать вывод о том, по каким признакам мы можем судить о том, произошла ли химическая реакция.
(слайд 5)
- Условия протекания химических реакций (демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа)
Проанализируем данные об условиях, необходимых для начала химической реакции.
(слайд 6)
4. Оценочно-рефлексивный этап.
Цель данного этапа: выявить уровень выполнения задач урока, определить качество усвоения учащимися знаний по изучаемой теме.
- Подведение итогов урока.
Вспомним явления, о которых мы говорили в начале урока, и попробуем классифицировать их на физические и химические.
(слайд 7)
Вопросы учащимся:
- Образование инея, какое это явление и почему?
- Образование тумана, какое это явление и почему?
- Ржавление, какое это явление и почему?
Вернемся к задачам урока, как вы считаете, выполнены ли они?
(беседа с учащимися с целью определения уровня достижения задач урока, сообщение домашнего задания)
А теперь каждый сможет проверить себя, как усвоена эта тема, для этого выполните тренировочное задание в рабочих листах.
- Рефлексивные задания.
Проверим, как вы справились с заданием.
(возможно, оценить учащихся, наиболее активно работавших на уроке)
На этом наш урок окончен, на уроках физики вы более подробно изучите физические явления, а на следующих уроках мы продолжим изучение химических реакций. Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДОЖДЬ РЖАВЧИНА ИНЕЙ ТУМАН ОГОНЬ
Тема урока: Физические и химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций. Задачи урока: Изучить физические и химические явления; Научиться классифицировать явления; Рассмотреть признаки и условия протекания химических реакций.
Явления ФИЗИЧЕСКИЕ не образуется новое вещество ХИМИЧЕСКИЕ (ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ) образуется новое вещество
Признаки химических реакций Изменение цвета Выделение газа Выпадение (растворение) осадка Выделение тепла Выделение света Изменение запаха
Условия протекания химических реакций Нагревание Перемешивание
ДОЖДЬ РЖАВЧИНА ИНЕЙ ТУМАН ОГОНЬ
Задачи урока: Изучить физические и химические явления; Научиться классифицировать явления; Рассмотреть признаки и условия протекания химических реакций.
Задание: определите о каком явлении физическом или химическом идет речь и поставьте соответствующую букву «Ф» или «Х» в рабочих листах. Испарение воды. Сгорание бензина в двигателе автомобиля. Таяние снега. Горение свечи. Ржавление гвоздя. Скисание молока. Горение электрической лампочки. Ф Х Ф Х Х Х Ф
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Тема урока: Физические и химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций.
Явления
Опыт (явление) | Признаки химических реакций (наблюдения) | Условия химических реакций |
Опыт (явление) | Наблюдения |
Задание: определите, о каком явлении физическом или химическом идет речь, и поставьте в таблицу соответствующую
букву «Ф» или «Х».
- Испарение воды.
- Сгорание бензина в двигателе автомобиля.
- Таяние снега.
- Горение свечи.
- Ржавление гвоздя.
- Скисание молока.
- Горение электрической лампочки.
Домашнее задание: устно – конспект, письменно – привести примеры физических и химических явлений (7-10)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физические и химические явления. Признаки химических реакций и условия их протекания
7 класс. Пропедевтический курс "Химия. Вводный курс" Конспекты двух уроков....
Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".
Цель данного урока - в игровой и незамысловатой форме повторить явления в химии и выяснить признаки химических реакций. Проведение урока требует небольшой подготовки, но результат того стоит. Ре...
Презентация Явления природы.Физические и химические явления.
Яркая презентация к уроку природоведения в 5 классе по теме " Явления природы.Физические и химические явления" поможет учителю работать по ФГОС второго поколения: определение и постановка темы и...
Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)
Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....
Контрольная работа по теме «Многообразие природных явлений», «Химические явления в живой и неживой природе»
котнтрольная работа...
Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС
Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...
технологическая карта урока химии в 8 классе по теме:«Физические и химические явления. Химические реакции»
Изучение нового материалаУчебник: Г.Е.Рудзитисцель: Изучить физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций....