Урок "Физические и химические явления"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc66 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_fiz_i_him_yavleniya.ppt455 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Физические и химические явления. Признаки и условия химических реакций».

Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся новых понятий в процессе осуществления опытов, способствовать развитию у учащихся умений наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Задачи урока:

Задачи обучения: в результате урока учащиеся узнают о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций, учатся классифицировать явления, происходящие с веществами в окружающем мире, повторяют правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Задачи развития: учащиеся учатся осуществлять наблюдения за опытами, анализировать, сравнивать, выделять их существенные признаки и обобщать.

Задачи воспитания: развитие коммуникативных умений в ходе выполнения лабораторных опытов в парах.

Тип урока: комбинированный урок с использованием элементов информационных технологий.

Методы: практические, частично поисковый.

Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа о явлениях, происходящих с веществами, проведение демонстрационных опытов, организация деятельности учащихся на всех этапах урока.

Организация деятельности учащихся: учащиеся слушают, наблюдают за изменениями, происходящими с веществами, анализируют, сравнивают, делают выводы, заполняют по ходу урока рабочий лист, проверяют усвоение новых понятий с помощью предлагаемых учителем заданий.

Средства обучения: компьютерная презентация, раздаточный материал (рабочий лист), демонстрационный и лабораторный эксперимент.

Основные понятия и термины урока: физические явления, химические явления, признаки химических реакций, условия протекания химических реакций.

Личностная значимость изучаемого для школьника: развитие общего кругозора о явлениях, происходящих с веществами в окружающем мире.

План урока:

1. Организационный этап.

Цель данного этапа: подготовить учащихся к работе уроке.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Мотивационно-ориентировочный этап.

Цель данного этапа: создать положительную мотивацию на изучение новой темы и обеспечить принятие учащимися целей и задач урока.

  • Беседа о явлениях, происходящих с веществами в природе.
  • Формулирование задач урока.

3. Операционно-исполнительский этап.

Цель данного этапа: через демонстрационный и лабораторный эксперимент, эвристическую беседу с учащимися, самостоятельную работу учащихся по заполнению рабочих листов обеспечить осмысленное восприятие знаний по изучаемой теме.

  • Классификация явлений на физические и химические (демонстрационный эксперимент и эвристическая беседа).
  • Признаки химических реакций (лабораторный и демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа).
  • Условия протекания химических реакций (демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа)

4. Оценочно-рефлексивный этап.

Цель данного этапа: выявить уровень выполнения задач урока, определить качество усвоения учащимися знаний по изучаемой теме.

  • Подведение итогов урока.
  • Рефлексивные задания.

Ход урока:

1. Организационный этап.

Цель данного этапа: подготовить учащихся к работе уроке.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Мотивационно-ориентировочный этап.

Цель данного этапа: создать положительную мотивацию на изучение новой темы и обеспечить принятие учащимися целей и задач урока.

  • Беседа о явлениях, происходящих с веществами в природе.
  • Формулирование задач урока.

Вступительное слово учителя и беседа с учащимися:

На протяжении многих уроков мы изучаем науку химию. Вспомните и скажите, что такое химия?

О: ………….

Из веществ, как вы помните, состоят тела. С веществами и телами постоянно происходят изменения. Прочитайте высказывания и попробуйте сделать вывод, о каких изменениях с телами или веществами идет речь? 

(слайд 1)

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду…

                               (С. Есенин).

В черной темноте ночного леса

Желтеют ярко пламя языки.

И тишину лишь нарушают треском

Негромко  шепчущие угольки.

О чем идет речь в первом четверостишии?

О:…….

О чем идет речь во втором высказывании?

О: …….

 Попробуйте самостоятельно привести примеры изменений, происходящих с веществами? В помощь вам следующий слайд (слайд 2)

Формулирование задач урока:

Все изменения, происходящие с веществами, принято называть явлениями. Сегодня мы изучим, какие явления могут происходить с веществами, в чем их различие (слайд 3) Итак, тема урока: «Физические и химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций», она же обозначена в рабочих листах, которые вам предстоит заполнить, а также на доске. Попробуйте самостоятельно сформулировать задачи урока.

О:…….(обобщение учителя)

Итак, задачи урока (слайд 3):

  1. Изучить физические и химические явления;
  2. Научиться классифицировать явления;
  3. Рассмотреть признаки и условия протекания химических реакций.

Явления, которые искусственно осуществляются с целью их изучения, называются опытами. И сегодня на уроке мы будем проводить опыты для того, чтобы научиться их наблюдать и делать выводы.

3. Операционно-исполнительский этап.

Цель данного этапа: через демонстрационный и лабораторный эксперимент, эвристическую беседу с учащимися, самостоятельную работу учащихся по заполнению рабочих листов обеспечить осмысленное восприятие знаний по изучаемой теме.

  • Классификация явлений на физические и химические (демонстрационный эксперимент и эвристическая беседа).

В ходе беседы вы назвали много явлений, происходящих с веществами, но все ли они одинаковы по своей сущности? Чтобы ответить на этот вопрос проведем 2 опыта и сравним увиденные явления.

Д-1 Измельчение куска сахара.

Вопросы учащимся по ходу опыта:

  1.  Опишите физические свойства сахара.

         О:………..

  1. Какие изменения произошли с сахаром после его измельчения?

        О:………..

  1. Сохранились или изменились физические свойства сахара?

        О:…………

  1. Образовалось ли новое вещество?

         О:………..

А теперь давайте посмотрим, какие изменения произойдут с сахаром при нагревании.

Д-2 Нагревание сахара.

Вопросы учащимся:

  1. Как правильно нагревать пробирку?

        О: …….

  1. Почему нужно нагревать именно так?

        О:………

  1. Какие изменения происходят с сахаром в самом начале его нагревания?

         О:…….

  1. Что изменяется у сахара?

         О:………

  1. Происходит ли при плавлении сахара образование новых веществ?

         О:…….

Явления, при которых не происходит образование новых веществ, получили название физических. Сделайте запись в рабочих листах.

А я продолжаю нагревать сахар. Посмотрим, какие изменения произошли с сахаром при его дальнейшем нагревании.

Вопросы учащимся:

  1. Какие изменения произошли с сахаром при его дальнейшем нагревании?

        О:…….

  1. Что появилось на стенках пробирки?

        О:  …….

  1. Вода – это новое вещество?

        О:…….

     

Явления, при которых, как в данном случае, происходит образование новых веществ, получили название химических или химические реакции. Сделайте запись в рабочих листах.

  1. По каким признакам мы судим об образовании новых веществ?

        О:………

  1. При каких условиях произошло образование новых веществ?

         О:………

Попробуйте дать определение, что такое физические и химические явления

        О:…….

(обобщение учителя, слайд 4)

Запишем примеры явлений и наблюдения в рабочих листах (учитель на доске)

  • Признаки химических реакций (лабораторный и демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа).

Теперь вы самостоятельно сможете провести опыты и определить, какое явление произошло с веществами.

Л.опыт-1 Выпадение осадка

Задание учащимся: Смешайте содержимое пробирок №1 и №2.

Вопросы учащимся:

  1. Какое явление наблюдаете? Почему?

О:……..

  1. По каким признакам определили, что происходит образование новых веществ?

О:………

  1. Какое условие необходимо, чтобы произошла данная химическая реакция?

         О:……..

Сделайте запись о проделанном опыте в рабочих листах.

В быту с выпадением осадка мы встречаемся при скисании молока.

Л.опыт-2 Выделение газа

Задание учащимся: Смешайте содержимое пробирок №3 и №4.

Вопросы учащимся:

  1. Какое явление наблюдаете? Почему?

О:……..

  1. По каким признакам определили, что происходит образование новых веществ?

О:………

  1. Какое условие необходимо, чтобы произошла данная химическая реакция?

         О:……..

Сделайте запись о проделанном опыте в рабочих листах.

В быту с выделением газа встречаемся при гашении соды уксусом при приготовлении выпечки.

Л.опыт-3 Горение древесины

Задание учащимся: зажгите спичку, через несколько секунд потушите.

Вопросы учащимся:

  1. Какое явление наблюдаете? Почему?

О:……..

  1. По каким признакам определили, что происходит образование новых веществ?

О:………

  1. Какое условие необходимо, чтобы произошла данная химическая реакция?

         О:……..

Сделайте запись о проделанном опыте в рабочих листах.

Горение электрической лампочки сопровождается выделением тепла и света. Можно ли считать это явление химическим?

О:……

Давайте проанализируем полученные данные и попробуем сделать вывод о том, по каким признакам мы можем судить о том, произошла ли химическая реакция.

(слайд 5)

  • Условия протекания химических реакций (демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа)

Проанализируем данные об условиях, необходимых для начала химической реакции.

(слайд 6)

4. Оценочно-рефлексивный этап.

Цель данного этапа: выявить уровень выполнения задач урока, определить качество усвоения учащимися знаний по изучаемой теме.

  • Подведение итогов урока.

Вспомним явления, о которых мы говорили в начале урока, и попробуем классифицировать их на физические и химические.

(слайд 7)

Вопросы учащимся:

  1. Образование инея,  какое это явление и почему?
  2. Образование тумана, какое это явление и почему?
  3. Ржавление, какое это явление и почему?

Вернемся к задачам урока, как вы считаете, выполнены ли они?

(беседа с учащимися с целью определения уровня достижения задач урока, сообщение домашнего задания)

А теперь каждый сможет проверить себя, как усвоена эта тема, для этого выполните тренировочное задание в рабочих листах.

  • Рефлексивные задания.

Проверим, как вы справились с заданием.

(возможно, оценить учащихся, наиболее активно работавших на уроке)

На этом наш урок окончен,  на уроках физики вы более подробно изучите физические явления, а на следующих уроках мы продолжим изучение химических реакций. Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду. Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду… В черной темноте ночного леса Желтеют ярко пламя языки. И тишину лишь нарушают треском Негромко шепчущие угольки.

Слайд 2

ДОЖДЬ РЖАВЧИНА ИНЕЙ ТУМАН ОГОНЬ

Слайд 3

Тема урока: Физические и химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций. Задачи урока: Изучить физические и химические явления; Научиться классифицировать явления; Рассмотреть признаки и условия протекания химических реакций.

Слайд 4

Явления ФИЗИЧЕСКИЕ не образуется новое вещество ХИМИЧЕСКИЕ (ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ) образуется новое вещество

Слайд 5

Признаки химических реакций Изменение цвета Выделение газа Выпадение (растворение) осадка Выделение тепла Выделение света Изменение запаха

Слайд 6

Условия протекания химических реакций Нагревание Перемешивание

Слайд 7

ДОЖДЬ РЖАВЧИНА ИНЕЙ ТУМАН ОГОНЬ

Слайд 8

Задачи урока: Изучить физические и химические явления; Научиться классифицировать явления; Рассмотреть признаки и условия протекания химических реакций.

Слайд 9

Задание: определите о каком явлении физическом или химическом идет речь и поставьте соответствующую букву «Ф» или «Х» в рабочих листах. Испарение воды. Сгорание бензина в двигателе автомобиля. Таяние снега. Горение свечи. Ржавление гвоздя. Скисание молока. Горение электрической лампочки. Ф Х Ф Х Х Х Ф



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Тема урока: Физические и химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций.

Явления

Опыт (явление)

Признаки химических реакций (наблюдения)

Условия химических реакций

Опыт (явление)

Наблюдения

                                                                               

Задание: определите, о каком явлении физическом или химическом идет речь, и поставьте в таблицу соответствующую

                 букву «Ф» или «Х». 

  1. Испарение воды.
  2. Сгорание бензина в двигателе автомобиля.
  3. Таяние снега.
  4. Горение свечи.
  5. Ржавление гвоздя.
  6. Скисание молока.
  7. Горение электрической лампочки.

Домашнее задание: устно – конспект, письменно – привести примеры физических и химических явлений (7-10)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физические и химические явления. Признаки химических реакций и условия их протекания

7 класс. Пропедевтический курс "Химия. Вводный курс"  Конспекты двух уроков....

Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".

Цель данного урока - в игровой и незамысловатой форме повторить явления в химии и выяснить признаки химических реакций. Проведение урока требует небольшой подготовки,  но результат того стоит. Ре...

Презентация Явления природы.Физические и химические явления.

Яркая презентация к уроку природоведения в 5 классе по теме " Явления природы.Физические и химические явления"  поможет учителю работать по ФГОС второго поколения: определение и постановка темы и...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...

технологическая карта урока химии в 8 классе по теме:«Физические и химические явления. Химические реакции»

Изучение нового материалаУчебник: Г.Е.Рудзитисцель: Изучить физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций....